Разрешение на добычу полезных ископаемых в казахстане

Разрешение на добычу полезных ископаемых в казахстане thumbnail

Способы предоставления права недропользования

Управлением индустриально-инновационного развития акимата Северо-Казахстанской области право недропользования предоставляется путем выдачи лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Заявление на выдачу лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых в установленной форме подается в Управление (скачать (ZIP 12 Kb)).

К заявлению прилагаются следующие документы:

– копии документов, подтверждающих сведения о заявителе;

– документы, содержащие сведения о территории запрашиваемого участка недр: картограмма расположения участка, выполненная в масштабе, обеспечивающем наглядность, обзорная (ситуационная) схема, топографическая карта поверхности;

– документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени заявителя при подаче заявления, если такое лицо назначено заявителем;

– проект плана горных работ, разработанный в соответствии со статьей 216 Кодекса «О недрах и недропользовании» и утвержденный недропользователем;

– проект плана ликвидации, разработанный в соответствии со статьей 217 Кодекса «О недрах и недропользовании» и утвержденный недропользователем;

– отчет об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых участка недр, который заявитель просит предоставить в пользование;

– отчет об исполнении лицензионных обязательств по участку разведки за отчетный период, предшествующий дате заявления, если заявление подается обладателем лицензии на разведку по исключительному праву и к моменту подачи заявления такой отчет в компетентный орган не представлен;

– документ, подтверждающий уплату платы за пользование земельными участками (арендных платежей) за текущий отчетный период по лицензии на разведку, если заявление подается обладателем лицензии на разведку по исключительному праву;

– соглашение о социально-экономической поддержке местного населения, предусмотренное подпунктом 1) пункта 3 статьи 25 Кодекса, если территория запрашиваемого участка недр полностью или частично относится к землям населенных пунктов и прилегающим к ним территориям на расстоянии одной тысячи метров (в случае добычи полезных ископаемых подземным способом);

– справка налогового органа об отсутствии у заявителя налоговой задолженности, превышающей шестикратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, выданная не ранее чем за десять календарных дней, предшествующих дате подачи заявления;

К заявлению дополнительно прилагается заключение государственной экспертизы отчета о результатах геологоразведочных работ, проводимой территориальным подразделением уполномоченного органа по изучению недр, подтверждающей отсутствие ресурсов или перспективы ресурсов твердых полезных ископаемых, не являющихся общераспространенным полезным ископаемым, на заявленном участке недр.

Копии документов, прилагаемых к заявлению, должны быть нотариально засвидетельствованы.

Порядок рассмотрения заявлений

Шаг 1. Заявление рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня его поступления и при отсутствии оснований для отказа в выдаче лицензии на добычу твердых полезных ископаемых направляет в МД «Севказнедра» заявление, прилагаемые к заявлению отчет об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых и документы, содержащие сведения о территории запрашиваемого участка недр.

Шаг 2. МД «Севказнедра» заносит сведения из отчета об оценке ресурсов и запасов твердых полезных ископаемых в единый кадастр государственного фонда недр и рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы на предмет наличия оснований для отказа в выдаче лицензии в течение десяти рабочих дней.

Если часть участка недр, указанного в заявлении, относится к участку недр, находящемуся в пользовании у другого лица по лицензии на использование пространства недр, на разведку или добычу твердых полезных ископаемых, МД «Севказнедра» уведомляет об этом заявителя и Управление. В уведомлении указываются координаты и площадь совмещенной территории и рекомендации о способах исключения данной территории из территории запрашиваемого участка недр. В течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления заявитель вправе отказаться от заявления или представить измененные сведения о запрашиваемом участке недр с учетом замечаний МД «Севказнедра».

Если границы запрашиваемого участка недр, обозначенные заявителем, не соответствуют требованиям статьи 209 Кодекса, МД «Севказнедра» уведомляет об этом заявителя и Управление. В уведомлении указываются выявленные несоответствия и рекомендации о способах их устранения. В течение двадцати рабочих дней со дня получения уведомления заявитель устраняет выявленные несоответствия, о чем уведомляет МД «Севказнедра» с приложением подтверждающих документов либо письменно направляет свое возражение. В течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления МД «Севказнедра» заново рассматривает вопрос о соответствии границ запрашиваемого участка недр требованиям статьи 209 Кодекса.

По итогам рассмотрения вопроса о соответствии границ запрашиваемого участка недр МД «Севказнедра» согласовывает данные границы либо отказывает в согласовании, о чем уведомляет Управление и заявителя.

МД «Севказнедра» отказывает в согласовании границ запрашиваемого участка недр в случае нарушения заявителем сроков представления измененных сведений о границах запрашиваемого участка недр, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае несогласия МД «Севказнедра» с границами запрашиваемого участка недр Управление отказывает заявителю в выдаче лицензии.

Шаг 3. В случае согласования с МД «Севказнедра» границ запрашиваемого участка недр Управление в течение трех рабочих дней направляет заявителю уведомление о необходимости согласования плана горных работ, проведения экспертизы плана ликвидации.

Шаг 4. Согласованные план горных работ и план ликвидации с положительными заключениями экспертизы должны быть представлены заявителем в Управление не позднее одного года со дня получения уведомления о необходимости согласования плана горных работ, проведения экспертизы плана ликвидации.

Шаг 5. Управление выдает заявителю лицензию на добычу общераспространенных полезных ископаемых не позднее пяти рабочих дней со дня представления положительных заключений государственных экспертиз.

В случае предоставления заявителю участка недр, расположенного в пределах земельного участка, принадлежащего или находящегося в пользовании у другого лица, недропользователь не вправе без согласия такого лица проводить операции на данном участке недр в пределах тридцати метров от самой нижней точки земной поверхности указанного земельного участка.

Источник

Разрешение на добычу полезных ископаемых в казахстане

Фото: pixabay.com/paulbr75

Кодекс, который объединил мировую практику предоставления права недропользования и управления недрами, стал нововведением и требует практических разъяснений. Хотя рано делать какие-либо выводы в отношении нового режима регулирования недропользования, сегодня уже представляется возможным осветить некоторые ключевые вопросы. В настоящей статье наши эксперты фокусируются на вопросах получения права недропользования на твёрдые полезные ископаемые и на углеводородное сырье.

С чего начать, если вы заинтересованы в получении участка недр

Наличие участка в программе

Одним из основных условий предоставления права недропользования является наличие участка недр в Программе управления государственным фондом недр. Программа содержит географические координаты территорий в виде блоков, в пределах которых могут предоставляться участки недр.

Если участок недр уже включён в программу, заявителю необходимо обратиться в компетентный орган с заявлением об инициировании проведения аукциона для участка с углеводородным сырьём (УВС), а для участка с твёрдыми и общими полезными ископаемыми (ТПИ и ОПИ соответственно) – обратиться в компетентный орган с заявлением о выдаче лицензии на разведку и (или) добычу. Компетентными органами являются: для УВС – Министерство энергетики, для ТПИ – Министерство индустрии и инфраструктурного развития, для ОПИ – акиматы областей. (УВС – сырая нефть, газовый конденсат, природный и попутный газ; ТПИ – все металлы, руды чёрных, цветных и редких металлов и т.д.; ОПИ – полезные ископаемые, используемые в естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой в строительных и иных хозяйственных целях и имеющие широкое распространение в недрах.)

Если участок недр не включён в программу, то заявителю необходимо инициировать процедуру включения. В настоящее время включение в программу участков по УВС, ТПИ и ОПИ осуществляется только Министерством индустрии и инфраструктурного развития по мере поступления заявок от акиматов областей либо Министерства энергетики, в зависимости от вида полезного ископаемого.

При этом такой процесс увеличивает срок включения участка в программу, требуя улучшения взаимодействия между компетентными органами.

После утверждения программы в неё было внесено два изменения в части включения участков недр. Процедура включения участков недр в программу ещё не в полной мере нашла свое отражение на законодательном уровне. Остаются открытыми такие вопросы, как периодичность и сроки включения участков в программу в зависимости от вида полезных ископаемых.

Доступ к геологической информации

Предварительная геологическая информация об участке недр является одним из основных критериев для инвестора при принятии решения.

Кодекс обеспечивает открытый доступ к геологической информации в сфере недропользования, за исключением геологической информации, признаваемой конфиденциальной или секретной.  К геологической информации относятся геологические отчёты, отчёты о результатах геологоразведочных работ, отчёты об оценке ресурсов и запасов полезных ископаемых, а также информация, полученная в результате обработки, анализа и обобщения первичной информации.

Таким образом, инвесторам предоставляется возможность безвозмездно ознакомиться с общей частью геологического отчёта для определения необходимости получения копии полного геологического отчёта.

Национальным оператором по сбору, хранению, обработке и предоставлению геологической информации является ТОО «Республиканский центр геологической информации «Казгеоинформ», которое на основе заявки заинтересованного лица обеспечивает доступ к открытой геологической информации. С общей информацией по участкам недр можно ознакомиться через интерактивную карту в интернете. В настоящее время карта работает в пилотном режиме и всё ещё находится на стадии доработки. Для совершенствования работы интерактивной карты необходимо улучшить уровень доступности информации на английском языке для получения информации иностранными инвесторами.

Какова процедура получения права недропользования

Блочная система – нововведение отрасли

Важно отметить, что кодексом внедрена «блочная система» при предоставлении права недропользования, которая кардинально отличается от прежней системы определения участков по координатам угловых точек. При этом заявители могут столкнуться с риском несоответствия заявленных координат участка недр с координатами блоков в программе, что может привести отказу со стороны компетентных органов во включении участка недр в программу или в предоставлении права недропользования.

Процедура получения права недропользования по ТПИ

Следующем шагом является получение права недропользования. Права недропользования могут получить физические и юридические лица, включая иностранных лиц. Согласно сложившейся практике первоначально инвестор получает участок недр на проведение разведки, и в случае успешного коммерческого обнаружения получает исключительное право на добычу полезных ископаемых.

Кодекс чётко регламентирует требования, предъявляемые к заявителю для получения права недропользования, а также порядок рассмотрения и отказа в предоставлении права недропользования.

В отношении ТПИ и ОПИ кодексом установлен порядок предоставления права недропользования на условиях «первый пришёл – первый получил».

Основным условием для заявителя на условиях «первый пришёл – первый получил», помимо прочего, является наличие финансовых и профессиональных возможностей для осуществления недропользования. Финансовые возможности заявителя могут быть подтверждены одним из следующих документов: выпиской из банковского счёта, копией договора займа; финансовой отчётностью с установленными требованиями в отношении размера активов заявителя; письмом рейтингового агентства. Для оценки финансовой возможности используется рейтинг по шкале агентства Standard & Poor’s или другого международного рейтингового агентства или рейтинг аналогичного уровня рейтинговых агентств, осуществляющих деятельность в Казахстане.

Согласно публично доступной информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития на сегодняшний день на условиях «первый пришёл – первый получил» поступило около 200 заявлений на предоставление права недропользования по ТПИ. По 42 заявлениям из списка уже предоставлены лицензии на разведку ТПИ.

Кодексом установлен ряд случаев, когда к ТПИ должен применяться аукцион. Например, если один и тот же блок (блоки) включен(-ы) в несколько заявлений (впервые включаемых в программу), по которым не принято решение об отказе в выдаче лицензии, по данному блоку (блокам) среди заявителей проводится аукцион.

Аукцион проводится по английскому методу. Аукционист объявляет участника, предложившего наиболее высокий размер подписного бонуса.

