Разнообразие культур важно и полезно для развития общества
Мультикультурализм — это концепция необходимости сосуществования различных культур внутри одного общества; идея о том, что сохранение и поощрение культурного разнообразия способствует обогащению общества.
Для мультикультурализма свойственно:
- учитывать как различные культуры влияют на развитие данного общества;
- сохранять уважение к существующим различиям;
- сохранять требование ассимиляции (в культуре, которая доминирует в стране).
Слово мультикультурализм было образовано сочетанием двух латинских: multum — “много” + cultura — “культура”.
Мультикультурность — это идеология, которая способствует обереганию и продвижению различий между культурами.
Большую роль в процессе создания мультикультурного общества играет воспитание и образование. Именно они освобождают человека от чувства ненависти, расизма, ксенофобии и др.
Мультикультурный — характеристика того, кто/что находится вне одной культуры (например, человек, который не может включать себя только в одну культуру); либо само желание сохранить межкультурные различия.
Мультикультурализм: плюсы и минусы
Мультикультурализм проявляется либо посредством пропаганды культурных убеждений иммигрантов, либо путём эволюции тех, кто принадлежит разным этническим группам.
Плюсы:
- иммигранты — источник знаний (инновации, творческие способности, новые навыки) и квалифицированной рабочей силы, что повышает уровень коммерции и экономический рост;
- новые вкусы и стили — этнический бизнес (такие, как рестораны и магазины) добавляют оттенки сообществам и одновременно это привлекает туристов на их культурные праздники/фестивали;
- мультикультурализм помогает узнать и понять различные культуры, так мы лучше понимаем друг друга и ладим между собой;
- возможность узнать разные языки и страны, религии и традиции;
- возможность выбрать другую культуру или использовать только какие-то части одной культуры в другой (например, отмечать праздники других стран/религий);
- способствует ликвидации расовой дискриминации.
Минусы:
- в начале ознакомления может присутствовать языковой барьер, который усложняет процесс;
- иногда детям иммигрантов бывает сложно привыкнуть к местной культуре, что влияет на их успеваемость в школе;
- религиозные столкновения и социальные конфликты между людьми с различными вероисповеданиями;
- если иммигранты что-то привозят со своей родины, то они вносят изменения в общество, и это не нравится местным;
- мультикультурным рабочим коллективом сложнее руководить, т. к. иметь дело с разными культурами — задача не простая, зачастую бывает сложно найти пути к взаимопониманию;
- снижается зависимость индивидуума от своей первоначальной культуры и одновременно повышается зависимость от другой;
- во многокультурном обществе, у некоторых людей может появиться страх потерять свою собственную, первоначальную культуру (происходит влияние других культур);
- возможное прекращение определённых культур.
Мультикультурализм в России
Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.
По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.
Мультикультурализм в Канаде
Само понятие “мультикультурализм” появилось в Канаде, эта же страна стала первой, которая приняла эту политику (в 1971 году).
Мультикультурализм был политическим решением для того, чтобы управиться с ростом:
- культурного разнообразия (по всей стране);
- франкоязычного национализма (больше в Квебеке).
Мультикультурализм в Европе
В Европе ни одно общество не является однородным. В основном Европа состоит из наций, которые и разграничивают культуры, языки и традиции (но они могут не совпадать с государственными границами).
Существуют нации без государства (каталонцы, баски, валлийцы и др.). Ещё существуют национальные меньшинства (например, венгры в Румынии).
Европа считается континентом миграций: из-за войн или смещений границ, миграции выходцев из бывших колоний или рабочих.
Мультикультурализм в США
США считается страной иммиграции, т. к. они построили свою страну из европейских иммигрантов (за счёт коренного населения).
Страна развивала импорт людей (африканских рабов), а в 19 веке привезли много китайских и японских рабочих на Гавайские острова и западное побережье.
Затем люди бежали из Европы в США либо от дискриминации, либо от бедности. Эти волны иммиграции и создали такое разнообразное общество.
В США, в отличии от Европы, концепция меньшинств определяется этнически или расово.
Узнайте также, что такое Плюрализм.
Какого-то четкого алгоритма, как нужно улаживать межэтнические конфликты, нет. Но есть несколько важных моментов, сфокусироваться на которых полезно тем, кто хочет больше разобраться в теме.
Прежде всего важно понять, что же такое толерантность. В России это определение понимают чаще всего как пассивный отказ от собственной позиции, но на самом деле это совсем не так. Толерантность — это умение отстаивать собственные границы и уважать границы другого человека.
«Толерантность есть уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений в угоду другим. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».
