Разработка полезных ископаемых для 4 класса

Разработка полезных ископаемых для 4 класса thumbnail

Конспект занятия №8

по крымоведению для 4 класса

по теме «Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые», дата: 19.10.20

Учитель: Кладка С.Н.

Цель урока: углубить знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых, рассмотреть их классификацию.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие терминов «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; познакомить с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную кору; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых Крымского полуострова.

Развивающие: развитие памяти, внимания, любознательности, расширение кругозора; умение работать в группе; способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых); воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми.

Оборудование: ноутбук, проектор, ид, коллекция минералов и горных пород, конверты, толковый словарь, атласы определители.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем занятии крымоведения, но на занятия вы пришли с разным настроением – отразите его, подняв руки вверххорошее настроение, развести в стороныне очень хорошее, а может даже грустное). Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом нашего урока я взяла слова К.Г. Паустовского «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».

Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока. (просмотр видео)

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

—… А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы…

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны…».

– Как звучит тема сегодняшнего занятия?

Учащиеся определяют тему и характеризуют цели занятия.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, мы с вами ходим по земной коре. А задумывались ли вы, когда ни будь, что находится у нас под ногами? (Ответы учеников)

Дорогие ребята, природа наделила Землю неоценимым богатством, подарив нам более 2 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. Что же это за природные тела? (на доску вывесить слова и посмотреть словарь)

Т.е., минералы – это природные тела, состоящие из одного вещества.

Минералами являются вода (самый драгоценный минерал на Земле), золото, графит, полевой шпат, кварц, слюда и многие др. (демонстрирует коллекцию горных пород).

Какими же минералами богаты недра Крымского пол-ва.

Учитель: Настоящей минеральной жемчужиной называют древний вулкан

Кара-Даг, который находится на юго-восточном побережье Крыма (в районе Коктебеля, Феодосия).

На территории Кара-Дага добывают драгоценные и полудрагоценные камни: яшму, агаты, сердолик, который является самым известными популярным ювелирным камнем Крыма, аметисты, горный хрусталь и др. (объяснение сопровождается показом фото минералов). Но их так мало, что запасы этих камней не подсчитывают и промышленную добычу не ведут.

? Что же такое горная порода. Давайте выясним, чем горные породы отличаются от минералов.(словарь)

(Просмотр видео)

Т.е., горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве.

Н-р, в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк. Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др.

Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

Ребята, а вы любите сказки? (ответ)

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» – спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» – спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», – отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф. Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие:

песок – песчаник – кварцит – кварц; известняк – мрамор; гранит – гнейс; графит – алмаз.

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»

– Ребята, поможем отгадать загадки Ивану – Царевичу?

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (Газ)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами проведем Царевича домой и сделаем физкультминутку.

Учитель: Люди еще в древности научились применять многие минералы и горные породы для своих нужд.

Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемым

Задание «Почта».

Необходимо названия п/и оправить в соответствующий адрес, т.е. в группу, в которую оно входит. На доске прикреплены 3 конверта с надписями групп : жидкие, твердые, газообразные.

? Какие п/и залегают в недрах Крымского полуострова.

нефть(Керченский п-ов)

газ(Джанкойское и Стрелковое месторождения), на шельфе Черного моря (Голицынское, Штормовое и Архангельское месторождения) и Азовского моря (Восточно-Казантипское месторождение).

железные руды (Керченский п-ов).

известняк (в предгорном Крыму, степном, на Керченском п-ве);

глина (в предгорном Крыму-Симферополь, Белогорск, Старый Крым);

песок(ю-з часть, в долинах рек Альма и Кача);

гипс (Керченский п-ов).

каменная соль (залив Сиваш, оз. Сасык).

Богат Крым лечебными грязями и минеральным водами.

V. Закрепление изученного материала.

Прием «Верю – Не верю».

  1. Верите ли вы, что вода – это горная порода (нет, минерал);

  2. Верите ли вы, что минеральной жемчужиной Крыма является Керченский полуостров (нет, влк. Кара-Даг);

  3. Верите ли вы, что горные породы состоят из минералов (да);

  4. Верите ли вы, что к топливным п/и относится известняк (нет);

  5. Верите ли вы, что в Крыму добывают газ на шельфе Черного моря (да);

  6. Верите ли вы, что к осадочным горным породам относится песок, глина (да).А теперь давайте рассмотрим полезные искропаемые и сравним их с описаниями в атласе0-определителе.

Работа с атласами определителями и образцами п/и

VI. Рефлексия деятельности

Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

– Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

– Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Покажите на карточке, достигли ли мы своей цели сегодня на занятии.

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Тема

Наши подземные богатства.

Цели

Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Формировать УУД:

 -Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения.

-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.

-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.

-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных).

Планируемый результат

Предметные:

Знать – виды и свойства полезных ископаемых.

Уметь –  использовать полученные знаний в практической деятельности.

Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Основные понятия

Нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, песок, глина, известняк, карьер, шахта, буровая установка.

Межпредметные свзяи

Ресурсы

Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть, презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа,  коллективная работа, групповаяработа.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

       Предметные                               УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (2мин)

Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу

Подготовка учащихся к уроку.

Организует.

Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже! Итак, коллеги, начнем!

Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того что известно, с тем что не известно.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Формулирование темы урока, постановка цели (3-5 мин)

Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Проводит беседу, которая подводит детей к теме урока.

Озвучивает тему и цель урок. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

Ребята. На прошлом уроке вы говорили о водных богатствах. Давайте, мы с вами вспомним, что такое водоемы? (Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом). Можно ли назвать водоемы богатством земли? (Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве).

Что относится еще к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).

 Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).

Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).

Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей).

Сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе).

Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»).

-Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в недра Земли, которые хранят в себе многочисленные полезные ископаемые.

 Ребята, давайте попробуем вместе сейчас сформулировать цель урока.
Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

1.  Узнать, ч то такое полезные ископаемые?
2. Узнать об их свойствах, структуре.
3. Как они добываются?  
4. Узнать о применении и научиться определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание.

Изучение нового (10 мин)

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работы. Организует учащихся по исследова-нию проблемной ситуации

Беседа, сообщение нового матер.

– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают.

– Для того чтобы продолжить урок нам нужно поработать с понятиями: полезные ископаемые, месторождение, геологи, карьер, шахта, буровая установка.

( На экране появляются слова, например: Полезные ископаемые )
-Как Вы думаете, что обозначают эти слова? Сравним с мнением ученых.
Вы совершенно правы!

Полезные ископаемые – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Месторождение – место нахождения (полезных ископаемых).
Геолог – специалист, которой занимается поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых.
Карьер – совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче п. и. открытым способом. Открытый котлован.
Шахта – Вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность. Горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого; место добычи его. Глубокие колодцы.
Буровая установка – комплекс оборудования для бурения скважин. 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Планирования поиска способа решения Цель:  освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

-Сегодня  ребята вы  будете работать в группах. И чтобы у нас все получилось, давайте повторим правила работы в группе.

( Не перебивать друг друга. Уважать товарищей и соперников. Не выкрикивать. Сначала выслушай, а затем выскажи свою точку зрения. Уважай мнение других.)

– Исследование.

 Перед вами на столах лежат разнообразные коробочки с полезными ископаемыми. Ваша задача их внимательно рассмотреть и используя уже имеющиеся знания дать им названия. (Бурый уголь, торф, глина, песок, железная руда…)., выявить свойства… а для этого в каждой группе есть карточка – схема в помощь исследователям.

  1. Название
  2. Условное обозначение
  3. Свойства
  4. Значение и применение
  5. Способы добычи

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Реализация плана
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Физминутка

Закрепление материала

Осуществляют: самопроверку

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Группы работают самостоятельно.  Перед  детьми учебник.

Далее проводится обсуждение изученного материала, рассказы учеников сопровождаются показом образцов полезных ископаемых.

Выводы делаются под руководством учителя, где проговариваются характерные признаки. Учащиеся  показывают полезное ископаемое, и вывешивает на доску карточку с условным изображением.

Выступление каждой группы.

Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

1 группа: Используются в строительстве

Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Он твёрдый, прочный, непрозрачный, серого или красного цвета, зернистый. Применяют: для строительства набережных, метро, памятников, для облицовки зданий.

Залегает в основном глубоко в земле, но и на поверхность выдаются глыбы, скалы, горы.
Известняк  твёрдый прочный камень белого или серого цвета. Мел – разновидность известняка. Используют при строительстве зданий и дорог.

2 группа: Используются в строительстве
Глина состоит из мелких частиц, непрозрачна, красного… цвета, плохо пропускает воду, пластична.  Песок используют в строительстве и для изготовления стекла. Из глины – кирпич, керамику.
Учитель: Что объединяет 1-ую и 2-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве)
3 группа: Горючие ископаемые
Нефть – густая маслянистая жидкость, непрозрачная, тёмного цвета с резким запахом, горюча, легче воды. Из неё получают топливо, смазочное масло, лаки, краски…Для добычи строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Природный газ –  бесцветный, лёгкий (легче воздуха), хорошее топливо, не имеет запаха. Из него получают пластмассы, волокна…Для добычи бурят глубокие скважины. 

4 группа: Горючие ископаемые
Торф – рыхлый, непрочный, состоит из остатков растений, бурого цвета, легче воды, горючий, хорошо впитывает влагу.  Используется как топливо, хорошее удобрение, из него получают лекарства, подстилка для животных.

Каменный уголь – твердый, но хрупкий, непрозрачный, черного цвета, горюч. Обозначается черным квадратом. 

Используют как топливо, сырьё для химической промышленности.

Добывают в шахтах и карьерах.

Учитель: Что объединяет 3-ю и 4-ую группы? ( Эти ископаемые используются в строительстве) 
Учитель: Какой способ добычи ПИ , по-вашему, самый опасный для жизни человека?

( Когда человек спускается в шахту )

Учитель: Как вы думаете, почему? (  В шахте может произойти обвал )

Учитель: Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

Игра «Вопрос из конверта» Каждая группа получает задание, и на скорость выполняет его.
1Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

2 Что такое нефть?

1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая.

2) Жидкость светлого цвета.

3) Бесцветный легкий газ.

3 Что такое природный газ?

1) Густая масленистая жидкость темного цвета, с резким запахом.

2) Бесцветный легкий газ (легче воздуха), горит голубым пламенем.

3) Жидкость светлого цвета.

4 Важное свойство торфа?

1) Горючесть

2) Плавкость

3) Пластичность

5 Уголь при горении дает:

1) Много тепла.

2) Мало тепла

3) Совсем не дает

6 Главное свойство глины:

1) Горючесть

2) Плавкость

3) Пластичность

7 Полезные ископаемые добывают:

1) Под землей

2) В воздухе

3) В космосе

8 Главное свойство гранита:

1) Горючесть

2) Плавкость

3) Прочность

9 Самый крупный экспортер нефти:

1) Россия

2) Китай

3) Япония

10 При переработке нефти получают:

1) Стекло

2) Бензин

3) Гранит

12. Перечисли полезные ископаемые
13. Нужны ли нам полезные ископаемые? Зачем?

14.  Может ли человек обойтись без полезных ископаемых? Почему?

– Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Личностные: личностное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.

Домашнее задание.
Цель: закрепление знаний, полученных на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке, подводит итог урока. Дает комментарии к домашнему заданию. Комментирует самооценку учащихся.

– Спрашиваю командиров групп:

– Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

-А теперь посмотрите на экран. Перед Вами карта Иркутской области с ПИ находящимися на нашей территории. Назовите, какие ПИ добывают  в нашей области.

Используя карту-схему составить сообщение  о железной руде.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Источник