Разработка полезных ископаемых в национальных парках

Разработка полезных ископаемых в национальных парках thumbnail

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте “е” пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “к” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

к) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “л” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

4. Абзац первый утратил силу.

С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Абзац третий утратил силу.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

Источник

Минприроды России, власти Республики Коми и золотодобывающие компании в очередной раз пытаются исключить из национального парка «Югыд ва» 50 000 гектаров земель. В бассейне реки Кожим планируют добывать золото. Это необходимо остановить. 

История, увы, не нова: за 25 лет существования национального парка вырезать из него этот участок пытались по меньшей мере восемь раз. Все предыдущие попытки провалились, однако неудачи как-то быстро забываются, если на кону — золото. Рассказываем, почему вести добычу ископаемых в национальном парке недопустимо и какие нормы нарушают ради золота.

Положение о национальных парках России

«Югыд ва» — национальный парк федерального значения. Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.

Национальный парк “Югыд ва” входит в состав первого российского объекта природного наследия ЮНЕСКО. Фото © Marcus Mauthe

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Согласно 12-й статье Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» земли и природные ресурсы национальных парков находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению. Изменять их целевое назначение тоже нельзя, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Любая попытка исключения земельных участков из состава национального парка«Югыд ва» будет являться нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Тем не менее в 2009 году Роснедра (подчиняется Минприроды) выдало ЗАО «Голд Минералс» лицензию на разработку золотого месторождения «Чудное» на территории парка. Лицензия выдана незаконно.

Месторождения “Чудное” на территории национального парка

Поручения Президента РФ

Правительство Российской Федерации 1 января 2014 года получило от Владимира Путина поручение разработать закон, усиливающий правовой режим национальных парков и устанавливающий полный запрет на изъятие земельных участков в их границах. Федеральный закон 121-ФЗ был принят в 2018 году во исполнение этого поручения.

В «Майских указах» 2018 года и послании президента Федеральному Собранию также прописана необходимость укрепления сети ООПТ, усиления их режима и развития на них только экологического туризма без всякой промышленной деятельности.

Попытки Минприроды изъять у национального парка землю ради добычи ископаемых противоречат не только всем нормам права, но и позиции президента страны по этому вопросу. Поэтому российское отделение Greenpeace обращается к нему напрямую.

Положение о национальном парке «Югыд ва» и два решения Верховного Суда РФ

До 2010 года в Положении о национальном парке «Югыд ва» было прописано, что земли месторождения «Чудное» входят в состав парка. А потому не подлежат отчуждению, и вести там разведку и добычу ископаемых запрещено.

Чтобы легализовать добычу золота и выданную уже лицензию, Минприроды в 2010 году утвердило новое Положение о национальном парке «Югыд ва», аккуратно вырезав из его состава месторождение «Чудное». Верховный Суд РФ признал незаконным и недействующим это новое Положение. Потерпев неудачу, Минприроды достаточно оперативно приняло ещё одно Положение о нацпарке и вновь вырезало из него месторождение «Чудное». На следующий год Верховный Суд РФ эти действия Минприроды также определил как незаконные. Оба решения вступили в силу и были поддержаны Генеральной прокуратурой.

Техника и часть строений компании «Голд Минералс» остались на территории национального парка. Фото © Вадим Кантор

Техника и часть строений компании «Голд Минералс» остались на территории национального парка. Фото © Вадим Кантор

Решение Арбитражного суда РФ

Второй Арбитражный апелляционный суд признал, что занятый месторождением «Чудное» участок земли площадью 1 900 гектаров находится в федеральной собственности в составе национального парка, а деятельность ЗАО «Голд Минералс» на территории парка «Югыд ва» незаконна. Суд также обязал ЗАО «Голд Минералс» привести территорию месторождения «Чудное» в состояние, «пригодное для дальнейшего использования по его целевому назначению». То есть золотодобытчик обязан был восстановить нарушенные территории национального парка.

Решение Арбитражного суда вступило в силу, однако строения и часть техники компании «Голд Минералс» по-прежнему находятся в национальном парке, а восстановительные мероприятия на местности не проводились.

Решения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно направлял в адрес российской стороны запросы о необходимости прекратить любую промышленную деятельность в границах объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми» и отозвать лицензию на добычу золота на территории парка. Последнее обращение датировано 2018 годом.

Поскольку ни одно из решений Комитета по природному объекту не было должным образом рассмотрено и выполнено, уже в следующем году «Девственные леса Коми» могут быть  вынесены на голосование по списку «наследие под угрозой».

Минприроды России обеспечивает выполнение обязательств российской стороны по Конвенции ЮНЕСКО. Невыполнение решений Комитета всемирного наследия является прямым нарушением Конвенции и международных обязательств России.

Конституция Российской Федерации

По Конституции нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если в международном договоре, подписанном Россией, установлены иные правила, нежели в российском законодательстве, то международные нормы обладают приоритетом. То есть невыполнение решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО является ещё и нарушением Конституции России.

Реки национального парка «Югыд ва» славятся своей чистотой. Добыча золота это изменит. Фото © Sergei Drozd / Shutterstock

Нормы права и международные соглашения России не разрешают добычу золота в национальном парке «Югыд ва». И в любом другом федеральном национальном парке. Однако Минприроды и подведомственное ему Роснедра не отзывает у ЗАО «Голд Минералс» лицензию на разведку и добычу золота. Более того: в 2017 году Минприроды продлило для этой компании срок подготовки технического проекта по разработке месторождения «Чудное» до 30 декабря 2021 года. То есть лицензия вне закона, но природоохранное ведомство не называет её недействительной.

«Югыд ва» в переводе с языка коми означает «Светлая вода». И новый виток споров за эту «Светлую воду» будет нешуточным. Но закон на нашей стороне! Поэтому мы просим помощи у всех наших сторонников. Только при широкой общественной поддержке нам удастся отстоять национальный парк «Югыд ва». 

Сохраните «Девственные леса Коми»

Источник

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

(пп. “г” в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте “е” пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

КонсультантПлюс: примечание.

О применении пп. “к” п. 2 ст. 15 см. п. 4 ст. 38 данного документа.

к) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

(пп. “к” введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

(пп. “л” введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник