Рациональное использование полезных ископаемых в россии

Рациональное использование полезных ископаемых в россии thumbnail

Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Использование и охрана природных ресурсов

Охрана природных ресурсов – комплекс мероприятий, направленных на сохранение возобновимых и невозобновляемых ресурсов, средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций природы.

Рациональное использование природных ресурсов

Еще в конце прошлого века внимание ученых обратилось на влияние хозяйственной и иной деятельности человека на биосферу. Наращивание темпов материального производства отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, производя неравноценный обмен ценных ресурсов на отходы и токсичные вещества, не подлежащие утилизации. Это создает непосредственную угрозу не только для человеческого существования, но и для всей экосистемы планеты, поэтому рациональный подход к природопользованию, максимально избавленные от негативных воздействий природные ресурсы и охрана окружающей среды являются единственным  оптимальным решением проблемы.

Рациональное использование водных ресурсов является одной из главных проблем, решение которой заключается в следующих процессах:

  • применение одностадийных процессов производства вместо многостадийных;
  • переход от жидких процессов переработки к газовым;
  • замена воды в промышленности на другие растворители;
  • извлечение из сточных вод полезных веществ;
  • перевод промышленных предприятий на безотходную технологию производства;
  • переход к комплексной переработке сырья.

Рациональное использование почвенных ресурсов – также одна из главных проблем в связи с активизацией засоления почв и уничтожения многолетних растений из-за употребления избыточного количества пестицидов и удобрений. Существенной проблемой является также вырубка лесов из-за увеличения спроса на древесное топливо, ведущая к их деградации и сокращению лесных площадей. Главное, на что направлена охрана окружающей среды, – это обеспечение безопасности населения и сокращение вырубки лесов в целях предотвращения угрозы тотальной нехватки кислорода и, как следствие, растущей статистики заболеваемости болезнями дыхательных путей.

Основные принципы охраны и рационального использования природных ресурсов

К принципам охраны и рационального использования природных ресурсов относятся:

  1. Принцип комплексности, означающий повсеместное и организованное использование природных ресурсов в различных хозяйственных отраслях.
  2. Принцип региональности, подразумевающий учет особенностей местных условий при использовании и охране природных ресурсов.
  3. Принцип единства охранительной деятельности и использования природных ресурсов, под которым понимается охрана природы одновременно с использованием природными ресурсами.
  4. Принцип прогнозирования, подразумевающий предвидение возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности для природы и их своевременное предотвращение.
  5. Принцип повышенной интенсивности освоения природной среды, означающий повышение интенсивности наряду с учетом особенностей осваиваемых территорий и устранением значительных потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
  6. Принцип значения природных явлений и объектов, подразумевающий использование ресурсов природы с учетом интересов различных хозяйственных отраслей.
  7. Принцип косвенной охраны, подразумевающий исключительное внимание к косвенной охране природных объектов наряду с основной охраной и устранение возможности нанесения им вреда.

Мероприятия по охране природных ресурсов

Использование и охрана природных ресурсов в России предполагают проведение определенных мероприятий по их восстановлению и улучшению.

Статья 23 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года гласит, что главными направлениями рационального использования недр являются:

  • полное извлечение из них полезных ископаемых, как основных, так и совместно залегающих;
  • прогрессивную методику геологического изучения недр для верной оценки наличия полезных ископаемых, их количественного и качественного состава, а также для изучения особенностей территорий, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

Охрана недр включает в себя проведение мероприятий, главными из которых являются:

  • охрана от пожаров, обводнения, затопления и прочих негативных факторов полезных ископаемых;
  • охрана ценных месторождений от снижения качества добываемых ресурсов или от осложнений по их переработке;
  • предотвращение загрязнения при проведении работ по пользованию недрами.

Статья 1 Водного кодекса РФ гласит, что охраной водных объектов является направленная на их сохранение и восстановление деятельность. Главная необходимость, на которую указывает статья 11 этого же кодекса – профилактика и максимальное устранение возможных негативных последствий использования водных объектов. Игнорирование этой необходимости приводит к появлению правовых последствий.

Лесной кодекс РФ в статье 2 устанавливает обеспечение рационального пользования лесными ресурсами, их охрану и воспроизводство как основное направление правовой деятельности лесного законодательства.

Главные мероприятия по охране лесов:

  • ведение лесных работ ограничивающими отрицательное воздействие на используемые территории способами;
  • применение мер по восстановлению лесов;
  • очистка лесосек.

Охрана объектов животного мира Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. определяется как направленная на стабильное существование животного мира и сохранение животного генофонда деятельность, сопряженная с созданием правовых условий для использования объектов животного мира без негативных последствий.

Охрана земель, согласно статье 12 Земельного кодекса РФ, преследует следующие цели:

  • предотвращение деградации, захламления, нарушения и загрязнения земель под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • восстановление и улучшение подвергшихся негативному воздействию человеческой деятельности земель.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», охраной атмосферного воздуха называется комплекс мер по улучшению свойств атмосферного воздуха с целью пресечения вредного воздействия оного на окружающую среду.

Обобщая положения экологического законодательства об охране и использовании окружающей среды, можно сделать вывод, что мероприятия по охране природных ресурсов направлены на сохранение и улучшение видовых, качественных и количественных характеристик возобновимых и невозобновимых природных ресурсов и предотвращение нанесения им вреда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Использование водных ресурсов

Читайте также:  Договор передачи исключительных прав на полезную модель

Можно ли использовать для себя и своего частного дома, в поселке, родниковую воду, если в поселке нет водопровода и колодцев? Спасибо. rnЛеса охрана запрещает, грозит штрафом -3000 рублей.

Алексей Валентинович 28.07.2020 10:38

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Добрый день.

Согласно ст.6 ВК РФ:

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Вам необходимо обратиться в администрацию муниципального образования для получения информация об имеющихся ограничениях. Если ограничения не установлены, то вы имеете право пользоваться родником для личных и бытовых нужд.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

Чашин Константин Викторович28.07.2020 11:33

Источник

Ðàñïðåäåëåíèå è çàïàñû ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ â ìèðå è Ðîññèè. Èñïîëüçîâàíèå íåäð ÷åëîâåêîì. Êëàññèôèêàöèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Íàïðàâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîé ïðîãðàììû ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò ïî ðàçâèòèþ ìèíåðàëüíî-ñûðüåâîé áàçû íà 2006—2010 ãîäû â ÐÔ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Ðàñïðåäåëåíèå è çàïàñû ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ â ìèðå è Ðîññèè

2. Êëàññèôèêàöèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ

3. Îñíîâíûå ïóòè ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ è îõðàíû íåäð

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

Ââåäåíèå

Òåìà ìîåé íàó÷íîé ðàáîòû “Ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ”. Ýòà òåìà î÷åíü àêòóàëüíà â íàñòîÿùåå âðåìÿ. Âåäü íàøè íåäðà áîãàòû ïîëåçíûìè èñêîïàåìûìè, êîòîðûå èçäàâíà èñïîëüçóþòñÿ ÷åëîâåêîì è ñîñòàâëÿþò îñíîâó âåäóùèõ îòðàñëåé ìèðîâîãî õîçÿéñòâà. Ñîâîêóïíîñòü ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, çàêëþ÷åííûõ â íåäðàõ, ñîñòàâëÿåò ïîíÿòèå “ìèíåðàëüíûå ðåñóðñû”, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ âàæíåéøèõ îòðàñëåé ïðîìûøëåííîñòè (ýíåðãåòèêà, ÷åðíàÿ è öâåòíàÿ ìåòàëëóðãèÿ, õèìè÷åñêàÿ ïðîìûøëåííîñòü, ñòðîèòåëüñòâî). Íà òåððèòîðèè Ðîññèè èçâåñòíî íåñêîëüêî òûñÿ÷ ìåñòîðîæäåíèé òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêîãî êîìïëåêñà, íåðóäíîãî ñûðüÿ è ïîäçåìíûõ âîä.

Öåëü ìîåé ðàáîòû – ïðîàíàëèçèðîâàòü çàïàñû ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è èõ ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå, êàê îõðàíÿþòñÿ íåäðà â íàøåé ñòðàíå.

Èñõîäÿ èç öåëè, ó ìåíÿ âîçíèêëî íåñêîëüêî çàäà÷:

– ïîäîáðàòü è èçó÷èòü ëèòåðàòóðó ïî âûáðàííîé òåìå;

– ñèñòåìàòèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå çíàíèÿ;

– âûÿâèòü, êàê ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ ïîëåçíûå èñêîïàåìûå;

– îïðåäåëèòü îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïî îõðàíå íåäð.

Îáúåêòîì ìîåãî èññëåäîâàíèÿ ñòàëè ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, à ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ – èõ ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå.

1. Ðàñïðåäåëåíèå è çàïàñû ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ â ìèðå è Ðîññèè

Íà òåððèòîðèè Ðîññèè èçâåñòíî íåñêîëüêî òûñÿ÷ ìåñòîðîæäåíèé òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêîãî êîìïëåêñà, íåðóäíîãî ñûðüÿ è ïîäçåìíûõ âîä. Âìåñòå ñ òåì, ïîñëå ðàñïàäà ÑÑÑÐ âîçíèêëà ïðîáëåìà ñîçäàíèÿ ñîáñòâåííîé ñûðüåâîé áàçû ìàðãàíöåâûõ, ôîñôîðèòîâûõ ðóä, êðóïíûå ìåñòîðîæäåíèÿ êîòîðûõ íà òåððèòîðèè ñòðàíû ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóþò. Ïðè íàëè÷èè ñûðüåâîé áàçû íå äîáûâàþòñÿ òèòàí, ðòóòü. Ïðîãíîçíûå ðåñóðñû ïðàêòè÷åñêè âñåõ âèäîâ ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ â öåëîì ïî ñòðàíå âåñüìà çíà÷èòåëüíû, íî ðåàëèçàöèÿ èõ òðåáóåò ñèñòåìàòè÷åñêèõ èíâåñòèöèé â ãåîëîãè÷åñêîå èçó÷åíèå íåäð.

Ðàñïðåäåëåíèå ìåñòîðîæäåíèé íà òåððèòîðèè Ðîññèè âåñüìà íåðàâíîìåðíîå. Íàèáîëüøèì âàëîâûì ìèíåðàëüíî-ñûðüåâûì ïîòåíöèàëîì îáëàäàþò Äàëüíèé Âîñòîê è Ïðèìîðüå (ìåñòîðîæäåíèÿ öâåòíûõ, ðåäêèõ, áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ, áîðà). Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíî íèçêóþ äîëþ ðàçâåäàííûõ çàïàñîâ îò îáùåãî ïîòåíöèàëà ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ (3%), â ðåãèîíå äîáûâàåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âñå: îëîâî, ñóðüìà, àëìàçû, áîð, áîëåå ïîëîâèíû çîëîòà, ñâèíöà, ïëàâèêîâîãî øïàòà, òðåòü âîëüôðàìà îò âñåé äîáû÷è ïî Ðîññèè. Âàæíóþ ðîëü â îáùåðîññèéñêîì áàëàíñå äîáû÷è èãðàþò ìåñòîðîæäåíèÿ æåëåçíûõ ðóä Êóðñêîé ìàãíèòíîé àíîìàëèè, íåôòè Ïîâîëæüÿ, âîëüôðàìà è ìîëèáäåíà Ñåâåðíîãî Êàâêàçà. Áåäíû ìèíåðàëüíûìè ðåñóðñàìè Öåíòðàëüíûé è Âîëãî-Âÿòñêèé ðàéîíû. Âàæíåéøèå ìåñòîðîæäåíèÿ óãëÿ: Òóíãóññêèé, Ëåíñêèé, Êàíñêî-À÷èíñêèé, Êóçíåöêèé, Ïå÷îðñêèé óãîëüíûå áàññåéíû.

Áîëüøèíñòâî ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñîäåðæèò ðÿä êîìïîíåíòîâ, èçâëå÷åíèå êîòîðûõ ïðåäñòàâëÿåò íåìàëóþ ýêîíîìè÷åñêóþ âûãîäó äëÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà. Èíîãäà ñîïóòñòâóþùèå âåùåñòâà èìåþò ñàìîñòîÿòåëüíîå çíà÷åíèå, à îáùàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ öåííîñòü èõ íåðåäêî ïðåâûøàåò öåííîñòü îñíîâíîãî êîìïîíåíòà. Êîìïëåêñíîå èñïîëüçîâàíèå ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ ñóùåñòâåííî ñîêðàùàåò ïîòåðè èñêîïàåìûõ è ðàñøèðÿåò ñûðüåâóþ áàçó, ïðåäñòàâëÿåò áîëüøóþ ýêîíîìè÷åñêóþ âûãîäó.

Íà òåððèòîðèè Ðîññèè çàïàñû ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñîñòàâëÿþò Åäèíûé ãîñóäàðñòâåííûé ôîíä. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ îòíîøåíèÿ ïîëüçîâàíèÿ Ãîñóäàðñòâåííûì ôîíäîì íåäð ðåãóëèðóåòñÿ çàêîíîì ÐÔ “Î íåäðàõ” è “Îá îõðàíå îêðóæàþùåé ñðåäû”. Íåïðåðûâíûé ðîñò ïîòðåáëåíèÿ ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ â íàðîäíîì õîçÿéñòâå âûçûâàåò íàñòîÿòåëüíóþ íåîáõîäèìîñòü áåðåæíîãî è õîçÿéñòâåííîãî èñïîëüçîâàíèÿ áîãàòñòâ íàøèõ íåäð. Îò òîãî, êàê áóäóò èñïîëüçîâàòüñÿ ýòè áîãàòñòâà, âî ìíîãîì çàâèñèò óñïåøíîå ðàçâèòèå ýêîíîìèêè, ðîñò ìàòåðèàëüíîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ è êóëüòóðíîãî óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ. Óëó÷øåíèå èñïîëüçîâàíèÿ ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ – îäíî èç âàæíåéøèõ óñëîâèé ñíèæåíèÿ ìàòåðèàëüíûõ çàòðàò â íàðîäíîì õîçÿéñòâå. Îíî ñïîñîáñòâóåò ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ñòðóêòóðû ïðîèçâîäñòâà, ïîâûøàåò îòäà÷ó îñíîâíûõ ôîíäîâ.

2. Êëàññèôèêàöèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ

Читайте также:  Полезные скрипты для php devel studio

Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå – ãîðíàÿ ïîðîäà, íåïîñðåäñòâåííî èñïîëüçóåìàÿ â íàðîäíîì õîçÿéñòâå, è ïðèðîäíûå ìèíåðàëüíûå îáðàçîâàíèÿ, èç êîòîðûõ ìîãóò áûòü èçâëå÷åíû ìèíåðàëû, öåííûå äëÿ ðàçëè÷íûõ îòðàñëåé. Ïðèðîäíûìè ðåñóðñàìè äëÿ îñíîâíûõ âèäîâ ïðîäóêöèè ãîðíûõ ïðåäïðèÿòèé ñëóæàò ïîëåçíûå èñêîïàåìûå, êîòîðûå äåëÿòñÿ íà ìåòàëëè÷åñêèå, íåìåòàëëè÷åñêèå è ãîðþ÷èå. Êëàññèôèêàöèÿ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ:

– òîïëèâî-ýíåðãåòè÷åñêèå (íåôòü, ãàç, óãîëü, ãîðþ÷èå ñëàíöû, òîðô, óðàíîâûå ðóäû è ò.ä.);

– ðóäíûå ðåñóðñû (æåëåçíàÿ è ìàðãàíöåâàÿ ðóäà, áîêñèòû, õðîìèòû, ìåäíûå, ñâèíöîâî-öèíêîâûå, íèêåëåâûå, âîëüôðàìîâûå, ìîëèáäåíîâûå, îëîâÿííûå, ñóðüìÿíûå ðóäû, ðóäû áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ);

– ïðèðîäíûå ñòðîèòåëüíûå ìàòåðèàëû è íåðóäíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå (èçâåñòíÿê, äîëîìèò, ãëèíà, ïåñîê, ìðàìîð, ãðàíèò, ÿøìà, àãàò, ãîðíûé õðóñòàëü, ãðàíàò, êîðóíä, àëìàçû);

– ãîðíî-õèìè÷åñêîå ñûðüå (àïàòèòû, ôîñôîðèòû, ïîâàðåííàÿ è êàëèéíàÿ ñîëü, ñåðà, áàðèò, áðîì, éîäñîäåðæàùèå ðàñòâîðû);

– ãèäðîìèíåðàëüíûå ðåñóðñû (ïîäçåìíûå, ïðåñíûå è ìèíåðàëèçîâàííûå âîäû);

– ìèíåðàëüíûå ðåñóðñû îêåàíà (ðóäîíîñíûå æèëû, ïëàñòû êîíòèíåíòàëüíîãî øåëüôà è æåëåçîìàðãàíöåâûå êîíêðåöèè íà ãëóáèíàõ 3-6 êì);

– ìèíåðàëüíûå ðåñóðñû ìîðñêîé âîäû (æåëåçî, ñâèíåö, óðàí, çîëîòî, íàòðèé, õëîð, áðîì, ìàãíèé, ïîâàðåííàÿ ñîëü, ìàðãàíåö).

Ñîãëàñíî Êîíñòèòóöèè ÐÔ íåäðà ÿâëÿþòñÿ ãîñóäàðñòâåííîé ñîáñòâåííîñòüþ è ïðåäîñòàâëÿþòñÿ â ïîëüçîâàíèå îðãàíèçàöèÿì â öåëÿõ ãåîëîãè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ, äîáû÷è ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ñòðîèòåëüñòâà ïîäçåìíûõ ñîîðóæåíèé ðàçëè÷íîãî íàçíà÷åíèÿ ñïåöèàëüíûì ðàçðåøåíèåì â âèäå ëèöåíçèè è îôîðìëÿþòñÿ íà îñíîâàíèè àêòà, óäîñòîâåðÿþùåãî ãîðíûé îòâîä è îïðåäåëÿþùåãî ðàçìåðû âûäåëåííîãî ó÷àñòêà íåäð. Ïîòðåáèòåëÿìè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ÿâëÿåòñÿ æåëåçîðóäíàÿ ïðîìûøëåííîñòü, öâåòíàÿ ìåòàëëóðãèÿ, óãîëüíàÿ ïðîìûøëåííîñòü, ïðîìûøëåííîñòü ãîðíî-õèìè÷åñêîãî ñûðüÿ è ñòðîèòåëüíûõ ìàòåðèàëîâ. Ïðîäóêöèÿ ðóäíèêîâ è êàðüåðîâ – ïðèðîäíîå ìèíåðàëüíîå ñûðüå, íàçûâàåìîå ðóäîé. Ðóäà – ýòî ãîðíàÿ ïîðîäà, ñîäåðæàùàÿ ìåòàëëû è èõ ñîåäèíåíèÿ èëè íåìåòàëëè÷åñêèå ìàòåðèàëû (àñáåñò, áàðèò, ñåðà, àëìàçû, ñëþäà è ò.ä.) â êîëè÷åñòâå è âèäå ïðèãîäíîì äëÿ èõ èçâëå÷åíèÿ ïðè ñîâðåìåííîì ñîñòîÿíèè òåõíèêè. Ïðîäóêöèÿ óãîëüíûõ øàõò – óãîëü, êîòîðûì ïî õèìè÷åñêèì è òåõíîëîãè÷åñêèì ñâîéñòâàì ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà áóðûé, êàìåííûé, àíòðàöèò, ãîðþ÷èå ñëàíöû. Ïîìèìî ýòîãî, êàìåííûé óãîëü äåëèòñÿ åùå íà äåñÿòü êëàññîâ – ìàðîê. Îñíîâàííàÿ ïðîäóêöèÿ ãîðíûõ ïðåäïðèÿòèé ïðîìûøëåííîñòè íåðóäíûõ ìàòåðèàëîâ: ùåáåíü, ãðàâèé, ïåñîê, ïåñ÷àíî-ãðàâèéíàÿ ñìåñü, áóòîâûé êàìåíü.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî äîáûâàåìûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ â ñâîåì ïðèðîäíîì âèäå íå ñîîòâåòñòâóåò òðåáîâàíèÿì ïîòðåáèòåëåé â îòíîøåíèè êà÷åñòâà. Ïðîäóêöèÿ ãîðíûõ ïðåäïðèÿòèé ñîîòâåòñòâóþùåãî êà÷åñòâà è â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå ïîëó÷àåòñÿ ïîñëå îáîãàùåíèÿ.  ñòðàíå âåäóòñÿ ãîñóäàðñòâåííûå êàäàñòðû ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ êàê îïðåäåëåííûé ñâîä äàííûõ: çåìåëüíûé, ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ëåñíîé, æèâîòíîãî ìèðà, âîäíûé.

Èñïîëüçîâàíèå íåäð ÷åëîâåêîì

×åëîâåê èñïîëüçóåò íåäðà, äîáûâàÿ ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.  ïîñëåäíåå âðåìÿ íåäðà ñòàíîâÿòñÿ ñðåäîé âðåìåííîãî îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà (ìåòðî, áîìáîóáåæèùà, øàõòû, øòîëüíè).  ñòàðûõ âûðàáîòêàõ îðãàíèçóþò ïîäçåìíûå õðàíèëèùà ïðîäóêòîâ. Îòðàáîòàííûå ïðîñòðàíñòâà â ìåñòîðîæäåíèÿõ êàìåííîé ñîëè èñïîëüçóþòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ àñòìû, àëëåðãèè è íåêîòîðûõ äðóãèõ çàáîëåâàíèé. Âîçìîæíî, â äàëüíåéøåì â íåäðàõ áóäóò ñòðîèòü æèëûå ïîìåùåíèÿ, óæå òåïåðü ñòðîÿò ìåòðî, ìíîãîýòàæíûå ïîäçåìíûå ãàðàæè, òîðãîâûå öåíòðû è ò.ä. ×åëîâåê ïîëó÷àåò 36% ýíåðãèè çà ñ÷åò ñæèãàíèÿ íåôòè, ïî 24% – çà ñ÷åò ñæèãàíèÿ ãàçà è óãëÿ, 6% – íà àòîìíûõ ýëåêòðîñòàíöèÿõ (ÀÝÑ), 5% – çà ñ÷åò ãèäðîðåñóðñîâ, 5% – ïðè ñæèãàíèè äðåâåñèíû è òîðôà. Èñòî÷íèêè ïîëó÷åíèÿ ýíåðãèè ïîñòîÿííî ìåíÿþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò èçìåíåíèÿ ðåñóðñîâ, íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà, ýêîíîìè÷åñêèõ çàòðàò.

Èíòåíñèâíîñòü äîáû÷è ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ïîñòîÿííî íàðàñòàåò. Åñëè çà ïîñëåäíèå 25 ëåò íàñåëåíèå Çåìëè óâåëè÷èëîñü íà 50%, òî ïîòðåáëåíèå óãëÿ âîçðîñëî â 2 ðàçà, æåëåçíîé ðóäû – â 3, íåôòè è ãàçà – ïî÷òè â 6 ðàç. Äåÿòåëüíîñòü ëþäåé ñòàíîâèòñÿ ìîùíûì ãåîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì. Ïîäñ÷èòàíî, ÷òî çà øåñòü ïîñëåäíèõ ëåò XX ñòîëåòèÿ èç íåäð Çåìëè äîáûòî 8,3 ìëðä.ò ðóä è ãîðþ÷èõ èñêîïàåìûõ.

Òàêèì îáðàçîì, ïåðñïåêòèâà íåõâàòêè ñûðüåâûõ ðåñóðñîâ – ðåàëüíàÿ îïàñíîñòü äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà, à ýíåðãåòè÷åñêèé ãîëîä íå âûäóìêà ñêåïòèêîâ: íåêîòîðûå ñòðàíû óæå èñïûòûâàþò íåäîñòàòîê ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ. Ïîýòîìó îõðàíà íåäð ñòàíîâèòñÿ âàæíåéøåé ïðîáëåìîé âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà.

3. Îñíîâíûå ïóòè ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ è îõðàíû íåäð

Âåðõíÿÿ ÷àñòü ëèòîñôåðû ïîäâåðãàåòñÿ èíòåíñèâíîìó òåõíîãåííîìó âîçäåéñòâèþ â ðåçóëüòàòå õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå ïðè ïðîâåäåíèè ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò è ðàçðàáîòêå ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Âîçíèêàþùèå â ñâÿçè ñ ýòèì íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ íåðåäêî ïðèâîäÿò ê åå ïåðåñòðîéêå è ïðîÿâëåíèþ îïàñíûõ è íåîáðàòèìûõ â ýêîëîãè÷åñêîì îòíîøåíèè ïðîöåññîâ è ÿâëåíèé. Èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå â âåðõíåé ÷àñòè ëèòîñôåðû, îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ýêîëîãè÷åñêóþ îáñòàíîâêó â êîíêðåòíûõ ðàéîíàõ, òàê êàê ÷åðåç åå âåðõíèå ñëîè ïðîèñõîäèò îáìåí âåùåñòâ è ýíåðãèè ñ àòìîñôåðîé è ãèäðîñôåðîé, ÷òî â èòîãå ïðèâîäèò ê çàìåòíîìó âîçäåéñòâèþ íà áèîñôåðó â öåëîì.

Âåðõíèå ñëîè ëèòîñôåðû èñïûòûâàþò óñèëåííîå âîçäåéñòâèå â ñâÿçè ñ àêòèâíûìè èíæåíåðíî-ãåîëîãè÷åñêèìè èññëåäîâàíèÿìè è ãåîëîãîðàçâåäî÷íûìè ðàáîòàìè íà ðàçëè÷íûå âèäû ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ïðè ýòîì îò÷óæäàþòñÿ ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûå è ëåñíûå óãîäüÿ, ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå òåïëîâîãî áàëàíñà íåäð, çàãðÿçíåíèå îêðóæàþùåé ñðåäû íåôòåïðîäóêòàìè, áóðîâûì ðàñòâîðîì, êèñëîòàìè è äðóãèìè òîêñè÷íûìè êîìïîíåíòàìè, èñïîëüçóåìûìè ïðè ïðîâîäêå ñêâàæèí. Ïðîâåäåíèå ñåéñìè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ñ ïðèìåíåíèåì áóðîâçðûâíûõ ðàáîò, ïëîòíîñòü êîòîðûõ îñîáåííî âûñîêà â ïðåäåëàõ Ïðèïÿòñêîãî ïðîãèáà, âûçûâàåò íàðóøåíèå ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ ïî÷âû è âåðõíèõ ñëîåâ ëèòîñôåðû, çàãðÿçíåíèå ãðóíòîâûõ âîä, òåõíîãåííûå èçìåíåíèÿ ìèíåðàëüíîãî ñîñòàâà îòëîæåíèé.

Áîëüøîå íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íà ëèòîñôåðó îêàçûâàåò äîáû÷à ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Èç-çà äåÿòåëüíîñòè ãîðíîäîáûâàþùèõ ïðåäïðèÿòèé, ïåðåìåùàþùèõ áîëüøèå îáúåìû ïîðîä, â ïðåäåëàõ îáøèðíûõ òåððèòîðèé èçìåíÿþòñÿ ðåæèìû ïîâåðõíîñòíûõ, ãðóíòîâûõ è ïîäçåìíûõ âîä, íàðóøàþòñÿ ñòðóêòóðàì ïðîäóêòèâíîñòü ïî÷â, àêòèâèçèðóþòñÿ õèìè÷åñêèå è ãåîõèìè÷åñêèå ïðîöåññû.

Àâàðèÿ íà ×åðíîáûëüñêîé ÀÝÑ ïðèâåëà ê ðàäèîàêòèâíîìó çàãðÿçíåíèþ çíà÷èòåëüíîé ÷àñòè ìèíåðàëüíî-ñûðüåâûõ ðåñóðñîâ ñòðàíû. Ýòî ãëàâíûì îáðàçîì ìåñòîðîæäåíèÿ ãëèíû, ïåñêîâ è ïåñ÷àíî-ãðàâèéíûõ ñìåñåé, öåìåíòíîãî è èçâåñòêîâîãî ñûðüÿ, ñòðîèòåëüíîãî è îáëèöîâî÷íîãî êàìíÿ.  çîíó çàãðÿçíåíèÿ ïîïàëè òàêæå Ïðèïÿòñêèé íåôòåãàçîíîñíûé áàññåéí è Æèòêîâè÷ñêîå ìåñòîðîæäåíèå áóðîãî óãëÿ è ãîðþ÷èõ ñëàíöåâ.

Читайте также:  Какой витамин в картофеле и чем он полезен

Îõðàíà íåäð ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ñèñòåìà ìåðîïðèÿòèé, îáåñïå÷èâàþùàÿ ñîõðàíåíèå ñóùåñòâóþùåãî ðàçíîîáðàçèÿ è ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå ãåîëîãè÷åñêîé ñðåäû, îáðàçîâàíèå îñîáî îõðàíÿåìûõ ãåîëîãè÷åñêèõ îáúåêòîâ, èìåþùèõ îñîáóþ íàó÷íóþ, èñòîðè÷åñêóþ, êóëüòóðíóþ, ýñòåòè÷åñêóþ è ðåêðåàöèîííóþ öåííîñòü.

Îõðàíà íåäð è ðàöèîíàëüíîå èñïîëüçîâàíèå ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíû ñ ïåðñïåêòèâàìè ðàçâèòèÿ äîáûâàþùèõ îòðàñëåé, ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò, ïðîâåäåíèåì ïðèðîäîîõðàííûõ ìåðîïðèÿòèé â öåëîì ïî ñòðàíå. Ïðîèçâîäñòâåííûå ïðîãðàììû (áèçíåñ-ïëàíû) ïðåäïðèÿòèé äîáûâàþùåé ïðîìûøëåííîñòè è ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïëàíû îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû – ñ äðóãîé, äîëæíû ðàçðàáàòûâàòüñÿ â åäèíîì áëîêå. Äîáû÷å è ïîòðåáëåíèþ ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ ïðåäøåñòâóþò ãåîëîãîðàçâåäî÷íûå ðàáîòû. Èìåííî íà ñòàäèè ïîèñêà è ðàçâåäêè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñëåäóåò âûÿâëÿòü íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûå ïóòè èõ èñïîëüçîâàíèÿ.

Ãîñóäàðñòâåííàÿ ïðîãðàììà ãåîëîãîðàçâåäî÷íûõ ðàáîò ïî ðàçâèòèþ ìèíåðàëüíî-ñûðüåâîé áàçû íà 2006–2010 ãîäû è íà ïåðèîä äî 2020 ãîäà â êà÷åñòâå ïðèîðèòåòíûõ âûäåëèë ñëåäóþùèå íàïðàâëåíèÿ: ïîèñê è ðàçâåäêà ìåñòîðîæäåíèé íåôòè è ãàçà; ïîèñê è ïîäãîòîâêà ê ïðîìûøëåííîìó îñâîåíèå ìåñòîðîæäåíèé áóðûõ óãëåé; îöåíêà ïåðñïåêòèâ àëìàçîíîñíîñòè; ðàçâåäêà çàïàñîâ æåëåçíûõ ðóä; ïîäãîòîâêà ê ïðîìûøëåííîìó îñâîåíèþ ìèíåðàëèçîâàííûõ ðàññîëîâ íà îäíîé èç ïåðñïåêòèâíûõ ïëîùàäåé; ïîèñê è ðàçâåäêà íîâûõ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ïðîãðàììà âêëþ÷àåò çàäàíèÿ ïî ïðèðîñòó çàïàñîâ ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ, äðóãèì èòîãîâûì ïîêàçàòåëÿì ãåîëîãîðàçâåäî÷íîãî ïðîèçâîäñòâà, â òîì ÷èñëå çàäàíèÿ ïî òåõíè÷åñêîìó ïåðåâîîðóæåíèþ îòðàñëè.

Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî êîìïëåêñíîå èñïîëüçîâàíèå è áåðåæíîå ðàñõîäîâàíèå ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ ïðè åãî äîáû÷å, òðàíñïîðòèðîâêå è ïåðåðàáîòêå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ îõðàíîé îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû. Ïðåîáðàçîâàíèå ìàëîöåëåâûõ ãîðíûõ ïðåäïðèÿòèé è ïåðåðàáàòûâàþùèõ çàâîäîâ â ìíîãîöåëåâûå, îòêàç îò îòðàñëåâîãî ïîäõîäà ê ðàçðàáîòêå ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ – ýòî îäíîâðåìåííî è ñáåðåæåíèå ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ è ðåñóðñîâ. Íåîáõîäèì ïîñòîÿííûé è ñòðîãèé êîíòðîëü çà ñîáëþäåíèåì ðåæèìà ýêñïëóàòàöèè ìåñòîðîæäåíèé, îðãàíèçàöèåé è âåäåíèåì ìîíèòîðèíãà ñèëàìè ðàçðàáîò÷èêà, çà ðåêóëüòèâàöèåé è ðåàáèëèòàöèåé ëàíäøàôòîâ. ìèíåðàëüíûé èñêîïàåìûé ãåîëîãîðàçâåäî÷íûé

Äëÿ îõðàíû íåäð ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìååò èñïîëüçîâàíèå ïîëåçíîãî èñêîïàåìîãî ñòðîãî ïî åãî íàçíà÷åíèþ. Åùå Ä.È. Ìåíäåëååâ ãîâîðèë: “Íåôòü – íå òîïëèâî, òîïèòü ìîæíî è àññèãíàöèÿìè”. Ðåçåðâîì â ýêîíîìèè ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ ÿâëÿþòñÿ: áîëåå ïîëíîå èñïîëüçîâàíèå âòîðè÷íîãî ñûðüÿ è ïîáî÷íîé ýíåðãèè, çàìåíà äåôèöèòíûõ ìåòàëëîâ ìåíåå äåôèöèòíûìè ìàòåðèàëàìè.

Åùå îäíèì ðåçåðâîì ñáåðåæåíèÿ, èñïîëüçîâàíèå êîòîðîãî ñîõðàíèò íåäðà, ÿâëÿåòñÿ ïðèìåíåíèå èñêóññòâåííûõ çàìåíèòåëåé äåôèöèòíîãî ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ. Ìåòàëë ñ óñïåõîì ìîæåò áûòü çàìåíåí ïëàñòìàññàìè, äåðåâîì è äàæå êàìíåì. Ñóäÿ ïî òåìïàì ïðîèçâîäñòâà ïëàñòìàññ, ïîëèìåðû â ñêîðîì âðåìåíè ïðåâçîéäóò ìåòàëëû. Ìèíåðàëüíîå òîïëèâî ìîæåò áûòü çàìåíåíî ãåîòåðìàëüíîé ýíåðãèåé òåðìàëüíûõ ïîäçåìíûõ âîä. Íàïðèìåð, â Âåíãðèè òåïëè÷íîå õîçÿéñòâî, æèâîòíîâîä÷åñêèå êîìïëåêñû è äàæå íåêîòîðûå æèëûå ïîìåùåíèÿ îáîãðåâàþòñÿ çà ñ÷åò ãåîòåðìàëüíûõ ïîäçåìíûõ âîä.

Çàêëþ÷åíèå

Íåëüçÿ äàëüøå ìèðèòüñÿ ñ ïàðàäîêñîì, êîãäà ïðè íàëè÷èè êîëîññàëüíûõ ñûðüåâûõ ðåñóðñîâ èõ ïîñòîÿííî íå õâàòàåò. Òàêîå ïîëîæåíèå ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì òîãî, ÷òî è ñåãîäíÿ íàøà ñòðàíà â ðàñ÷åòå íà åäèíèöó íàöèîíàëüíîãî äîõîäà ïðîäîëæàåò ñëèøêîì ìíîãî ðàñõîäîâàòü òîïëèâà, ýëåêòðîýíåðãèè, ìåòàëëà, è ýòî âûíóæäàåò âûäåëÿòü âñå íîâûå ñðåäñòâà äëÿ íàðàùèâàíèÿ ñûðüåâîé è òîïëèâíî-ýíåðãåòè÷åñêîé áàçû. Âàæíî ðàñøèðÿòü òðåáîâàíèÿ ê ïåðåðàáîòêå ìèíåðàëüíîãî ñûðüÿ. Ïîâûøåíèå êîìïëåêñíîñòè, ïîëíîòû è êà÷åñòâà èçâëå÷åíèÿ èç íåäð ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ëèêâèäàöèÿ íåîáîñíîâàííûõ ïîòåðü ïðè èõ äîáû÷å, îáîãàùåíèè è ïåðåðàáîòêå èìåþò îãðîìíîå ýêîíîìè÷åñêîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïîçâîëÿþò ïîâûñèòü ïðîèçâîäñòâî ïðîäóêöèè íà äåéñòâóþùèõ ïðåäïðèÿòèÿõ, â ðÿäå ñëó÷àåâ èñêëþ÷àþò íàäîáíîñòü ñòðîèòåëüñòâà íîâûõ ïðåäïðèÿòèé, çíà÷èòåëüíî ïîâûøàþò ýôôåêòèâíîñòü îáùåñòâåííîãî ïðîèçâîäñòâà.

Ïî ïðîãíîçàì ñïåöèàëèñòîâ, ïðè ñîõðàíåíèè ñîâðåìåííûõ òåíäåíöèé äîáû÷è, ïîòðåáëåíèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ íîâûõ ìåñòîðîæäåíèé çàïàñû ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ èñòîùàòñÿ ïðèìåðíî ÷åðåç 70-140 ëåò. Ïîýòîìó ðàöèîíàëüíîå êîìïëåêñíîå îñâîåíèå ðåñóðñîâ ñïîñîáíî ñîõðàíèòü ïðèðîäíûå áîãàòñòâà äëÿ áóäóùèõ ïîêîëåíèé, çàùèòèòü èíòåðåñû íàðîäîâ íàøåé ñòðàíû. Ïåðñïåêòèâà íåõâàòêè ñûðüåâûõ ðåñóðñîâ – ðåàëüíàÿ îïàñíîñòü äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà, à ýíåðãåòè÷åñêèé ãîëîä íå âûäóìêà ñêåïòèêîâ: íåêîòîðûå ñòðàíû óæå èñïûòûâàþò íåäîñòàòîê ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ. Ïîýòîìó îõðàíà íåäð ñòàíîâèòñÿ âàæíåéøåé ïðîáëåìîé, ñòîÿùåé ïåðåä ÷åëîâå÷åñòâîì. Íåîáõîäèì ïîñòîÿííûé è ñòðîãèé êîíòðîëü ëèöåíçèîííûõ ñîãëàøåíèé, çà ñîáëþäåíèåì ðåæèìà ýêñïëóàòàöèè ìåñòîðîæäåíèé, îðãàíèçàöèåé è âåäåíèåì ìîíèòîðèíãà ñèëàìè ðàçðàáîò÷èêà, çà ðåêóëüòèâàöèåé è ðåàáèëèòàöèåé ëàíäøàôòîâ.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

1. ÔÇ “Î íåäðàõ”. Ïðèíÿò ñúåçäîì íàðîäíûõ äåïóòàòîâ ÐÔ 21 ôåâðàëÿ 1992ã. Èçìåíåíèÿ è äîïîëíåíèÿ ïðèíÿòû Ãîñóäàðñòâåííîé Äóìîé 8 ôåâðàëÿ 1995ã.;

2. Ïîëîæåíèå “Î ãîñóäàðñòâåííîì êîíòðîëå çà ãåîëîãè÷åñêèì èçó÷åíèåì, ðàöèîíàëüíûì èñïîëüçîâàíèåì è îõðàíîé íåäð”. Óòâåðæäåíî ïîñòàíîâëåíèåì Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ¹ 542 îò 9 ñåíòÿáðÿ 1998ã.;

3. Ðåéìåðñ Í.Ô. Ïðèðîäîïîëüçîâàíèå. – Ì.: Ìûñëü, 1998. – Ñ. 185-188;

4. Êàñüÿíåíêî À.À. Êîíòðîëü êà÷åñòâà îêðóæàþùåé ñðåäû. – Ì.: Èçä-âî ÐÓÄÍ, 1993. – 124 ñ.;

5. Êðàñèëîâ Â.À. Îõðàíà ïðèðîäû: Ïðèíöèïû, ïðîáëåìû, ïðèîðèòåòû. – Ì.: Íàóêà, 2003. – Ñ. 94-95;

6. Íîâèêîâ Þ.Â. Îõðàíà îêðóæàþùåé ñðåäû. – Ì.: Âûñøàÿ øêîëà, 2002. – 263 ñ.;

7. Îóýí Î.Ñ. Îõðàíà ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ. – Ì.: Êîëîñ, 1999. – Ñ. 326-340;

8. Êîíñòàíòèíîâ Â.Ì. Îõðàíà ïðèðîäû: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ âûñø. ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. – 2-å èçä., èñïð. è äîï. – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2003. – 167 ñ.;

9. Êîíñòàíòèíîâ Â.Ì., ×åìäçå Þ.Á. Ýêîëîãè÷åñêèå îñíîâû ïðèðîäîïîëüçîâàíèÿ. – Ì.: Ìàñòåðñòâî, 2002. – Ñ. 45-54;

10. Áàëàíäèí Ð.Ê., Áîíäàðåâ Ë.Ã. Ïðèðîäà è öèâèëèçàöèÿ. – Ì.: Ìûñëü, 1999. – 370 ñ.;

11. Ïðîòàñîâ Â.Ô., Ìîë÷àíîâ À.Â. Ýêîëîãèÿ è ïðèðîäîïîëüçîâàíèå â Ðîññèè. – Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, 1998. – Ñ. 324-328;

12. Íîâèêîâ Þ.Â. Ýêîëîãèÿ, îêðóæàþùàÿ ñðåäà è ÷åëîâåê. Ó÷åáíîå ïîñîáèå. – Ì.: ÔÀÈÐ-ÏÐÅÑÑ, 2003. – Ñ. 285-311;

13. Áåäåíêîâ À.Ð., Ïåòðàø À.È., Ïîëèùóê Þ.Ì. Ê ðàçðàáîòêå åäèíîé êîíöåïöèè ðàöèîíàëüíîãî îñâîåíèÿ ìèíåðàëüíûõ ðåñóðñîâ. – Òîìñê: Òîìñêèé íàó÷íûé öåíòð ÑÎ ÐÀÍ, 1999. – Ñ. 2-5;

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник