Разработка месторождений полезных ископаемых в тюменской области

Разработка месторождений полезных ископаемых в тюменской области thumbnail
14 сентября 2020

Для рационального и комплексного использования полезных ископаемых, воспроизводства минерально-сырьевой базы и охраны недр необходимо регулировать отношения в сфере недропользования, вести количественный и качественный учет как потребляемых, так и потенциально пригодных для вовлечения в производство ресурсов и запасов. Данные функции осуществляются Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.

Минерально-сырьевая база полезных ископаемых Тюменской области представлена углеводородным сырьём (нефть и попутный нефтяной газ) и общераспространенными полезными ископаемыми: строительными песками, глинами, формовочными и стекольными песками, агрохимическим сырьём (торф, сапропель), титан-циркониевыми минералами.

Объемы запасов строительных песков, глин, торфа и сапропеля значительны и при рациональном подходе могут обеспечить потребности населения на ближайшие десятилетия. Ресурсы и запасы таких полезных ископаемых, как диатомиты и титан-циркониевые минералы в настоящее время не достаточно оценены и разведаны, но характеризуются высокой востребованностью.

Департамент недропользования и экологии Тюменской области предоставляет право пользования участками недр местного значения, а также принимает участие в управлении фондом недр по участкам федерального значения, в пределах полномочий субъекта РФ.

Инструментами регулирования деятельности, связанной с пользованием участками недр местного значения являются: лицензирование права пользования участками недр, проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, согласование технических проектов, ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений, оформление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

Программа лицензирования, осуществляемая Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, способствует совершенствованию системы пространственного размещения добывающих мощностей, обеспечивает баланс спроса и предложения на различные виды полезных ископаемых.

Достоверный учет полезных ископаемых — одна из функций охраны недр, которая обеспечивается государственной экспертизой запасов полезных ископаемых.

Добыча общераспространенный полезных ископаемых по участкам недр местного значения осуществляется после разработки технического проекта и согласования в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области. При рассмотрении технических проектов особое внимание уделяется применению пользователями недр наилучших доступных технологий, а также вопросам охраны недр и окружающей среды.

Основными целями в части освоения недр Тюменской области является формирование высокотехнологичного, конкурентноспособного, устойчивого и сбалансированного (в части спроса и предложения) сектора пользования недрами, а также обеспечение потребностей региональной экономики необходимыми полезными ископаемыми.

Строительные пески и глины

Минерально-сырьевую базу строительного сырья Тюменской области составляют строительные пески, глины, суглинки, супеси, песчано-гравийные породы.

Строительные пески в Тюменской области распространены почти повсеместно, за исключением ряда заболоченных, окраинных, а также северных территорий. Глины обнаружены в Тюменской области повсеместно. Песчано-гравийные породы и крупно зернистые пески встречаются в регионе в руслах рек и в виде отдельных линз. Горные породы, пригодные для производства щебня, в Тюменской области отсутствуют.

На 01.01.2020 балансовые запасы строительного сырья составили 1,226 млрд. м3, в том числе 777,0 млн.м3 по строительным пескам и супеси и 449,0 млн м3 по глинам и суглинкам.

По итогам 2019 года прирост балансовых запасов строительного сырья составил 37,6 млн м3, за 1 полугодие 2020 года — 23,5 млн м3. Все работы по геологоразведке выполнены за счет пользователей недр, без привлечения средств областного бюджета.

Всего в Тюменской области количество лицензий на строительное сырье на 01.01.2020 составило 267.

Согласно данным отчетности недропользователей добыча строительного сырья в 2019 году составила 12,7 млн м3, в том числе 11,2 млн м3 строительные пески и супеси и 1,5 млн м3 кирпично-керамзитовые глины и суглинки.

Основными производителями и потребителями строительного сырья по итогам 2019 года являются Тюменский, Тобольский и Уватский муниципальные районы.

Таким образом, в Тюменской области минерально-сырьевая база строительного сырья развивается опережающими темпами, прирост вновь разведанных запасов превышает уровни годовой добычи.

Формовочные и стекольные пески

В Ялуторовском муниципальном районе, а также в Заводоуковском городском округе Тюменской области открыты месторождения стекольных и формовочных песков.

В Тюменской области на добычу формовочных и стекольных песков предоставлено право пользования недрами в Заводоуковском городском округе и Нижнетавдинском муниципальном районе. В 2019 году добыто 33,7 тысяч м3 стекольных песков. Данный вид сырья используется для выпуска товарной продукции (темное стекло).

