Расчет стоимости добытых полезных ископаемых пример
Для оценки стоимости добытого полезного ископаемого нужно знать две величины: количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого и стоимость единицы добытого полезного ископаемого. Порядок определения количества добытого полезного ископаемого изложен выше. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых не производится налогоплательщиками при добыче нефти и природного газа, поскольку налоговой базой по этим полезным ископаемым является количество.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого в соответствии с нормами статьи 340 НК РФ может быть получена одним из трех методов*(24):
– исходя из цен реализации без учета государственных субвенций, компенсирующих разницу между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
– исходя из цен реализации;
– исходя из расчетной стоимости.
Первые два способа оценки зависят от цены реализации. Третий способ оценки предполагает определение расходов налогоплательщика, связанных с добычей полезных ископаемых. Существование трех способов оценки стоимости не означает, что налогоплательщик может выбрать один из них для расчета и последующего определения налоговой базы. Предположим, что в отношении какого-либо полезного ископаемого в налоговом периоде имел факт реализации хотя бы одного процента продукции, добытой в налоговом периоде или в предыдущем налоговом периоде. В таком случае оценка всего добытого в данном налоговом периоде производится по ценам реализации.
И только при полном отсутствии реализации в конкретном месяце оценка стоимости производится расчетным способом. Это следует учитывать организациям, которые имеют разветвленную сеть обособленных подразделений. Например, реализацию строительного песка осуществляет только одно обособленное подразделение дорожно-строительной организации, а остальные подразделения используют песок для строительства дорог. Налог в данном случае исчисляется по ценам реализации в отношении всего песка, добытого в целом организацией.
Чтобы определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации, необходимо выручку от реализации (без НДС и расходов, указанных ниже) налогового периода разделить на количество полезного ископаемого, реализованного в этом налоговом периоде. Если в конкретном налоговом периоде реализация не имела места, для расчета принимаются цены реализации предшествующего налогового периода.
Глава 26 НК РФ не устанавливает, каким образом определяется дата реализации полезного ископаемого. Поэтому применяется общий порядок признания выручки, установленный ПБУ 9/99. При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Причем порядок расчета не зависит от того, реализованы ли полезные ископаемые на внутреннем рынке или на внешнем рынке. Выручка, которая была получена налогоплательщиком в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ по курсу на дату реализации добытого полезного ископаемого.
При оценке стоимости добытых полезных ископаемых необходимо использовать следующие первичные и сводные документы, в которых содержится информация о стоимостных и количественных показателях реализованной продукции:
– форму бухгалтерского отчета N 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании”;
– главную книгу или оборотный баланс;
– журналы-ордера NN 1, 2, 6, 8, 11 и др. и ведомости к ним (при применении журнально-ордерной формы счетоводства);
– первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку грузов железнодорожным, водным, трубопроводным и другим транспортом);
– банковские выписки по движению денежных средств предприятия по расчетному счету, а также по валютным и другим счетам в банках и других кредитных учреждениях;
– приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов на отгруженную продукцию;
– договоры на поставку готовой продукции, грузовые таможенные декларации, отчеты спецэкспортеров.
Цены реализации добытых полезных ископаемых принимаются к расчету без налога на добавленную стоимость и акциза. В случае если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке до получателя, указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке. Статья 340 НК РФ содержит закрытый перечень этих расходов. К ним относятся расходы:
– на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
– по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
– по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.
Пример
Налогоплательщиком добыто в налоговом периоде 560 тонн полезного ископаемого, за этот же период было реализовано 630 тонн полезного ископаемого, добытых в отчетном и предшествующих периодах, на сумму 920 000 рублей (без НДС). Сумма расходов на доставку продукции до потребителя составила 245 000 рублей.
Таким образом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого составит 1071,43 рубля ((920 000 рублей – 245 000 рублей) : 630 тонн).
Налоговая база по данному полезному ископаемому (стоимость) будет равна 600 000,8 рубля (560 тонн х 1071,43 рубля).
Иные расходы выручку от реализации не уменьшают. Примером таких расходов являются расходы по доставке добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).
Если налогоплательщик осуществляет доставку полезного ископаемого до получателя самостоятельно собственной системой магистральных трубопроводов, расходы по доставке уменьшают выручку от реализации.
Пример
Организация осуществляет добычу нефти, имеет в собственности магистральный трубопровод. За налоговый период расходы на содержание магистрального трубопровода составили 880 000 рублей. За этот налоговый период по трубопроводу было прокачано 40 000 тонн нефти, в том числе:
– 30 000 тонн собственной продукции;
– 10 000 тонн по договорам со сторонними организациями.
Выручку от реализации уменьшает только сумма расходов по доставке (транспортировке) до получателя собственной продукции. Величина расходов составит 660 000 рублей (880 000 рублей х (30 000 тонн : 40 000 тонн)).
Оценка стоимости производится в отношении каждого полезного ископаемого, добытого налогоплательщиком. При этом используются цены реализации именно этого полезного ископаемого. Так, если организация добывает песок природный строительный, гальку, гравий, расчет стоимости производится по каждому из указанных полезных ископаемых исходя из цены реализации конкретного полезного ископаемого.
Если налогоплательщик получает субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью полезного ископаемого (например, при реализации природного газа, торфа, общераспространенных полезных ископаемых), выручка от реализации для целей налогообложения принимается без учета субвенций.
Третий способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого, как уже говорилось, применяется при полном отсутствии реализации этого полезного ископаемого в налоговом периоде.
Расчетная стоимость полезного ископаемого представляет собой сумму расходов на добычу полезных ископаемых. Перечень расходов приведен в пункте 4 статьи 340 НК РФ. Содержание перечня и изложенный в указанной статье порядок признания расходов вызывает неоднозначные толкования. Сомнение вызывает и наличие логики в описании этого способа оценки. Тем не менее при применении этого метода нужно принимать во внимание экономическую сущность НДПИ, которой в соответствии со статьей 3 НК РФ должен обладать любой налог и сбор.
При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых учитываются две группы расходов. Во-первых, это расходы, прямо поименованные в подпунктах 1-7 части третьей пункта 4 статьи 340 НК РФ, к ним относятся:
– материальные расходы, осуществленные налогоплательщиком при добыче полезных ископаемых;
– расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых;
– амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу, связанному с добычей полезных ископаемых;
– расходы на ремонт основных средств, связанных с добычей полезных ископаемых;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, связанных с добычей полезных ископаемых, а также с консервацией и расконсервацией добычных производственных мощностей и объектов;
– прочие расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, проценты по долговым обязательствам).
Вторую группу составляют все прочие расходы, являющиеся косвенными расходами. Это расходы, которые поименованы в статьях 262, 266, 267 и 268 НК РФ:
– расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
– расходы на формирование резервов по сомнительным долгам;
– расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
– расходы при реализации товаров.
Для того чтобы определить, какая величина расходов приходится на добытые полезные ископаемые, сначала нужно определить долю прямых расходов по добыче в общей сумме прямых расходов. На полученную долю умножается общая сумма расходов по статьям 262, 266, 267 и 268 НК РФ за соответствующий налоговый период.
Следует иметь в виду, что под прямыми расходами, равно как и под косвенными расходами, подразумеваются расходы в том понятии, которое дано им главой 25 НК РФ. Поэтому, как видно, и в первой группе расходов (то есть расходов, которые приведены в подп. 1-7 п. 4 ст. 340 НК РФ) присутствуют и прямые, и косвенные расходы. Налогоплательщик может обеспечить раздельный учет отдельных видов косвенных расходов на добычу и на осуществление иных видов деятельности. Но есть косвенные расходы, которые должны распределяться в вышеприведенном порядке – через долю прямых расходов на добычу в общей сумме прямых расходов. К таким расходам относятся, например, расходы на управление организацией.
При добыче нескольких полезных ископаемых расчетный метод оценки применяется в отношении тех из них, которые не были реализованы в налоговом периоде. Для этого нужно определить общую сумму всех расходов на добычу всех полезных ископаемых. Сумма расходов на добычу конкретного полезного ископаемого определяется пропорционально количеству этого полезного ископаемого в общем количестве всех добытых полезных ископаемых.
Пример
Организация добывает природный газ и песчано-гравийную смесь, используемую для отсыпки дорог к скважинам. За налоговый период организацией добыто газа 280 000 000 куб. м, песчано-гравийной смеси – 1 000 000 куб. м. Часть добытого природного газа реализована по цене 380 рублей за 1000 куб. м (без учета НДС и за вычетом расходов по доставке). Песчано-гравийная смесь полностью использована организацией в производственных целях.
Сумма прямых расходов организации за налоговый период составила 3 200 000 рублей, в том числе расходы по добыче полезных ископаемых – 2 900 000 рублей. Общая сумма косвенных расходов – 820 000 рублей
1) Налогообложение природного газа производится исходя из его количества независимо от наличия факта реализации, сумма налога составит 29 960 000 рублей (107 руб. за 1 000 куб. м 3 280 000 000 куб. м);
2) По песчано-гравийной смеси определяется расчетная стоимость:
– доля прямых расходов, связанных с добычей всех полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов составит 0,91 (2 900 000 рублей : 3 200 000 рублей);
– сумма косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, составляет 746 200 рублей (820 000 рублей х 3 0,91);
– общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых 3 646 200 рублей (2 900 000 + 746 200);
– доля количества добытой песчано-гравийной смеси в общем количестве добытых полезных ископаемых составляет 0,00356 (1 000 000 куб. м : (280 000 000 куб. м. + 1 000 000 куб. м.).
Расчетная стоимость песчано-гравийной смеси равна 12 980 рублей (3 646 200 рублей х 0,00356).
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого – 0,01298 рубля (12 980 рублей : 1 000 000 куб. м).
Сумма налога по песчано-гравийной смеси составит 713,9 руб. (12 980 руб. 3 5,5%).
Пункты 5 и 6 статьи 340 НК РФ устанавливают особый порядок оценки стоимости концентратов, содержащих драгоценные металлы, и драгоценных камней. Стоимость единицы концентрата, содержащего драгоценные металлы, определяется как произведение двух элементов. Первым элементом является стоимость единицы реализованного химически чистого металла. Эта стоимость определяется как результат деления выручки от реализации за налоговый период химически чистого драгоценного металла на количество реализованного металла. Выручка принимается к расчету без налога на добавленную стоимость, а также за вычетом расходов по аффинажу драгоценных металлов и расходов по доставке аффинированного металла до покупателя. При отсутствии в налоговом периоде реализации химически чистого золота для расчета налога принимаются цены, которые сложились в ближайшем из предыдущих налоговых периодов.
Вторым элементом является доля содержания драгоценного металла в добытом полезном ископаемом (концентрате, ином полупродукте). Этот показатель определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Пример
Организацией в налоговом периоде добыто 1500 граммов золотосодержащего полупродукта, в котором по данным лаборатории организации содержится 350 граммов химически чистого золота. В налоговом периоде реализовано аффинированное золото в количестве 1480 граммов на сумму 510 600 рублей (без НДС), расходы на аффинаж составили 15 000 рублей, расходы на доставку золота до покупателя – 5000 рублей.
Стоимость единицы химически чистого металла, используемая в целях налогообложения, составит 331,48 рубля за 1 грамм ((510 600 рублей – 15 000 рублей – 5000 рублей) : 1480 граммов).
Доля содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (полупродукте) составляет 0,9 (1350 граммов : 1500 граммов).
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого с учетом доли содержания золота в концентрате – 298,33 рубля (331,48 рубля х 0,9).
Налоговая база (стоимость концентрата золотосодержащего) составит 447 495 рублей (298,33 рубля х 1500 граммов).
Особенность оценки стоимости драгоценных камней заключается в том, что если по проведенной первичной классификации камней они были отнесены к определенному классу, то оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из цен реализации камней данного класса в этом налоговом периоде. Если же по результатам первичной классификации драгоценных камней они не отнесены к определенному классу, а проводится их индивидуальная первичная оценка, то указанная оценка применяется при определении стоимости этого вида полезных ископаемых.
Оценка стоимости добытых уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней производится в порядке, предусмотренном для других полезных ископаемых. Это значит, что они оцениваются по ценам реализации без учета налога на добавленную стоимость с уменьшением цен реализации на суммы расходов налогоплательщика по их доставке до получателя.
Источник
<< Начало
Налоговая база по драгоценным металлам и камням
Налоговую базу по драгоценным металлам, извлеченным из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, рассчитайте исходя из стоимости их химически чистых элементов:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого | = | Доля содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (в натуральном выражении) | × | Стоимость реализованного химически чистого металла (без НДС) | – | Расходы по аффинажу драгоценного металла | – | Расходы по перевозке драгоценного металла до получателя | : | Количество реализованного за месяц полезного ископаемого |
Налоговая база (стоимость добытого драгоценного металла) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Стоимость единицы добытого полезного ископаемого |
Количество добытых драгоценных металлов и камней определяйте с учетом особенностей, установленных пунктами 4 и 5 статьи 339 Налогового кодекса РФ.
Если у организации не было операций по реализации химически чистого металла в месяце, за который рассчитывается НДПИ, в расчете используйте цены реализации в ближайшем предыдущем налоговом периоде.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 340 Налогового кодекса РФ и абзацем 2 подпункта 8.7.1 пункта 8.7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197.
Пример расчета налоговой базы по драгоценному металлу, извлеченному из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений
ООО «Альфа» занимается извлечением золота из коренного месторождения на основании лицензии.
В процессе извлечения организация получает лигатурное золото, которое она направляет на аффинажный завод. Полученное золото после очищения «Альфа» реализует в слитках.
В сентябре «Альфа» извлекла 153 килограмма лигатурного сплава.
В 1 кг сплава содержится 200 г чистого золота.
В сентябре у организации не было операций по реализации золота. Последняя такая сделка состоялась в июле. Тогда цена 1 кг химически чистого золота составила 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). Расходы по аффинажу и перевозке 1 кг чистого золота до покупателя в июле составили 214 000 руб.
Для расчета НДПИ за сентябрь бухгалтер определил налоговую базу по драгоценному металлу:
153 кг × 0,2 кг × (1 180 000 руб./кг – 180 000 руб./кг – 214 000 руб./кг) = 24 051 600 руб.
Стоимость драгоценных камней для расчета НДПИ приравнивается к оценочной стоимости, установленной Гохраном России по результатам сортировки, первичной классификации и первичной оценки камней при их добыче. Это следует из пункта 6 статьи 340 Налогового кодекса РФ, пункта 12 и подпункта 9 пункта 14 Устава Гохрана России, утвержденного приказом Минфина России от 30 мая 2011 г. № 196.
Налоговую базу (количество и стоимость) по самородкам драгоценных металлов и уникальным драгоценным камням нужно определять отдельно (абз. 2 п. 4, п. 5 ст. 339 НК РФ). Уникальными самородками металлов и драгоценных камней признаются самородки, которые соответствуют критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1068.
Стоимость уникальных самородков металлов и драгоценных камней определите исходя из цены реализации. При этом из цены реализации нужно вычесть НДС и расходы по доставке самородков до получателя. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 340 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как выбрать объект налогообложения между многокомпонентной комплексной рудой и полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды?
Если результатом разработки месторождения является руда, НДПИ рассчитывайте с руды, если ее полезные компоненты, то именно они будут являться объектом обложения НДПИ.
Если организация добывает многокомпонентную комплексную руду, объектом налогообложения может быть:
- сама многокомпонентная комплексная руда (абз. 6 подп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ);
- полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды (п. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Для расчета НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, техническом переделе) полезного ископаемого, не является объектом обложения НДПИ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ.
Если на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) внутри организации направляются полезные компоненты руды, то именно они будут являться объектом налогообложения. Если результатом разработки месторождения является непосредственно руда (она направляется на дальнейшую переработку, например, в стороннюю организацию), НДПИ нужно рассчитывать с ее стоимости.
Такой вывод подтверждают некоторые суды (см., например, определение ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. № ВАС-4623/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 декабря 2008 г. № Ф09-2098/08-С3, от 26 января 2006 г. № Ф09-6316/05-С7, ФАС Западно-Сибирского округа от 26 июня 2008 г. № Ф04-3930/2008(7353-А03-31)).
Налоговая база по углеводородному сырью, добытому на новом морском месторождении
Порядок расчета налоговой базы по НДПИ в отношении нефти, газа и газового конденсата, добываемых на новых морских месторождениях углеводородного сырья, имеет свои особенности. Организация может выбрать один из следующих вариантов расчета.
Первый вариант
Налоговая база определяется исходя из минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья по формуле:
Минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья определяется в соответствии с пунктами 2–4 статьи 340.1 Налогового кодекса РФ.
Второй вариант
Налоговая база определяется как наибольшая из двух величин: стоимость единицы добытого полезного ископаемого или минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья. При использовании этого варианта формулы для расчета налоговой базы могут принимать следующий вид:
Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (если этот показатель больше минимальной предельной стоимости единицы углеводородного сырья) |
Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | = | Количество добытого полезного ископаемого | × | Минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья (если этот показатель больше стоимости единицы добытого полезного ископаемого) |
Один из возможных вариантов определения налоговой базы по НДПИ организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения и применять его в течение не менее пяти лет.
Такой порядок установлен в статье 340.1 Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка
Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, по которым НДПИ рассчитывается исходя из их стоимости, налоговая ставка установлена в процентах. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.
По отдельным видам полезных ископаемых применение налоговых ставок имеет некоторые особенности.
Например, ставка НДПИ по кондиционным рудам черных металлов при выполнении определенных условий умножается на коэффициент Кподз, характеризующий способ добычи полезного ископаемого (подп. 3 п. 2 ст. 342 НК РФ).
Участники региональных инвестиционных проектов, а также резиденты территорий опережающего социально-экономического развития умножают ставку НДПИ на коэффициент Ктд, который характеризует территорию добычи полезного ископаемого. Однако сделать это можно при выполнении определенных условий (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).
Если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).
Расчет НДПИ
НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).
Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:
НДПИ, подлежащий уплате в бюджет | = | Налоговая база (стоимость добытого полезного ископаемого) | × | Налоговая ставка |
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса РФ.
Пример расчета НДПИ исходя из цен реализации
ООО «Альфа» занимается добычей и продажей природного строительного песка на основании лицензии.
В сентябре организация добыла 28 940 тонн песка и реализовала:
- 12 000 т – по цене 236 руб./т (в т. ч. НДС – 36 руб.);
- 14 500 т – по цене 330 руб./т (в т. ч. НДС – 50 руб.).
Расходы на доставку песка до покупателей в сентябре составили 634 100 руб.
Ставка НДПИ по строительному песку – 5,5 процента.
Бухгалтер рассчитал НДПИ исходя из сложившихся за сентябрь цен реализации песка.
Стоимость 1 тонны добытого песка для расчета НДПИ составила 220 руб./т (((12 000 т × (236 руб./т – 36 руб./т)) + (14 500 т × (330 руб./т – 50 руб./т) – 634 100 руб.) : (12 000 т + 14 500 т)).
Налоговая база по НДПИ за сентябрь равна 6 366 800 руб. (220 руб./т × 28 940 т).
НДПИ, подлежащий уплате в бюджет, за добытый песок по итогам сентября составил: 6 366 800 руб. × 5,5% = 350 174 руб.
Пример расчета НДПИ по уникальному драгоценному камню
ООО «Альфа» в сентябре при добыче драгоценных камней обнаружило алмаз массой 61 карат. Алмаз был признан уникальным. В этом же месяце необработанный камень был продан на аукционе в Москве за 50 000 000 руб. (без НДС на основании подп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Расходы по доставке камня на аукцион составили 415 000 руб. Ставка НДПИ по алмазам составляет 8 процентов.
Бухгалтер рассчитал НДПИ, подлежащий уплате, за сентябрь за найденный уникальный драгоценный камень:
(50 000 000 руб. – 415 000 руб.) × 8% = 3 966 800 руб.
Коэффициент Кподз, применяемый при добыче кондиционных руд черных металлов
Коэффициент Кподз характеризует способ добычи кондиционных руд черных металлов.
На этот коэффициент умножается ставка НДПИ при добыче кондиционных руд черных металлов, которая составляет 4,8 процента (подп. 3 п. 2 ст. 342 НК РФ).
Коэффициент Кподз принимается равным:
- 0,1 – при добыче на участках недр, на которых балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90 процентов. При этом под балансовыми запасами руд черных металлов подразумевается сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года;
- 1,0 – если участок недр не соответствует указанному выше критерию.
Коэффициент Кподз нужно применять только в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.
Сумму НДПИ придется пересчитать с учетом коэффициента Кподз, равного 1,0:
- если организация не завершила добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр по состоянию на 1 января 2024 года;
- если организация самостоятельно отказалась от применения значения Кподз, равного 0,1.
При этом НДПИ придется пересчитать по полной налоговой ставке и начислить пени за недоплаченную сумму НДПИ.
Такой порядок предусмотрен статьей 342.1 Налогового кодекса РФ.
Коэффициент Ктд для участников региональных инвестиционных проектов
Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу полезных ископаемых, или имеет статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставки НДПИ по полезным ископаемым, указанным в подпунктах 1–6, 8, 12–15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, умножаются на понижающий коэффициент Ктд. Данный коэффициент характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Коэффициент Ктд не применяется в отношении общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных промышленных и термальных вод. Об этом сказано в пункте 2.2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, коэффициент Ктд можно применять, только если организация соблюдает условия лицензии на пользование недрами и выполняет требования технического проекта разведки и разработки участка недр. Иначе, если будет выявлено нарушение, НДПИ придется пересчитать по полной налоговой ставке и начислить пени за недоплаченную сумму НДПИ.
Коэффициент Ктд применяйте начиная с месяца, в котором организация внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов или получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития. С этого момента и до тех пор, пока организация не начнет применять нулевую ставку по налогу на прибыль, коэффициент Ктд принимается равным 0.
В течение следующих 10 лет значения коэффициента Ктд будут постепенно возрастать (с нуля до единицы). Периоды, в которых организация сможет применять то или иное значение коэффициента Ктд, определены в статье 342.3 Налогового кодекса РФ.
Понижающий коэффициент 0,7
В некоторых случаях при добыче полезных ископаемых на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, организация вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7. Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- по состоянию на 1 июля 2001 года организация признавалась плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но была освобождена от уплаты этих отчислений в отношении разрабатываемых месторождений;
- поиск и разведку разрабатываемых месторождений организация вела за счет собственных средств или за счет средств государства, которые были полностью возмещены.
Такой порядок установлен положениями пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03-06-06-01/5, от 23 апреля 2008 г. № 03-06-06-01/12.
Участники особой экономической зоны в Магаданской области, которые добывают полезные ископаемые (кроме углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) на участках недр, полностью или частично расположенных на территории Магаданской области, рассчитывают НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,6.
Такой порядок установлен положениями пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Источник