Разработка урока полезные ископаемые и их виды

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;

  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержит в себе чай

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы.  Ресурсообеспеченность» – 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.

Оборудование урока:

  • карта «Полезные ископаемые мира»
  • компьютер, проектор, экран
  • УМК для учащихся:  учебник В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
  • Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
  • раздаточный материал для выполнения практической работы
  • настенная контурная карта

Программное обеспечение: Microsoft Power Point – презентация «Природные ресурсы мира».

Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.

Читайте также:  Образец проекта освоения лесов для разработки полезных ископаемых

 Задачи урока:

  1. Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
  2. Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
  3. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  4. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
  2. Изучение нового материала  и повторение изученного – 10 мин.
  3. Работа в группах – выполнение практической работы – 15 мин.
  4. Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 10 мин.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
  6. Домашнее задание – 3мин.

Ход урока.

I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами. Слайд №1-2.

Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.

II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств   природы. Это и тепло,  и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах  природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном  этапе развития общества – слайд №3.

С делением природных ресурсов можно  на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения  – слайд №4.

способа использования – слайд №5.

и наиболее распространенную  классификацию природных ресурсов по исчерпаемости – слайд №6.

2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Другой проблемой, связанной с  использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования – слад №7.

Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:

  • определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
  • определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.

3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства – слайд №8.

Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов.  В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.

Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX  с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.

Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.

В настоящее время  используется более 200 видов полезных ископаемых.

4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:

  • невозобновимость;
  • неравномерность размещения
  • возможность транспортировки на дальние расстояния;
  • возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом – слайд №9.

5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.

  • Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?

(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).

  • Назовите происхождение и места образования рудных  полезных ископаемых?

(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).

  • Назовите происхождение и места образования нерудных  полезных ископаемых?

(осадочного,  магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).

III. Работа в группах.
 Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам  минеральных природных ресурсов – слад№7.

Учащиеся  делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для  выполнения работы.

Карточка №1

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

США

445

1020

303

Китай

296

1240

1360

Россия

202

250

142

ЮАР

116

220

48

Австралия

116

280

21

ФРГ

106

250

82

Индия

78

330

1148

Украина

47

75

45

Великобритания

45

50

61

Казахстан

34

70

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Саудовская Аравия

43,1

450

28

Ирак

16,7

55

28

ОАЭ

16,2

120

5

Кувейт

15,7

105

2,5

Иран

14,9

185

66

Венесуэла

10,3

175

26

Мексика

8,5

170

110

Россия

6,7

300

142

Китай

4,0

160

1360

США

3,8

380

303

Читайте также:  Полезно ли перед сном пить кефир

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(трлн.м³)

Добыча

млрд.м³

Ресурсообес-печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

48,1

550

142

Иран

22,9

45

66

Нидерланды

1,9

70

16

ОАЭ

5,8

40

5

Саудовская Аравия

5,4

45

28

США

4,7

540

303

Венесуэла

84,1

30

26

Алжир

3,7

65

34

Канада

42,2

170

33

Норвегия

2,0

45

4,6

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.  

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-печенность в количестве лет

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

57,8

87

142

Украина

20,0

77

45

Бразилия

17,6

195

196

Австралия

16,0

168

21

США

15,9

63

303

Канада

11,7

35

33

Индия

11,5

75

1148

Китай

9,0

224

1360

Казахстан

8,0

16

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5

1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте – задания №6  (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).

2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.

3.Назовите  регионы размещения.

Бокситы

(тыс.т)

Медная руда

(тыс.т)

Алмазы

Золото

Австралия

Чили

Ботсвана

Китай

КНР

США

Австралия

Австралия

Бразилия

Россия

Россия

США

Индия

Перу

Конго

Россия

Гвинея

Индонезия

ЮАР

ЮАР

Ямайка

КНР

Ангола

Перу

Казахстан

Казахстан

Канада

Индонезия

Венесуэла

Мексика

Китай

Канада

Суринам

Замбия

Бразилия

Гана

Россия

Канада

Гана

Мексика

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.

  • Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
  • Какие  страны обладают разнообразным минеральным сырьем?

 (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)

  • Какие страны обеспечены преимущественно одним видом минерального сырья?

(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)

  • Какие страны бедны минеральным сырьем?

(Япония, Швейцария, Республика Корея).

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия учащихся.

Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается  более 100 млрд. тонн различного минерального сырья  и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.

  • Каковы проблемы использования минерального сырья?

(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).

  • Каковы возможные пути решения данной проблемы?

(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).

  • Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?

(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития  полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).  

  • Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
  • Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?

Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Для его выполнения необходимо сформировать  5 групп по 4-5 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.

  1. Земельные ресурсы.  Стр.29-32
  2. Ресурсы пресной воды. Стр.32-33
  3. Лесные ресурсы. Стр.33-35
  4.  Ресурсы Мирового океана. Стр.35-36
  5.  Рекреационные ресурсы. Стр.36-37

Список литературы:

  1. Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
  2. Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.
  4. Еженедельник «География»:  №3/2004; №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006;№1/2007; №2/2007.

Источник