Рациональное познание в отличие от чувственного приводит к полезным знаниям
Познание и его аспекты изучаются многими науками. Обсуждается сущность этого вида деятельности, его формы. В частности, рассматривается вопрос, чем отличается чувственное познание от рационального. Итак, ознакомимся с размышлениями исследователей по этому поводу.
О познании в общем
В целом понятие, о котором идет речь, означает процесс получения человеком знаний о мире и существующих в нем конкретных объектах, явлениях, закономерностях. Такое освоение действительности необходимо, чтобы лучше приспосабливаться к ней, использовать в своих целях многие предметы природы, наконец, совершенствовать себя. Исследователи выделяют в познании чувственную и рациональную составляющие. Рассмотрим их в сравнении.
к содержанию ↑
Сравнение
В каждом случае процесс происходит по-своему. Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т. д. В том, что при этом есть возможность получать сведения только о каких-либо внешних свойствах и качествах, состоит отличие чувственного познания от рационального.
Информация об отдельных характеристиках объектов поступает к человеку в виде ощущений. Например, глаза «рассказывают» о том, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет ощутить холод льда. Более сложным элементом чувственного познания является восприятие. Оно подразумевает совокупность всех ощущений, связанных с конкретным предметом, и отвечает за формирование образов (обычный пломбир воспринимается как вкусный холодный продукт белого цвета). Кроме того, объекты могут существовать лишь в наших представлениях, а не наяву, благодаря тому, что их образ уже был когда-то запечатлен органами чувств.
Рациональное познание, в свою очередь, осуществляется с привлечением разума. Оно ставит целью постигнуть суть вещей, выявить закономерности. Такая познавательная деятельность присуща только человеку. Инструментом в ней является мышление, дающее больше возможностей, чем чувственный опыт.
Рациональное познание, прежде всего, формирует понятия. Они облекаются в слова и заключают в себе обобщающую и самую значимую информацию о предметах. Например, понятие «цветок» подразумевает любое растение такого рода независимо от сорта или особенностей строения (чувственное, если сравнить, всегда занято чем-то единичным, конкретным). Рациональное познание также оперирует суждениями, принимающими вид утверждений или отрицаний. Суждения могут становиться основой для получения выводов – умозаключений.
В чем разница между чувственным и рациональным познанием? В том, что первое осуществляется при непосредственном контакте с миром, а второе меньше привязано к реальности. Но хотя чувства помогают человеку замечать и фиксировать все, что происходит вокруг, с помощью них невозможно устанавливать причины и следствия. Кроме того, такое познание не всегда правдиво, оно способно вызывать иллюзии (пример: «перелом» ложки, помещенной в стакан с водой).
Рациональное познание позволяет получать более адекватные результаты. Опираясь на логику, оно помогает понимать действительность глубже и делать важные прогнозы. Между тем изначально все-таки происходит анализ материала, предоставленного чувствами. Таким образом, каждая из сфер познания играет в общем процессе свою важную роль.
к содержанию ↑
Таблица
Чувственное познание | Рациональное познание |
Задействованы органы чувств | Основано на работе мышления |
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление | Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях |
Направлено на внешние признаки объектов | Помогает постигнуть суть вещей |
Является конкретизированным | Используется обобщение |
Прямой контакт с действительностью | Возможен отрыв от реальности |
Не «размышляет» о причинах и следствиях | Опирается на логику, выявляет закономерности |
Не всегда правдиво | Более адекватно |
Присуще человеку и животным | Свойственно только человеку |
Проверочная работа по теме «Знание и познание» с ответами 10 класс
1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете
2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения
4)дает наглядный образ предмета
2. Понятие – это форма мысли, которая
1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на
органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов
и явлений 3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета
3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения
4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями
5. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления
6. Отражение общих и существенных признаков называется:
1) сознанием 2) суждением 3) понятием 4) ощущением
7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: 1) обыденного знания 2) мифологического знания 3) эмпирического знания 4) научного знания
8. Обобщение является составной частью 1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности
9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная
деятельность учёного: 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания
10. Вывод: «Друзья познаются в беде» – является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали
на органы чувств человека, называются: 1) гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями
12. Критериями истины являются: 1) опыт, практика 2) мнение руководства
3) соответствие господствующему в обществе учению 4) соответствие законам логики
13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?
1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение
3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение
14. Укажите, что из перечисленного не является формой
чувственного познания: 1) суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие
В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ | ВИД ИСТИНЫ |
1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей | А. Объективная истина |
2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире | Б. Относительная истина |
3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности | В. Абсолютная истина |
4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент | |
5. Информация, соответствующая действительному положению вещей |
В2. Установите соответствие между психическими процессами,
участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ОПИСАНИЕ |
1) ощущение | А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности |
2) восприятие | Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов |
3) представление | В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира |
4) воображение | Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей |
5) интуиция | Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств |
6) мышление | Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств |
В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и
их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ | ОПИСАНИЕ |
1)анализ | А) установление сходства или различия предметов |
2)синтез | Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части |
3)сравнение | В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо |
4)понятие | Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение |
5)суждение | Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках |
6)умозаключение | Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов |
В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции
(А), а какие – к индукции (В)?
