Различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Инфоурок
›
Классному руководителю
›Другие методич. материалы›Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся начальной школы
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Организация общественно-полезной и личностно значимой деятельности учащихся в рамках социальных практик.
2 слайд
Описание слайда:
Добровольно выбранная социально значимая деятельность, которая не навязанная взрослыми, а вдохновлена примером старших ребят, неизмеримо выше для личности младшего школьника
3 слайд
Описание слайда:
Важно, чтобы ученик не пассивно принимал готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывал их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя и с помощью родителей и старших товарищей на максимальном для него уровне.
4 слайд
Описание слайда:
Школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне
5 слайд
Описание слайда:
Актуальность данного проекта: Проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
6 слайд
Описание слайда:
Содержательные направления социальной активности: Нравственные представления младших школьников Простые правила нравственности Азбука нравственного поведения Этикет и правила хорошего тона
7 слайд
Описание слайда:
Основная цель проекта- формирование основ патриотизма- воспитание качеств человека ,которые составляют основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям и культуре своей семьи, школы, малой Родины и Отечества в целом.
8 слайд
Описание слайда:
Воспитательные задачи проекта: Формирование толерантности Формирование интереса к изучению истории культуры, традиций своей семьи, своего края, Родины Приобщение юного поколения к духовному наследию Отечественной культуры
9 слайд
Описание слайда:
Схема нравственного просвещения учащихся: Выявление нравственной стороны явления, события, деятельности, поведения Содержание мотивов поведения и направления действий Противоречия, вызвавшие столкновения идей, поступков и возможности их разрешения Моральные исследования любого поступка для других людей Реальные жизненные ситуации
10 слайд
Описание слайда:
Принципы реализации проекта: Личностно- ориентированная направленность Деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической направленности Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе
11 слайд
Описание слайда:
Содержательные линии проекта: образовательная ценностная деятельностная творческая
12 слайд
Описание слайда:
Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой 4 ступени развития: 1 класс- «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» 2 класс- «Я люблю свой родной город» 3 класс- «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить» 4 класс- «Нас много ,а Родина одна – Россия»
13 слайд
Описание слайда:
Ситуационный подход для развития социальной активности учащихся строится на основе ситуации: Ситуация выбора Встреча с прекрасным Встреча с необычным
14 слайд
Описание слайда:
Воспитательный результат Это приобретения, которые получил ученик в следствии участия в той или иной деятельности.
15 слайд
Описание слайда:
Эффект Развитие ученика как личности, формирование его компетентности и идентичности.
16 слайд
Описание слайда:
Средства реализации проекта
17 слайд
Описание слайда:
Чернобыль – вчера, сегодня, завтра. Мероприятия, посвященные важным историческим датам.
18 слайд
Описание слайда:
День Космонавтики.
19 слайд
Описание слайда:
День Земли.
20 слайд
Описание слайда:
Деловые игры.
21 слайд
Описание слайда:
Диспуты, викторины.
22 слайд
Описание слайда:
Исследовательская деятельность
23 слайд
Описание слайда:
Коллективно – творческие дела.
24 слайд
Описание слайда:
Смотры, конкурсы, выставки.
25 слайд
Описание слайда:
Соревнования
26 слайд
Описание слайда:
Экскурсии, поездки, походы.
27 слайд
28 слайд
Описание слайда:
Примерный план к проведению одного из мероприятий, который составили на классном часе: Мероприятие: Акция «Рождественский подарок» Благотворительный аукцион и сбор подарков Формирование ответственной группы детей иродителей Оформление заявки на поездку Подготовка концерта для детей-инвалидов Оформление продукта в печатномвиде ,презентации на школьной конференции Оценка мероприятия Принятие решения о продолжении участия в следующеммероприятии
29 слайд
Описание слайда:
Участие в социальной акции: « Рождественский подарок»
30 слайд
Описание слайда:
Социальная акция: «Ветеран всегда рядом»
31 слайд
Описание слайда:
Акция первого канала «Всем миром»
32 слайд
Описание слайда:
Посещение воинской части с концертом и подарками.
33 слайд
Описание слайда:
Устный журнал: «Путешествие по губернии»
34 слайд
Описание слайда:
Конкурс творческих проектов: «Фамильное дерево»
35 слайд
Описание слайда:
Виртуальные экскурсии «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей)
36 слайд
Описание слайда:
Семейная гостиная
37 слайд
Описание слайда:
Духовно- нравственные основы русского народа
38 слайд
Описание слайда:
Литературно- музыкальные композиции
39 слайд
40 слайд
41 слайд
Описание слайда:
Проведение мероприятий и классных часов, посвященные различным праздникам совместно и при помощи родителей
42 слайд
Описание слайда:
День всех влюбленных Новый год наоборот
43 слайд
Описание слайда:
Церемония: подводим итоги
44 слайд
Описание слайда:
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.
45 слайд
Описание слайда:
Реализация данного проекта предполагает сформированность: начальной системы краеведческих знаний, устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, любви и бережного отношения к родной природе; посильного служения Отечеству активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры
46 слайд
Описание слайда:
После реализации проекта учащиеся смогли сказать, что я знаю: Что такое семья и для чего она создается История своей семьи и семейных реликвий Имена и историю жизни людей, прославивших родной край и Россию Историю малой Родины и родного края Историю религий народов, населяющих Самарскую губернию Культуру, традиции, обычаи, обряды, народный календарь, праздники, игры и забавы Как и чем я могу помочь своим близким
47 слайд
Описание слайда:
Я умею: Любить свою семью и быть им благодарным Уважать и ценить мнения других Добросовестно выполнять свои обязанности в семье Ценить красоту и богатства родной природы Рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами Умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране В согласии делать общие дела Донести сведения о своем роде,своей семье до будущих своих детей и внуков
48 слайд
Описание слайда:
Мои действия: Берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи С уважением отношусь к символам России Беру пример с достойных граждан своего Отечества Посильно участвую в решении семейных проблем Добросовестно выполняю свои обязанности в семье Читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей
49 слайд
Описание слайда:
Для младшего школьника важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общественному делу
50 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимани?