Рассказ о цветах чем они полезны
Комнатные цветы добавляют в нашу жизнь краски, создают настроение и домашний уют. Они могут приносить огромную пользу их владельцам. Поэтому выбирать их нужно правильно, так как определенные виды не просто оживляют комнату, но и улучшают самочувствие, согревают в холода и просто радуют глаз.
Полезные свойства домашних растений
Вот основные из них:
- В плохо проветриваемых комнатах скапливается углекислый газ. Цветы поглощают его и насыщают воздух кислородом.
- Лекарственные виды растений лечат порезы, ожоги, простудные заболевания и другие недомогания.
- Зимой воздух в помещении становится сухим из-за работы системы отопления, что сказывается на состоянии кожи и самочувствии. Цветы способствуют увлажнению воздуха.
- Растения поглощают электромагнитное излучение, которое создается бытовыми приборами и домашней техникой. Оно способно влиять на самочувствие человека, вызывая бессонницу и головные боли.
- Нас окружают предметы, которые могут выделять токсичные вещества. В городском воздухе содержится много пыли, выхлопных газов, тяжелых металлов от выбросов заводов и предприятий. Растения очищают воздух, убивают микробы с помощью своих фитонцидов и поглощают вредные примеси.
- Народные поверья наделяют комнатные цветы свойствами приносить счастье, гармонию, спокойствие и др. Мы включили в наш обзор некоторые растения, которые согласно приметам полезны для их владельцев.
Комнатные растения: выбираем для себя и близких
1.Алоэ
Это всем известный домашний лекарь. Он поможет при простудах, воспалениях, способен остановить кровотечение и заживляет раны. Его сок применяют для лечения горла, изжоги, гастрита, при воспалении десен и других заболеваниях. Его часто используют в косметических целях.
2. Хлорофитум
Его тоже очень полезно держать в доме. Это кустистое растение с тоненькими и гнущимися листьями, которые имеют светлые полосы. Оно поможет избавиться от плесневелых грибков и болезнетворных бактерий, очистит воздух от присутствующих в нем вредных веществ. Хлорофитум принесет в дом спокойствие и уют.
3. Перечная мята
Отлично подходит для выращивания в горшочке на подоконнике. Она способствует улучшению аппетита и стимулирует пищеварительный процесс. Ее листочки хорошо использовать в качестве приправы к различным блюдам и заваривать с ними чай.
4. Фиалка
Многими любимое растение отлично впишется в интерьер кухни и не займет много места. Фиалка очистит и увлажнит воздух от угарных газов. Этот цветок – символ мира и спокойствия в семейных отношениях. Считается, что белые цветы помогают избавиться от грусти, усталости и депрессий. Голубые фиалки подходят для творческих людей. Они дарят спокойствие, стимулируют духовный рост и укрепляют характер. Цветы красного и розового цвета поднимают настроение и способны защитить их владельца от болезней.
5. Фикус
Прекрасно справляется с задачей по сбору пыли, которая оседает на его кожистых листочках. Их очень легко мыть или протереть влажной тряпочкой. Фикус насытит комнату кислородом, очистит воздух от неприятных запахов. Он улучшает семейные отношения, успокаивает и избавляет от тревожных мыслей.
5. Лианы
Красивая лиана, например, сциндапсус хорошо смотрится в подвесном кашпо. Имеет зеленые листочки сердцевидной формы с желтоватыми пятнышками. Она неприхотлива и отлично очищает воздух. Сциндапсус преобразует ленивую энергетику в активность. Его можно разместить на кухне.
6. Восковой плющ
Это вьющийся цветок с твердыми листиками овальной формы. Имеет белые, розовые или красные соцветия-зонтики. Растение нейтрализует негативную энергетику в доме, бережет хозяина от неприятностей и очищает воздух от микробов.
7. Герань
Пышная кучерявая герань имеет множество целебных свойств. Она отпугивает моль и злых духов, избавляет от раздражительности, нормализует сон и борется с болезнетворными бактериями. Одно ее присутствие в доме притягивает удачу и исполнение желаний. Аромат этих цветов расслабляет и снимает головные боли. Если растение вянет, то считают, что кто-то из домочадцев может заболеть
8.Толстянка
Это растение может быть приземистым или высоким, с толстым стволом. Его часто называют денежным деревом. Толстянка имеет небольшие темно-зеленые листочки, которые располагаются на ветках в симметричном порядке. Они похожи на маленькие монетки. Поэтому считается, что толстянка способна притягивать в дом материальные блага.
9. Сансевиерия (тещин язык)
Довольно высокое растение с массивными удлиненными листьями. Они бывают однотонными и имеют темно-зеленый окрас. А также имеют светлые полосы посередине или белые пятнышки. Цветок улучшает семейные отношения и приносит гармонию. Его листья являются антисептиками, из-за чего их широко используют в народной медицине. Сок сансевиерии применяют для заживления ран, а также растение способно останавливать кровь.
