Рассказы для детей о полезных ископаемых

Рассказы для детей о полезных ископаемых thumbnail

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи:

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Воспитатель:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель:

Хотите послушать?

Воспитатель:

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель:

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

ГРАНИТ

Воспитатель:

Он очень прочен и упруг,

Строителям –надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель:

Гранит – полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

ПЕСОК

Воспитатель:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

ГЛИНА

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель:

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель:

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

СОЛЬ

Воспитатель:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище – каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель:

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

ГАЗ

Воспитатель:

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

НЕФТЬ

Воспитатель:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это?

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

Воспитатель:

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Разлив нефти

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Воспитатель:

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Источник

Рекомендация для родителей 

«Расскажите детям о полезных ископаемых»

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют “полезными ископаемыми”? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так, непохожие друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. 
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. 
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. 
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь 
Полезные ископаемые делятся на 3 группы:

горючие (нефть, газ, уголь);

рудные (из них получают металлы);

строительные (песок, камень, они применяются в строительстве).

Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением.

Полезные советы: 
    Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное “ископаемое” — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые. 
   Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве.           Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит. 
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др. 
   Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место. 
   Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например, 
Фотопленка – каменный уголь; 
Конфета, сыр – нефть; 
Краски, пластилин – глина; 
Лампочки, стекло – песок; 
Ложка, самолет – железная руда.

« Что мы знаем о камнях »
игра-вопросы

Первое каменное жилище человека (Пещера)

Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)

Как называют округлые камни, обточенные водой? (Галька)

Как называют небольшие камни с острыми краями? (Щебень)

Как еще называют самые-самые мелкие камешки? (Песок)

Зачем животные глотают камни? Например, птицы (камни, перетирая пищу в желудке, помогают пищеварению) или крокодилы (благодаря камням, животные могут глубже нырять и удерживать равновесие в воде).

Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)

Как звали козлика из уральских сказов П.П. Бажова, который копытцем драгоценные камешки выбивал? (Серебряное копытце)

Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П.П. Бажова? (Малахит)

Источник

Ñáîðíèê ” À çíàåòå ëè âû? Ñòàòüè äëÿ äåòåé”.

Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    Ñåãîäíÿøíèé íàø ðàññêàç áóäåò íà òàêóþ èíòåðåñíóþ òåìó, êàê íåîáû÷íûå è î÷åíü öåííûå ñîêðîâèùà, êîòîðûå, êàçàëîñü áû íà ïåðâûé âçãëÿä, ñîâåðøåííî íå ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ íè÷åãî öåííîãî. Íî, ýòî òîëüêî íà ïåðâûé âçãëÿä. À åñëè âû óçíàåòå îá ýòîì ïîäðîáíåé, òî ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî áîãàòà íàøà çåìëÿ. È èíîãäà íåñìåòíûå áîãàòñòâà íàõîäÿòñÿ ÷óòü ëè íå ïðÿìî ó íàñ ïîä íîãàìè. È ðå÷ü ñåãîäíÿ ïîéäåò î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, äðóãèìè ñëîâàìè, î áîãàòñòâàõ, ÷òî íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ íàøåé çåìëè.   
    Ñàìî ïîíÿòèå “ïîëåçíûå èñêîïàåìûå”, îçíà÷àåò ðàçëè÷íûå ìèíåðàëüíûå è îðãàíè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ çåìíîé êîðû, ñîñòàâ è ñâîéñòâà êîòîðûõ ïîçâîëÿþò èñïîëüçîâàòü èõ â ñôåðå êàêîãî-ëèáî ïðîèçâîäñòâà. Íàïðèìåð, â êà÷åñòâå ðàçíîãî ñûðüÿ äëÿ çàâîäîâ è ôàáðèê, èëè ïðîñòî, êàê òîïëèâà. À íàçûâàþòñÿ îíè èñêîïàåìûå, ïîòîìó ÷òî èõ èçâëåêàþò èç çåìëè. Ðàçëè÷àþò òâ¸ðäûå, æèäêèå è ãàçîîáðàçíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.
    Ñàìûå îñíîâíûå – ýòî ãîðþ÷èå. Òàêèå, êàê íåôòü, ïðèðîäíûé ãàç, òîðô è óãîëü. Áåç íèõ ÷åëîâå÷åñòâî ïðîñòî íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå òåïëî, óþò, ãîðÿ÷àÿ åäà. Òàê æå íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå ìàøèíû è ìíîãîå äðóãîå, áåç ÷åãî ñîâðåìåííîìó ÷åëîâåêó ïðîñòî íåâîçìîæíî îáîéòèñü. À ÷òîáû ïðèâåñòè â äâèæåíèå ñàìîëåòû, ìàøèíû, ïîåçäà è êîðàáëè íåîáõîäèìî ãîðþ÷åå – áåíçèí è êåðîñèí. È òóò ïðèõîäÿò íà ïîìîùü áîãàòñòâà çåìëè, âåäü ðàçëè÷íîå òîïëèâî äåëàþò èç íåôòè, êîòîðóþ äîáûâàþò èç íåäð çåìëè. À ïðèðîäíûé ãàç, êîòîðûé âûêà÷èâàþò èç ãëóáèííûõ íåäð çåìëè, ïðîéäÿ ïî ãàçîïðîâîäàì, ïîïàäàåò â íàøè êâàðòèðû è îáîãðåâàåò è “êîðìèò” ëþäåé. Îãðîìíóþ ïîëüçó ïðèíîñèò è äîáû÷à êàìåííîãî óãëÿ, êîòîðûé øèðîêî èñïîëüçóþò â ìåòàëëóðãèè, õèìèè è ýíåðãåòèêå. À âîçíèê êàìåííûé óãîëü èç î÷åíü äðåâíèõ ëåñîâ è ðàñòåíèé, êîòîðûå åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä ïîãèáàëè ïîä íàòèñêîì áóðü è ïàäàëè íà äíî ðåê è áîëîò. È òàê îíè ïðåññîâàëèñü ìèëëèîíû ëåò, è çàëåæè êàìåííîãî óãëÿ íàõîäÿòñÿ î÷åíü ãëóáîêî ïîä çåìëåé.
    Òàê æå ê î÷åíü âàæíûì èñêîïàåìûì îòíîñÿòñÿ ðóäû ÷¸ðíûõ, öâåòíûõ è áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ. Îíè ïðîñòî íåçàìåíèìû â ñîâðåìåííîé íàóêå è òåõíèêå. Ðàçâå ìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, íàïðèìåð, ñîâðåìåííóþ ìåäèöèíó, â êîòîðîé ó âðà÷à-õèðóðãà íåò íèêàêèõ èíñòðóìåíòîâ? À òå æå àâòîìîáèëè, ñàìîëåòû, êîðàáëè, æåëåçíûå äîðîãè, ðàçëè÷íûå ñòàíêè èçãîòàâëèâàþò èç ðàçíûõ ìåòàëëîâ: æåëåçà, ñâèíöà, òèòàíà, íèêåëÿ, ìåäè. À äðàãîöåííûå ìåòàëëû, òàêèå êàê çîëîòî, ñåðåáðî è ïëàòèíà, èñïîëüçóþòñÿ ÷åëîâåêîì íå òîëüêî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, íî è øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ â ñîâðåìåííîé íàóêå è ìåäèöèíå.
    Ñëåäóþùèé âèä ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ – ãèäðîìèíåðàëüíûå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðàçëè÷íûå ïîäçåìíûå ìèíåðàëüíûå è ïðåñíûå âîäû. Î ïîëüçå ìèíåðàëüíûõ âîä èçâåñòíî ñ äðåâíèõ âðåìåí. À âàæíîñòü âîäû äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà ïðîñòî íåâîçìîæíî îöåíèòü. 
    À ðàçâå ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ñîâðåìåííîå îáùåñòâî áåç òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ñòðîèòåëüíûå ìàòåðèàëû? Îíè íàçûâàþòñÿ íåðóäíûå. Ýòî èçâåñòíÿê, ïåñîê, ãëèíà, ðàçëè÷íûå ñòðîèòåëüíûå êàìíè, ãðàíèò è ìíîãîå äðóãîå. Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå îêàçûâàþò îãðîìíîå âëèÿíèå íà íàøó æèçíü. Íàïðèìåð, èç ñïåöèàëüíî ïåñêà äåëàþò ñòåêëî, êîòîðîå ïðîñòî íåçàìåíèìî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, è äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ïîñóäû, ðàçëè÷íûõ ïðèáîðîâ, îêîííûõ ñòåêîë è ìíîãîãî, î÷åíü íåîáõîäèìîãî äëÿ íàóêè è òåõíèêè. Òàê æå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ãîðíîõèìè÷åñêîå ñûðü¸: àïàòèò, ôîñôàòû, ìèíåðàëüíûå ñîëè, áàðèò, áîðàòû.
      Ñëåäóþùèé âèä íåçàìåíèìûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ýòî êàìíåñàìîöâåòíîå ñûðü¸.  Ê íèì îòíîñÿòñÿ òàêèå êðàñèâûå ñàìîöâåòû, êàê: ÿøìà, ðîäîíèò, àãàò, îíèêñ, õàëöåäîí, ÷àðîèò, íåôðèò, àìåòèñò è ìíîãèå äðóãèå. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, êðàñèâûõ ïðåäìåòîâ, ñòàòóýòîê, ïîñóäû, ýëåìåíòîâ ìåáåëè. À òàê æå è äðàãîöåííûå êàìíè: àëìàç, èçóìðóä, ðóáèí, ñàïôèð, òîïàç. À çíàåòå ëè âû, ÷òî áðèëëèàíòû – î÷åíü êðàñèâûå è äîðîãèå êàìíè, èñïîëüçóåìûå â êà÷åñòâå óêðàøåíèé, ýòî ñïåöèàëüíî îáðàáîòàííûå êðèñòàëëû óãëåðîäà, – àëìàçû. Ñàìè ïî ñåáå, àëìàçû –  î÷åíü íåâçðà÷íûå, ìóòíûå êàìíè. Ñâåðêàþùèì ÷óäîì èõ äåëàåò ìàñòåð-þâåëèð, êîòîðûé ñíà÷àëà ýòîò êàìåíü ðàçðåçàåò, ïîòîì øëèôóåò è ïðèäàåò îãðàíêå. Îáû÷íî, êàæäûé áðèëëèàíò èìååò ïî 58 è áîëåå ãðàíåé, áëàãîäàðÿ ÷åìó êàìíè ñâåðêàþò âñåìè öâåòàìè ðàäóãè. Íî èñïîëüçóþòñÿ êðèñòàëëû àëìàçîâ íå òîëüêî, êàê óêðàøåíèÿ. Âåäü, àëìàç –  ýòî ñàìîå òâåðäîå âåùåñòâî, ñîçäàííîå ïðèðîäîé. Ïîÿâèëèñü àëìàçû äàâíûì-äàâíî, åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä, êîãäà â íåäðàõ çåìëè áóøåâàëè ðàñïëàâëåííûå âåùåñòâà. Ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð è îãðîìíîãî äàâëåíèÿ, ìîëåêóëû óãëåðîäà ñïðåññîâàëèñü è ïðåâðàòèëèñü â ïðîçðà÷íûå êðèñòàëëû àëìàçîâ. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ýòî íåçàìåíèìûé ìàòåðèàë â ñîâðåìåííîé íàóêå, â ñàìûõ ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãèÿõ è â êîñìè÷åñêîé òåõíèêå. È îáðàáîòàòü àëìàç ìîæíî òîëüêî ïðè ïîìîùè äðóãîãî àëìàçà, òàê êàê íè îäèí äðóãîé ìàòåðèàë íå ñïîñîáåí ïðîòèâîñòîÿòü òâåðäîñòè ýòîãî êàìíÿ. 
