Расскажу вам не тая как полезен я друзья
ГКОУ РО школа – интернат № 41
Учитель I категории
Ольховская Т.В.
г. Ростов – на – Дону
2015 год.
Витамины – мои друзья.
ГКОУ РО школа-интернат №41
Учитель I категории
Ольховская Т.В.
Цели:
• формировать у учащихся представления о правильном питании, значении питания для человека;
• развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи, расширить кругозор учащихся;
• воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради, продукты для опыта.
Орг.момент
Учитель: «Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья! »
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости.
2. Актуализация знаний
– Ребята!
Быть здоровыми хотят
И взрослые и дети
Как здоровье сохранить?
Кто может ответить? (Ответы детей)
Чтобы вырасти сильным, красивым, здоровым, необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.
А сейчас, ребята, чтобы вы были совсем грамотные в вопросе правильного питания, мы поговорим о витаминах.
Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимое. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Витамины – это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. (Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов, в которых содержится большое количество витаминов). Без витаминов человек болеет. Известно более 25 видов витаминов. Сегодня некоторые из них у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.
(Выходит витамин А).
Витамин А
Расскажу вам, не тая,
Как полезен я, друзья!
Я в морковке, винограде,
В масле, перце и салате,
Съешь меня – и подрастёшь,
Будешь ты во всём хорош!
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или пьёт арбузный сок!
– Меня зовут витамином роста. Ещё я помогаю вашим глазам сохранять зрение. Найти меня можно в молоке, моркови, зелёном луке.
Если хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, то вам нужен витамин А.
– Давайте отгадаем в каких фруктах и овощах есть витамин А. (посмотреть на слайде)
С закрытыми глазами по вкусу определить, что это?
(киви, яблоко, банан, тыква)
(лимон, груша , морковь)
(Выходит витамин В)
Витамин В
Рыба, хлеб, яйцо и сыр,
Банан, курица, кефир,
Дрожжи, курага, орехи,
Вот для вас секрет успеха!
И в горохе тоже я,
Много пользы от меня!
Очень важно спозаранку,
Съесть за завтраком овсянку!
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин В – улучшает органы зрения, снимает усталость с глаз.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам,
то вам нужен я – витамин В.
– В каких продуктах содержится витамин В посмотрите на слайде.
(Выходит витамин С).
Витамин С
Землянику ты сорвёшь,
В ягодке меня найдёшь.
Я в смородине, капусте,
В яблоке живу и в луке,
Я в фасоле и картошке,
В помидоре и горошке.
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
– Меня называют витамином здоровья. Я прячусь в чесноке, капусте, луке, во всех овощах, фруктах, ягодах. В саду ли в огороде вы меня всегда найдёте. А кто летом в лес пойдет, тот нас в корзине принесёт. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми
и быстрее выздоравливать при болезни, то вам просто необходим витамин С.
Загадки. (на слайде)
Учитель: Молодцы, витамины! Овощи и фрукты, содержат все необходимые витамины, которые улучшают наше зрение память, укрепляют кости, зубы, помогают нашему организму бороться с болезнями и, конечно, поднимают настроение. Поэтому они так полезны.
– А сейчас для вас задание.
А что это за продукты – мы узнаем из загадок.
Загадки о фруктах и овощах
Он большой, как мяч футбольный, 2) Сижу на тереме,
Если спелый – все довольны, Мала, как мышь,
Так приятен он на вкус! Красна, как кровь,
Что это за шар? Вкусна, как мед.
(арбуз) (вишня)
3) За кудрявый холодок 4) Бусы красные висят,
Лису из норки поволок, Из кустов на нас глядят.
На ощупь – очень гладкая, Очень любят бусы эти
На вкус – как сахар сладкая. Дети, птицы и медведи.
(морковь) (малина)
5) Сам с кулачок, 6) Как надела сто рубах
Красный бочек, Заскрипела на зубах.
Потрогаешь – гладко, ( капуста)
А откусишь – сладко.
(яблоко)
7) Прежде, чем его мы съели, 8) Маленький, горький,
Все наплакаться успели. Луку брат.
(лук) (чеснок)
Итог урока. Здоровое питание – это залог долгой и качественной жизни.
Учитель: Я думаю, что после наших уроков о правильном питании, вы, ребята, всегда будете выполнять те правила, с которыми познакомились, будете есть только полезные продукты и вырастите здоровыми, крепкими, сильными.
ЛИТЕРАТУРА
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя, М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Давыдова М.М. «30 детских утренников» Москва «Аквариум» 2001г.
Конспект совместной деятельности
для детей старшего возраста
по теме: «Путешествие в страну здорового питания»
воспитатель
Лищенко Марина Владимировна
Цель:
-формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;
-закрепить у детей понятие «витамины», их обозначение и пользу для организма человека;
-закрепить знания детей о рациональном питании и соблюдением детьми правил питания;
-воспитать умение, заботиться о своём здоровье.
Оборудование:
-кружки красного и зелёного цвета по количеству детей, интерактивная доска,
-карточки для дидактической игры: «Приготовь обед».
Предшествующая работа:
-беседа на тему: «Полезная и вредная еда»;
-викторина по теме: «Азбука здорового питания».
-рассматривание картинок по теме: «Полезная еда»;
-исследование – чем вредна пепси-кола;
-чтение художественной литературы: стихотворение Сергея Михалкова «Овощи»;
-рисование плакатов: «Даёт силы нам всегда – витаминная еда».
Ход:
Дети, я приглашаю вас поиграть:
«В нашей группе все друзья, (дети ритмично стучат кулачками)
самый младший это я. Это Настя, Вика, Поля, Ярослав и Ангелина (разжимают кулачки, начиная с мизинчика) Дети проходят на стульчики, присаживаются.
Звуковой сигнал:
В:ребята, нам пришло сообщение, интересно от кого оно?
ГОЛОС КАРЛСОНА (звучит запись)
В: дети, почему же Карлсон плохо себя чувствует? (ответы детей простудился, т.к . на улице холодно, не делал зарядку, много ел сладкого и т. д..)
В: давайте проверим свои предположения (запись разговора с Карлсоном)
В: здравствуй, Карлсон!
Карлсон: привет.
В: что грустишь ты? Дай ответ.
Карлсон: я обкушался варенья!
а еще было печенье,
торт и множество конфет:
очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох.
ох, зачем я ел пирог?
В: хотели бы вы помочь своему другу, научить его правильно питаться?
В: какие правила питания существуют? ( высказывания детей фиксируются на доске без оценки и обсуждения). Наша задача научить Карлсона заботиться о себе, узнать правила здорового питания.
В: ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, мы отправимся в страну «Здоровейку» вы согласны?
Внимание на экран – выберите транспорт, на котором путешествовать полезно для здоровья? Подумайте, на чем поедете? (ответы детей)
В:почему вы решили выбрать велосипед?
В: решение принимается, путешествуем на велосипедах (дети выбирают велосипеды на карточках мальчики синего цвета, девочки красного)
Внимание! Внимание!
«Станция «Гигиена»
В: как вы думаете, кто такая гигиена? – богиня здоровья, какую пользу приносит гигиена, если ее соблюдают взрослые и дети? (она оберегает и защищает от микробов)
В: давайте Карлсону расскажем о гигиене питания
Дети: соблюдать режим питания.
В: верно. Питаться нужно 4 раза в день в одно и то же время.
Дети: при приеме пищи нельзя разговаривать, смотреть телевизор, читать.
В: чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду называть правила, и если вы согласны со мной, то поднимите руку, Если нет, хлопайте в ладоши.
- Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
- Есть нужно в любое время, даже ночью.
- Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.
- Есть надо быстро. Есть надо медленно. А как?
- Пищу нужно глотать не жуя.
- Полоскать рот после еды вредно.
- Нужно мыть овощи
- Кушать из чистой посуды.
Молодцы ребята, я надеюсь Карлсон запомнить эти правила и будет ими пользоваться
В: отправляемся в путь, я вижу следующую остановку
как только утром я проснусь,
присяду, встану и нагнусь
все упражнения по порядку
поможет мне …. ЗАРЯДКА!
верно остановка Зарядка
В: какую пользу получает человек от утренней зарядки?
В: верно после утренней зарядки повышается иммунитет, настроение, аппетит.
В: давайте, мы покажем Карлсону, как важно делать зарядку.
«Музыкальная разминка»
В: молодцы ребята
В: отправляемся в путь, я вижу следующую остановку
«Продуктовая»
В: подскажите Крлсону зачем человеку еда? (чтобы с болезнями не знаться)
В: посмотрите, что вы видите на экране? (Продукты)
В:скажите,какие продукты представлены? (Полезные и вредные)
В: назовите полезные, вредные продукты?
В:в чем разница между вкусной и здоровой пищей?
В: дети я вижу такие яркие краски, как называется следующая остановка
В: остановка «Витаминная»
В: внимание на экран! Информация о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.
Ребенок (В шапочке витамин А)
1 ребёнок:
Расскажу Вам, не тая, как полезен я друзья!
Я в моркови и в томате, в тыкве, в салате.
Съешь меня и подрастешь, будешь ты во всем хорош!
Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или пьет морковный сок!
В: скажите, в каких продуктах содержится витамин «А» ( помидор, вишня, яблоко, облепиха, морковка, персик, абрикос, тыква).
В: как вы думаете, какую пользу приносит нашему здоровью витамин «А»
Ребенок (В шапочке витамин В)
2 ребёнок:
Рыба, хлеб, яйцо и сыр, мясо птица и кефир.
Дрожжи, курага, орехи – вот для вас секрет успеха!
И в горохе тоже я, много пользы от меня!
Очень важно спозаранку съесть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам, и не только по утрам!
В: скажите, какие продукты содержит витамин «В».
Как вы думаете, какую пользу приносит нашему здоровью витамин «В» еще этот витамин есть в различных крупах.
(Горох, гречка, овсянка, сыр, картошка, рыба, черный хлеб, грецкие орехи).
Ребенок (В шапочке витамин С)
3 ребёнок: Земляничку ты сорвёшь
В ягоде меня найдёшь
Я в смородине, в капусте
В яблоке живу и в луке
Я в фасоли и картошке
В помидоре и горошке
От простуды и ангины
Помогают апельсины
Ну, а лучше есть лимон
Хоть и очень кислый он.
Посмотрите, и скажите, где находится витамин С?
(Черная смородина, шиповник, лимон, апельсин, чеснок, лук, капуста).
Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.
Ребенок (В шапочке витамин Д)
4 ребёнок Я – полезен витамин
Вам, друзья, необходим!
Кто морскую рыбу ест,
Тот силён как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь
Силачом тогда ты будешь!
Есть в икре я и в яйце
В масле, сыре, в молоке.
В: скажите, где находится витамин Д (молоко, сыр, рыба и морепродукты, яйца).
В: дети у нас перепутались овощи фрукты, давайте их разложим на левую и правую стороны
Молодцы!
В: сейчас ребята вы вокруг себя повернитесь и на станции «Отгадай ка» окажитесь.
Мы по часам гуляем и едим
Мы соблюдаем каждый день (режим).
В: вспомните, что такое режим? (Когда мы отдыхаем, занимаемся, кушаем)
Давайте напомним Карлсону, как называется прием пищи утром, днем, после дневного сна, вечером.
В: ребята вы вокруг себя повернитесь и нашей группе окажитесь. Как вы думаете мы помогли нашему другу (ответы детей)
Уважаемый, Карлсон! Мы желаем тебе скорейшего выздоровления!
Запомни, Карлсон, простой наш совет:
ВМЕСТЕ
Здоровье одно, а второго-то нет!
Когда поправишь свое здоровье, ты к нам прилетай.
До новых встреч! Не болей, не скучай!
В:ребята я вам предлагаю взять смайлики и выставите на доске свое настроение от нашей игры.
Методическая разработка дидактической игры для старшей группы
«Витамины для здоровья»
Воспитатели: Чайковская Е.А.
Кириллова Н.Ю.
Цель:
Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
Задачи:
- Закрепить навык классифицирования «фрукты-овощи-ягоды»;
- Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье;
- Развить внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- Закрепить у детей знания о том, что в продуктах содержаться важные для здоровья вещества-витамины;
- Вызвать желание у детей есть ягоды, овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; беседа о витаминах, о гигиене питания, отгадывание загадок, разучивание стихов, составление кроссворда «мой огород».
Стихотворения о пользе витаминов.
Витамин «А»
Расскажу вам не тая как полезен я друзья
Я в морковке, в винограде, в масле, в перце и салате.
Съешь меня- и подрастешь, будешь ты во всем хорош!
Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или пьет арбузный сок!
Витамин «В»
Рыба, хлеб, яйцо и сыр, банан, курица, кефир,
Дрожжи, курага, орехи- вот для вас секрет успеха!
И в горохе тоже я, много пользы от меня!
Очень важно спозаранку, съесть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
Витамин «С»
Землянику ты сорвешь- в ягодке меня найдешь
Я в смородине, капусте, в яблоке живу и в луке,
Я в фасоли и картошке, в помидоре и горошке!
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он
Витамин «D»
Я – полезный витамин, вам, друзья необходим!
Кто морскую рыбу есть, тот силен как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь, силачом тогда ты будешь»
Есть в сметане и в яйце, в масле, сыре, молоке!
Для чего нужны витамины.
Витамин А очень важен для зрения и роста. (свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, тыква, перец, виноград.)
Витамин В способствует хорошей работе сердца (рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.)
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими (рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло)
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится .( черная смородина, шиповник, апельсины, яблоки, лимоны, лук, петрушка.)
Физкультминутка
Игра «Это правда или нет», если «Да» прыгаем, если «Нет» – приседаем.
Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (Да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (Нет)
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (Да)
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (Нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (Да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (Нет)
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (Да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (Да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (Да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (Да)
Чтоб с микробами не знаться
Надо дети закаляться (да)
Никогда чтоб не хворать
Надо целый день проспать (нет)
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить (да)
Чтоб зимою не болеть
На улице надо петь (нет)
От гриппа и ангины нас спасают витамины (да)
1 Вариант
«Где живёт витаминка?»
Предложить детям разложить карточки с изображением ягод, овощей и фруктов в соответствии с витаминами, которые в них содержатся.
Воспитатель:
-Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами представим, что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды педагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.
-Молодцы, ребята. А теперь, закроем глаза, вместе скажем: «Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси». (воспитатель раскладывает карточки с изображением овощей, фруктов и ягод).
-Вот посмотрите на эти карточки – здесь изображены разные овощи, ягоды и фрукты. А вот коробочки, в которых живут витаминки (воспитатель объясняет, что нужно разложить карточки по коробочкам в зависимости от содержания витаминов)
Первая коробочка-Витамин А: полезен для кожи, зрения, зубов, костей, встречается в…
Вторая коробочка-Витамин В: укрепляет организм, необходим для работы нервной системы встречается в…
Третья коробочка-Витамин С: закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в…
-Вот и разбежались все продукты по своим коробочкам.
2 Вариант
«Отгадай загадку-найди отгадку»
Воспитетель:
-В природе витамины образуются в растениях, поэтому ягодды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.
-Давайте поиграем в игру «Подарки Красного солнышка». (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)
3 Вариант
«Дошколята-поварята»
Придумать салаты из овощей, фруктов.
4 Вариант
Классификация “Овощи –фрукты-ягоды”
5 Вариант
«Третий лишний»
6 Вариант
Подбери витаминку
Ребенок вытягивает карточку с изображением (Фруктов, овощей, ягод) на столе разложены прищепки с названиями витаминов(существующих и не существующих) ребенок должен подобрать к своей карточки, те витамины, которые содержатся на изображении.
Загадки.
Овощи и фрукты-полезные продукты. В летнем солнечном саду Зреют фрукты на виду. Только нужно не лениться, Отгадать их потрудиться. Далеко на юге где – то Он растет зимой и летом. Удивит собою нас Толстокожий … (ананас). Близнецы на тонкой ветке, Все лозы родные детки. Гостю каждый в доме рад. Это сладкий … (виноград). Чтоб здоровым, сильным быть Нужно с витаминами дружить Надо овощи любить Все без исключения В этом нет сомнения. Тот, кто много ест морковки Станет сильным, крепким, ловким А кто любит, дети, лук – Вырастает быстро вдруг Кто капусту очень любит Тот всегда здоровым будет, Вот стручок – огромный дом, Поселились братцы в нем. Каждый братец – скоморох, А стручок этот – … (горох). Спит на грядке под листом, Да еще храпит притом. Видит пятый сладкий сон Лежебока – … (патиссон). Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … (капуста) Про меня рассказ не длинный Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок Будешь строен и высок (Морковь) Ягодка нежная Прячется в валежнике, Сине-черная сладкая, Смотрит украдкою. Рви да знай — Руки не замарай! (Черника) Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с…(Малиной) Что за кустарник ароматный? Ягод вкус его приятный — Висят, как черный виноград, И каждый пробовать их рад! Давно у вас в саду растет, Свой дом не бросит, не уйдет, Теперь его там родина. Как куст зовут? (Смородина) | Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. Но на вкус – кислейший он, А зовут его … (лимон). С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нем полезный витамин – Это спелый … (апельсин). Все о ней боксеры знают, С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа … (груша). Под землей живет семья: Папа, мама, деток тьма. Лишь копни ее немножко – Вмиг появится … (картошка). Наш лиловый господин Среди овощей один. Он французский граф де Жан, А по-русски – … (баклажан). Кто разлегся среди грядки, Кто играть не любит в прятки? Вот Емеля – простачок, Белобокий … (кабачок). Я – приправа в каждом блюде И всегда полечен людям угадали? Я – наш друг Я – простой зелёный лук. Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …(помидора) Ягодку сорвать легко — Ведь растет невысоко. Под листочки загляни-ка — Там созрела…(земляника) Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая…(Клюковка) На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовется он? (Крыжовник) Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (Клубника) |
В ходе разработанной игры дети закрепили знания о пользе ягод, овощей и фруктов, а также витаминов, содержащихся в них.