Агрохимическое сырьё

Торф

На 01.01.2020 год территориальным балансом полезных ископаемых Тюменской области учтено почти 2 млрд тонн запасов торфа. Регион входит в тройку крупнейших по запасам торфа, уступая только Томской и Вологодской областям (данные ФГУНПП «Российский федеральный геологический фонд»).

По итогам 2019 года прирост запасов торфа составил 321,262 тыс. тонн.

По состоянию на 01.01.2020 года всего в Тюменской области 214 месторождений торфа площадью более 10 га учтены в сводном балансе торфа, из них в разработке находятся 4 месторождения и 4 участка недр.

По итогам 2019 года в регионе добыто 2,0 тыс тонн торфа. Годом ранее в регионе было добыто 16,0 тыс. тонн торфа. Значительные колебания годовой добычи связаны с отсутствием постоянного спроса на торф и отсутствием рынков сбыта. Тем не менее, в последние годы наметилась тенденция стабилизации уровня добычи в регионе.

Добыча торфа производится в Нижнетавдинском районе. Упоровский, Нижнетавдинский и Тюменский районы являются перспективными для поиска и оценки месторождений торфа.

Перспективы развития добычи торфа в Тюменской области связаны с новыми технологиями его переработки и выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Озерный сапропель

В 2019 году запасы озерного сапропеля, числящиеся на территориальном балансе полезных ископаемых, составляют 4,7 млн м3.

Право пользования недрами на разведку и добычу сапропеля предоставлено по 5 лицензиям. В 2019 году добыча сапропеля составила 20,0 тыс.м3.

Всего в Тюменской области учтены ресурсы сапропеля в объеме 500 млн м3. Требуется проведение геологоразведочных работ и перевод ресурсов в запасы промышленных категорий (рентабельных для добычи).

Перспективы освоения месторождений сапропеля заключены в использовании сапропеля предприятиями агропромышленного комплекса, а также личными подсобными хозяйствами в следующих районах: Исетском, Казанском, Ишимском, Тюменском, Упоровском, Ялуторовском, а также в Заводоуковском городском округе.

Озёрная известь

В конце 80-х годов 20 столетия в Тюменской области были выявлены десятки залежей озерной извести с прогнозными ресурсами до 50 млн тонн в Викуловском, Вагайском, Абатском, Ялуторовском и ряде других районов.

Данное сырье применяется в качестве удобрения в сельском хозяйстве (известкование кислых почв), также как одна из составляющих в строительных смесях.

В данный момент лицензий на участки недр с озерной известью не предоставлено, однако планируется, что в перспективе залежи озерной извести будут вовлекаться в разработку.

Углеводородное сырье

Читайте также:  Репчатый лук для чего полезен женщинам

По состоянию на 01.01.2020 в Тюменской области открыто 45 месторождений углеводородного сырья.

На начало года извлекаемые запасы нефти в Тюменской области составили 513,8 млн тонн.

На 01.01.2020 право пользования недрами на углеводородное сырье представлено по 27 лицензиям 11-ти предприятиям.

По итогам геологоразведочных работ за 2019 год в Тюменской области прирост по промышленным категориям запасов нефти составил 33,1 млн т.

Добыча нефти в Тюменской области по итогам 2019 года составила 12,5 млн тонн, столько же годом ранее.

Объем добычи попутного нефтяного газа в Тюменской области составил 472 млн м3. Попутный нефтяной газ предприятия применяют для выработки электроэнергии на промыслах и используют для собственных технологических нужд.

В период 2017-2019 годыАО «Росгеология»проводила региональные сейсморазведочные работы в пределах Карабашско-Тобольской зоны с целью уточнения ее геологического строения. По итогам работ будут подготовлены объекты для лицензирования.

Титан-циркониевые минералы

Проявления титан-циркониевых минералов обнаружены в Нижнетавдинском, Исетском, Ярковском, Юргинских районах и Заводоуковском городском округе.

По состоянию на 01.01.2020 в Тюменской области предоставлено право пользования недрами по одной лицензии с целью разведки и добычи титан-циркониевых песков. В планах предприятия расширение поисковых работ на других участках, подготовка проекта освоения месторождения, а также создание производства титан-циркониевых концентратов в Тюменской области.

Титан-циркониевые концентраты находят применение почти во всех отраслях промышленности — в металлургии, станкостроении, в производстве самолетов, морских и речных кораблей, автомобилей, электронной техники, медицинского оборудования, товаров народного потребления и т.д. Использование в промышленности редких металлов свидетельствует о высоком уровне научно-технического развития отраслей и экономики страны в целом.

Другие полезные ископаемые

В Тюменской области в период 2016-2017 годы разрабатывался проект по изготовлению строительных материалов на основе природного сырья — диатомита. Необходимое сырьё поставлялось из Свердловской области. Учитывая широкие перспективы использования данного материала в дорожном, жилищном, промышленном строительстве, вероятен поиск и оценка недр Тюменской области на наличие рентабельных для производства месторождений диатомита. В настоящий момент, промышленных залежей диатомита, расположенных на глубинах, доступных для разработки в регионе не выявлено.

В Тюменской области при поисково-оценочных работах на нефть были обнаружены проявления железных руд в пределах Исеть-Тобольского междуречья. Однако из-за большой глубины залегания (420-450 м) и отсутствия промышленных объемов запасов интереса для геологического изучения не представляют.

Источник

В Тюменской области осваиваются три основные группы полезных ископаемых. Это, прежде всего, строительные материалы — пески, глины, супеси, агрохимическое сырье — торф и сапропель, углеводородное сырье — нефть и попутный газ.

О том, какая работа проводится в регионе по развитию минерально-сырьевой базы, тюменским СМИ рассказал начальник управления недропользования департамента недропользования и экологии Тюменской области Антон Климович.Антон Климович, начальник управления областного департамента недропользования и экологии. Фото автора.

По его словам, в структуре валового регионального продукта добыча полезных ископаемых традиционно составляет порядка 15%. Это хороший показатель, который говорит о том, что региональная экономика диверсифицирована и не зависит от добычи сырья.

На 1 января 2019 года в регионе зарегистрированы 102 предприятия, работающие в сфере поиска и добычи строительных материалов. Одним из достижений 2018 года стало то, что в регионе открыто 27 новых месторождений с суммарными запасами песка и глины в 97 млн кубометров. Причем за счет средств предприятий, без привлечения средств бюджета. То есть запасы стройматериалов в регионе постоянно прирастают, и будущие поколения будут вполне обеспечены данным видом сырья.

Добыча песков и глин в 2018 году в Тюменской области составила 11,5 млн кубометров. Один только Тюменский район увеличил их добычу на 40% и добыл в общей сложности 6 млн кубометров сырья. Это огромный объем, даже по сравнению с другими субъектами РФ, не говоря уже о муниципальных образованиях. Рост был связан с реализацией ряда крупных инфраструктурных объектов на территории региона.

— Увеличение добычи строительного сырья произошло ввиду активного обновления жилого фонда в регионе, дорожного строительства, реализации проектов на Тобольской промышленной площадке. Уватские нефтяные месторождения — это еще один драйвер роста в потреблении данного вида сырья, поскольку там необходимо постоянно отсыпать и дороги, и кусты скважин, — пояснил руководитель.

Что касается созданных запасов стройматериалов, то их общий объем оценивается в 1 млрд 233 млн кубометров. Только запасы глин у нас оцениваются в 400 млн кубометров.

Сырьё, которому 5 тысяч лет

В регионе также разведаны колоссальные запасы агрохимического сырья — торфа и сапропеля. Напомним, что применение торфа и сапропеля в качестве удобрения улучшает механическую структуру почв, активирует почвенные процессы. Сапропель, богатый солями кальция, железа, фосфора, добавляют в рационы сельскохозяйственным животным в качестве минеральной подкормки.

— Небольшими, но четкими шагами мы приступаем к освоению этих ресурсов. На текущий момент по данному направлению в регионе работают уже восемь предприятий. Это значительно больше, чем двумя–тремя годами ранее. Мы смогли обеспечить приток инвесторов в данную отрасль, но понятно, что все эти проекты будут реализованы в перспективе трех–пяти лет, — сообщил Антон Климович.

Ныне предприятия добывают порядка 16 тыс. тонн торфа. Балансовые запасы данного вида сырья оцениваются в два миллиарда тонн. Число держателей лицензий на добычу сапропеля также увеличилось — до пяти. В 2018 году объемы прироста запасов сапропеля составили 835 тыс. кубометров.

Антон Климович также рассказал об итогах проведения Форума недропользователей, который состоялся в конце марта в Тюменском технопарке. В его работе приняли участие представители Республики Беларусь, Ростовской, Свердловской областей и Чеченской Республики. На форуме поднимался широкий круг вопросов — от мировой добычи полезных ископаемых до региональных трендов и перспектив. Участников форума познакомили с новыми достижениями в области поиска, добычи и переработки строительного и агрохимического сырья. В число мировых лидеров по добыче и переработке торфа входит Республика Беларусь. И в этой связи между регионом и государственным предприятием НИИ «Белгипротопгаз» (г. Минск) было подписано соглашение о сотрудничестве. Оно позволит тюменским предприятиям осваивать и перерабатывать данный вид сырья с учетом мировых тенденций и передовых технологий.

