Разработка полезных ископаемых на территории парка

Разработка полезных ископаемых на территории парка thumbnail

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов в границах зоны национального парка, указанной в подпункте “е” пункта 1 настоящей статьи), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “к” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

к) строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом “л” с 3 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

л) размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.

4. Абзац первый утратил силу.

С федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Абзац третий утратил силу.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.

За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.

Читайте также:  Какая каша самая полезная три ответа

Источник

Министерство природных ресурсов и экологии России приняло решение о создании национального парка «Сенгилеевские горы» в ранее утвержденных границах. Это означает, что на особо охраняемой природной территории площадью более 46 тысяч гектаров будет запрещена разведка и разработка полезных ископаемых, необходимых в том числе для строительства мелового завода в селе Шиловка.
По итогам состоявшегося б октября совещания в Минприроды РФ с участием министра Сергея Донского и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова было решено сохранить в составе национального парка «Сенгилеевские горы» участки, подготовленные для глубокого бурения, «Лапшанская» и месторождение цементного сырья «Сенгилеевское».
Сергей Донской отметил, что это «позволит сохранить более 17 процентов особо охраняемой природной территории, которая могла быть исключена из проекта в случае продолжения поисковых работ и разработки недр». Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», напомнил он, запрещает на территориях национальных парков разведку и разработку полезных ископаемых.
Также в территорию нац-парка войдут участки нераспределенного фонда недр. Так, в настоящее время ОАО «Татнефть» владеет поисковой лицензией УЛН 09108 НП на участок недр на левом берегу Волги, где произрастают исключительно ценные коренные сосновые боры. Площадь участка составляет почти 2,4 гектара. Присутствовавший на совещании представитель ОАО «Татнефть» Рамиль Динмухамедов подтвердил готовность компании отказаться от проведения дальнейших работ на природной территории.
На совещании было озвучено, что Ульяновская область наряду с Санкт-Петербургом, Чеченской республикой и Тульской областью остается в числе четырех субъектов РФ из 85, в которых до сих пор не созданы особо охраняемые природные территории федерального значения.
Ранее, напомним, ульяновские экологи и сотрудники ВНИИ природы выразили обеспокоенность тем, что площадь проектируемого национального парка «Сенгилеевские горы» может быть уменьшена на 8548 гектаров ввиду развития в географическом центре особо охраняемой природной территории (ООПТ) недропользования. Как считают специалисты, в дальнейшем это приведет к разрушению ландшафтно-экологической ценности района Сенгилеевских гор. Потенциальная разработка месторождений «Лысуха» и «Граное Ухо» уничтожит доминирующие в рельефе высоты Сенгилеевских гор, которые сегодня уже являются объектами экологического туризма.
Весной этого года Сенгилеевские горы стали камнем преткновения в споре между общественностью и ООО Меловой завод «Шиловский», намеревавшимся построить меловой завод в селе Шиловка. С учетом того, что производство планировалось разместить на границе будущего нацпарка, его границы предлагалось перенести на расстояние до 6,5 километра, чтобы исключить влияние предприятия. Тогда региональные власти выступили на стороне инвестора. Теперь же об этих планах, вероятно, придется забыть. Тем более что на территории региона имеется 22 других месторождения мела.
Учреждение национального парка будет способствовать сохранению уникальных природных комплексов Приволжской возвышенности, которые сосредоточены на не-большой территории меловых Сенгилеевских гор, заявляют в Минприроды РФ. На их участке сохранились уникальные нагорные меловые сосняки с занесенной в Красную книгу России сосной меловой, а также реликтовые липняки и каменистые степи. Площадь проектируемого нацпарка в настоящее время составляет около 46,6 тысячи гектаров.
Дмитрий МИНАЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

2 ноября для общественного обсуждения опубликован разработанный Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)».

В представленной редакции законопроект несёт серьёзную угрозу всей уникальной системе особо охраняемых природных территорий России, которой в прошлом году исполнилось 100 лет.

Дело в том, что согласно статье 57 Законопроекта:

Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 июля 2023 года:

  • органы исполнительной власти, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями федерального или регионального значения, осуществляют установление границ указанных территорий, исключая из их границ территории, не имеющие природоохранного назначения: земли, занятые населёнными пунктами, линейными сооружениями, производственными зданиями, объектами недропользования и другими подобными сооружениями, нахождение и эксплуатация которых в границах особо охраняемой территории не соответствует целям её создания;

4) земельные участки, ранее находившиеся в составе особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельского хозяйства, и исключённые из состава лесничества (лесопарка) или особо охраняемой природной территории, подлежат включению в состав зон сельскохозяйственного назначения.

Данные нормы фактически означают, что из границ особо охраняемых природных территорий, включая государственные природные заповедники и национальные парки, должны быть исключены значительные территории занятые населёнными пунктами, дорогами, линиями электропередачи, месторождениями полезных ископаемых, сельскохозяйственными угодьями, что неминуемо приведёт к их фрагментации и деградации.

Совершенно непонятно, по каким критериям будет определяться, какие объекты не имеют природоохранного значения, нахождение и эксплуатация каких объектов в границах особо охраняемой территории не соответствует целям её создания. При этом велика вероятность, что в случае исключения из ООПТ всех разведанных месторождений значительная часть их полностью утратит ценность и перестанет выполнять возложенные на них функции.

Читайте также:  Полезное для дома своими руками из дерева

Непонятно также, какие земли сельскохозяйственного назначения  должны исключаться из границ ООПТ и по какому принципу это должно происходить.

Отсутствие указанных критериев означает необоснованно широкие пределы принятия решений чиновниками, что является коррупциогенным фактором.

В то же время, для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населённых пунктов является важной составляющей выполнения ими основных задач — охраны территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма  отдыха, сохранение историко-культурного наследия. К чему может привести реализация этого законопроекта, проиллюстрируем на нескольких примерах.

Исключение «объектов недропользования»

В законодательстве отсутствует однозначная трактовка этого понятия. Это могут быть и месторождения, и лицензионные участки, и объекты, на которых уже ведётся разведка или добыча полезных ископаемых.

Если территории, занятые этими объектами, будут вырезаться из границ ООПТ, многие из них потеряют значительные площади. Вот, например, как выглядит природный парк «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе:

Баллы от 1 до 5 по природной чувствительности от наименьшей до наибольшей;
a – накопленный ущерб; b – линейная и площадная промышленная инфраструктура;  c – проектируемая промышленная инфраструктура; d – площадные антропогенные нарушения; e – лицензионные участки; f – границы месторождений

На карте видно, что вся территория природного парка включена в границы лицензионных участков. Власти округа разрешили добычу в наиболее ценных частях парка. То есть, если закон вступит в силу и будет применён, к 2023 году парк должен быть ликвидирован.

К сожалению, это не единственный случай.

Лицензионные участки затрагивают территорию Большого арктического заповедника.

Всего под угрозой оказались пять заповедников («Большой Арктический», «Жигулёвский» «Ненецкий», «Тунгусский», «Чёрные земли»), шесть национальных парков («Бузулукский бор», «Нечкинский», «Нижняя Кама», «Русская Арктика», «Самарская лука», «Югыд ва»), и шесть заказников федерального уровня («Васпухольский», «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Самурский», «Сарпиский», «Харпинский»).

Законопроект угрожает целостности Быстринского природного парка, входящего в границы объекта всемирного наследия «Вулканы Камчатки» — власти Камчатского края неоднократно пытались разрешить добычу полезных ископаемых на его территории.

Добыча полезных ископаемых связана со строительством инфраструктуры (дороги, трубопроводы), различными нарушениями (разливы нефти, пожары, загрязнения рек и озёр отходами буровых и взрывных работ). Естественно, территории не только самих месторождений, но и вокруг них быстро утратят свою природоохранную ценность.

Особенно показательна история национального парка «Югыд ва», включённого в границы первого российского объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми».

В 2009 году подведомственное Минприроды России Федеральное агентство по недропользованию выдало компании «Голд минералс» лицензию на добычу золота на месторождении «Чудное», расположенном на территории национального парка «Югыд ва» (Объект всемирного наследия «Девственные леса Коми»).

В 2010 году Минприроды России согласовало изъятие части территорий национального парка для разведки и добычи золота компанией «Голд минералс» (весь уставной капитал которой принадлежит четырём кипрским компаниям) и утвердило новое Положение о парке с изъятием этих.

В 2011 году на территории парка начались геологоразведочные, в том числе буровые и взрывные работы, в результате чего природным комплексам национального парка был причинён серьёзный вред.

Озеро Грубепендиты, загрязнённое в результате взрывных работ, когда-то было самым красивым в долине национального парка «Югыд ва»

В 2013-2015 годах положения о парке, которыми месторождение «Чудное» было исключено из его территории, дважды отменялось Верховным Судом РФ по иску Greenpeace России. Оба решения вступили в силу.

Арбитражный суд в 2016 году по иску прокуратуры обязал компанию «Голд минералс» освободить занимаемый ею участок и восстановить его. Однако, компания всеми способами оттягивает исполнение этого решения.  В результате, на территории парка до сих пор находятся производственные объекты «Голд минералс», что хорошо видно на космическом снимке.

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО неоднократно принимал решения о недопустимости разведки и добычи золота на территории объекта всемирного наследия. Последнее такое решение было принято на 42 сессии Комитета в 2018 году.

Тем не менее, власти Коми и Минприроды не оставляют попыток добиться возможности изъятия данного участка. Так, именно для этого Минприроды пыталось внести изменения в закон, чтобы разрешить изменения границ национального парка.

Параллельно с этим, Россия подала в ЮНЕСКО заявку на изменение границ объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми», для исключения из его границ месторождения «Чудное». Заявка не была одобрена экспертами Международного союза охраны природы (МСОП), после чего Россия отозвала заявку.

А территориальным органом Федерального агентства по недропользованию вместо того, чтобы аннулировать лицензию на незаконную разработку месторождения на территории национального парка,  дважды в 2017 году вносились изменения в лицензию на разработку этого месторождения (Дополнение (изменение) к лицензии № 172 от 24.04.2017, Дополнение (изменение) к лицензии (№ 209 от 25.09.2017).