Процедура получения права недропользования по УВС

В отношении УВС ситуация обстоит иначе. С 1 января 2020 аукцион на предоставление права недропользования по УВС будет проводиться с использованием интернет-ресурса уполномоченного органа в области УВС. Сейчас аукцион проводится в открытой форме посредством объявления участниками аукциона своих предложений по величине размера подписного бонуса, начиная со стартового размера подписного бонуса, указанного в извещении о проведении аукциона.

Участников процесса, безусловно, волнуют риски, связанные с возможными спекуляциями во время аукциона. Например, необходимы ли гарантии на аукционе для первых заявителей, которые включили перспективный участок недр в программу? Как избежать «искусственного» завышения ставок, которое могут организовать лица, не имеющие цели получить право недропользования, но имеющие не совсем добросовестные намерения?

Кодекс не содержит мер ответственности для недобросовестных участников аукциона. Кодекс содержит лишь право отказа компетентного органа в приёме заявления на участие в аукционе, если заявитель ранее был определен победителем аукциона по УВС, но не уплатил подписной бонус, что, по нашему мнению, может быть несоизмеримо экономическим потерям государства и других добросовестных заявителей.

Применимость положения статьи 178 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов в отношении аукциона в рамках кодекса носит неоднозначный характер.

Компетентным органом с даты вступления кодекса в силу ещё не проводился аукцион на предоставление права недропользования по УВС по новому формату. Следовательно, ожидаем, что названные риски могут быть учтены во время первого аукциона или после проведения аукциона.

Важно отметить, что кодекс сохранил ранее принятый подход в отношении предоставления права недропользования по УВС национальной компании АО «НК «КазМунайГаз» на основе прямых переговоров, но с оговорками в части запрета на отчуждение до двух лет. Следовательно, для потенциальных инвесторов предусмотрена возможность получения права недропользования на УВС в качестве стратегического партнёра АО «НК «КазМунайГаз».

Оформление права недропользования

Кодекс существенно сократил сроки предоставления права недропользования, а также его оформления лицензией или контрактом. Срок оформления лицензии на ТПИ сократился до одного месяца, а на УВС – до трёх месяцев. Необходимо подчеркнуть, что оформление – это процедура получения готового документа при условии наличия всех необходимых согласований. Исходя из статистики, мы видим, что количество выданных лицензий на недропользование по новому режиму сравнительно невелико. Наличие утверждённых проектных документов не будет являться одним из условий для выдачи лицензии или заключения контракта на недропользование, что существенно облегчает процедуру предоставления права недропользования и является положительным нововведением. Подготовка проектных документов будет осуществляться после оформления права недропользования.

Вместе с тем новым инвесторам важно помнить следующие обязательства недропользователя в отношении:

  • доли местного содержания в работах, услугах (не менее 50% от общего объёма приобретённых работ в течение календарного года) и кадрах;
  • финансирования обучения казахстанских кадров в период добычи;
  • расходов на научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Казахстана в период добычи;
  • расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в период добычи.

При этом возможны административные барьеры, связанные с получением необходимой информации при согласовании лицензии или контракта со стороны компетентных и уполномоченных органов. Для улучшения взаимодействия между участниками рынка, по нашему мнению, целесообразно организовать специально оборудованный фронт-офис для приёма обращений инвесторов в офисах государственных органов на примере Центра обслуживания инвесторов. Это позволило бы уменьшить количество письменных обращений, избежать недопонимания в технических и юридических вопросах, а также способствовало бы улучшению имиджа открытости государственных органов.

В рамках кодекса, безусловно, существует ряд других вопросов, которые интересуют недропользователей, такие как преимущества и особенности перехода со старого контрактного режима на новые условия кодекса, вопросы передачи прав недропользования. Данные вопросы найдут свое отражение в практических комментариях, которые в дальнейшем будут подготовлены нашей командой.

Елена Рыжкова, директор департамента налоговых и юридических услуг PwC

Канат Казбаев, председатель Союза недропользателей Казахстана

Багдат Кужатов, юрист-консультант департамента налоговых и юридических услуг PwC

Разрешение на добычу полезных ископаемых в казахстане: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Источник