Разработка урока что такое полезные ископаемые
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Полезные ископаемые”
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”(слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”(слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название
Состояние
Цвет
Основное свойство
Где используют
Нефть
Жидкое; легкая; маслянистая
коричневый
горючесть
топливо
Каменный уголь
Твердое; тяжелый
черный
горючесть
топливо
Гранит
Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый
прочность
строительство
Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод(слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.
Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»
Цели урока:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.
Задачи урока
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные: выявить свойства известняка, гранита, каменного угля и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир” для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);
коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;
иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
Ход урока
1.Создание ситуации успеха.
– Мы сегодня снова будем наблюдать,
выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Постановка проблемы на уроке
На доске ребус КЛАД (выходит картинка сундучка с кладом)
Появляется картинка
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
– Подумайте, что для вас клад?
– Запишите на стикерах слово, что для вас значит слово «КЛАД».
– Проговорите по кругу, начинает участник №1
– Давайте скажем, что для вас «КЛАД».
– В словаре Ожегова говорится, что клад – это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности. Это сундук с богатством и золотом.
– Я приготовила еще один сундук, там тоже лежит клад.
Появляется картинка
– Как вы думаете, что там может лежать?
– Посмотрите, там письмо. От кого оно может быть? (вытаскиваю письмо)
Нам пришло письмо. (проектная задача)
– Не простое письмо, а электронное. Внимание на доску.
(на доске картинки)
СИ-ФИНК-УАНДЕ
– Что ты видишь?
– Что ты об этом думаешь?
– Что тебе хотелось бы узнать?
– Кто такие шахтёры? (профессия людей)
– Чем занимаются? (занимающиеся добычей кладов из земли)
– Давайте, прочтём письмо:
Дорогие ребята!
Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый. Ребята как вы думаете для чего мы добываем эти клады. На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям.
шахтёры
– Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока? (клад нашей земли)
– Какова цель сегодняшнего урока? (ответить на вопрос шахтеров, и выяснить полезно ли это людям)
– Ребята поможем шахтёрам выяснить?
– Посмотрите во втором сундучке лежат клады, которые они добывают.
Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.
Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства
3. Нахождение выхода из проблемной ситуации
– Я предлагаю на сегодняшнем уроке побыть в роли корреспондентов, и узнать: почему эти камни, люди называют кладом? Учащийся по №3 подойдите ко мне. (выдергивают карточку с п/и, и получает разнос с заданием)
– Итак, наши корреспонденты отправляются в недра земли.
– На листе у вас план работы, согласно плану вы подготовите репортаж об одном п/и. В конце работы каждая команда на камеру расскажет свой репортаж.
1. Запишите название.
2. Выберите условное обозначение на карте.
3. Свойства (разглядите внимательно)
Следующие пункты вы заполните, после того как прочтете текст. Каждый возьмет карандаш и подчеркнёт только то, что относится к вашему п/и. После, примете единое решение и запишите в план.
– Даю время 8 минут.
4. Репортаж
– Если все задания выполнили по порядку, у вас получился репортаж.
– Внимание мои корреспонденты, у нас прямой эфир. Мы узнаем о полезных ископаемых.
Выходят корреспондент и оператор. (Корреспондент рассказывает, оператор снимает на камеру)
– Ребята, скажите, так полезны ли они людям?
– Если они полезны людям. как они называются? (полезными)
– Почему полезные? (люди научились применять их )
– Что такое “недра”?
Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.
– Скажите, что означает выражение “разработка недр”? Добыча полезных ископаемых.
– Почему ископаемыми? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.
Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
5. Проверка усвоенных знаний.
Вопросы теста:
1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды
а). песок б) глина в) гранит г) железная руда
2. Что хорошо пропускает воду?
а) глина б) кварц в) песок г) известняк
3.Что такое полезные ископаемые?
а) горные породы, которые добывают из недр Земли б) искусственные породы
в) водные источники
4. Как называется профессия людей, которые занимаются добычей полезных ископаемых из шахт?
а)географы б)шахтёры в) нефтяники г) рабочие
6. Итог урока.
– Мы узнали, что полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.
– Какая проблема стояла перед нами в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы с поставленной задачей на уроке?
– Что на уроке вас удивило?
– Какие открытия вы для себя сделали?
Оценочные листы!!!
Возьмите оценочные листы и заполните.
7. Рефлексия
– Тем, кто знает, для чего служит известняк, где используется нефть. Остались довольны своей работой на уроке берём зонтик и идём отдыхать на песок.
– Те, кто понял, что изготавливают из гранита, но не понял, где его добывают – берём зубки и отправляемся «грызть гранит науки».
– Тех, кто увяз, не понял, что такое нефть, что такое п/и – значит берем спасательный круг и мы будем его спасать.
Домашнее задание
- Подготовить репортаж о п/и добываемых в нашем крае.
- Найти информацию о том, что такое горный хрусталь и аметист.
- В учебнике с.70-73 пересказ
Дорогие ребята!
Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый. Ребята как вы думаете, для чего мы добываем эти клады? На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям?
Шахтёры
Оценочный лист____________________
| Оценочный лист____________________
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Оценочный лист____________________
| Оценочный лист____________________
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Оценочный лист____________________
| Оценочный лист____________________
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Оценочный лист____________________
| Оценочный лист____________________
|
План – конспект по теме: Полезные ископаемые.
Класс: 6
Учебник: География Домогацких Е.М.
Задачи:
Образовательные сформировать у учащихся представление:
– о полезных ископаемых;
Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.
Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.
Средства обучения:
атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.
Методы:
– проверки (прием устного опроса)
– устного изложения (прием объяснения, беседы)
– самостоятельной работы
Тип урока: комбинированный
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте поприветствуем Гостей. Садитесь.
II. Проверка домашнего задания
Вопросы учителя: А сейчас давайте вспомним, что мы уже изучили.
Ответьте на мои вопросы:
– какую оболочку Земли мы изучаем?
– а что же такое Литосфера? (твердая оболочка нашей Земли)
– каково строение литосферы? (состоит из земной коры и верхней мантии)
– Скажите из чего состоит Земная кора? ( из горных пород и минералов)
1) Что называют горными породами? 1) (Горными породами называют тела состоящие из нескольких минералов)
2) Что называют минералом? 2) (Тела имеющие однородный состав).
3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.
3) Магматические
– глубинные
Гранит, Габбро, Диорит
– излившиеся
Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.
2. Осадочные
– обломочные
Щебень, галька, гравий, песок, глина
– химические
– гипс, поваренная соль
3. метаморфические
Мрамор, кварцит, гнейс.
III. Изучение нового материала
– Как вы думаете, нужны ли горные породы и минералы человеку в его хозяйственной деятельности? (Нужны)
– Предположите, как могут называться минералы и горные породы, которые полезные человеку в хозяйственной деятельности? (полезные)-записать на доске это слово
– как люди их добывают? (выкапывают) записать на доске
– Попробуйте сформулировать тему нового урока.
Приступаем к изучению нового материала.
Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.
Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.
Задачи урока:
- узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.
- Выясним, что же называют полезными ископаемыми?
В составе горных пород и минералов есть породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.
-Ребята, что называют полезными ископаемыми?.
Запишем
Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми.
Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.
Однако полезные ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.
Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.
- Какие же бывают по происхождению полезные ископаемые
По происхождению полезные ископаемые, как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.
Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.
Запишем
По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:
1. магматическими
2. осадочными
3. метаморфическими
Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание.
Задание мы оформим в виде таблицы.
Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.
Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.
название ПИ | Происхождение ПИ | где используется человеком |
Это задание вы будете выполнять в парах. И поможет вам наш учебник. Откройте п. 11. Приступаем, у вас очень мало времени.
(Эта таблица должна быть выполнена у каждого ученика.)
Приступаем к выполнению задания.
Учитель следит за ходом выполнения задания и при необходимости помогает.
название полезных ископаемых | происхождение | где используется человеком |
Мрамор | метаморфическое | В скульптуре, в строительстве. |
Гранит | Магматическое | В строительстве |
Песчаник | Осадочное | В строительстве |
Известняк | осадочное | В металлургии, строительстве, химической промышленности |
Нефть | осадочное | Для производства бензина, реактивного топлива, керосина, дизельного топлива, мазута. |
Алмаз | магматическое | Используется для производства ювелирных изделий. |
Итак, Где же использует человек полезные ископаемые | ||
Итак, всё то, что окружает нас, что создано руками человека, подарила нам наша планета.
Двигатель машины работает на бензине, получаемом из ______ нефти.
Дом построен из кирпича, который изготовили ______ из глины, а чем дом можно отделать? ______ мрамором или гранитом.
Вы включаете плиту, чтобы разогреть обед с помощью_______ природного газа.
Так же из полезных ископаемых изготавливают ювелирные изделия, ____ из золота, серебра. Дополняют золотые ювелирные изделия драгоценными камнями, отполированный _____ алмаз называют бриллиантом.
Транспорт он тоже сделан из полезных ископаемых – ____ из руд. (Если в состав горной породы входят металлы, то ее называют рудой.)
А как добывают полезные ископаемые?
Кто знает, как называется крупное скопление полезных ископаемых в земной коре? (месторождение, бассейн)
Существует несколько способов добычи полезных ископаемых:
1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах. Брошенный карьер может стать причинной образования широкой сети оврагов, что уменьшает площадь сельскохозяйственных земель.
2) шахтный.
Запишем
Способы добычи полезных ископаемых:
1) открытый способ, при котором горные породы добывают в карьерах.
2) шахтный.
Люди какой профессии занимаются поиском П.И.?
Данил приготовил небольшое сообщение о людях этой профессии, послушайте, может быть среди вас учится будущий специалист геолог.
(заслушивают доклад о геологах)
– Спасибо!
А теперь давайте с вами выясним, как же показывают на карте полезные ископаемые? Обратить внимание на форзац атласа, где находится легенда к картам. Все полезные ископаемые Земли показаны на карте как? значками.
Для каждого полезного ископаемого – свой значок.
Так, природный газ отмечен на карте? треугольником, нефть? – тоже треугольником, только чёрным.
Слушают и сморят.
ВЫВОД:
Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли
IV. Подведение итогов
Что нового мы сегодня узнали?
Отвечают.
V. Объяснение домашнего задания
Открываем дневники и записываем домашнее задание, выучить записи в тетради и п. 11.