Читайте также:  Полезны ли ингаляции физраствором при кашле

А уже в августе 2018 года Минприроды сообщило в Greenpeace, что «спорные вопросы о хозяйственной деятельности на лицензионной территории месторождения Чудное, расположенной в границах национального парка Югыд-Ва, в настоящее время не урегулированы». То есть, чиновники всё ещё надеются каким-то образом получить возможность добычи золота в парке.

При этом единственно возможным способом разрешения добычи золота на территории парка является изменение действующего законодательства, позволяющее изымать земли национальных парков. Скорее всего, лоббисты добычи золота в «Югыд ве» имели отношение к появлению этого законопроекта.

Исключение линейных сооружений

Через многие ООПТ проходят дороги, линии электропередачи, трубопроводы.

Вот так, например, выглядит территория национального парка «Мещерский»

Через территорию парка проходят дороги, ЛЭП, магистральные нефтепроводы

Однако, сейчас их использование строго регламентировано положением о национальном парке. Территории, занятые ими, нельзя расширить или использовать для каких-то других целей.

Однако, если закон вступит в силу, из территории парка будут вырезаны не только сами дороги, трубопроводы или ЛЭП, но и зоны их охраны (или полосы отвода). А это могут быть полосы ещё по 50 метров с каждой стороны. При этом, в полосе отвода автодороги допускается строительство объектов дорожной инфраструктуры (АЗС, Торговые центры и т. п.). Администрации ООПТ уже не смогут никак влиять на этот процесс.

Соответственно, территории будут разрезаны этими дорогами(фрагментированы), животные не смогут пересекать их или будут массово гибнуть под колёсами. Единый природный комплекс парка превратится в отдельные небольшие островки, которые быстро утратят свою ценность.

Исключение населённых пунктов и сельскохозяйственных земель

Если посмотреть на ту же карту национального парка «Мещерский», видно, что большую его часть занимают населённые пункты и земли сельскохозяйственного назначения. Такая же ситуация, например, в национальном парке «Самарская лука».

Кстати, по обоим этим паркам Минприроды утверждало положение, согласно которому на землях сельскохозяйственного назначения разрешалось любое строительство для нужд их собственников и пользователей (например, исходя из этого пункта там можно было бы построить мусорный полигон, нефтепровод или свиноферму).

Но, в обоих случаях по иску Greenpeace Верховный суд отменял это решение. Если все эти участки вырезать из парков, то их территория уменьшится вдвое и будет состоять из отдельных островков, которые рано или поздно не выдержат антропогенной нагрузки с сопредельных территорий.

Что произойдет с ООПТ, если из него вырезать все населённые пункты, наглядно показывает ситуация с природным парком «Волго-Ахтубинская пойма» в Волгоградской области, входящим в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО:

Власти Волгоградской области давно планируют исключить из состава природного парка около 17000 уникальных водно-болотных угодий. Только благодаря действиям общественности и принципиальной позиции прокуратуры этого удалось не допустить.

Кроме того, важно, что сейчас любые объекты в границах ООПТ до того, как будут построены, должны проходить процедуру государственной экологической экспертизы. Это, конечно, дополнительные ограничения граждан. Зато в рамках этой процедуры они могут влиять на то, что там может быть построено. Если же населённые пункты вырежут из нацпарков, то в них без всякой экспертизы и общественных обсуждений можно будет строить все, что угодно (хоть небоскрёбы, хоть химзавод).

Кроме того, для многих национальных парков наличие в них населённых пунктов является важной составляющей их функционирования. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на официальный сайт Кенозерского национального парка.

Не говоря уже о том, что многие ООПТ вообще находятся в городе (например, половина национального парка «Лосиный остров» находится в черте Москвы. Если следовать логике законопроекта, эта часть вообще должна быть отрезана). А кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, других городах есть городские ООПТ. Если их ликвидировать, то жители этих городов лишатся одной из немногих возможностей бывать на природе недалеко от дома. Естественно, это будет грубым нарушением их конституционного права на благоприятную окружающую среду.

А как же быть в таких ситуациях, как в Воронежском заповеднике, где на территории заповедника существует посёлок, и люди не могут там даже прибрести в собственность дома из-за того, что это запрещено законом?

Действительно, в силу исторических обстоятельств в России существуют заповедники и национальные парки, в границах которых есть территории, которые интенсивно используются человеком  и так было всегда. При этом, в большинстве своём такие объекты необходимы для функционирования этих заповедников, но есть отдельные случаи, когда они, скорее, мешают их развитию.

Это, помимо Воронежского заповедника, например, национальный парк «Смольный», где граница проходит посреди населённого пункта. Мы считаем, что проблемы этих заповедников и парков можно решить, приняв специальную норму закона, касающуюся только их. Но перечень этих территорий должен быть закрытым.

Российское отделение Greenpeace призывает всех неравнодушных к судьбе российских заповедников проголосовать против принятия этого закона.

Проголосуйте против нового законопроекта

Источник