Рассмотрите образец полезного ископаемого пользуясь иллюстрациями учебника
Цели урока:ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование:
- Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
- Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
– Какие виды топлива ты знаешь?
– Как получают металлы? Где их используют?
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
– Тема урока: «Полезные ископаемые».
II. Проверка домашнего задания.
В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
– Назовите три кита экономики.
– Расскажите о значении природных богатств для экономики.
– Что такое капитал? Приведите примеры.
– Для чего необходим труд?
– От чего зависит успех труда людей в экономике?
– Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
III. Работа по теме.
1. Работа по учебнику.
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с. 48).
– Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе
подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.
2. Практическая работа.
По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2
На доске таблица:
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
– рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с. 48, определите его название.
– Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
– Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
Полезные ископаемые
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) | Строительство, мел, мрамор |
Глина | Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов | Кирпич, посуда |
Каменный уголь | Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч | Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи |
Нефть | Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт |
Железная руда | Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы |
Песок | В виде крупинок, сыпучий | Дороги, стекло |
3. Работа по учебнику (с. 49)
– Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с. 50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с. 51)
Беседа по прочитанному:
– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)
– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
4. Работа в рабочей тетради.
с. 25 №1
– Прочитайте.
– Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
с. 26 №3
– Прочитайте первое предложение.
– Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)
– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
– Продолжите задание.
Проверка.
(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
с. 27 №4
– Прочитайте.
– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
– Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)
– Ставим знак «+» в этой графе.
– А где используется известняк? (Тоже в строительстве)
– Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.
Проверка.
с. 28 №5
– Прочитайте.
– Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.
– Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.
Взаимопроверка.
с. 28 №6
– Прочитайте.
– Что такое шахта? Для чего их строят?
– Отыщите дорогу к кладу.
Проверка.
IV. Физкультминутка.
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
V. Фронтальный письменный опрос.
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
- Горючее;
- Твердое;
- Жидкость;
- Тяжелее воды;
- Черного цвета;
- Желтого цвета;
- Хрупкое;
- Имеет запах;
- Хорошо пропускает воду;
- Сыпучее;
- Легче воды;
- Газообразное;
- Белого цвета;
- Способно плавиться;
- Пластичное;
- Плохо пропускает воду;
- Коричневого или белого цвета.
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
Вариант I
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7
Песок: 2, 4, 6, 10
Вариант II
Нефть: 1, 3, 8, 11
Глина: 4, 15, 16, 17
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд.
(приложение у автора)
Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока.
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?
– Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
– А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание.
1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с. 51):
– Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
– большинство полезных ископаемых – жидкие;
– места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с. 29)
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»
Цели урока:ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
– Какие виды топлива ты знаешь?
– Как получают металлы? Где их используют?
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
– Тема урока: «Полезные ископаемые».
II. Проверка домашнего задания
В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
– Назовите три кита экономики.
– Расскажите о значении природных богатств для экономики.
– Что такое капитал? Приведите примеры.
– Для чего необходим труд?
– От чего зависит успех труда людей в экономике?
– Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?
III. Работа по теме
Работа по учебнику.
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с.48).
– Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе
подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.
2. Практическая работа.
По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2
На доске таблица:
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
– рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48, определите его название.
– Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
– Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
Полезные ископаемые
Работа по учебнику (с.49)
– Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с.50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с.51)
Беседа по прочитанному:
– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?
– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)
– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
4. Работа в рабочей тетради.
с.25 №1
– Прочитайте.
– Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
с. 26 №3
– Прочитайте первое предложение.
– Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)
– Впишите название полезного ископаемого в клеточки.
– Продолжите задание.
Проверка.
(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)
с. 27 №4
– Прочитайте.
– Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.
– Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)
– Ставим знак «+» в этой графе.
– А где используется известняк? (Тоже в строительстве)
– Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.
Проверка.
с. 28 №5
– Прочитайте.
– Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.
– Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.
Взаимопроверка.
с. 28 №6
– Прочитайте.
– Что такое шахта? Для чего их строят?
– Отыщите дорогу к кладу.
Проверка.
IV. Физкультминутка
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
V. Фронтальный письменный опрос
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
Горючее; 10. Сыпучее;
Твердое; 11. Легче воды;
Жидкость; 12. Газообразное;
Тяжелее воды; 13. Белого цвета;
Черного цвета; 14. Способно плавиться;
Желтого цвета; 15. Пластичное;
Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду;
Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета.
Хорошо пропускает воду;
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
Вариант I
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7
Песок: 2, 4, 6, 10
Вариант II
Нефть: 1, 3, 8, 11
Глина: 4, 15, 16, 17
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд (см. приложение 1)
Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?
– Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
– А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание
Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :
– Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?
2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:
– большинство полезных ископаемых – жидкие;
– места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.
3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)
МОУ Развилковская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
Ленинского муниципального района Московской области
УРОК – ПРАКТИКУМ
ТЕМА: «Полезные ископаемые»
3 класс
Учитель
2010 год
Урок – практикум
Тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи:
– познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиям людей, добывающих полезные ископаемые;
– развивать логическое мышление, речь;
– воспитывать бережное отношение к природе;
– учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Основной метод обучения:
практическая деятельность с целью установления существенных свойств предметов.
Основной структурный элемент:
практическая работа.
Дополнительные структурные элементы:
Постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий.
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.
2. Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).
Ход урока
I.Организационный момент
Перед уроком на доске выписываются вопросы:
– Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?
– Какие виды топлива ты знаешь?
– Как получают материалы? Где и используют?
– Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.
II. Введение в тему
Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (стр. 48)
– Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топливо; метал; пища.
III. Практическая работа
На доске таблица:
Полезные ископаемые
Название | Основные свойства | Использование |
Гранит | Зернистый, твёрдый и прочный. | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро. |
Известняк | Белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) | Строительство, мел, мрамор. |
Глина | Очень мелкая, взвесь бурого, жёлтого, белого и др. цветов. | Кирпич, посуда. |
Каменный уголь | Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. | Отопление жилых помещений, кокс – краски, лекарства, пластмассы, духи. |
Нефть | Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча. | Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт. |
Железная руда | Чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы. | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы. |
Песок | В виде крупинок, сыпучий. | Дороги, стекло. |
Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.
– Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на стр. 48, определите его название.
– Установите свойства данного полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.
– Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?
Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.
IV. Работа по учебнику ( стр. 49)
– Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на стр. 50, расскажи о труде шахтёров. (Рассказы детей).
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? ( Ответы детей).
Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (стр. 51).
Беседа по прочитанному:
– Почему добывать полезные ископаемые становится всё труднее и труднее?
– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? ( Высказывания детей).
– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом.)
V. Фронтальный письменный опрос
На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:
1. Горючее; 10. Сыпучее;
2. Твёрдое; 11. Легче воды;
3. Жидкость; 12. Газообразное;
4. Тяжелее воды; 13. Белого цвета ;
5. Чёрного цвета; 14. Способно плавиться;
6. Жёлтого цвета; 15. Пластичное;
7. Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду;
8. Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета
9. Хорошо пропускает воду;
Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант – свойства нефти и глины.
Выполненная работа имеет следующий вид:
I вариант
Каменный уголь: 1, 4, 5, 7.
Песок: 2, 4, 6, 10.
II вариант
Нефть: 1, 3, 8, 11.
Глина: 4, 15, 16, 17.
Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или подписать свойства, которых нет в этом списке.
VI. Повторение изученного. Кроссворд.
По горизонтали: По вертикали:
1.Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. 3.Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. 4.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 5.На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. 6.Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, кто же это? 8.Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… | 1.Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. 2.Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. 7.Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. 9.Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. |
Ответы:
По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.
VII. Итог урока.
– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?
– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?
Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.
Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
– А как отвечает нам природа?
VIII. Домашнее задание
Выполнить задания 1 – 3 на стр. 52.