    Î ïîëüçå è öåííîñòè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ÷åëîâå÷åñòâó èçâåñòíî î÷åíü äàâíî. Êîíå÷íî, ñåãîäíÿøíÿÿ òåõíèêà ïîçâîëÿåò áåç îñîáîãî òðóäà äîáûâàòü èç ãëóáèí çåìëè åå íåñìåòíûå ñîêðîâèùà – ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. À âåäü, ðàíüøå ëþäÿì ïðèõîäèëîñü âðó÷íóþ êîïàòü è øàõòû, è ðóäíèêè, è ãëóáîêèå êîëîäöû. Î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñòàðèííûõ ñêàçîê è ëåãåíä. Âñå ìû â äåòñòâå ñëûøàëè çíàìåíèòóþ ñêàçêó î õîçÿéêå ìåäíîé ãîðû.  ýòîé ñêàçêå ïèñàòåëü Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Áàæîâ î÷åíü æèâîïèñíî îïèñàë êðàé  ìåñòîðîæäåíèé Óðàëüñêèõ ñàìîöâåòîâ, â ÷àñòíîñòè, êðàñèâîãî çåëåíîãî ìàëàõèòà. Ïîìíèòå, êàê òðóäèëñÿ ïî ñþæåòó ýòîé ñêàçêè Äàíèëà-ìàñòåð, ñîçäàâàÿ íåîáû÷íîé êðàñîòû êàìåííûé öâåòîê â ïåùåðå ãëóáîêî ïîä çåìëåé, â çàòî÷åíèè ó õîçÿéêè ìåäíîé ãîðû, êîòîðàÿ óìåëà ïðåâðàùàòüñÿ â ÿùåðêó? Åñëè êîìó-òî èç âàñ åùå íå èçâåñòíà òàêàÿ ñêàçêà, –  îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå. Ýòî î÷åíü ïîçíàâàòåëüíàÿ èñòîðèÿ î ñèëå ëþáâè è ñèëå íàñòîÿùåãî ìàñòåðñòâà ðóê ÷åëîâåêà. À òàê æå, îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå ÷åøñêóþ ñêàçêó î Ñîëåíîì ïðèíöå, â êîòîðîé ðàññêàçûâàåòñÿ, êàê íà ñàìîì äåëå, îêàçûâàåòñÿ, íåçàìåíèìà äëÿ ÷åëîâåêà ñàìàÿ îáû÷íàÿ ñîëü. À ñêàçêà ïðî Ïèòåðà-óãîëüùèêà ïîâåñòâóåò î òîì, ÷òî íóæíî îáÿçàòåëüíî öåíèòü òî, ÷òî èìååøü, îñîáåííî, åñëè ýòî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü è âåðíîñòü. Âïðî÷åì, îá ýòîì ïîâåñòâóþò ìíîãèå ñêàçêè. Òîëüêî î ÿíòàðå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ëåãåíä è ñêàçîê. Ñàìàÿ èçâåñòíàÿ ïðî ìîðñêóþ áîãèíþ Þðàòå, ïîëþáèâøóþ ïðîñòîãî ðûáàêà, çà ÷òî Çåâñîì áûë ðàçðóøåí åå ïîäâîäíûé ÿíòàðíûé çàìîê. Íî ñàìîì äåëå, ÿíòàðü – ýòî îêàìåíåâøàÿ ñìîëà î÷åíü äðåâíèõ äåðåâüåâ, âîçðàñò êîòîðîé íàñ÷èòûâàåò äåñÿòêè ìèëëèîíîâ ëåò, à ïî ñâîåé êðàñîòå óêðàøåíèÿ è ïîäåëêè èç ÿíòàðÿ íå óñòóïàþò äîðîãèì äðàãîöåííûì êàìíÿì.
    Íå âîçìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü æèçíü ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, íå îáëàäàé îí òàêèìè áîãàòñòâàìè, êàê ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. Íî ñàìîå áîëüøîå áîãàòñòâî, ýòî íàøà çåìëÿ. Åñëè ëþäè áóäóò öåíèòü è îáåðåãàòü ïðèðîäó, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê ñâîåé çåìëå, òî è îíà â îòâåò âñåãäà îäàðèò ëþäåé ñâîèìè íåñìåòíûìè ñîêðîâèùàìè, êîòîðûå îíà ùåäðî ñîçäàëà â ñâîèõ íåäðàõ.

Источник