Белорусы производят из торфа около 50 наименований различной продукции. Тюменская область пока что не может похвастать таким ассортиментом. Основные продажи приходятся на производство питательных смесей. Тем не менее, Антон Климович считает, что глубокая переработка — это дело ближайшего будущего. Государственный аграрный университет Северного Зауралья уже производит один из высокотехнологичных товаров, а именно гуминовый препарат «Росток», стимулирующий рост и развитие растений.

Читайте также:  Карта с крупными бассейнами полезных ископаемых

Тему поставок торфа и сапропеля специалисты департамента обсудили с коллегами в Иране и других странах. Увы, вход на эти рынки, по словам Антона Климовича, занимает не один год.  

С нефтью по жизни

На 1 января 2019 года в Тюменской области открыто порядка 44 месторождений. Точные данные появятся по итогам полугодия при составлении государственного баланса запасов.

Добычу нефти в регионе ведут четыре предприятия: ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «Газпромнефть-Хантос», ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «ПИТ «СИБИНТЭК». Объем извлекаемых запасов нефти достиг 480 млн тонн. По итогам геологоразведочных работ прирост промышленных запасов нефти составил 28,8 млн тонн. За 2018 год было пробурено 13 скважин, в том числе четыре поисковых и девять разведочных. В планах предприятий на 2019 год — увеличение поисково-разведочного бурения до 17 скважин.

По итогам 2018 года нефтяники добыли 12,5 млн тонн сырья, что на 14,5% больше, чем годом ранее. Прежде в рамках соглашения ОПЕК+ Россия снижала добычу нефти, что отразилось и на Тюменской области. В перспективе на три ближайших года объем добычи нефти в регионе сохранится на уровне 12–13 млн тонн нефти в год.

Что касается перспектив добычи нефти в Голышмановском районе, то лицензия на добычу была выдана компании «Голышмановонефтегаз». Если опираться на данные поисковиков, то перспективы нефтедобычи в районе небольшие. Запасы нефти там минимальны.

Но в целом разведанные запасы нефти в регионе таковы, что ее можно добывать еще порядка 30–50 лет.

Самое главное, объемы прироста новых запасов сырья в регионе в последние годы значительно превышают объемы добычи, то есть минерально-сырьевая база не «проедается», а увеличивается.

Источник

О недропользовании в Тюменской области

(в редакции Законов Тюменской области от 21.02.2007 N 548, от 26.12.2008 N 90, от 06.07.2009 N 43, от 09.11.2011 N 82, от 05.04.2012 N 24, от 11.10.2013 N 78, от 31.03.2015 N 33, от 12.10.2015 N 106, от 27.10.2017 N 89, от 21.02.2020 N 8)

Принят
областной Думой
22 сентября 2005 года

В соответствии с федеральным законодательством настоящий Закон регулирует отношения недропользования в Тюменской области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

общераспространенные полезные ископаемые в Тюменской области – находящиеся в Тюменской области полезные ископаемые, перечень которых утверждается в порядке, установленном федеральным законодательством;

территориальная программа развития минерально-сырьевой базы – областная целевая программа, комплекс мероприятий которой направлен на воспроизводство минерально-сырьевой базы и включает в себя работы по геологическому изучению недр, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и иные работы;

территориальная программа использования минерально-сырьевой базы – областная целевая программа, комплекс мероприятий которой направлен на вовлечение ресурсного потенциала фонда недр в хозяйственный оборот Тюменской области.

Иные понятия, термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных федеральным законодательством.

(абзац введен Законом Тюменской области от 21.02.2020 N 8)

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Тюменской области в сфере регулирования отношений недропользования

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

1. К полномочиям Тюменской областной Думы в сфере регулирования отношений недропользования относится:

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

1) принятие областных законов;

2) толкование областных законов;

3) контроль за исполнением областных законов.