1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.
Следовательно, свинец и медь проводят электричество.
2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.
Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор
также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным
и другим растениям для нормального роста и развития необходим
полив, то есть регулярное естественное или искусственное
внесение в почву определённого количества влаги.
Ответы:
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 2 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 1 |
В1 | АВББА |
В2 | ВЕДБАГ |
В3 | БЕАДВГ |
В4 | А-1; 2-В |
Познание , один из базовых инструментов человека в повседневной жизни при контакте с окружающим миром.
Оно делится на чувственное и рациональное. В статье рассматриваются их отличие, а акцент делается на объяснении рациональных форм познания и применяемых в нем методов.
О функциях воссоздающего воображения читайте здесь.
Понятие и характеристика
Познание , процесс получения информации из окружающего мира, ее анализ и интерпретация.
В психологии выделяют два основных способа познания: чувственное и рациональное.
Рациональное познание , это такой процесс познавания внешнего мира, при котором человек рассуждает объективно, пользуясь логическими рассуждениями и доводами. Наивысшую точку развития оно приобрело в науке.
Формы рационального познания и их описание
Какие формы познания составляют рациональную ступень? Формы рационального познания классифицируются на простые и сложные.
Разница в количестве прилагаемых мозгом усилий для поиска, обработки информации, а впоследствии , формировании выводов, законов и правил.
В пять главных форм входят:
Понятие
Под ним понимается совокупность свойств и признаков какого-либо явления или объекта.
Тождественные синонимы , слово, термин.
Понятия используются в устной и письменной речи, составляя основу языка в виде существительных и прилагательных.
Цель , обобщить группу предметов со схожими свойствами. Примеры понятий: «,стол»,, «,гипербола»,, «,ускорение»,, «,мышление»,, «,памятник»,.
Суждение
Оно же , утверждение. Является совокупностью понятий, объединеных общей мыслью, идеей.
Несмотря на то, что оно является формой рационального познания, суждение может быть субъективным в силу различной интерпретации одних и тех же событий разными людьми.
Поэтому в суждении можно выделить две группы: научно-естественные и бытовые.
Пример научных суждений: «,Площадь квадрата равна длине одной из сторон, умноженной на четыре»,, «,Два атома водорода и один атом кислорода составляют молекулу воды»,. Данные суждения неоспоримы.
С бытовым уровнем иначе.
Например, человек в детстве отравился хурмой , родилось суждение «,хурма , отвратительна»,.
А его близкий друг спокойно употребляет ее в пищу.
В подобных суждениях нередко определяющую роль играет личный опыт, субъективное (индивидуальное) восприятие действительности.
О закономерностях и свойствах внимания вы можете узнать из нашей статьи.
Умозаключение
Основывается на логическом подытоживании ряда суждений. Это формирование принципиально новой информации для индивида, когда он получает данные практическим опытом или на основе теории.
Ряд суждений преобразуется в умозаключение и в будущем может перейти в категорию убеждений человека.
Умозаключение , наивысший уровень мыслительной активности в плоскости рационального познания.
Но при этом оно должно основываться на истинных, объективных данных. Если хоть какая-нибудь порция информации ложная , вывод получится оторванным от реальности.
Например, Славе сказали, что Вася , безответственный человек, который не выполняет обещаний, не держит слово. Спустя время Слава услышал схожее мнение от другого знакомого.
Исходя из отзывов этих людей, информации, предоставленной ими, Слава приходит к умозаключению и сам начинает считать Васю «,треплом»,.
Но вывод может не соответствовать реальности, поскольку лично с Васей он не общался и не мог эмпирическим путем проверить вес его слова.
Возможно, один из сплетников оклеветал Василия из-за зависти, или тот не сдержал общения, но только однажды. При этом в целом, оставаясь ответственным человеком.
Итог один , для объективных умозаключений необходимо критически воспринимать информацию и собирать как можно больше фактов из различных источников.
Опасность ложных умозаключений в том, что они, трансформировавшись в убеждения и став частью общего мировоззрения, могут доставить индивиду проблемы.
В конкретном примере , стать сложностью, препятствием для нормальной коммуникации с Василием из-за уже сформированного, предвзятого отношения Славы.
Гипотеза
Основывается на предположении и предполагает ошибочность утверждений.
Если умозаключение , твердое, и редко в дальнейшем видоизменяется, то гипотеза является одним из возможных вариантов, взглядов на реальность.
Собирается набор фактов и ставится под сомнение.
Затем ищут пути доказательства гипотезы, либо ее опровержения. Чаще всего гипотезы проверяют на практике, получая измеримый результат.
Теория
Когда гипотеза доказана, когда известна ее точность и проведена проверка в реальной плоскости, она превращается в теорию.
В дальнейшем теория используется для решения стереотипных проблем, сохраняя время, которое могло быть потрачено на получение данных человеком при самостоятельном изучении.
Способы
Под способом понимается конкретный набор действий, необходимый для проверки гипотез и формирования новых теоретических знаний. Способы исследования объектов делятся на теоретические и практические (эмпирические).
Список теоретических способов познания:
- Дедукция. Метод, при котором умозаключение строится от общего к частному. Основывается на том, что схожие по классификации явления или предметы имеют общие признаки и могут быть уравнены при описании.
- Индукция. Противоположный по схеме метод. Выявляются черты одного предмета, и экстраполируется на весь класс, к которому он принадлежит.
- Классификация. Сортировка данных по отличительным от других объектов признакам.
- Анализ. Прием мышления, суть которого , разбить объект на составляющие части и рассмотреть свойства каждой в отдельности.
- Синтез. Обратный анализу метод. Предполагает соединение отдельных свойств в единый объект.
- Абстрагирование. Процесс, в котором выделяют только интересующие свойства для изучения, опустив другие.
- Формализация. Представление данных в символьном виде (текст, изображения, видеоряд).
- Аналогия. Метод, при котором в нескольких объектах обнаруживают схожие характеристики, что позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к одному классу.
- Моделирование. Прием, суть которого , в работе с искусственной копией изучаемого объекта. Применяется при невозможности проверить теорию на практике, либо когда реальный эксперимент опасен, затратен финансово или требует больших временных отрезков на проведение и формулирование выводов.
- Идеализация. Метод, при котором исследователь выделяет определенное свойство объекта, без которого само существование объекта невозможно. Затем проводится эксперимент, при котором условия существования ключевого свойства уменьшают , и смотрят на изменяющееся поведение объекта.
Пользуясь исключительно теоретическими методами, невозможно создать целостную картину, объективно отражающую действительность.
Можно получить своеобразную абстрактную модель, которая в реальной плоскости может оказаться неработающей, ложной.
Список эмпирических способов познания:
- Ощущение. Восприятие. Представление. Группа чувственных методов, применяющихся вместе с рациональными способами. Ощущение , отражение сигналов, поступающих в мог при контакте с изучаемым объектом, реализуется через основные органы чувств. Восприятие , формирование целостного суждения об объекте, отношение к нему. Представление , мысленное воображение объекта, с которым приходилось сталкиваться ранее.
- Наблюдение. Осуществляется в естественных условиях, без вмешательства экспериментатора. Используется для выявления стандартного поведения наблюдаемого объекта или явления.
- Эксперимент. В отличие от предыдущего способа, осуществляется в специально созданных условиях. Применяется для познания новых вариаций поведения объекта, отличных от натуральных условий.
- Измерение. Проводится с помощью системы мер и оценок, приборов измерений. Например, длина , сантиметры/линейка, температура , градусы/термометр, скорость , километры в час/спидометр.
- Сравнение. Сопоставление характеристик одного предмета/явления с другим (как схожим по свойствам, так и резко отличающимся). Может быть направлено на определения качественного различия между объектами, либо, напротив , на поиск общих черт и закономерностей.
В чистом виде, эмпирические способы в рациональном познании не применяются. Поскольку важны базовые теоретические знания об объекте исследования.
Поэтому наиболее эффективный вариант , совмещение практического опыта с теорией.
Чем отличается от чувственного?
Ключевое отличие рационального познания от чувственного заключается в абстрактности.
Рацио , абстрактно, то есть не зависит от испытываемых человеком переживаний, личных убеждений, текущего настроения.
Мозг может представить образ, картинку понятия, опирающегося на объективную реальность. Дважды два всегда равно четырем, а расстояние высчитывается по скорости, умноженной на время.
Чувственное познание идет от основных органов восприятия человека:
- глаза (зрение),
- слуховой аппарат (звук),
- язык и прочие рецепторы (вкус),
- нос (запах),
- кожа (температура, твердость предметов и т.п.).
Поэтому данный вид познания ограничен, поскольку не может охватить всех явлений окружающего мира. Невозможно понюхать или попробовать на вкус параболу или третий закон Ньютона.
Чувственное восприятие чаще всего используется в повседневной бытовой жизни и позволяет ориентироваться в пространстве. Оно развивалось в течение всей жизни человечества и определяло нашу выживаемость как вида, являясь ключевым.
Впоследствии человек стал эволюционировать, был придуман язык, что дало мощный толчок росту и совершенствованию логического, абстрактного мышления. Иными словами , рационального познания.
Для наиболее эффективного уровня получения информации , лучше всего комбинировать чувственное и рациональное познания. Их совокупность способна сформировать достоверные, соответствующие действительности данные.
Чем отличаются эмоции человека от его чувств? Ответ узнайте прямо сейчас.
Рациональное познание , лекция: