Разработки занятий для 3 класса полезные привычки
Занятие по программе превентивного обучения «Полезные привычки», 3 класс
Тема: Принятие решений. Я становлюсь увереннее
Цель: способствовать преодолению учениками неуверенности в себе
Задачи: выяснить возможные причины неуверенности в себе;
обсудить способы преодоления неуверенности в поведении.
Оборудование: рабочие тетради учащихся, цветные карандаши.
Подготовка помещения к началу урока: стулья расставляются по кругу, для каждой группы готовится отдельное рабочее место.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие
а) Игра-приветствие.
Я рада приветствовать вас, видеть ваши добрые улыбки и верю, что у нас все получится. Наши занятия называются «Полезные привычки». Давайте вспомним, о чем мы говорили на этих занятиях.
(учимся лучше понимать себя, общаться, взаимодействовать, принимать правилдьное решение)
- Энергизатор «Комплимент».
Сейчас мы поиграем в игру «Комплименты». А что такое комплимент? (добрые, приятные слова)
Скажите, пожалуйста, комплимент своему соседу.
– Как чувствовали себя, когда выполняли это задание? (не очень уверенно, стеснялись)
– Как говорили комплименты? (некоторые громко, четко, а другие тихо и неуверенно)
- Работа по теме занятия
а) Определение темы и цели занятия.
Сегодня наше занятие посвящено неуверенности в себе и тому, как её преодолевать.
Тема занятия (записана на доске) Я становлюсь увереннее
б) Ролевое моделирование
Сейчас я предлагаю Маше прочитать стихотворение К.Бальмонта «Гномы»
На лугу большие кучи
Свежевырытой земли.
Лето. Жарко. Полдень жгучий.
Дым стоит вдали.
Кто здесь рылся? Может гномы
Всей смешной толпой своей
Строят нижние хоромы
Для своих царей?
Города во тьме возводят,
Строят замки под землёй,
И, уродливые ходят
Под моей ногой?
Зажигают вырезные
Лампы в царстве темноты?
Нет, ошибся. То – слепые
Чёрные кроты.
– Как можно назвать поведение Маши во время чтения? (неуверенное)
Почему вы решили, что поведение было неуверенным? (она читала тихо, не выразительно, запиналась)
в) «Мозговой штурм» (3 мин.) – работа в группах
Задание группе 1: сформулировать поведение неуверенного в себе человека;
Задание группе 2: сформулировать поведение уверенного в себе человека
- Подумайте и через 3 минуты расскажите нам, как, по-вашему, ведет себя уверенный (неуверенный) в себе человек?
Детям предлагаются вопросы для обсуждения:
- Как держится такой человек: прямо или сутулится? (Запись на доске: сутулится)
- Как он говорит: тихо, или громко? четко, внятно или невнятно?
- Какой у него взгляд: смотрит прямо или опускает глаза, смотрит в сторону или бегающий взгляд?
- Какое у него поведение: уверенное или неуверенное, суетливое?
На доске во время ответов детей появляется запись:
Неуверенный в себе человек
- сутулится;
- говорит тихо, невнятно;
- опускает глаза;
- поведение неуверенное, суетливое.
Уверенный в себе человек
- держится прямо;
- говорит громко, четко;
- смотрит прямо;
- ведет себя уверенно
г) Работа в тетради (стр. 24-25)
Задание: закончить предложения.
Желающим детям предлагаю прочитать свои предложения.
Вывод: бывают разные ситуации, когда люди испытывают неуверенность в себе. Что же может быть причиной неуверенности в себе? Неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанным. Все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их.
- Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Объясните, как вы понимаете эту поговорку.
- Вспомните случай из жизни нашего класса, к которому можно применить эту поговорку.
- Иногда причиной неуверенности в себе может быть физический недостаток или некрасивая внешность.
- В истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов, например, полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир – хромым. В конце жизни Бетховен перестал слышать, но продолжал писать музыку и др.
- Упражнение «Советы неуверенным»
- Ребята, молча подумайте, кто из вас недоволен своей внешностью и чем именно?
- Дайте совет, чтобы он(а) почувствовали себя уверенным в своей неповторимой красоте.
- Как вы думаете, что же на самом деле делает человека привлекательным и красивым? (Опрятность, доброжелательность, помощь людям и др.)
- Самостоятельная работа
Задание № 17 в ТПО, стр. 27
Рассмотрите рисунки и скажите, что помогает развивать уверенность в себе? (рис. 1-7)
Ситуации на стр.27 – задание по колонкам: 1 колонка – 1 ситуация, 2 колонка – 2 ситуация, 3 колонка – 3 ситуация. Для каждой ситуации выбрать свои действия и свойства из предложенного списка.
Вывод: как тренировать уверенность в себе (со стр. 28 – поместить на доску)
Задание № 16 в ТПО, стр. 26.
Самодиагностика учащихся (лесенка)
6. А сейчас я предлагаю вернуться к стихотворению, которое мы слушали в начале урока. И предлагаю прочитать его Насте (Настя знакомилась со стихотворением заранее). Оцените чтение с точки зрения уверенности.
7. Энергизатор: Игра «Я прошу вас…»
Если я свою просьбу начинаю со слов: «Я прошу вас …. », то вы её выполняете. Если к заданию я не прибавлю эту фразу, выполнять его не надо.
– я прошу вас улыбнуться друг другу
– я прошу вас улыбнуться гостям
– попрыгайте на месте
– я прошу вас потянитесь
– присядьте 5 раз
– я прошу вас присаживайтесь на места.
Спасибо.
- Подведение итогов занятия
Учитель предлагает каждому сказать, что сегодня на уроке ему больше понравилось, меньше понравилось.
Закончить предложение: На уроке я узнал(а)… Клоуны… (дорисовать рот).
Приложение
- Как держится такой человек?
- Как он говорит?
- Какой у него взгляд?
- Какое у него поведение?
Классный час: «Никто не заботится о тебе
лучше, чем ты сам».
Тема : «Полезные и вредные привычки»
Цель: 1) ответить на вопрос что такое привычки ;
2)узнать, на какие группы делятся привычки;
3)определить, как влияют привычки на человека .
Энергизатор «Я себя люблю»
Учитель начинает с себя, держит в руках мяч: «Я себя люблю, потому что я…(продолжает фразу)». Передает мяч другому участнику, который делает тоже самое и т.д.
Сообщение темы
На доске рассыпались буквы. Соберите их, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Тема нашего занятия ПРИВЫЧКИ
Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.
Ответить на ? что такое … ; (привычка)
Узнать, на какие … … привычки; (группы делятся)
определить, как влияют … на … . (привычки, человек).
Мозговой штурм.
Правила: – нельзя повторяться;
– не критикуй;
– чем больше идей, тем лучше.
А кто знает, что такое привычка? ( это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так )
Какие привычки есть у вас? У меня есть привычка …(пример учителя).
Работа над группами привычек.
А сейчас мы определим на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.
Послушайте 2 отрывка : (чтение ученика)
И. Демьянов. « Коля, маленький лентяй,
За собою убирай!
У тебя ленивы руки:
Под столом ремень и брюки.
На полу рубашка,
Николай – неряшка!»
О каких привычках Коли рассказывает автор? ( о лени и неряшливости). Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки ? ВРЕДНЫЕ
Послушайте ещё один отрывок:
А. Усатова « Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки,
Как же маме мне помочь?
Постирать платочки?
Мыло пениться в корыте-
Я стираю, посмотрите!»
А в этом отрывке о каких привычках мальчика идёт речь? Так как можно назвать такие привычки? ПОЛЕЗНЫЕ.
У каждого человека есть привычки . Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.
Перед вами карточки. На них написаны привычки. Опираясь на тему занятия разложите их на группы..
постоянно жевать жвачку
Обманывать
Умываться каждое утро
Чистить зубы
Грызть ногти, карандаш, ручку
Класть вещи на место
Делать зарядку
Опаздывать
Говорить правду
Лениться
Убирать за собой игрушки, учебники
Помогать родителям
Драться
Выполнять режим дня
Учить уроки
Кричать
Мыть руки перед едой
Бросать мусор где попало
Обсуждение и проверка выполнения задания.
Вывод: что такое вредные привычки?( приносят вред) Почему они плохие?( делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )
Что такое полезные привычки? ( приносят пользу) Почему они полезные? ( делают человека … )
Работа в группах.
А сейчас давайте определим, какими привычками обладали герои следующих стихотворных строк: прочитайте их и попробуйте догадаться о полезных или вредных привычках идёт речь.( работа в группах)
I группа :
В. Лившиц « Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет-
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно,
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
Вредные привычки: (не умывался, был грязнулей, неряхой, не уважал труд других людей)
какую привычку необходимо приобрести мальчику? ( аккуратность)
II группа:
сказка Сухомлинского «Лентяй и Солнце»
– солнышко, передвинься, пожалуйста, немного в сторону, мне жарко.
Солнце рассмеялось:
– разве мыслимое дело, чтобы солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?
– Лентяй рассердился и закричал:
-значит, ты не хочешь передвинуться?
– не хочу!- ответило Солнце.
-ах так!?- сказал Лентяй.- тогда я назло тебе буду лежать здесь.
Вредные привычки: ( лениться)
На какую привычку необходимо поменять лень? Трудолюбие
III группа:
С. Маршак «Про художников и художниц»
Что за художники
Или художницы
В школу приносят
Ножи или ножницы
И вырезают
На парте узор?
Этим художникам –
Стыд и позор!
Стыд и позор Пустякову Василию:
Он нацарапал
на парте фамилию,
чтобы ребята
во веки веков
знали:
сидел Пустяков!
Вредная привычка : … полезная привычка: бережное отношение к труду других людей
IV группа:
А. Усатова « Почему я не болею?
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень.
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день!»
Полезная привычка: Беречь своё здоровье
Мы прочитали и поговорили о разных привычках. Как вы думаете, а вам – ученикам эти привычки нужны?
Каким они сделают ученика?
Аккуратность
Трудолюбие на доску
Забота о своём здоровье
Бережное отношение к труду других людей.
Рефлексия
Ну а чтобы проверить чему вы сегодня научились, я предлагаю каждому взять карточку, на которой написана полезная или вредная привычка и прикрепить к соответствующей картинке:
болото дерево
Вывод: наши привычки формируем мы сами. Нужно избавляться от вредных привычек и приобретать полезные. Какие привычки человек посеял и вырастил в себе, такие плоды и будет пожинать всю жизнь.
«Что посеешь, то и пожнёшь».
МБОУ Слизневская ОШ
Классный час:
“Никтонезаботится
о тебе лучше, чем ты сам.
Полезные и вредные
привычки”
Классный руководитель :
Гурлова Н.Г.
2015 г.
Классный час «Здоровые и вредные привычки»
Цель: формирование у обучающихся представлений о здоровых и вредных привычках.
Задачи:
· выделить «вредные» привычки и рассмотреть их влияние на человека и его окружение;
· формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
· развивать навыки связной речи, умение доказывать свою точку зрения;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.
· воспитывать умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки;
· воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Оборудование: шары, карточки, иллюстрации.
Ход мероприятия
Организационный момент.
– Добрый день, ребята! Мне приятно видеть вас всех доброжелательными, веселыми, красивыми.
2. Подготовительная беседа.
– Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.
– А какого человека можно назвать здоровым? (Ответы детей).
– У каждого человека появляется привычка.
– Как вы считаете, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).
– Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные).
– Какие полезные привычки вы знаете? (Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем и т. д.)
– Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания и т. п.).
– Чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложней, это требует от человека проявления твёрдости и силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение) причиняют вред не только здоровью, но и окружающих его людей.
3. Основная часть.
– Разделите привычки на две группы: помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; закаляться; складывать на место учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания; принимать душ, умываться. (Дети делят на 2 группы).
– Сейчас мы поговорим с вами о хороших, полезных привычках более подробно.
Полезные привычки
1.Хорошая привычка – дружить с водой. (На доске карточка).
Наша кожа покрыта мельчайшими отверстиями – порами. Одни из них впитывают кислород из воздуха, другие – выделяют жир, смягчающий кожу, третьи – пот, а вместе с ним и скапливающиеся в организме вредные вещества. Пыль и пот забивают поры нашей кожи. От этого кожа становится вялой, она хуже защищает организм от заразных микробов. Поэтому, необходимо приучить себя, чтобы это вошло в привычку:
– мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать;
– когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей;
– каждый день перед сном мыть ноги;
– принимать горячий душ или ходить в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
– О какой полезной привычке мы говорили?
(Полезная привычка – мыть тело, умываться, мыть руки перед едой, после туалета).
2.Хорошая привычка – чистить зубы.
– Какие зубы лучше – здоровые или больные? Почему?
Здоровые зубы очень хорошо справляются со своей работой – пережёвыванием пищи. Больные зубы делают это гораздо хуже, а плохо пережёванная пища и переваривается с трудом. Также больные зубы источники заболеваний. Здоровые зубы помогают правильной речи, украшают лицо человека.
– Как же сохранить зубы здоровыми? (Зубы надо чистить с наружной и внутренней стороны, пользоваться только своей щёткой, не грызите твёрдые предметы, не ковыряйте острыми предметами в зубах, после еды надо полоскать рот, 2 раза в год посещайте врача).
Полезная привычка – чистить зубы утром и вечером.
3.Полезная привычка – закаливание организма.
– А для чего надо закаляться? Как можно закаляться? А кто уже закаливал свой организм и может с нами поделиться опытом?
Успешным закаливание может быть только при соблюдении определённых правил.
1.Закаливание следует проводить систематически.
2.Постепенность.
Вставайте в одно и тоже время. При открытой форточке надо сделать зарядку. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания, как более доступного способа закаливания во все времена года. Через месяц можно перейти и к более сильной процедуре – обливанию или душу.
– А ещё с помощью чего можно закаливать свой организм?
Занимайтесь лёгкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках и лыжах, и ваши мускулы будут упруги и крепки. Летом старайтесь быть больше на свежем воздухе – в лесу, у реки. Играйте в подвижные игры, ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья.
4.Хорошая привычка – соблюдать режим дня.
– Что такое режим дня? И для чего он нужен? (Это распределение времени дня для дел и отдыха, чтобы хорошо учиться, меньше уставать, быть добрым, расти сильным и здоровым человеком).
– Расскажите о своем режиме дня. (Ответы детей).
Вредные привычки.
– А сейчас, ребята, поговорим о вредных привычках.
– Вредных привычек очень много, ребята, это несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение, алкоголизм, игровая зависимость и т. д.
– А почему вы считаете, что это вредные привычки? Скажите, а какие из вредных привычек самые страшные? (алкоголь, курение). Почему? (они вредят нашему здоровью).
Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, у человека формируется тяга к привычному необдуманному действию. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить пиво, вино. Встречаются и те, которые пробуют наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее избавиться от опасной привычки.
Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается. (Показать иллюстрацию: состав сигареты).
Не менее вреден и алкоголь. От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
А вот наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
Среди молодёжи нередко существует представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.
4. Итог
Игра «Воздушные шарики».
– Сейчас я предлагаю поиграть в «Воздушные шарики». Представьте себе, что в одном из шариков собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а во втором – всё вредное, что мешает расти здоровым, приводит к болезням, заставляет волноваться. Напишем в одном шарике все полезные привычки, а во втором – вредные привычки. (Заслушать ответы).
– Что такое привычка?
– Какие бывают привычки?
– Как избавиться от вредных привычек, ребята?
5. Рефлексия.
(Дети получают по два листочка, на которых нарисованы воздушные шарики).
– Я предлагаю вам подумать и записать свои полезные и вредные привычки. (Дети пишут).
– Кто сколько записал полезных привычек? (Ответы детей).
– Избавиться от вредных и воспитать полезные можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него. Если есть правило, как воспитать полезную привычку, то есть и правило, как избавиться от вредной привычки. И правило это звучит так: «Решить раз и навсегда и не отступать!»
– Запишем этот девиз над хорошими привычками.
– Выберите те привычки, от которых вы хотите избавиться.
– А как избавляются от плохого? (Выбрасывают).
– Вот и сейчас с вами выбросим наши вредные привычки. (Скомкать и выкинуть).
– А какие привычки вы хотели бы воспитать в себе до конца учебного года?