Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности

Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности thumbnail

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Инфоурок

Классному руководителю
›Другие методич. материалы›Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся начальной школы

Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся в...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся в

Описание слайда:

Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся в рамках социальных практик.

2 слайд

Добровольно выбранная социально значимая деятельность, которая не навязанная

Описание слайда:

Добровольно выбранная социально значимая деятельность, которая не навязанная взрослыми, а вдохновлена примером старших ребят, неизмеримо выше для личности младшего школьника

3 слайд

Важно, чтобы ученик не пассивно принимал готовые, пусть даже и «правильные»,

Описание слайда:

Важно, чтобы ученик не пассивно принимал готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывал их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя и с помощью родителей и старших товарищей на максимальном для него уровне.

4 слайд

Школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных, нра

Описание слайда:

Школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне

5 слайд

Актуальность данного проекта: Проблема патриотического воспитания детей младш

Описание слайда:

Актуальность данного проекта: Проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

6 слайд

Содержательные направления социальной активности: Нравственные представления

Описание слайда:

Содержательные направления социальной активности: Нравственные представления младших школьников Простые правила нравственности Азбука нравственного поведения Этикет и правила хорошего тона

7 слайд

Основная цель проекта- формирование основ патриотизма- воспитание качеств чел

Описание слайда:

Основная цель проекта- формирование основ патриотизма- воспитание качеств человека ,которые составляют основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям и культуре своей семьи, школы, малой Родины и Отечества в целом.

8 слайд

Воспитательные задачи проекта: Формирование толерантности Формирование интере

Описание слайда:

Воспитательные задачи проекта: Формирование толерантности Формирование интереса к изучению истории культуры, традиций своей семьи, своего края, Родины Приобщение юного поколения к духовному наследию Отечественной культуры

9 слайд

Схема нравственного просвещения учащихся: Выявление нравственной стороны явле

Описание слайда:

Схема нравственного просвещения учащихся: Выявление нравственной стороны явления, события, деятельности, поведения Содержание мотивов поведения и направления действий Противоречия, вызвавшие столкновения идей, поступков и возможности их разрешения Моральные исследования любого поступка для других людей Реальные жизненные ситуации

10 слайд

Принципы реализации проекта: Личностно- ориентированная направленность Деятел

Описание слайда:

Принципы реализации проекта: Личностно- ориентированная направленность Деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической направленности Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе

11 слайд

Содержательные линии проекта: образовательная ценностная деятельностная творч

Описание слайда:

Содержательные линии проекта: образовательная ценностная деятельностная творческая

12 слайд

Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представл

Описание слайда:

Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой 4 ступени развития: 1 класс- «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» 2 класс- «Я люблю свой родной город» 3 класс- «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» 4 класс- «Нас много ,а Родина одна – Россия»

13 слайд

Ситуационный подход для развития социальной активности учащихся строится на о

Описание слайда:

Ситуационный подход для развития социальной активности учащихся строится на основе ситуации: Ситуация выбора Встреча с прекрасным Встреча с необычным

14 слайд

Воспитательный результат Это приобретения, которые получил ученик в следствии

Описание слайда:

Воспитательный результат Это приобретения, которые получил ученик в следствии участия в той или иной деятельности.

15 слайд

Эффект Развитие ученика как личности, формирование его компетентности и идент

Описание слайда:

Эффект Развитие ученика как личности, формирование его компетентности и идентичности.

16 слайд

 Средства реализации проекта

Описание слайда:

Средства реализации проекта

17 слайд

Чернобыль – вчера, сегодня, завтра. Мероприятия, посвященные важным историче

Описание слайда:

Чернобыль – вчера, сегодня, завтра. Мероприятия, посвященные важным историческим датам.

18 слайд

 День Космонавтики.

Описание слайда:

День Космонавтики.

19 слайд

 День Земли.

Описание слайда:

День Земли.

20 слайд

Деловые игры.

Описание слайда:

Деловые игры.

21 слайд

Диспуты, викторины.

Описание слайда:

Диспуты, викторины.

22 слайд

Исследовательская деятельность

Описание слайда:

Исследовательская деятельность

23 слайд

Коллективно - творческие дела.

Описание слайда:

Коллективно – творческие дела.

24 слайд

 Смотры, конкурсы, выставки.

Описание слайда:

Смотры, конкурсы, выставки.

25 слайд

 Соревнования

Описание слайда:

Соревнования

26 слайд

Экскурсии, поездки, походы.

Описание слайда:

Экскурсии, поездки, походы.

27 слайд

Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности

28 слайд

Примерный план к проведению одного из мероприятий, который составили на класс

Описание слайда:

Примерный план к проведению одного из мероприятий, который составили на классном часе: Мероприятие: Акция «Рождественский подарок» Благотворительный аукцион и сбор подарков Формирование ответственной группы детей иродителей Оформление заявки на поездку Подготовка концерта для детей-инвалидов Оформление продукта в печатномвиде ,презентации на школьной конференции Оценка мероприятия Принятие решения о продолжении участия в следующеммероприятии

29 слайд

 Участие в социальной акции: « Рождественский подарок»

Описание слайда:

Участие в социальной акции: « Рождественский подарок»

30 слайд

Социальная акция: «Ветеран всегда рядом»

Описание слайда:

Социальная акция: «Ветеран всегда рядом»

31 слайд

Акция первого канала «Всем миром»

Описание слайда:

Акция первого канала «Всем миром»

32 слайд

 Посещение воинской части с концертом и подарками.

Описание слайда:

Посещение воинской части с концертом и подарками.

33 слайд

Устный журнал: «Путешествие по губернии»

Описание слайда:

Устный журнал: «Путешествие по губернии»

34 слайд

Конкурс творческих проектов: «Фамильное дерево»

Описание слайда:

Конкурс творческих проектов: «Фамильное дерево»

35 слайд

Виртуальные экскурсии «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших ро

Описание слайда:

Виртуальные экскурсии «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей)

36 слайд

Семейная гостиная

Описание слайда:

Семейная гостиная

37 слайд

Духовно- нравственные основы русского народа

Описание слайда:

Духовно- нравственные основы русского народа

38 слайд

Литературно- музыкальные композиции

Описание слайда:

Литературно- музыкальные композиции

39 слайд

Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности

40 слайд

Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности

41 слайд

Проведение мероприятий и классных часов, посвященные различным праздникам со

Описание слайда:

Проведение мероприятий и классных часов, посвященные различным праздникам совместно и при помощи родителей

42 слайд

 День всех влюбленных Новый год наоборот

Описание слайда:

День всех влюбленных Новый год наоборот

43 слайд

Церемония: подводим итоги

Описание слайда:

Церемония: подводим итоги

44 слайд

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания, где

Описание слайда:

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.

45 слайд

Реализация данного проекта предполагает сформированность: начальной системы к

Описание слайда:

Реализация данного проекта предполагает сформированность: начальной системы краеведческих знаний, устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, любви и бережного отношения к родной природе; посильного служения Отечеству активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры

46 слайд

После реализации проекта учащиеся смогли сказать, что я знаю: Что такое семья

Описание слайда:

После реализации проекта учащиеся смогли сказать, что я знаю: Что такое семья и для чего она создается История своей семьи и семейных реликвий Имена и историю жизни людей, прославивших родной край и Россию Историю малой Родины и родного края Историю религий народов, населяющих Самарскую губернию Культуру, традиции, обычаи, обряды, народный календарь, праздники, игры и забавы Как и чем я могу помочь своим близким

47 слайд

Я умею: Любить свою семью и быть им благодарным Уважать и ценить мнения други

Описание слайда:

Я умею: Любить свою семью и быть им благодарным Уважать и ценить мнения других Добросовестно выполнять свои обязанности в семье Ценить красоту и богатства родной природы Рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами Умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране В согласии делать общие дела Донести сведения о своем роде,своей семье до будущих своих детей и внуков

48 слайд

Мои действия: Берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей

Описание слайда:

Мои действия: Берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи С уважением отношусь к символам России Беру пример с достойных граждан своего Отечества Посильно участвую в решении семейных проблем Добросовестно выполняю свои обязанности в семье Читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей

49 слайд

Для младшего школьника важно получить положительное подкрепление своей деяте

Описание слайда:

Для младшего школьника важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общественному делу