Декларация принципов толерантности, ООН
Эксперимент
Проведем небольшой эксперимент. Если вы просто читаете эту статью, попробуйте выполнить задание самостоятельно прямо сейчас, а если собираетесь проводить занятие с детьми — возьмите его себе на заметку.
Разбейте изображения на четыре группы так, чтобы существовал какой-то общий признак, объединяющий предметы внутри группы. Дайте ребятам 5-10 минут на выполнение — задание не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Большинство представителей западной цивилизации объединили бы эти объекты в следующие категории:
- Природные феномены (радуга, река, солнце, звезды, луна, огонь).
- Животные (змеи, попугаи, светлячок, волосатая личинка, кузнечик, ехидна, кенгуру).
- Рукотворные блага (копье, бумеранг).
- Люди (мужчина, женщина).
Но вот если, к примеру, попросить представителей австралийского племени дайрбал разбить на 4 категории эти изображения, то мы увидим совершенно другую картину:
И что же мы увидим? Оказывается, люди из племени дайрбал распределяют предметы по эмоциям:
- Возбуждение и оживление — Байи: бумеранг, мужчины, кенгуру, неядовитые змеи, радуга, луна.
- Страх — Балан: реки, женщины, ядовитые змеи, звезды, светлячки, огонь.
- Желание — Балам: мед.
- Нейтральное отношение — Бала: кузнечик.
Европейская цивилизация использует один принцип для распределения предметов по категориям — внешний вид, применение предмета, взаимодействие с ним. А вот австралийское племя при распределении предметов по категориям руководствуется эмоциями. Из этого можно сделать несложный вывод:
«Наша психика культурно детерминирована. Мы по-разному считываем одну и ту же задачу и по-разному воспринимаем одни и те же предметы. В этом-то и состоит основной подвох межкультурной коммуникации и роковое столкновение — то, что нам кажется кристально понятным, непостижимо для представителя другой культуры».
Так что же предпринять, чтобы межкультурная коммуникация приводила к появлению чего-то хорошего?
Модель культурных измерений Герта Хофстеде
Социолог из Нидерландов Герт Хофстеде представил типологию культурных измерений и показал на графике из пяти шкал, как распределяются страны по нескольким показателям, определяющим различные особенности того или иного народа.
Первая шкала — индивидуализм
Хофстеде показал, что все страны делятся на те, которые подвержены либо индивидуализму, либо коллективизму. Естественно, в тех странах, где на первом месте индивидуализм, у людей сложились и определенные ценности: свобода, самореализация, лидерство. А в странах с ярко выраженной потребностью в коллективизме люди отвечают за блага всех: «Мои блага — это блага общества».
Вторая шкала — дистанция власти
Высокая дистанция власти означает, что простой человек не может достучаться до начальника без множества посредников. В странах с низкой дистанцией власти человек свободно общается с начальством, может спокойно прийти и рассказать, что его волнует.
Третья шкала — маскулинность
Страны с высокой маскулинностью (соревновательностью) высоко ценят победу, дух соревнования, лидерские качества. В противовес им — феминные страны, где царит мир, гармония и сотрудничество между людьми.
Четвертая шкала — избегание неопределенности
Высокий показатель избегания неопределенности свидетельствует о том, что люди привержены традициям, консервативны и не готовы изменять привычный порядок вещей. Естественно, чем ниже этот показатель, тем выше стрессоустойчивость перед изменениями.
Пятая шкала — снисхождение (индульгенция)
Показатель уровня счастья. Чем он больше, тем меньше у людей социальных рамок и границ и больше потребность реализовывать свои потребности и желания.
Культурная дистанция и этноцентризм
Похожа ли Россия по каким-то показателям на остальные страны? Безусловно, точки соприкосновения по разным критериям у нашей страны есть со многими государствами. Но есть и расхождения — так называемая культурная дистанция.
Культурная дистанция показывает, насколько легко человеку адаптироваться к традициям чужой страны. И, конечно, чем больше культурная дистанция между принимающей стороной и мигрантом, тем сложнее между ними коммуникация. Ну и конечно, чем больше мы похожи, тем легче нам коммуницировать.
И все же, что именно подталкивает людей — представителей разных культур — к конфликту?
Этноцентризм — явление, при котором представитель определенной культуры ставит выше других свой народ и традиции. То есть система ценностей своей страны для человека априори выше и важнее, чем культура других стран.
Часто из страха или собственных убеждений мы начинаем влиять на чужую культуру, пытаемся внедрить свои обычаи, правила, просветить чужой народ в каких-то элементарных, как нам кажется, вопросах. Когда так происходит, появляется несколько вариантов развития дальнейших событий.