2. К полномочиям исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере регулирования отношений недропользования относится:

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

1) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

2) разработка, утверждение и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

3) создание и ведение фонда геологической информации Тюменской области;

(п. 3 в ред. Закона Тюменской области от 12.10.2015 N 106)

4) участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

(п. 4 в ред. Закона Тюменской области от 21.02.2020 N 8)

5) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

(в ред. Законов Тюменской области от 05.04.2012 N 24, от 11.10.2013 N 78)

6) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр в Тюменской области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

(в ред. Законов Тюменской области от 26.12.2008 N 90, от 05.04.2012 N 24)

6.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

(п. 6.1 введен Законом Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

6.2) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

(п. 6.2 введен Законом Тюменской области от 11.10.2013 N 78)

7) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

8) участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

9) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

10) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

(в ред. Законов Тюменской области от 09.11.2011 N 82, от 05.04.2012 N 24)

11) установление порядка пользования участками недр местного значения;

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

12) принятие решений о предоставлении участков недр в пользование в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О недрах”;

(п. 12 в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

12.1) установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения;

(п. 12.1 введен Законом Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

13) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее – питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;

Читайте также:  Что полезнее всего из овощей для детей

(п. 13 в ред. Закона Тюменской области от 21.02.2020 N 8)

14) утверждение и реализация областных целевых программ в сфере недропользования;

15) корректировка мероприятий областных целевых программ исходя из объема их финансирования, предусмотренного законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

(в ред. Законов Тюменской области от 26.12.2008 N 90, от 06.07.2009 N 43)

16) иные полномочия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тюменской области, нормативными правовыми актами Тюменской области.

3. Полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.

4. В целях координации взаимодействия в вопросах регулирования отношений в сфере недропользования при Правительстве Тюменской области могут быть созданы межведомственные комиссии, рабочие (экспертные) группы, научно-технические советы, другие органы.

5. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере недропользования.

Статья 3. Предоставление в пользование участков недр местного значения

(в ред. Закона Тюменской области от 31.03.2015 N 33)

Участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ (далее также – товарищества), а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

(в ред. Законов Тюменской области от 27.10.2017 N 89, от 21.02.2020 N 8)

Статья 3.1. Переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения

(введена Законом Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

Переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

Статья 4. Утратила силу

Статья 4. Утратила силу. – Закон Тюменской области от 06.07.2009 N 43.

Статья 5. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод

(в ред. Закона Тюменской области от 31.03.2015 N 33)

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

Статья 5.1. Добыча подземных вод садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами

(введена Законом Тюменской области от 27.10.2017 N 89)

Садоводческие некоммерческие товарищества и (или) огороднические некоммерческие товарищества имеют право осуществлять добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

(в ред. Закона Тюменской области от 21.02.2020 N 8)

Статья 6. Утратила силу

Статья 6. Утратила силу. – Закон Тюменской области от 05.04.2012 N 24.

Статья 6.1. Утратила силу

Статья 6.1. Утратила силу. – Закон Тюменской области от 06.07.2009 N 43.

Статья 7. Разработка и реализация территориальных программ и проектов развития и использования минерально-сырьевой базы

1. Территориальная программа развития минерально-сырьевой базы состоит из подпрограмм и включает в себя следующие мероприятия:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

2) проектирование и производство геологоразведочных работ и инженерно-геологических изысканий;

3) работы, направленные на защиту и охрану недр от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) работы по организации и ведению государственного мониторинга геологической среды;

5) иные работы, направленные на развитие минерально-сырьевой базы Тюменской области.

2. Территориальная программа использования минерально-сырьевой базы включает в себя следующие мероприятия:

1) проектирование, строительство, реконструкцию сооружений и иных объектов использования минерально-сырьевой базы области;

2) работы по подготовке фонда недр к лицензированию;

3) работы с распределенным фондом недр;

4) иные работы, связанные с использованием минерально-сырьевой базы Тюменской области.

Статья 8. Порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Тюменская область

(в ред. Закона Тюменской области от 12.10.2015 N 106)

1. Создание, ведение фонда геологической информации Тюменской области осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти области.

(в ред. Закона Тюменской области от 12.10.2015 N 106)

2. Порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Тюменская область, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.

(часть 2 в ред. Закона Тюменской области от 12.10.2015 N 106)

Статья 9. Финансирование расходов в сфере недропользования

(в ред. Закона Тюменской области от 05.04.2012 N 24)

Финансирование расходов в сфере недропользования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Переходные положения

1. До установления федеральным законодательством порядка лицензирования работ по геологическому изучению и разведке общераспространенных полезных ископаемых лицензии на геологическое изучение и разведку общераспространенных полезных ископаемых выдаются уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

2. До выделения совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения положения настоящего Закона не распространяются на строительство подземных транспортных сооружений, линий коммуникаций, в том числе для водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, связи, а также иных сооружений.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тюменской области
С.С.СОБЯНИН

г. Тюмень
6 октября 2005 года
N 402

Источник