Рассказ про полезные ископаемые 2 класс
ТЕМА: Заглянем в кладовые
Земли.
Учитель: Матвиенко Е.В. (5 ноября, 2020г.)
Предметные
результаты:
- иметь
представление о камнях, как части неживой природы; - познакомиться
с горными породами и минералами; - различать
и узнавать горные породы и минералы; - научиться
различать составные части гранита; - узнавать
изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные
результаты:
- определять
названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника; - рассказывать
о значении камней в нашем доме и изделий из них; - соотносить
изделия и природные камни, из которых они изготовлены; - высказывать
своё отношения к изделиям из камня; - предлагать
собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
Личностные
результаты:
- осознавать
значение красивых камней и изделий из них в нашем доме; - делиться эмоционально-эстетическими
впечатлениями от восприятия образцов камней; - обсудить
поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная
работа.
Учитель готовит коллекцию минералов
и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»
Оборудование:
мультимеа, интерактивная доска,
презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба»,
лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши,
учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.
Ход урока.
I.Орг.
момент
II.
Актуализация знаний.
Проверка
домашнего задания.
–
Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?
Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное
небо» (на доске)
Ночью
звёзды загораются
И
в созвездья собираются.
–
Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?
–
Сколько зодиакальных созвездий существует?
– Кто подготовил
материал о созвездии, под которым родился?
(выслушиваются
рассказы детей)
III.
Мотивация учебной деятельности.
–
А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня
на уроке мы заглянем в кладовые Земли.
–
Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего
сегодняшнего урока.
(Узнаем, что такое горные породы и
минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную
историю одной коллекции камней)
IV. Работа по теме.
1.
Начальные представления о горных породах.
– Недра Земли и её
поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства,
которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными
ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и
использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок,
глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из
третьих выплавляют металлы.
– С некоторыми из
горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без
дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
(МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он
на дорожках во дворе,
Он
и на стройке, и на пляже,
Он
и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на
дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или
вазу –
Она понадобится сразу.
(ГЛИНА)
Он
очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
– Дайте общее название
всем этим предметам.
(Полезные
ископаемые) Читаем хором.
– Что такое полезные
ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит
у вас на столах.
–
А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?
(Известняк, гранит, кремень)
– Горные
породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит,
известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это
природный газ.
2.
Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
–
Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные
ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
–
Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал
называется графит.
–
Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется
дома на кухне. Это тоже минерал.
–
Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
–
Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие
свойства: это твердые вещества с однородным составом. В
природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает
индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает
различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим,
восковым.
–
Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди
них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
–
Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 – 17. Какие вы здесь
увидели минералы?
–
Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда
зелёный, лазурит – синий.
–
Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем
о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
–
Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые
труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для
человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия
до цинка.
3.
Практическая работа.
–
Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
–
Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
–
Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
–
Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
– Минералы
полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу –
гранит.
–
Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы
здесь запишем в табличках?
–
Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
–
Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
–
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы.
Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте
запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части
гранита.
4.
Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)
5.
Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)
6.
История о коллекции камней.
–
Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои
помощники Вова и Юра.
Обсуждение:
–
Кем стал автор этого рассказа?
–
Что помогло ему определиться с выбором профессии?
–
Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?
–
А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и
ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)
V. Домашнее задание.
–
Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома
после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на
столах.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Вся
поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым
вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых
рудами, добывают различные металлы.
Все
горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые.
Почему ископаемые?
Потому
что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо
извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это,
нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
Вы,
наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода
несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при
разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают»
камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.
Так
год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются
громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные
породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они
образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
В
морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие
миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей
умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода –
известняк. Мел, которым вы пишите, – это и есть известняк.
Вы,
конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес.
Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их
засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот
много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный
уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных
деревьев.
В
самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там
плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в
Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких
случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни
и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё
образуется базальт – очень прочная горная порода.
Но
не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она
застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.
Горные
породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.
Присмотритесь
к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом
состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.
Вместе
с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды
разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих
олово.
До
сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие,
например нефть, и газообразные – природный газ.
Геологи изучают горные породы и
ведут поиск полезных ископаемых.
–
Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.
–
У кого дома есть такая книга?
–
А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?
–
Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень
много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.
–
И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами –
определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате,
кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
–
Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
–
Что нового и интересного узнали?
–
А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться:
живой или неживой? Почему так думаете?
–
Из чего состоит гранит?
–
Чем отличаются горные породы от минералов?
–
Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
–
Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
2.
Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
–
Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные
ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
–
Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал
называется графит.
–
Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется
дома на кухне. Это тоже минерал.
–
Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
–
Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие
свойства: это твердые вещества с однородным составом. В
природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает
индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает
различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим,
восковым.
–
Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди
них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
–
Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 – 17. Какие вы здесь
увидели минералы?
–
Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда
зелёный, лазурит – синий.
–
Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем
о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
–
Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые
труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для
человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия
до цинка.
2.
Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
–
Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные
ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
–
Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал
называется графит.
–
Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется
дома на кухне. Это тоже минерал.
–
Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
–
Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это
твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в
своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической
структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть
стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
–
Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди
них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
–
Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 – 17. Какие вы здесь
увидели минералы?
–
Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда
зелёный, лазурит – синий.
–
Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем
о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
–
Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые
труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для
человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия
до цинка.
Полезные ископаемые
Человек издавна использует богатства природы – горные породы и минералы. Их называют полезными ископа́емыми.
Скопления полезных ископаемых называются месторожде́ниями. Полезные ископаемые делят на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.
Твёрдые полезные ископаемые
Торф – ископаемое бурого или серого цвета.
Мох сфа́гнум и водные растения отмирают и оседают на дне болот. Постепенно на дне скапливается толстый слой полусгнивших остатков растений. Они слёживаются, уплотняются, и со временем из них образуется торф.
Сухой торф хорошо горит и используется как топливо. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.
Ка́менный уголь – твёрдое вещество чёрного цвета. Каменный уголь образовался из остатков древних растений, которые оседали на дне водоёмов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф. В недрах земли под большим давлением торф со временем превращался в каменный уголь.
На кусочках каменного угля встречаются отпечатки листьев, стеблей, корней растений, что и доказывает происхождение этого полезного ископаемого.
Каменный уголь хорошо горит и при горении выделяет много тепла. Его используют для отопления помещений. Из него получают краски, спирт, бензин, резину.
Каменный уголь
Известня́к – твёрдое вещество белого или светло-серого цвета.
Остатки скелетов, панцирей, раковин древних живых организмов веками оседали на дне морей, уплотнялись и образовывали слои известняка.
Люди давно научились использовать известняк в строительстве. Из него получают известь и готовят раствор для скрепления кирпичей.
Известняк
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые также относятся к твёрдым полезным ископаемым. Они одни из наиболее ценных в этой группе.
На металлурги́ческих заводах из железной руды получают чугун и сталь. Их главная составная часть – железо. Из чугуна изготавливают тяжёлые детали машин. Из стали делают строительные инструменты, металлическую посуду, детали автомобилей.
Чугун, сталь выплавляют из таких руд, как магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк.
Медь извлекают из руды – медного колчеда́на. Эту красивую руду легко узнать по желтоватому цвету и металлическому блеску.
Медь – мягкий металл, поэтому мало применяется в чистом виде. А сплавы меди с другими металлами человек использует широко (например, лату́нь, бронза).
Лёгкий серебристый металл алюминий получают из руды – бокси́та. Алюминий широко применяется при сооружении зданий, в производстве самолётов и кораблей.
Жидкие полезные ископаемые
Нефть – горючая тёмно-бурая жидкость с резким запахом.
Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы поднять её на поверхность, бурят скважины и устанавливают специальные насосы, которыми выкачивают нефть.
Из нефти получают топливо для автомобилей, самолётов и ракет, делают резину, пластмассы и различные краски.
Газообра́зные полезные ископаемые
Природный газ – летучее вещество. Он залегает глубоко в земле. Для добычи газа бурят скважины. От них проводят трубы, по которым газ перекачивают в специальные хранилища. Оттуда газ попадает на заводы, где его перерабатывают и получают резину и пластмассы.
Природный газ хорошо горит и даёт много тепла. Его используют в быту для отопления помещений, в котельных и на электроста́нциях.
Запасы полезных ископаемых не безграничны. С каждым годом в недрах земли остаётся всё меньше каменного угля, руды, нефти и других ископаемых. Человек должен бережно относиться к этим богатствам и экономно их расходовать.
Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, используемые в народном хозяйстве. Их делят на твёрдые, жидкие и газообразные.
Вопросы и задания
1. Что называют полезными ископаемыми?
2. На какие три группы делятся полезные ископаемые?
3. Что получают из нефти?
Какое утверждение верно?
а) Торф – негорючее полезное ископаемое;
б) каменный уголь образовался из остатков древних растений;
в) нефть – газообразное полезное ископаемое.
Выбери правильный ответ.
Не обладает горючестью:
а) нефть;
б) каменный уголь;
в) известняк.
Древние греки использовали нефть для приготовления «греческого огня» – огненной жидкости. С её помощью они защищали свои города и корабли от нападения врагов.
Египтяне использовали нефть для бальзамирования тел.