Рассказ о геологах и людях которые добывают полезные ископаемые
Мотивация учебной деятельности
Самоопределение к деятельности
Прочитать.
– Как бы вы назвали слова А.С. Пушкина?
– Почему?
– Люди с давних времен учились находить и использовать полезные ископаемые в своей жизни. Они не зря назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный, бронзовый, железный. Без этих важных природных материалов нам, может быть, до сих пор пришлось бы жить в каменном веке, с помощью только палки и камня добывать себе пище, обрабатывать землю, изготавливать вещи себе, одежду, строить жилище. Открывая и добывая полезные ископаемые делали разные открытия. Возможно и мы сегодня на уроке сделали открытие. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра I.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы) солдатами был отдан жесткий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костер черными камнями, найденными в овраге. Когда костер разгорелся – загорелись и камни. Петр I, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: “минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет”: слова его оказались пророческими.
– О каком полезном ископаемом идет речь?
– Почему?
– Что такое полезные ископаемые?
Слайд 1
Таблица 1 Таблица 2
– Сравните левую и правую таблицы.
Слайд 2
– Что общего в оставшихся полезных ископаемых?
– Как бы вы еще разделили все эти полезные ископаемые на группы?
Слайд 3
– От чего зависит способ добычи полезных ископаемых?
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов, друг…,
А.С. Пушкин
– Эпиграф.
– О каменном угле.
– Цвет черный, горит(физическое свойство).
– Минеральные образования земной коры, химический состав и свойства физические которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.
– 1. Общее: одни и те же полезные ископаемые.
2. Слева – группировка по физическим свойствам: твердые, жидкие, газообразные, рыхлые, сыпучие.
Справа – группировка по применению полезных ископаемых: в строительстве, как горючие топливо, рудные, химические, редкие.
– Добываются в Ленинградской области.
– По способу добычи: открытый, скважины, закрытый.
– От места залегания: если на поверхности, то открытый, если в недрах, то закрытый.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженнорго в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.
Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию
Работа по теме урока
– Расскажите, что знаете об открытом способе добычи полезных ископаемых.
Расскажите по рисунку
Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезные ископаемые и грузят их в автомашины или вагоны, а затем отвозят предприятию на переработку.
Добыча в этом случае ведется открыто – на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление – карьер. Такой способ добычи называется открытым или карьерным.
Нефть добывается нефтяниками под землей, откуда ее по скважине выкачивают насосами – качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2-3 км, хотя есть и глубже. От скважин по трубам – нефтепроводам, нефть подается на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее изготавливают разные вещества.
Минеральная вода в санатории Петродворец поступает из скважины глубиной 185м. Излечивает сахарный диабет, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Полезна, если пить просто так, так как содержит важные для организма растворенные минералы: калий, натрий, магний, кальция, стронция, марганец, никель. Попробуйте на вкус эту воду.(Соленая)
Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое большое отверстие земле – ствол, от ствола расходятся коридоры – штреки, ведущие в месторождение (место скопления полезных ископаемых в земле).
Глубина шахты 100м – 2км.
Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью(лифт) поднимают наверх – “на гора”. Вместе с полезными ископаемыми попадается и пустая порода. Её сваливают рядом с шахтой, и с годами образуется целая гора террикона.
В шахте добыча полезных ископаемых ведется закрыто, даже днем темно – приходится освещать шахту.
Такой способ называют закрытым или шахтным.
Регулятивные (удержание цели и задач урока)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Рефлексия
На доске и у каждого ученика:
Верите ли вы, что:
1)поисковое дело – трудная наука;
2)труд шахтеров очень опасен;
3)наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства наносится ущерб окружающей среде;
4)все полезные ископаемые могут когда-нибудь закончится на Земле.
Прочитайте и отметьте знаком “+”, если вы согласны с высказыванием, знаком “-”, если не согласны .
- – Как мы можем доказать или опровергнуть, что поисковое дело – трудная наука?
Чтение текста с маркировкой.
– Рассказать, что знаем о поисках полезных ископаемых?
– Что узнали?
– Что непонятно?
– О какой профессии прочли?
– Кто такой геолог?
– Какими качествами должен обладать геолог?
– Почему профессия геолога романтическая?
– Кроме старых приемов в геологической разведке используются новые методы.
Геодезические (магнитные исследования могут указать на отсутствие железной руды).
Геологические.
Космические лучи.
Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. Найдя что-нибудь интересное, геолог проводит шлиховую съемку: промывку на лотке отложений долины. После смыва легких частиц остается легкий остаток (шлих), а в нем рудные материалы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание полезных ископаемых на различных участках.
– Какие специалисты нужны при поиске полезных ископаемых?
– Согласны ли вы теперь , что поисковое дело – трудная наука? Ставим знак рядом “+”.
2)Положите перед собой текст. Прочитайте.
Докажите, что труд шахтеров опасен.
– Теперь согласны ли вы с тем, что труд шахтеров опасен? Отметьте.
– Какие примеры того, что наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства, наносится ущерб окружающей среде вы можете привести?
– Один такой пример я вам приведу.
Обычно известняк добывают в карьерах, так как он чаще всего залегает неглубоко от поверхности. В Жигулях есть несколько карьеров, где ведется добыча известняка. Карьеры эти очень уродуют красоту гор, и люди требуют остановить добычу известняков в них.
Попробуйте дома поискать факты, которые доказывают, что неразумная добыча полезных ископаемых влечет за собой экологические проблемы.
– Какова роль разведки и добычи полезных ископаемых в нашей жизни?
– Какой вывод сделаем?
– Как бы ответили на 4 вопрос?
Все полезные ископаемые на Земле исчерпаемы. ИХ можно вывезти за год на длинном предлинном составе, который объедет земной шар 17 раз.
– Прочитать в учебнике.
– О профессии геолог.
– Геолог – специалист по геологии. Гео – относится к земле ее изучению.
Геолог должен много ходить. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, продираться сквозь дремучие леса и иногда сплавляться по рекам на плотах. И надо все время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Кроме того приходится страдать от комариных укусов, проводить ночи у костра.
-Бывать в незнакомых местах, любоваться восходом и заходом солнца, шумом горного ручья, наслаждаться пением птиц.
– Геолог, минеролог, картограф, палеонтолог.
– Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Для строительства домов нужны: цемент, песок, кирпич. Для строительства дорог: щебень, асфальт, бетон. Для строительства мостов: бетон, металл. Все сырье для изготовления этих материалов люди берут из природы, с земли. Для отапливания домов используют дрова, торф, уголь, газ. Нас окружат много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, выращиваем с их помощью и убираем урожай. Все эти машины сделаны их металла. Чтобы получить на полях хороший урожай, люди вносят в землю минеральные удобрения.
– Перерабатывая полезные ископаемые получают нужные материалы.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование учебно-позавательного интереса к учебному материалу и способом решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уебных заданий с использованием учебной литературы, справочников; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: осуществлять синтез как составленное целое из частей; обобщать на основе выделения сущности связи; устанавливать аналогии.
Коммуникативные: формировать собственнон мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.