Разработка месторождений полезных ископаемых дипломная работа
Вид работы:
Дипломная (ВКР)
Предмет:
Геология
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
19,59 kb
Опубликовано:
2011-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный открытый университет
Губкинский институт (филиал)
Кафедра техники и технологии горного производства
Курсовой проект
По дисциплине:
Основы горного дела
На тему:
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Выполнил студент
группы
Шифр
Губкин 2009 г
Содержание:
1.Задание на курсовой проект
2.Исходные данные
.Физико-технические свойства
.Расчет параметров карьера
4.1 Поперечный разрез карьера
.2 План карьера
5.Определения срока службы карьера
6.Определение показателей трудности осуществления основных производственных процессов
.Подготовка горных пород к выемке
7.1 Паспорт буровзрывных работ для вскрыши
.2 Паспорт буровзрывных работ для полезного ископаемого
8.Расчет параметров выемочно-погрузочных работ
8.1 Выемка горных пород
.2 Рабочие параметры мехлопаты
.3 Перегрузка породы в думпкары
9.Расчет параметров перемещения груза в карьере
10.Отвалообразование вскрышных пород
10.1 Схема отвалообразования с использованием мехлопаты
11.Сводная таблица показателей курсового проекта
Список используемой температуры
Основные чертежи
1. Задание на курсовой проект
В курсовом проекте «Разработка месторождения полезного ископаемого открытым способом», рекомендуется изложить решение задач, относящихся к основным технологическим процессам горного производства:
·Рассчитать параметры карьера;
·Определить коэффициент вскрыши;
·Рассчитать показатели:
oπр – трудности разрушения пород вскрыши и полезного ископаемого;
oπб – трудности бурения;
oвзрываемости пород вскрыши и полезного ископаемого (эталонный удельный расход ВВ, г/м3);
·Выполнить расчет буровзрывных работ:
oвыбор бурового станка, определение качества буровых станков;
oрасчет параметров взрывных скважин;
oрасчет проектного удельного расхода ВВ;
oрасчет массы заряда в скважине
oсхема размещения зарядов на взрываемом блоке;
oпаспорт буровзрывных работ в масштабе (на листе А-4);
·Выполнить расчет экскавационных работ:
oвыбор экскаватора, техническая характеристика выбранного экскаватора;
oрасчет производительности экскаватора;
oопределение потребного парка экскаваторов;
oпараметры забоя экскаватора;
oпаспорт забоя экскаватора в масштабе;
·Перемещение горной массы в карьере и за его пределы:
oрасчет полезной массы поезда;
oрасчет пропускной и привозной способности дороги, рабочий и инвентарный парк подвижного состава;
·Отвалообразование, расчеты параметров;
·Сводная таблица применяемого основного и вспомогательного горного оборудования.
2. Исходные данные
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиницы измеренияЗначение1.Угол падения залежи полезного ископаемогоαградус592.Мощность наносовhнм103.Мощность толщи полезного ископаемогоmм804.Размер залежи полезного ископаемого по простираниюLqм26005.Граничный коэффициент вскрышикгрм3/м35.06.Грузопотоки: по вскрыше по добычеWвWп.и м3/смена м3/смена290011007.Вид транспорта: на вскрыше на добычекомбинированный: автомобильный – перегрузка – ж.д. транспорт8.Расстояние перевозки груза: по временным путям по постоянным путямLперLпермм200040009.Угол откоса уступа: вскрыша полезные ископаемые отвалы βв βп.и βо Градус Градус градус758030
3. Физико-технические свойства
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиница измеренияВеличинавскрышных породнаносыполезные ископаемые1.Плотностьγн/дм326302.Коэффициент крепостиf1293.Средний размер отдельностиLсрм1.000.954.Коэффициент трещиноватостикт0.900.755.Угол откоса борта карьера: лежащего бока висячего бока βлβв Градус градус4141 41 416.Влажность в массивеW%117.Предел прочности: на сжатие на сдвиг на растяжение δсж δсдв δраст МПа МПа МПа120208 90 11 78.кр1.4 1.4
Руководящий подъем в траншеи iр = 30 ‰
Расстояние до верхнего горизонта добычи от поверхности h = 25.
4. Расчет параметров карьера
4.1 Определяем горизонтальную мощность залежей
mг=m/sinα, м
где m – истинная мощность,
α – угол падения залежи, градус.
mг=80/sin59=93 м.
.2 Определение периметра дна карьера
Рд=(Lд+Bд)*2, м
где Рд – периметр дна карьера, м;
Lд – длинна залежи по простиранию, м;
Вд – ширина дна карьера, изменяется в зависимости от применяемой техники (Вд =30 – 40).
Рд=(2600+40)*2=5280 м.
.3 Определяем площадь дна карьера
Sд=Lд*Bд, м2,
Sд=2600*40=104000 м2.
.4 Определяем глубину карьера по формуле профессора Боголюбова Б.П.:
Нк=кизв*mг*кгр/(ctgβв+ctgβл), м
кизв=(0,95 – 0,98) – коэффициент извлечения полезного ископаемого при открытом способе разработки;
кгр – граничный коэффициент вскрыши м3/м3;
βв – угол откоса борта карьера в конечном положении по висячему боку;
βл – угол откоса борта карьера в конечном положении по лежачему боку;
Если породы висячего и лежачего боков имеют равновеликие свойства и отрабатываются под одним углом откоса борта в конечном положении βл=βв=βср, тогда
Нк=0,5* кизв* mг* кгр*tgβср
Нк=0.97*93*5/(2*ctg41)=196 м.
.5 Угол откоса борта карьера:
При ориентировачных расчетах можно пользоваться данными Гипроруды [стр. 18 П.И. Томаков, И.Н. Наумов; изд II е]:
Таблица 1
ПородыКоэффициент крепости пород по шкале проф. М.М. ПротодьяконоваУгол откоса борта (градусы) при глубине карьера, м≤90≤180≤240≤300>30В высшей степени крепкие и очень крепкие15 – 2060 – 6857 – 6553 – 6048 – 5443 – 49Крепкие и довольно крепкие8 – 1450 – 6048 – 5745 – 5342 – 4837 – 43Средней крепости3 – 745 – 5041 – 5839 – 4536 – 4332 – 37Довольно мягкие и мягкие1 – 230 – 4328 – 4126 – 3926 – 36-Мягкие и землистые0,6 – 0,821 – 3020 – 28—4.6 Определяем объем полезного ископаемого максимально извлекаемого из карьера в конечных контурах:
Vп.и.=[m
Источник
Îòðàáîòêà áàëàíñîâûõ ðóä ñ ìàêñèìàëüíûì èçâëå÷åíèåì ìåòàëëà èç íåäð òðàäèöèîííûì ñïîñîáîì îòðàáîòêè ïðè èñïîëüçîâàíèè âûñîêîïðîèçâîäèòåëüíîãî ñàìîõîäíîãî çàáîéíîãî è âñïîìîãàòåëüíîãî îáîðóäîâàíèÿ, ñîçäàíèå áåçîïàñíûõ óñëîâèé òðóäà äëÿ ðàáîòàþùèõ â áëîêå.
Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà
Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.
- ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïðîìûøëåííàÿ êëàññèôèêàöèÿ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ïðè¸ìû îêîíòóðèâàíèÿ òåë ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Óïðàâëåíèå êà÷åñòâîì ðóäû. Ìåòîäû ïîäñ÷¸òà çàïàñîâ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Îöåíêà òî÷íîñòè ïîäñ÷åòà çàïàñîâ, ôîðìû ó÷åòà èõ äâèæåíèÿ.
ðåôåðàò [25,0 K], äîáàâëåí 19.12.2011
Îïðåäåëåíèå áàëàíñîâûõ çàïàñîâ ìåñòîðîæäåíèÿ ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî, ïðîèçâîäñòâåííîé ìîùíîñòè è ñðîêà ñóùåñòâîâàíèÿ ðóäíèêà. Âûáîð ðàöèîíàëüíîãî âàðèàíòà âñêðûòèÿ è ïîäãîòîâêè ìåñòîðîæäåíèÿ. Ðàñ÷åò òåõíîëîãè÷åñêîãî êîìïëåêñà îòáîéêè è äîñòàâêè ðóäû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [100,5 K], äîáàâëåí 26.11.2011
Èñòîðèÿ ðàçðàáîòêè ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ñîñòîÿíèå íà ñîâðåìåííîì ýòàïå. Îáùàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ öåëü ïðè îòêðûòîé ðàçðàáîòêå. Ïîíÿòèÿ è ìåòîäû îáîãàùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ýôôåêòèâíîå è êîìïëåêñíîå èñïîëüçîâàíèå ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [76,0 K], äîáàâëåí 24.11.2012
Èçó÷åíèå çàêîíîìåðíîñòåé îáðàçîâàíèÿ è ãåîëîãè÷åñêèõ óñëîâèé ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçìåùåíèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Õàðàêòåðèñòèêà ãåíåòè÷åñêèõ òèïîâ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ìàãìàòè÷åñêèå, êàðáîíàòèòîâûå, ïåãìàòèòîâûå, àëüáèòèò-ãðåéçåíîâûå, ñêàðíîâûå.
êóðñ ëåêöèé [850,2 K], äîáàâëåí 01.06.2010
Âëèÿíèå äîáû÷è ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ íà ïðèðîäó. Ñîâðåìåííûå ñïîñîáû äîáû÷è ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ïîèñê è ðàçðàáîòêà ìåñòîðîæäåíèé. Îõðàíà ïðèðîäû ïðè ðàçðàáîòêå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Îáðàáîòêà ïîâåðõíîñòè îòâàëîâ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ îòêðûòîé âûðàáîòêè.
ðåôåðàò [29,4 K], äîáàâëåí 10.09.2014
Ðàçìåðû è çàïàñû ðóäíîãî ïîëÿ. Ïðîèçâîäèòåëüíîñòü è ñðîê ñóùåñòâîâàíèÿ ðóäíèêà. Îáîñíîâàíèå âàðèàíòà âñêðûòèÿ, òèï, ÷èñëî âñêðûâàþùèõ âûðàáîòîê, èõ ñå÷åíèÿ. Âûáîð òåõíîëîãè÷åñêèõ ñõåì è îáîðóäîâàíèÿ äëÿ îñíîâíûõ ïðîöåññîâ (îòáîéêà, âûïóñê, äîñòàâêà).
êóðñîâàÿ ðàáîòà [70,0 K], äîáàâëåí 05.04.2012
Ðàññìîòðåíèå ñïîñîáîâ îòðàáîòêè çàïàñîâ ìåñòîðîæäåíèÿ. Îïèñàíèå ñõåìû îòðàáîòêè çàïàñîâ øàõòíîãî ïîëÿ. Ïîäãîòîâêà âûåìî÷íûõ ïîëåé; ïîðÿäîê îòðàáîòêè ÿðóñîâ. Ðàöèîíàëüíàÿ êîìïîíîâêà î÷èñòíûõ çàáîåâ. Ñïîñîáû ïðîâåòðèâàíèÿ è óïðàâëåíèÿ ãîðíûì äàâëåíèåì.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [66,5 K], äîáàâëåí 12.05.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Министерство образования
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра разработки пластовых месторождений
Домрачев А.Н.
СТРУКТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Рекомендации к выполнению дипломной работы по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» (0902000) специализации специализации 090205 “Комбинированная разработка месторождений полезных ископаемых”
|
Новокузнецк – 2003
УДК 622.4/33.16/18
О 75
Рецензент: заведующий кафедрой разработки рудных
месторождений, проф., д.т.н. Шеховцов В.С.
О 75. Структура и
методология выполнения дипломной работы: Метод. указ./ Сост.: А.Н.
Домрачеев: СибГИУ, – Новокузнецк, 2003. – 57 с.
Изложены
основные требования к структуре, содержанию и методической базе дипломных
работ, выполняемых на кафедре разработки пластовых месторождений Сибирского
государственного индустриального университета.