10. Оксалис
Это кустистое растение имеет фиолетовый окрас. Его листья напоминают стаю бабочек. Во время цветения на нем появляются маленькие белые цветочки-зонтики. Веточки цветка могут сплетаться между собой. Листочки оксалиса можно употреблять в кулинарии, например, добавлять в салаты. По вкусу они напоминают щавель. Растение улучшает интуцию, обостряет чувства. Его могут держать те, кто желает встретить вторую половинку и привлечь к себе внимание.
Лекарственные травы — одни из главных лечебных и профилактических средств медицины. Полезные растения применяются и для общего укрепления организма и при лечении конкретных заболеваний.
Вот наиболее популярные и самые доступные из них:
- Шиповник
Его плоды содержат большое количество витаминов: С, группы B, К и Р, а также фруктовые сахара, органические кислоты, дубильные вещества. Шиповник используют для лечения витаминной недостаточности, анемии и общего истощения организма. Препараты с шиповником стимулируют желчеотделение, поэтому рекомендуются при болезнях печени. Мякоть спелых плодов шиповника — натуральное мягкое слабительное средство. Для придания настою из шиповника лучшего вкуса можно добавить к нему немного сахара, а часть плодов перед настаиванием можно слегка поджарить — это придаст напитку приятный ванильный запах и вкус.
Пьют по одному стакану настоя дважды в день, перед едой. Детям дозировку уменьшают вдвое.
2. Ромашка
Народная медицина с давних времен использует целебные качества ромашки — полученные из неё препараты применяют при самых разнообразных заболеваниях. В наше время ромашка применяются и научной медициной, причем показания для применения практически совпадают с традиционной практикой. Настой ромашки назначают внутрь как потогонное, противосудорожное, болеутоляющее, возбуждающее средство, крепящее при поносе и метеоризме, спастических состояниях мышц кишечника.
3. Алое
Сок из листьев алоэ оказывает противомикробное действие, богат витаминами и ферментами.
Сок алоэ, отжатый руками или прессом, применяют местно как бактерицидное средство при инфекционных заболеваниях, для примочек на раны, а внутрь — как средство против туберкулёза. Так же он укрепляет иммунитет , очищает кровь, лечит заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем,
лечит глазные заболевания, нормализует уровень холестерина , ускоряет заживление ран и язв и снимает воспаления с десен.
4. Мята
В листьях мяты содержится до 3% мятного эфирного масла, главная часть которого — ментол. Ментол входит в состав множества препаратов для лечения болезней сердца и сосудистой системы (например, «Валидола»), заболеваний дыхательных путей, желудка и кишечника, средств от мигрени. Масло мяты, имеющее сильный аромат и освежающий приятный вкус применяется для ароматизации парфюмерии, лекарственных препаратов, пищевых продуктов, спиртных напитков.
В лечебной практике препараты мяты применяют для полоскания ротовой полости при зубной боли и как средство для снятия кожного зуда. Листья мяты вводят в состав травяных чаев как противотошнотное, желчегонное и антиспазматическое средство. Аналогичным образом применяется настойка мяты.
5. Хрен
Характерный острый, жгучий вкус и пряный запах, обусловливающие использование хрена и в кулинарной, и в медицинской практике, корню придаёт горчичное эфирное масло. Кроме того, корень и свежие листья хрена содержат значительное количество аскорбиновой кислоты (витамина С), также в них имеется лизоцим — фермент, разрушающий многие бактерии.
В народной практике водный настой и свежевыжатый сок хрена используют как витаминное, мочегонное и отхаркивающее средство. Кашицу из мелко натертого корня хрена применяют как раздражающее средство (заменитель горчичников).
6. Валериана
В корневище валерианы обнаружены алкалоиды, сахар, некоторые органические кислоты, дубильные вещества. В корнях содержится валериановое эфирное масло — именно оно придает растению большую часть его выдающихся свойств и специфический запах, так обожаемый кошками.
Во врачебной практике валериану применяют как успокаивающее при неврозах и, кроме того, целом ряде внутренних заболеваний — в начальных стадиях гипертонической болезни, нарушениях сердечной деятельности. Препараты валерианы оказывают фитонцидное действие, убивая некоторые патогенные микроорганизмы.
7. Шалфей
Листья шалфея, содержащие дубильные вещества, эфирные масла и витамин В, применяют как противовоспалительное и дезинфицирующее средство, для остановки кровотечений.
Применение шалфея в медицине очень разнообразно — отвар шалфейных листьев назначают при болезнях желудка и желчного пузыря, гепатитах, для укрепления нервной системы; местно — при алопеции (выпадении волос) и для полоскания ротовой полости при приступах зубной боли.
8. Полынь
Лекарственная слава полыни относится к глубокой древности. В травниках XVII века полынь рекомендуют для лечения опухолей и гнойных ран. А Ибн-Сина (Авиценна) считал, что полынь предохраняет путешественников от морской болезни. Беловато-серо-войлочная трава полыни (такой вид ей придают множество мельчайших волосков, покрывающих стебель и листья) растет везде — её можно найти на пустырях, вдоль насыпей железных дорог и автодорог, в огородах с большим количеством сорняков и прямо возле жилья. Практики народной медицины считают, что препараты полыни укрепляют кишечник и желудок, а как горечи — возбуждают аппетит. Официальная медицина подтверждает это мнение.
9. Эхинацея
Современное применение эхинацеи основывается на присущих растению противомикробных свойствах и его способности укреплять иммунную систему, стимулируя организм вырабатывать большее количество лейкоцитов и интерферона — белка, убивающего вирусы.
Показания к применению эхинацеи многочисленны и разнообразны: респираторные заболевания, бронхиты, синуситы, герпес, заболевания мочеполовой системы, желудочка и кишечника, отиты, заболевания опорно-двигательного аппарата, вирусные и бактериальные инфекции, хроническая усталость.
Стандартизированные препараты эхинацеи выпускаются в виде таблеток, капсул, спиртовых настоек, а в народной медицине применяют отвар из высушенных цветков: заливают чайную ложку высушенных цветков стаканом кипящей воды.
10. Боярышник
Из боярышника (собирать его плоды лучше после наступления заморозков) готовят полезное и вкусное варенье, настой плодов — ароматный напиток, неплохой заменитель чая. Плоды боярышника содержат лимонную кислоту, сахар, витамины C и A; цветки — витамин Р и эфирное масло. Листья, плоды и цветы боярышника употребляют преимущественно при заболеваниях сердца и сосудов, они рекомендуются к применению при умеренной гипертонии, неврозах различного происхождения, нарушения сна, для повышения трудоспособности и при повышенной нервной возбудимости. К достоинствам боярышника относится отсутствие побочных явлений при длительном употреблении его препаратов.
Важнейшим лекарственным средством является настойка боярышника, которая готовится настаиванием цветков на 70% этиловом спирте. Принимают настойку до еды, по 30-50 капель на воде.
Ирина Габова
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие в подготовительной группе «Всем известно, что цветы для добра и красоты»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 113»
Воспитатель группы № 12
Габова Ирина Андреевна
Сыктывкар 2014
Познавательное занятие для подготовительной группы.
Все мы знаем, что цветы для добра и красоты.
Цель: Воспитание бережного отношения к цветам.
Задачи:
– Расширить представление детей о назначении цветов в природе;
– Обратить внимание на их многообразие;
– Воспитывать бережное отношение к цветам;
– Формировать чувство прекрасного.
Выбор темы для познавательного общения.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам одну исорию, которая произошла летом с одним мальчиком. Он пошел на луг и нарвал целую охапку красивых цветов. Но не успев их донести до дома, увидел, как они завяли. Пришлось цветы выбросить.
Я спросила: Зачем ты их рвал?
– Чтобы украсить свою комнату.
– А выбрасывать цветы тебе не жалко?
– Я еще могу нарвать! Цветов много!
Ребята, правильно ли поступил мальчик?
Почему?
Как вам кажеться он прав? (ответы детей)
Давайте позовем этого мальчика к нам в гости и расскажем ему, для чего нужны цветы в природе, какую пользу они приносят.
Подготовительная работа.
1.Творческая деятельность: Изображение цветов различными способами (рисование, лепка, оригами и т. д.)
2. Сбор информации (чтение энциклопедий, подбор литературных произведений, подбор иллюстраций).
3.Досуг:
– чтение рассказов, стихотворений о цветах;
– наблюдение за комнатными цветами, опыты;
– отгадывание и загадывание загадок;
– придумывание сказок;
– дидактические игры: «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери слово», «Города», «Парочки», «Что сначала, что потом», обобщение цветов по определенным признакам, нахождение различий и сходства между ними;
4. Схемы «Строение цветка», «Одуванчик».
5. Материалы для опыта – ватные тампоны, крошка от грифеля карандаша.
6. Проведение экологических разминок.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел нам знакомый мальчик, который любит собирать цветы.
В группу заходит воспитатель д/сада,переодетый в мальчика:
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Егор. Я очень люблю собирать цветы на полянке, но мне сказали, что этого делать нельзя. Вы мне расскажете, почему?
Дети: Да!
Воспитатель:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургук)
Сначала мы с ребятами расскажем тебе о строении цветка.
Воспитатель взглядом (игра «Разведчик») выбирает пять ребят, они подходят к столу, на котором лежат картинкой вниз карточки с изображенными на них частями цветка (корень, листья, цветок, капля нектара). Выбранные ребята этим же способом выбирают себе помощника. Команды совещаются, после чего по просьбе ведущего начинают свой рассказ.
Модель полевого цветка.
Корень – находится в земле, всасывает из земли воду и вкусные, полезные витаминки для роста цветка (питательные вещества).
Стебель – по нему передается от корней к листьям и цветку вода и питательные вещества.
Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, внутри листочка она превращается в сахаристые питательные вещества, необходимые растениям для роста.
Цветок – в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара (это сок, за которым к цветам летят насекомые). Цветы привлекают к себе насекомых, чтобы те их опыляли. Если цветы не опылять, у них не созреют семена.
Нектар – сладкий сок цветка. Если нектар запрятан глубоко внутри цветка, к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели, а если нектар спрятан близко, то к такому цветку летят жуки и мушки, у них хоботок короткий.
Егор: Как же насекомые находят сладкий нектар?
Дети: Они очень хорошо видят цвета и далеко чувствуют аромат цветка.
Воспитатель: Бабочки любят красные, а пчелы хорошо видят желтые и фиолетовые цветы. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых, а те опыляют их.
Опыт.
Объяснить детям, что ноги, лапки насекомых, покрыты мелкими пушистыми волосинками, похожие на ощупь на ватный тампон. К ним легко пристает мелкая пыльца, похожая на крошку грифеля карандаша.
Егор: Ребята, какие луговые цветы вы знаете?
Дети: Одувачики, лютики, ромашки и т. д.
Воспитатель: А рвать можно луговые цветы?
Дети: Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо! К ним прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются семена, они попадают на землю и на этом месте вырастают новые растения.
Составление детьми схемы «Одуванчик».
Егор: Я понял, если сорвать цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет все меньше и меньше. Поэтому, рвать цветы нельзя, ими можно только любоваться!
Воспитатель: Правильно!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Физкультминутка.
Видишь бабочка летает,
(Машем руками- крылышками)
На лугу цветы считает.
(Считает пальчиком)
– Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц.
(Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком)
Егор: Скажите, пожалуйста, а когда появляются самые первые цветы?
Дети: Как только расстает снег и появяться первые проталины.
Воспитатель: Самые перве цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы?
(Ответы детей)
Послушайте ребята загадку. О каком весеннем цветке в ней говорится?
Белые фонарики на зеленой ножке
Я весною встретила на лесной дорожке (Ландыш)
Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. А знаете ли вы ребята, что ландыш – ядовитое растение? Как вы думаете их нужно уничтожать?
Дети: Нет, из ядовитых растений делают лекарства.
Воспитатель: Правильно! Соберут травники цветы, отнесут в аптеку и приготовят из них лекарства.
Многие цветымогут служить лекарством: василек залечивает раны, календула лечит гипертонию, а ромашка лечит горло, сок одуванчика снимает отек от укуса пчелы.
Стихотворение мать-и-мачеха (читает кто-либо из детей)
Перемерял много луж ты,
Сразу кашель одолел.
Надо было маму слушать,
Вот тогда б не заболел.
А теперь бери скорее
Мать-и-мачехи листок,
Воду, чтоб погорячее,
Можно даже кипяток
И настой тебе поможет,
Снимет боль в груди и резь.
Ну, полегче стало?
Все же, больше в луже ты не лезь!
Воспитатель: Еще по цветам можно определить время, если нет с собой часов. Как это возможно?
Дети: К вечеру головки цветов постепенно закрваются.
Воспитатель: А еще цветы, как и все растения, являются так называемыми «легкими» нашей планеты. Почему?
Дети: Растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, необходимый для нашего дыхания.
Воспитатель: Какое растение с нежными голубыми цветочками специально выращивают на полях, ведь оно помогает нам одеваться.
Дети: Лен.
Воспитатель: Невозможно представить окружающий мир без цветов. Лишите себя благоухания лугов, полей, красоты парков, садов, убранства улиц – мир померкнет.
Заключительная часть.
Егор: Какие вы молодцы! Сколько интересного я узнал.
Давайте подумаем, как надо себя вести, чтобы кругом было много цветов?
Дети: Не рвать полевые и лесные цветы, не собирать из них букеты и плести венки. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты – если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
(Т. Себанина)
Воспитатель: Что можно посоветовать Егору, чтобы красивые цветы могли украшать его комнату круглый год?
Дети: Нарисовать их, сфотографировать.
Воспитатель: Давайте мы с вами нарисуем для Егора самые красивые цветы. Пусть ими он украсит свою комнату.
Работа на перспективу.
– Создание альбома «Зеленая аптека» (лекарственные цветы);
– Составление папки «Экологический сундучок» (интересные факты о цветах);
– Посадка рассады цветов для «аллеи выпускников»;
– Нарисовать схему пользы цветов.