Раскраски о полезных привычках для детей
Недавно наткнулась на статью, где говорилось о том, что раскраски развивают не только мелкую моторику, но и творческие способности. Но я с этим согласиться не могу.
Так как последнее время углубляюсь в тему развития творческого мышления у детей, хочу в этой статье обратить внимание на то, для чего нужны раскраски на самом деле, и как действительно развить креативные способности.
Конечно, обычные черно-белые раскраски имеют свои плюсы. И родители должны понимать, какую цель они преследуют в развитии ребёнка, предлагая их.
Раскраски хороши только для подготовки ребёнка к школе и обучению:
- Развивают мелкую моторику и формируют умение правильно держать карандаш
- Способствуют развитию самоконтроля, когда ребёнок старается не выходить за контур
- Способствуют развитию усидчивости
- Удобны тем, что можно надолго занять ребёнка
Но есть главное «НО»:
Как только ребёнок видит готовое изображение, он даже не будет пытаться сгенерировать собственное видение предмета.
Именно поэтому лучше не использовать покупные раскраски, поскольку ребенок никак не участвует в процессе создания нарисованных в них картинок.
То есть, если ребёнок рисует, например, в садике по образцу, а дома у него только раскраски и тоже рисование по образцу, то творческое мышление у него не развивается. Он вообще не использует фантазию. Только выбирает цвета.
А творческое мышление, как вы понимаете-это не только рисование, это способность изобретать, придумывать. Это умение в целом помогает людям в жизни выходить из трудных ситуаций, помогает нетривиально подходить к решению задач на работе. Поэтому способность творчески мыслить – одно из умений, которое необходимо развивать у детей. То есть, не просто фантазировать, а направлять своё воображение для создания какого-то продукта своей деятельности.
Как правило, мы даже не задумываемся, для чего они нужны, особенно, если детям нравится раскрашивать.
Но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто умел не выходить за контур и знал цвета, а умел придумывать, генерировать что-то своё, то есть качественно развивал свои творческие способности-то не стоит увлекаться обычными раскрасками.
Придумывать творческие занятия самим родителям очень сложно. Поэтому я нашла альтернативу -это готовая книга с творческими заданиями, напоминающими раскраску. Называется “Главная книга мастера-фантазёра”, авторы Грачева, Буянова. “Издательский Дом Мещерякова”.
Когда я увидела задания, я была в восторге. Сама мама столько не придумает. Сейчас покажу для примера страницы.
Всего почти 100 страниц таких заданий.
Покупала на вайлдбериз, сейчас там скидка на неё 43%. Вот ссылка.
Для «продвинутых» мам и пап ниже приведу несколько творческих заданий для полноценных занятий дома, если есть силы и желание развивать ребёнка. Но книгу-раскраску можно предложить ребёнку для и для самостоятельного использования, правда, с 5-6 лет.
Какие-то задания может выполнить и ребёнок 3+, но пользы будет меньше, так как в этом возрасте малыши ещё изображают свои эмоции, и им сложно нарисовать какой-то конкретный предмет.
Опубликовала видеообзор книги для постоянной рубрики “Обзор хороших детских книг”. Ссылка на видео
Есть хорошая книга-пособие для родителей о детском рисовании автора М. Озерковой, где доступно объяснено для чего и как учить детей рисовать. Вернее, их на самом деле не надо учить. Подробно о том, как рисование по образцу убивает творческое мышление можно почитать тут.
Вот некоторые задания, какие приводит автор:
Раскрашивание фигурок.
Вместо покупной раскраски попросите ребёнка вырезать что-нибудь из бумаги, а потом раскрасить получившуюся форму (например, бумажную вазу). Если малыш еще не умеет вырезать, это делают взрослые. Закрашивание такой фигурки не навязывает ребенку шаблонный образ.
Раскрашивание объемных фигурок-оригами. Вместе с ребенком сложите из белой или цветной бумаги фигурки-оригами, а затем раскрасьте их.
Что-то из чего-то (образ, составленный из мелких деталей). Попробуйте нарисовать нечто с помощью маленьких повторяющихся изображений (например, кота из цветочков).
Рисование тактильных ощущений. Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему в руки какой-нибудь предмет. Ощупав его как следует, ребенок может ответить на вопросы. Что чувствуют руки? Приятные ли ощущения вызывает этот предмет? Какой он? Завершите упражнение рисованием. Пусть ребенок попытается изобразить не сам предмет, а графически передать его качества.
Рисование эмоций. Предложите ребенку нарисовать его эмоции в виде любых образов — «моя радость», «мой гнев». Варианты этого упражнения — рисование приятных и неприятных переживаний.
Звуки. Попробуйте нарисовать то, что воспринимают ушами: тишину, шум, различные звуки — в виде линий, штрихов или фона. Пример задания — зарисовать звук обычного хлопка в ладоши. Как его можно изобразить?
Статья по теме – игры для развития воображения и творческого мышления
Классный час « Мифы о «пользе» курения»
Цель: подведение учащихся к тому, что курение – оказывает пагубное влияние самому курильщику, окружающим людям и ухудшает экологическую обстановку
– скажите курение – это полезно или вредно?
– сегодня мы с вами это и выясним (слайд 1)
– скажите, а почему люди курят? (ответы детей)
-( модно, от любопытства, от скуки, по привычке, уйти от проблем и т.д.)
– а кто-нибудь курит, потому что это доктор прописал или продлить свою жизнь, или для того, чтобы иметь привлекательную внешность? (нет)
– значит, курение пользы не приносит? (нет)
— тогда курить – это полезно или вредно? (вредно)
– в чём же, тогда вред? (ответы детей)
(Класс делится на 2 команды. 1 команда – условно сторонники курильщиков. Они записывают все + того, что человек курит. 2 команда записывает все – того, что человек курит. Через 3 минуты команды зачитывают результаты. У 2 команды доводов должно оказаться больше.
Итак, как мы видим, « – » у курильщиков больше.)
- вред здоровью курильщика. слайд 2 – 1к.
– рассмотрим механизм курения. Описываем действия. Вам приходилось видеть как курят люди? Расскажите, как они это делают.
1) курильщик поджигает кончик сигареты
2) втягивает воздух, кислород, содержащийся во втягиваемом воздухе, усиливает горение табака и продукты сгорания попадают в организм
3) выдыхает дым
-что же представляет собой табачный дым? Какие вещества в него входят? ответы детей
– при сжигании табака образуются много разных веществ
1)смолы – некоторые вещества, образующиеся при сгорании табака.
2) угарный газ – один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
3) основное опасное вещество – никотин Ссылка на слайд 3
– кто-нибудь знает про это вещество? (ответы детей)
Никотин очень токсичен, т.е ядовит.
Говорят, что капля никотина убивает лошадь. слайд 4.
Но если быть более точным, то одной капли хватит, чтобы убить тройку лошадей весом до 500 кг каждая. Такова реальная сила никотинового яда.
Известно, что для человека смертельная доза никотина составляет 1 мг на кг массы тела. Слайд 4 – 1к.
Практическая работа.
Давайте произведём расчёт, выкуривание скольких сигарет одновременно может привести к гибели детей вашего возраста. Известно, что в среднем, в одной сигарете содержится от 3 до 15 мг никотина. Предположим, что сигарета содержит 5 мг никотина. Масса тела 50 кг. Сколько выкуренных сигарет может послужить смертельной дозой? 50 :5 = 10 сигарет.
— куда попадает втягиваемый воздух с продуктами сгорания. ( в лёгкие)
– как вы думаете, что происходит с лёгкими? (ответы)
чтобы увидеть, что же образуется на лёгких курильщика, проведём маленький эксперимент:………………..
а теперь на экране посмотрите состояние лёгких курящего и некурящего слайд 5
-кто из них проживёт дольше?.
Табачный дым влияет не только на лёгкие, у них ухудшается память слайд 6
– о чём говорит этот слайд слайд 7 (портятся зубы)
таким образом, курение оказывает вредное влияние на работу организма в целом.
По статистике жизнь курящих людей сокращается на 10-15 лет, чем у некурящих слайд 8
Работа в парах
А как влияет на внешний вид, вы увидите, когда раскрасите иллюстрацию.
Работа в группах по 4 человека. Выберите из списка описание влияния табачного дыма на организм. Озвучьте по очереди.
(включить благотворное и опасное. Благотворное – вычеркнуть, оставить только опасное.:
– от дыма сигарет желтеют зубы и пальцы
– зубы становятся крепкими и белыми и т.п.
– изо рта плохо пахнет
– снижается аппетит
– дым загрязняет лёгкие
– никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс
– человек становится раздражительным
– снижается умственная работоспособность
– плохо спит
– табачный дым вызывает затруднения в учёбе
– табачный дым вызывает кашель)
2. вред окружающим людям
Демонстрация рисунков. ( с. 38 – 3 кл тетр.) слайд 9-10
– расскажите, как влияет табачный дым на окружающих детей?
-( оказывается, что дым, выходящий из горящего края сигареты является более концентрированным и опасным так как он содержит в 2 раза больше никотина ( струя дыма вдыхаемая курильщиком фильтруется через несгоревшую часть сигареты. Задержанные таким образом капельки табачного дёгтя остаются в окурке и испаряются в воздух)
3. вред окружающей среде.
Вспомните из курса окружающего мира, что наносит вред окружающей среде? ( ответы детей)
– действительно, вред окружающей среде наносят отходы предприятий, выхлопные газы автомобилей, выбросы дыма заводов и фабрик. И т.п. но мало кто задумывается о том вреде, который наносят курильщики окружающей среде. А тем временем, цифры и факты из области поистине ошеломляющие.
Эти сведения взяты из книги В.Н.Ягодинского «Школьнику о вреде никотина»
……подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 миллиардов сигарет и папирос слайд 11-1к.
При выкуривании остаются гильзы и фильтры, а также часть табака, который не докуривается. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2 млн.520 тыс тонн. 11-2к
Курящие ежегодно «Выкуривают» в атмосферу 11-3к
720 тонн синильной кислоты, 384 тонн аммиака, 108 тонн никотина, 600 тыс тонн дёгтя, более 550 тыс тонн угарного газа и др составляющих частей табачного дыма»
4. причина возникновения пожара ( это про запас) слайд 12
– стистика МчС России с демонстрацией фото пожара от сигареты
итог.
– так можно ли сказать, что курение приносит пользу?
Конечно же нет. Поэтому слово польза мы берём в ковычки., имея ввиду таким образом противоположное значение.
– в чём же вред курения?
– нарисуйте листовку в каждой группе, пропагандирующая вред курения., призыв к тому, что курить опасно.
Приложение к классному часу «о курении»
1. От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.
2. Зубы становятся крепкими и белыми и т.п.
1. Изо рта плохо пахнет.
2. При общении нет запаха изо рта
1. От курения снижается аппетит
2. Человек обладает хорошим аппетитом
1. Табачный дым загрязняет лёгкие
2. Табачный дым улучшает дыхание и работу лёгких
- От курения ритм сердца становится ровный, пульс равномерный
2. Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс
- Человек становится раздражительным
2. Человек становится уравновешенным, спокойным.
1. У человека повышается умственная работоспособность
2. От курения снижается умственная работоспособность
1.У человека от табакокурения крепкий здоровый сон.
2.Человек плохо спит
1. Табачный дым вызывает затруднения в учёбе
2. Человек начинает успевать по разным предметам.