Методические указания
предназначены для студентов горного направления специализации 090201 «Подземная
разработка пластовых месторождений» и специализации 090205 “Комбинированная
разработка месторождений полезных ископаемых”
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
1. ПОРЯДОК ДОПУСКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ | 6 |
2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | 7 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТУ | 9 |
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ВЫПОЛНЕНИЯДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ | 10 |
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И | 11 |
6. ПОРЯДОК ДОПУСКА ДИПЛОМНОЙ | 13 |
7. СТРУКТУРА И СОСТАВ ДИПЛОМНОЙРАБОТЫ | 14 |
7.1. Ведение | 14 |
7.2. Обоснование актуальности | 15 |
7.3. Анализ состояния вопроса в | 16 |
7.4. Выбор и обоснование | 18 |
7.5. Цель и задачи дипломной | 20 |
7.6. Алгоритм выполнения | 21 |
7.7. Личный вклад автора | 21 |
7.8. Реализация результатов | 23 |
7.9. Мероприятия по | 24 |
7.10. Рекомендации по | 24 |
8. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕГОРНЫХ ПРОЦЕССОВ | 26 |
8.1. Принципы моделирования | 16 |
8.2. Информационные модели | 31 |
8.3. Порядок построения | 31 |
8.4. Логическая или | 33 |
8.5. Имитационное моделирование | 33 |
8.6. Физическое моделирование | 40 |
8.7. Условия подобия | 42 |
9. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙСТАТИСТИКИ | 43 |
9.1. Определение погрешности | 43 |
9.2. Подбор эмпирических формул | 42 |
10. МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ | 51 |
10.1. Поиск кратчайшей цепи на | 51 |
10.2. Поиск критического пути | 52 |
10.3. Поиск пути с максимальной | 55 |
Список использованной литературы | 57 |
ВВЕДЕНИЕ
Решение
задач обеспечения научно-технического прогресса и развития угольной отрасли в
современных экономических условиях требует всестороннего совершенствования
методики подготовки горного инженера. Для глубокого, творческого овладения
студентами специальностью первостепенное значение приобретает развитие
творческих способностей, умения мыслить самостоятельно и нестандартно. Важную
роль в достижении этого призван сыграть переход от выполнения студентами
формальных дипломных проектов к самостоятельным творческим дипломным работам с
элементами научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.
Процесс выполнения дипломной работы должен всемерно способствовать
самоидентификации студента как самостоятельной творческой личности, готовой
проявить себя не только в качестве инженерно-технического работника младшего
или среднего звена, но и исследователя, организатора научной работы, создателя
новых направлений в науке, производстве и бизнесе. Дипломная работа может и
должна служить основой для формирования темы, цели, задач, методов исследований
при подготовке магистерской и кандидатской диссертаций. Накопленный в
СМИ-СибГГМА-СибГИУ опыт выполнения дипломных работ указывает не только на
многообразие их тематики и типов, но и на ряд объединяющих характеристик:
Ø дипломная работа является итогом деятельности преподавательского
коллектива по приобщению студента к научным исследованиям на протяжении всего
периода обучения;
Ø тематика дипломных работ тесно связана с актуальными
задачами развития угольной отрасли и горнодобывающей промышленности в целом;
Ø дипломная работа является важной составляющей развития
способности студента самостоятельно овладевать новыми знаниями и вырабатывать
необходимые навыки;
Ø выполнение дипломной работы осуществляется с использованием
современных средств компьютерной техники и программного обеспечения, в том
числе разработанного сотрудниками ВУЗа и студентами;
Ø дипломная работа рассматривается как важный этап в
профессиональном овладении исследовательскими навыками для их дальнейшей
реализации в науке, высокотехнологичном производстве и венчурном бизнесе.
Методические указания
предназначены для студентов горного направления 090200 специализаций 090201
«Подземная разработка пластовых месторождений» и 090205 “Комбинированная
разработка месторождений полезных ископаемых”.
1.
ПОРЯДОК ДОПУСКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
К выполнению дипломной работы допускаются
студенты начиная с 4-го курса дневного и 5-го курса заочного обучения. По
согласованию с заведующим кафедрой к выполнению сквозной
научно-исследовательской работы, результаты которой затем могут быть
представлены в качестве дипломной работы, допускаются студенты 2-го курса
дневного и 3-го курса заочного обучения. В этом случае руководство научной
работой студента (в том числе в рамках предусмотренных программой обучения
расчетно-графических работ и курсовых проектов) поручается куратору из числа
работников кафедры или профильных научно-исследовательских институтов (научно-производственных
объединений и фирм). Обязательным условием допуска студента к выполнению
дипломной работы является его участие в качестве докладчика на кафедральных и
общевузовских семинарах и научно-практических конференциях, наличие у него
одной и более публикаций по теме дипломной работы или смежной тематике,
успешное участие в олимпиадах по специальным и смежным общеобразовательным
дисциплинам, а также наличие патентов и заявок на изобретения. Дополнительным
условием допуска студента к выполнению дипломной работы является наличие у него
знаний и навыков, достаточных для выполнения и (или) оформления дипломной
работы с использованием персонального
Источник
Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)
ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
методические указания для студентов специальности 090200
“Подземная разработка месторождений полезных ископаемых”
специализация “Подземная разработка рудных
и нерудных месторождений”
Владивосток
2004
УДК б22.34:622.272
Выполнение дипломного проекта: Методические указания / Сост. А.А.
Фаткулин, И.Г. Ивановский, Н.А. Николайчук и др. – Владивосток: Изд-во
ДВГТУ, 2004. – 43 с.
В методических указаниях изложены основные положения по реше-
нию вопросов вскрытия, подготовки, систем разработки, механизации и
организации горных работ, охраны труда, вентиляции, техники безопасно-
сти, экономики, охраны окружающей среды при разработке рудных ме-
сторождений полезных ископаемых.
Методические указания предназначены для студентов очной и заоч-
ной форм обучения специальности 090200 “Подземная разработка место-
рождений полезных ископаемых” и являются руководящим материалом
при написании специальных разделов проекта и его компоновке.
Методические указания составили А.А. Фаткулин, И.Г. Ивановский,
Н.А. Николайчук, В.Н. Макишин, А.В. Андреев, В.Ф. Мороз, О.А. Курба-
това, А.Т. Олишевский, Г.Д. Репешков, А.И. Тонких, А.М. Солдатов.
Методические указания печатаются с оригинал-макета,
подготовленного авторами.
© ДВГТУ, 2004
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дипломный проект является завершающей частью теоретического
и практического обучения студента. В дипломном проекте студент
должен показать умение комплексно решать вопросы, связанные с
разработкой месторождения полезных ископаемых.
Проектные решения должны базироваться на новейших достиже-
ниях отечественной и зарубежной науки и техники, а также на совре-
менных методах организации труда и управления производством.
Особое внимание следует уделить комплексной механизации всех
производственных процессов и их автоматизации, повышению эффек-
тивности производства и качества продукции, рациональному ком-
плексному использованию минеральных ресурсов, вопросам охраны
труда и окружающей среды.
Важнейшими показателями качества проекта являются достиже-
ние более высоких технико-экономических показателей, обеспечение
полноты выемки запасов полезных ископаемых и решение вопросов
рационального использования недр.
Задание на дипломное проектирование студент получает до отъ-
езда на преддипломную практику. Изменение задания после
выполнения программы преддипломной практики или в процессе
составления дипломного проекта допускается как исключение при
наличии мотивированного заявления студента и представления
руководителя. Изменение вступает в силу после утверждения его
заведующего кафедрой.
Объектами дипломного проекта могут служить действующие руд-
ники, перспективные месторождения или их отдельные участки, не
разрабатываемые в настоящее время. Допускается разработка проек-
тов для рудников, в настоящее время санированных и имеющих неот-
работанные балансовые запасы.
Задание, выданное студенту, должно базироваться на фактических
горно-геологических и горнотехнических условиях месторождения,
являющегося объектом дипломного проектирования.
По решению кафедры дипломные проекты, имеющие важное про-
изводственное и научное значение, могут выполняться со значитель-
ными от общей программы отступлениями.
3
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект (ДП) состоит из общей и специальной частей.
В общей части проекта рассматриваются общешахтные вопросы, ко-
торые не требуют глубокой научной проработки. Она может быть
одинаковой для нескольких студентов, проходивших преддипломную
практику на одном предприятии, однако должна выполняться само-
стоятельно каждым из них и излагаться собственным языком.
Специальная часть представляет собой подробно разработанную
часть технологической схемы шахты и выполняется каждым студен-
том индивидуально. Объем ее должен составлять не менее 40 % от
общего объема проекта. В зависимости от характера специальной час-
ти ее сопровождают не менее 2-3 листов чертежей.
ДП состоит из пояснительной записки (ПЗ), включающей все не-
обходимые расчеты и обоснования и выполняемой на белой бумаге
формата А4 (297×210 мм) без рамки, и графического материала (ГМ),
выполняемого на 8-10 листах ватмана стандартного формата А1
(841×394 мм).
В начале ПЗ помещаются: титульный лист с названием темы про-
екта и подписями студента, руководителя, консультантов, заведующе-
го кафедрой и рецензента; задание на дипломное проектирование,
аннотация (на русском и иностранном языках); перечень условно при-
нятых сокращений; содержание разделов пояснительной записки. За-
тем следуют введение, основной текст и заключение. В последнем в
краткой форме излагают результаты выполненных исследований и
расчетов и приводят основные рекомендации по совершенствованию
соответствующих заданию технологических процессов и параметров.
В конце ПЗ помещают список использованных литературных источ-
ников и приложения: результаты патентного поиска, разработанные
компьютерные программы, распечатки результатов расчетов на пер-
сональном компьютере и др. Объем ПЗ без приложений не должен
превышать 120 страниц в рукописном виде и 80 – в печатном. В от-
дельных случаях по согласованию с руководителем допускается уве-
личение объема на 10-15 %.
В ПЗ помещают таблицы, эскизы, графики, диаграммы, которые
поясняют текст. Их размещают на отдельных листах (кроме неболь-
4
ших по размеру таблиц), располагаемых за страницей с первой ссыл-
кой на данную таблицу (рисунок).
ПЗ следует выполнять грамотно и аккуратно. Рекомендуется набор
основного текста и таблиц на персональном компьютере. Допускается
вписывание формул чернилами. Рукописный вариант ПЗ должен быть
написан разборчивым почерком, без помарок (допускаются лишь лег-
кие исправления).
Графическую часть выполняют с соблюдением правил как общего,
так и специального горного черчения, чисто и аккуратно, в одном сти-
ле. Допускается выполнение чертежей карандашом или гелевыми руч-
ками. Рекомендуется использование прикладных программ (например,
Excel, AutoCAD, MathCAD, Photoshop и др.).
РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
Непосредственное руководство дипломным проектированием
осуществляет руководитель, утвержденный кафедрой. В качестве ру-
ководителей привлекаются не только преподаватели, но и работники
производства. Для консультаций по отдельным разделам проекта на-
значают консультантов из преподавателей кафедр, обслуживающих
специальность.
Рецензентами ДП назначают сотрудников производственных
предприятий и организаций, проектных и научно-исследовательских
институтов.
Руководитель ДП должен поощрять у студента самостоятельность
и инициативу в решении вопросов, рассматриваемых в проекте, ока-
зывать ему необходимую помощь и осуществлять контроль за соблю-
дением студентом графика выполнения соответствующих разделов
ДП. Еженедельно студент должен информировать руководителя о
принятых решениях, методике их выполнения, отчитываться о проде-
ланной работе.
За принятые в ДП технические решения и за правильность всех
вычислений отвечает студент – автор проекта.
5
ПРОBEPKA И ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
После того, как студент закончит составление проекта и получит
подписи консультантов по отдельным разделам, он передает его руко-
водителю, который просматривает проект, подписывает и составляет
отзыв. Затем ДП рассматривает комиссия на кафедре (предваритель-
ная защита), которая выносит решение о допуске к защите проекта в
Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Допуск оформля-
ется протоколом заседания кафедры.
Законченный ДП направляют на рецензию к специалисту, назна-
ченному кафедрой. Студент до защиты проекта должен быть ознаком-
лен с содержанием рецензии. Запрещается делать в проекте какие-
либо исправления после заключения рецензента или уничтожать сде-
ланные им пометки.
О неудовлетворительно выполненном ДП руководитель делает
представление кафедре, которая выносит соответствующее решение.
Окончательное решение о достаточной подготовленности студента
в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта и возможности присвоения ему квалификации горного ин-
женера выносит ГАК.
При принятии решения ГАК учитывает не только качество выпол-
нения проекта, но и качество защиты с учетом совокупности всех зна-
ний, без которых невозможно присвоение квалификации горного ин-
женера.
РЕАЛЬНЫЕ ДИПЛОМНЫЕ ПРОЕКТЫ
К реальным относятся дипломные проекты, которые соответству-
ют одному или нескольким из приведенных ниже условий.
1. Проект выполнен по заданию производственного предприятия,
научной или проектной организации.
2. Результаты внедрены (что подтверждено соответствующим до-
кументом) или имеется решение предприятия о внедрении.
3. Проект выполнен по тематике хоздоговорной или госбюджет-
ной научно-исследовательской работы кафедры.
4. По теме проекта имеется публикация, авторское свидетельство
(или заявка на изобретение), рационализаторское предложение.
6
5. В проекте содержатся оригинальные решения, имеющие теоре-
тическое или прикладное значение, что подтверждено соответствую-
щим заключением научной или проектной организации или решением
ГАК.
6. Результатом проекта является разработка новой или совершен-
ствование существующей технологии горных работ, предполагающие
получение экономического, социального или другого вида положи-
тельного эффекта при внедрении на производстве (подтверждается
решением ГАК).
7. По результатам проекта могут быть внедрены в учебном про-
цессе новые лабораторные работы или практические занятия (под-
тверждается решением ГАК).
ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА
Под патентными исследованиями понимается поиск, отбор, анализ
патентной и научно-технической информации, относящейся к техни-
ческим решениям.
Патентное исследование проводится в целях обеспечения высоко-
го технического уровня, охраноспособности объектов по темам науч-
ных исследований и разработок, целью которых является создание
новых устройств, способов, веществ или их усовершенствование.
Основная задача патентных исследований при дипломном проек-
тировании состоит в обучении студентов патентному поиску, умению
выявить тенденции развития той или иной области техники, а также в
развитии у студентов творческого подхода к решению технических
задач и привлечения их к изобретательству.
Патентные исследования проводятся в начальный период диплом-
ного проектирования и включают следующие виды работ:
а) разработку регламента поиска (в соответствии с заданием);
б) поиск и отбор патентной документации (свидетельств и патен-
тов);
в) сравнительный анализ выявленных технических решений;
г) оформление результатов патентных исследований.
Задание на проведение патентных исследований выдает руководи-
тель дипломного проекта. Задание утверждается зав. кафедрой.
Консультанта по патентным исследованиям назначает кафедра.
7
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
Использование персонального компьютера является существен-
ным достоинством дипломного проекта. С помощью компьютера мо-
гут быть решены отдельные задачи проекта по программам, которые
имеются на кафедре, или разрабатываются студентом самостоятельно
по согласованию с руководителем. При использовании компьютера
распечатки решения задач должны быть представлены в пояснитель-
ной записке. Текст пояснительной записки также рекомендуется вы-
полнять на компьютере. Достоинством проекта является использова-
ние компьютерных прикладных программ, например, Exсel,
CorelDRAW, AutoCAD, MathCAD, Photoshop и др.
ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
I. Характеристика района и месторождения
1. Общие сведения о районе. Географическое положение. Рельеф
местности. Расположение магистральных и подъездных путей. Источ-
ники энергоснабжения, водоснабжения. Местные строительные мате-
риалы.
2. Геологическая и горнотехническая характеристики и запасы ме-
сторождения. Кратко – генезис месторождения, тектоника и страти-
графия. Типы руд. Характеристика рудных тел: форма и элементы
залегания, стабильность содержания полезных компонентов по про-
стиранию, падению и мощности, морфологические особенности. Гор-
но-технологические параметры руд и вмещающих пород: крепость,
плотность, устойчивость, способность к слеживанию и самовозгора-
нию, трещиноватость. Характеристика контактов рудного тела с вме-
щающими породами. Гидрогеология месторождения.
II. Исходные данные для составления проекта
и организация работ
1. Горнотехнические условия месторождения, принятые для про-
ектирования: элементы залегания рудного тела (угол падения, мощ-
ность, длина по простиранию), глубина разработки, свойства руд и
8
пород, влияющие на выбор технологии добычи и переработки, харак-
теристика качества руд, трещиноватость, водообильность и т.п.
2. Запасы руды и содержание металлов, принятые по условным
данным для проектирования; проектная глубина разработки.
3. Обоснование подземного способа разработки месторождения.
4. Общая организация работ по руднику (по производственным
цехам и видам горных работ): принятое число рабочих дней в неделю
и рабочих смен на капитальных, подготовительных и очистных рабо-
тах, продолжительность смен; наличие ремонтных смен.
III. Управление качеством продукции горного предприятия
Требования обогатительной фабрики (перерабатывающего пред-
приятия) к качеству продукции проектируемого рудника. Установле-
ние порядка отработки руд месторождения (рудного тела и др.) раз-
личных сортов и качества, обеспечивающего селективность добычи и
транспортирования руды в шахтном поле и по поверхности до обога-
тительной фабрики, стабильность состава и качества поставляемой на
обогащение (переработку) рудной массы.
Управление качеством добытого полезного ископаемого (усредне-
ние, сортировка, сепарация и др.). Выбор рационального способа ру-
доподготовки и рудоконцентрации и мест размещения рудоподгото-
вительных объектов относительно добывающего и перерабатывающе-
го предприятий. Целесообразность использования рудоподготовки в
подземных условиях.
IV. Годовая производительность рудника
Годовая производительность рудника определяется по экономиче-
ским соображениям (по оптимальному сроку существования рудника
заданной производительности в конкретных условиях) и по горным
возможностям. В отдельных случаях по согласованию с руководите-
лями производительность рудника устанавливается по заданной про-
изводительности обогатительной фабрики или металлургического
завода, но с обязательной проверкой по горным возможностям.
9
Исходные данные для определения производительности рудника
по горным возможностям берутся из соответствующих разделов про-
екта.
V. Вскрытие месторождения
1. Вскрывающие выработки. Число основных и вспомогательных
вскрывающих выработок, их назначение, сечение в проходке и в све-
ту, оборудование и выбор места расположения. При проектировании
новых вскрывающих выработок места их расположения и основные
параметры принимаются с учетом опыта работы передовых горнодо-
бывающих предприятий. Построение границ зоны сдвижений и ох-
ранных целиков.
2. Высота этажа. Высота этажа устанавливается в соответствии с
имеющимися тенденциями в зависимости от горнотехнических усло-
вий и принятой системы разработки. Может приниматься по условиям
действующего рудника.
Оптимизация высоты этажа может быть спецчастью проекта.
3. Очередность вскрытия – глубина первой очереди и шаг вскры-
тия. Экономическое обоснование этих параметров не обязательно, но
если оно дается, то является серьезным достоинством проекта и может
быть темой спецчасти. Горизонты расположения рудо- и породопри-
емных бункеров, подземных дробилок и дозаторных камер, камер
главного водоотлива. Основные и промежуточные горизонты. Кон-
центрационные горизонты. Число этажей в одновременной очистной
выемке и подготовке. При решении этих вопросов учитывается целе-
сообразность максимальной концентрации работ при достаточном
резерве подготовленных запасов. Порядок вскрытия запасов в преде-
лах этажей. Порядок отработки шахтного поля.
4. Способ вскрытия. Способ вскрытия выбирается на основе ук-
рупненного технико-экономического сравнения конкурирующих ва-
риантов. Подсчетом устанавливаются сравнительные суммарные за-
траты на 1 т добычи руды (в текущих ценах на весь срок существова-
ния рудника) по сравниваемым вариантам вскрытия.
10