Поглощение
Если человек думает, что его культура не просто важна для него, а самая важная в мире, и все вокруг должны подчиняться ее законам, он начинает поглощать другую культуру. Так может дойти и до шовинизма, национализма и прочих ужасных последствий.
Забвение
Другой сценарий — человек перестает ценить свою культуру и полностью подчиняется законам чужих традиций, предает забвению систему ценностей своего народа, и его культура просто исчезает.
Война
Третий сценарий — ни та, ни другая культура не хотят уступать, начинается череда военных конфликтов.
Коммуникация
Но существует и четвертый сценарий — когда обе культуры пытаются найти какой-то фундамент, на котором можно построить что-то совместное и начать межкультурную коммуникацию. Так что же важно сделать, чтобы события развивались по четвертому сценарию?
На деле оказывается совершенно неважно, какая культурная дистанция между людьми — все зависит от конкретного человека, его качеств, способностей и умений. Если у каждого будет развита эмоциональная гибкость, стабильность, эмоциональный интеллект, умение коммуницировать с другими людьми, наша культура будет способна коммуницировать и строить мостики между другими культурами. И это не отрицает того, что важно знать ценности других народов, потому то так мы станем бережнее к чужим традициям и не забудем о собственных ценностях.
«Культурная адаптация в большей степени зависит от личностных особенностей индивида, его эмоциональной стабильности и гибкости, чем от величины культурной дистанции».
И. Суанет и Ф. ван де Вайвер
Скачайте презентацию Вероники Стахеевой, чтобы показать детям на занятии или изучить самостоятельно.
ТОП 10:
Культура формирует не только способ восприятия мира, но и взаимодействие человека с окружающей его средой обитания. Человеческая цивилизация представляет собой совокупность различных культур, сочетание которых предопределяет культурное разнообразие в мире. Абсолютно очевидно, что концепция устойчивого развития конструктивна лишь при ее применении в многогранном и комплексном подходе, то есть когда она рассматривается во взаимосвязи со всеми экономическими, социальными, экологическими и культурными аспектами, особенно в условиях глобализации.
Термин «культурное разнообразие» рассматривается в системе ООН как определенная система ценностей, позволяющая обществу развивать и поддерживать свою индивидуальность и самобытность, а также как совокупность способов решения наследуемых или создаваемых человечеством проблем в интересах устойчивого развития.
Культурное разнообразие неразрывно связано с важнейшими задачами современности – ликвидацией нищеты, борьбой с болезнями, защитой окружающей человека среды и рациональным использованием природно-ресурсной базы социального и экономического развития. Образ жизни большинства коренных народов напрямую зависит от биологического разнообразия. Многие знания коренных народов положены в основу методов лечения, используемых в системах здравоохранения. По оценкам ВОЗ/ЮНЕП, около 80% населения стран, не относящихся к числу промышленно развитых, используют в основном такие методы лечения. Однако сохранению и изучению этих знаний до сих пор не уделяется должного внимания. Кроме того, во многих частях мира деградация окружающей среды усиливается именно из–за совокупной потери коренным населением традиционных знаний, способных помочь приостановить этот процесс [108, 145, 150, 70-77].
Понятие «коренные народы» или «коренное население» означает общность людей, длительное время проживающих на одной и той же территории, являющейся частью исторически сложившейся экосистемы.
В Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды (1972 г.) записано: «Уважая критерии, согласованные международным сообществом, и нормы, установленные на национальном уровне, крайне важно также принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но не всегда подходят для развивающихся странах и вызывают в них неоправданные социальные издержки» [129].
Особое внимание усилению роли коренных народов уделялось на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Так, в «Повестке дня на ХХ век» записано, что «для коренных народов характерна историческая привязанность к своим землям, в силу того, что они являются потомками исконных жителей таких земель. К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. В связи с этим, необходимо учитывать взаимосвязь между состоянием природной среды и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов» [120].
В решениях Межправительственной конференцией по культурной политике в интересах развития (Стокгольм, 1998 г.) отражено, что любая политика в области развития должна в максимальной степени учитывать аспекты культурного разнообразия. Кроме того, в докладе под названием «Наше творческое разнообразие», подготовленном Всемирной комиссией по культуре и развитию (утверждена ГА ООН в 1992г.) отмечается, что культура может как способствовать, так и препятствовать быстрому экономическому росту, в связи с тем, что развитие, не учитывающее гуманный или культурный контекст, иными словами, экономическое развитие без “человеческого лица”, – это все равно, что развитие человеческого потенциала, лишенного всяческой духовности [108, 107].
В Мальмёнской декларации (2000 г.) также отмечена необходимость уделять особое внимание угрозам культурному разнообразию и утрате традиционных знаний, в частности коренного населения, вызванных глобализацией. В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) отмечается необходимость создания новой культуры сохранения и защиты окружающей человека среды, при этом существующее многообразие вероисповеданий, культур и языков должно способствовать уважительному отношению друг к другу в рамках культурного разнообразия [75].
В официальных документах ООН со ссылкой на экспертную оценку, изложенную в книге Самуэля Ханнингтона «Столкновение цивилизаций» отмечается, что Запад выиграл войну не в силу превосходства своих ценностей или религии, а в силу своего превосходства в применении организованного насилия. Можно утверждать, что ухудшение состояния окружающей среды и истощение природных ресурсов следует рассматривать как одну из форм такого насилия над экосистемами [69, 70].
Одним из первых международных правовых документов, где было уделено должное внимание роли коренного населения в сохранении биологических ресурсов, стала Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1992 г.). В Конвенции подчеркнуто, что «каждая договаривающаяся сторона, в соответствии со своим национальным законодательством, обеспечивает уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных народов и местных общин, отражающих их традиционный образ жизни. Это имеет важное значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, а также способствует совместному использованию на справедливой основе выгод, получаемых от применения таких знаний, нововведений и практики» [62]. В настоящее время в рамках этой Конвенции проводится работа по изучению взаимозависимости культурного разнообразия и биоразнообразия.
Следует отметить, что подобно тому, как природа создает разнообразие видов? приспособленных к соответствующей окружающей среде, так и человечество порождает различные культуры, отвечающие особенностям местных условий. Например, для влажных тропиков, в отличие от тундры или засушливых зон умеренного пояса, характерны не только другой растительный и животный мир, но и иные особенности культуры, носителями которой являются живущие на их территории люди.
Таким образом, культурное разнообразие может рассматриваться в качестве формы адаптивного разнообразия, а значит, и непременного условия устойчивого развития. В последние годы ЮНЕП и ВОЗ совместно с Центром здоровья и глобальной окружающей среды при Гарвардской медицинской школе тесно сотрудничают в области изучения влияния утраты биологического разнообразия на уязвимость человека. В рамках ООН реализуется также комплексная программа под названием «Биологическое и культурное разнообразие» и разрабатываются добровольные обязательства в области культурного разнообразия.
В условиях глобализации именно образование и просвещение, как важные аспекты культуры, должны играть основную роль, способствуя изменению образа жизни и утверждению новых нравственных принципов. Без соблюдения этих условий перспективы перехода к устойчивому развитию никак нельзя назвать обнадеживающими.
Несмотря на принятые в ООН обязательства, положение дел, связанное с традиционными знаниями коренного населения, продолжает оставаться крайне нестабильным. Например, в то время как опыт рационального использования услуг экосистем коренными народами вызывают все больший научный и коммерческий интерес, традиционные знания этих народов находятся под серьезной угрозой. Например, глобализация представляет угрозу как биоразнообразию, так и культурному разнообразию. Это обусловлено тем, что утрата биоразнообразия истощает биосферу, частью которой является человечество, а разрушение многовековых культур и традиций уменьшает арсенал противодействия человека негативным факторам окружающей среды. В связи с этим, глобализация, способствующая формированию единой глобальной среды обитания, ставит перед каждой страной новые задачи по сохранению культурного разнообразия.
В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) записано, что «культурное и биологическое разнообразие имеют в равной степени актуальное и существенное значение, поскольку человечество является неотъемлемой частью природы. Необходимо содействовать сохранению, развитию и использованию практических знаний коренных народов в области медицины и, в случае необходимости, сочетать их с современной медициной». В этом Плане также подчеркивается важность «использования научных знаний и технологий, в том числе использования традиционных знаний коренных народов, уважая носителей таких знаний и учитывая требования национального законодательства» [112] .
В ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) состоялось заседание Круглого стола высокого уровня по вопросам культурного и биологического разнообразия в интересах устойчивого развития. Была достигнута договоренность, что культурное разнообразие должно рассматриваться как один из важнейших факторов в решении проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды.
Участники заседания Круглого стола высокого уровня заявили о необходимости принятия Всемирной конвенции о культурном разнообразии и обратились в ООН с предложением рассмотреть вопрос о дополнении трех компонентов устойчивого развития – экономического, социального и экологического четвертым компонентом – культурным разнообразием.