Работа с коллекциями полезных ископаемых горных пород
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация практической работы “Работа с коллекцией минералов и горных пород”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
РАБОТА С КОЛЛЕКЦИЕЙ ГОРНЫХ ПОРОД И МИНЕРАЛОВ УРОК – ПРАКТИКУМ В 5 КЛАССЕ
2 слайд
Описание слайда:
ВИДЫ ГОРНЫХ ПОРОД РАСПРЕДЕЛИТЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ НА 3 ГРУППЫ ГРАНИТ ПЕСОК БАЗАЛЬТ ИЗВЕСТНЯК МРАМОР ЩЕБЕНЬ КВАРЦИТ ГНЕЙС ПЕМЗА
3 слайд
Описание слайда:
ВИДЫ ГОРНЫХ ПОРОД МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГРАНИТ ПЕСОК МРАМОР БАЗАЛЬТ ИЗВЕСТНЯК КВАРЦИТ ПЕМЗА ЩЕБЕНЬ ГНЕЙС
4 слайд
Описание слайда:
МИНЕРАЛЫ АЛМАЗ ПОЛЕВОЙ ШПАТ КВАРЦ ГРАФИТ ПИРИТ ГАЛИТ
5 слайд
Описание слайда:
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Гранит ИЗВЕСТНЯК МРАМОР
6 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ № 1 стр. 67 Найдите минералы, имеющие металлический блеск, назовите их. ПИРИТ МАГНИТНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК
9 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ № 2 стр. 67 Найдите минералы, имеющие неметаллический блеск, назовите их. СЛЮДА ПОЛЕВОЙ ШПАТ КВАРЦ
10 слайд
Описание слайда:
Шкала твёрдости Мооса Минерал Твёрдость Тальк 1 Гипс 2 Кальцит 3 Флюорит 4 Апатит 5 Ортоклаз 6 Кварц 7 Топаз 8 Корунд 9 Алмаз 10
11 слайд
Описание слайда:
Шкала Мооса 1-2 мягкие царапаются ногтем 3 -5 средней твердости царапаются ножом 6-7 твердые царапаются стеклом 8-10 очень твердые сами царапают стекло
12 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ № 3 стр. 67 Найдите минералы, имеющие твердость 1-2 (мягкие) и 3-5 (средней твердости) Слюда гипс, мел кальцит апатит
13 слайд
Описание слайда:
Горные породы Задание № 1 стр. 68 Найдите в коллекции горные породы: 1. магматические 2 осадочные 3. метаморфические
14 слайд
Описание слайда:
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Гранит ИЗВЕСТНЯК МРАМОР
15 слайд
Описание слайда:
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Базальт обсидиан кварцит
16 слайд
Описание слайда:
Задание № 3 стр. 68 Дайте характеристику горной породы 1. гранит 2. известняк – ракушечник
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-181904
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Технологическая карта урока
Предмет: География Раздел: Литосфера
Учитель: Молявко Н.С.
Тема: Работа с коллекцией горных пород (урок-практикум)
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием деятельностного метода обучения
Вид урока: Урок-практикум
Цель урока: создать условия для формирования представления о горных породах и полезных ископаемых, их значимости.
Образовательные задачи:
дать представление о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании людьми;
научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;
Развивающие задачи:
продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.
Воспитательные задачи:
способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.
развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).
Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Дидактический материал: раздаточный материал – горных пород и готовых изделий, инструктивные карты
Наглядные пособия: коллекции горных пород и минералов.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:
Урок: Работа с коллекцией горных пород. (1 час)
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | Цели | Оборудование |
1 Организационный момент | ||||||
2 Актуализация знаний. | – Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.) Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях? – Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и в том числе горы? (Горные породы.) | Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы Камни. | Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока. | Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью | Слайд№1, 2 Слайд №3 Слайд №4 | |
3 Создание проблемной ситуации, постановка проблемы. Целеполагание. Планирование. | Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания. – Перед вами на столе образцы горных пород. – Почему горные породы так важны для человечества? А как будут называть горные породы используемые человеку, полезные ему? Как мы понимаем значение слова «ПОЛЕЗНЫЕ»? А слова «ИСКОПАЕМЫЕ»? Что же такое полезные ископаемые? А от чего будет зависеть тот факт, что разные горные породы используют по-разному? А какие свойства горных пород мы с вами знаем? А как будет называться профессия человека изучающего горные породы и их свойства? Давайте отгадаем ребус | Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация). Из них берут полезные вещества. Полезные ископаемые Необходимые, нужные Извлекать, добывать Ответ на вопрос У них разные свойства, происхождение. И разные виды Цвет, прозрачность, блеск, твердость Ге + `колос `+ г (геолог) | Слайд № 5 Слайд №6 Слайд № 7 | |||
3. Практическая деятельность детей (работа в группах) | – Сегодня мы сами будем изучать горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы), которые будут выполнять свои собственные задания – исследовать свои виды полезных ископаемых 1 группа – первая партия (графит, гипс, гранит) 2 группа – вторая партия (мрамор, песчаник, магнитный железняк) 3 группа – третья партия (глина, магнетит, гипс) 4 группа – четвертая партия (гранит, белый мрамор, песчаник) | Работают с разными источниками географической информации (коллекциями и учебником); выделяют главное, анализировать собранную информацию, оформляют результаты работы в таблице; | Заполняют карту геолога | продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации; умений выделять главное, анализировать собранную информацию, оформлять результаты работы в виде таблицы; | Слайд №8-9 | |
4. Результаты самостоятельной работы групп. | Слушает ответы учащихся, оценивает. | Выступают с отчётом о проделанной работе | Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний. | формирование умения кратко излагать свои мысли устно, способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии | ||
5. Краеведческий элемент | Какие же есть полезные ископаемые в Новосибирской области? Нефть, гранит, известняк, глина, каменный уголь, торф, газ. | Слайд № 10-16 | ||||
6. Проверка приобретённых знаний | Мы сегодня с вами познакомились с полезными ископаемыми. Почему же часть горных пород и минералов называют полезными? Кому они полезны? Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже Белый камешек растаял, На доске следы оставил Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу 2 Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел. | песок мел гранит Нефть Уголь Глина Мрамор – по происхождению метаморфическая горная порода | Слайд № 17-23 Слайд № 24 | |||
7. Рефлексия | Давайте ответим на вопросы: На уроке я узнал… Мне было трудно… Мне понравилось… У вас на партах карточки со смайликами Выберите то что соответствует вашему настроению | Отвечают на вопросы по желанию… Обсуждения в группах, делают свои выводы | Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства | Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение | Слайд № 25 Слайд № 26 Смайлики | |
8 Домашнее задание | Параграф 20 | Слайд № 27 |
Карта геологической партии
Фамилия, имя членов геологической партии:
1._______________________ 6.______________________________
2._______________________ 7.______________________________
3._______________________
4._______________________
5._______________________
Практическая работа «Полезные ископаемые и их свойства»
План.
Рассмотрите полезное ископаемое.
Опишите их внешний вид.
Опишите их свойства.
Как используются полезные ископаемые.
Название полезного ископаемого | Внешний вид (цвет), происхождение | Свойства полезного ископаемого | Где использует человек | |||||
Блеск | Ковкость | Магнитность | Плавление | Твердость | Прозрачность, непрозрачность. | |||
Опубликовано 29.12.15 в 08:54
Какую тему мы сейчас изучаем?
Литосфера
- 1. О чём мы говорили на прошлом уроке?
- 2. Что называют горными породами?
- 3. В каком состоянии находятся горные породы внутри Земли?
- 4. Что является главным поставщиком веществ из глубин Земли на её поверхность?
- 5. Что называют магмой?
- 6. Какие горные породы называются магматическими?
- 7. Месторождения, каких горных пород связаны с магматическими породами?
- 8. Какие силы разрушают горные породы на поверхности Земли?
- 9. Какие горные породы называются осадочными?
- 10. Какими свойствами обладают оса-дочные породы?
- 11. Месторождения, каких полезных ископаемых связаны с осадочными породами?
- 12. Как используются полезные ископаемые осадочного происхождения?
- 13. Какие горные породы называются метаморфическими?
- 14. Приведите примеры метаморфических горных пород.
Самостоятельная работа
I вариант
1. Строение Земли
Подпиши оболочки – 3 б.
Подпиши значения температуры – 4 б. Подпиши размеры оболочек – 5 б.
II вариант.
1. Строение литосферы.
Подпиши названия частей земной коры – 3 б.
Подпиши типы земной коры – 4 б.
Подписать составные части литосферы – 5 б.
1
Самостоятельная работа
В
Р
Е
М
Я
I вариант
1. Строение Земли
Подпиши оболочки – 3 б.
Подпиши значения температуры – 4 б. Подпиши размеры оболочек – 5 б.
II вариант.
1. Строение литосферы.
Подпиши названия частей земной коры – 3 б.
Подпиши типы земной коры – 4 б.
Подписать составные части литосферы – 5 б.
1
2. Выберите правильное утверждение:
а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления.
в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими.
г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические.
д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушаться.
3. Закончите предложение:
А) Каменный уголь – это не магматическая горная порода, а ….
Б) Мрамор – это не осадочная горная порода, а ….
В) Базальт – это не метаморфическая горная порода, а …
2. Выберите правильное утверждение:
а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления.
в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими.
г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические.
д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушаться.
3. Закончите предложение:
А) Кварцит – это не магматическая горная порода, а ….
Б) Гранит – это не осадочная горная порода, а ….
В) Глина – это не метаморфическая горная порода, а ….
5
4
3
2
1
Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что минералы и горные породы, в просторечии именуемые камнями, такая же неотъемлемая часть окружающей нас природы, как растения и животные. Самый обыкновенный камень может оказаться свидетелем интереснейшей истории! Изучение горных пород и минералов интересно само по себе, к тому же оно способствует развитию наблюдательности и внимательности.
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Тема урока?
Отправляясь в поездку вы задаётесь вопросами:
1. Зачем вы туда едете?
Цель
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Цели урока:
- Ознакомиться с разнообразными горными породами.
- Выявить главные черты отличия горных пород.
- Выявить, где и как используются горные породы.
- Учиться работать с материалами учебника.
Работа с коллекцией горных пород и минералов
2. Каким образом вы будете туда добираться?
Средства
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Работа с коллекцией горных пород и минералов
3. Что вы хотите увидеть в конце пути?
Результат
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Результат –достигнуть целей, поставленных на уроке.
Работа с коллекцией горных пород и минералов
базальт
кварцит
известняк
1. Как различаются минералы?
2. Как различаются горные породы?
3. Как и где используют горные породы и минералы?
План урока:
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Минерал — природное тело, однородное по составу и свойствам.
1. Как различаются минералы?
Стр. 93-94 уч-ка
Минералы различаются блеском, цветом, твёрдостью, плотностью
Свойства минералов обусловлены их составом.
Минералы находятся в природе в состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
Горная порода представляет собой природное сочетание минералов.
Горные породы бывают однородные, состоящие из одного минерала, и неоднородные, состоящие из нескольких минералов.
2. Как различаются горные породы?
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Полезные ископаемые — горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и
хозяйственной деятельности
3. Как и где используют горные породы и минералы?
Стр. 95 уч-ка
Работа с коллекцией горных пород и минералов
железная руда
нефть
уголь
название | происхождение | цвет | твёрдость | использование |
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Практическая работа №3. Знакомство с горными породами
Название | Цвет | Блеск | Твердость | Происхождение | Применение |
Задание. Рассмотрите образцы горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:
Работа с коллекцией горных пород и минералов
5
4
3
2
1
Что у нас получилось?
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Загадки
1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички.
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи.
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу.
5. Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже.
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал.
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг.
нефть
газ
железная руда
глина
песок
известняк
мел
поваренная соль
Я знаю!
Я умею!
Мне нравится!
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Тема урока?
Цели урока:
- Ознакомиться с разнообразными горными породами.
- Выявить главные черты отличия горных пород.
- Выявить, где и как используются горные породы.
- Учиться работать с материалами учебника.
Работа с коллекцией горных пород и минералов
Д/З: § 20, выучить понятия.
Для удовольствия: Подготовить сообщение об одной из горных пород.
Урок-практикум
Знакомство с горными породами
Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.
Источники информации:
https://www.ukrboard.com.ua/
https://photoudom.ru/photo/a7/a7bb77831de834de8a71319b75941640
https://www.sektorgezgini.com/firma_fotograflari_normal/m6GWfMgCpNBBTQrXSPnNzwvUunVtoC4Pe25KE0TISBGTkiis9ph.
https://cs627520.vk.me/
https://www.apriori.stroika.biz.ua/
https://cs1.livemaster.ru/articlefoto/300×225/e/e/7/ee70c751e6
https://faboroxy.com/index.php?q=aHR0cDovL3d3dy5iZXN0Z29sZC5ydS9pbmZvL0thbW55L2dvcmhydXN0LmpwZw%3D%3D
https://cp14.nevsepic.com.ua/186/18501/1385049819-pergamskiy-altar-1-ya-pol.-ii-v.-do-n.e.-mramor-gorelef.-04
https://nevsepic.com.ua/
https://bus.znate.ru/pars_docs/refs/29/28187/28187-7_4