Работа с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемых

Работа с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемых thumbnail

Страницы 93-94

Задания

1. По блеску минералы делятся на две группы: с металлическим и неметаллическим блеском. Металлический блеск характерен для руд различных металлов. Найдите в коллекции «Минералы и горные породы» минералы, имеющие металлический блеск, назовите их.

Ответ

Примерами минералов, имеющих металлический блеск, являются: золото, галенит, молибденит, пирит, халькопирит, платина, серебро, медь и другие.

2. Неметаллический блеск может быть различным: стеклянным у каменной соли, перламутровым у слюды, шелковистым у асбеста, жирным у талька, восковым у халцедона. Найдите в коллекции минералы, имеющие неметаллический блеск, назовите их.

Ответ

Примерами минералов, имеющих неметаллический блеск, являются: кварц, галит, алмаз, гипс, кальцит, слюда, асбест, малахит, тальк, сера, опал, мел.

3. Для определения твёрдости минерала используют минералогическую шкалу твёрдости (шкалу Мооса) (рис. 65). По твёрдости все минералы делятся на четыре группы: мягкие (ноготь оставляет царапину на минерале), твёрдостью 1 – 2; средней твёрдости (минерал не оставляет царапины на стекле), твёрдостью 3 – 5; твёрдые (царапают стекло), твёрдостью 6 – 7 и очень твёрдые (оставляют царапину не только на стекле, но и на горном хрустале), твёрдостью 8 – 10. Найдите в коллекции минералы, имеющие твёрдость 1 -2 (мягкие) и 3 – 5 (средней твёрдости), назовите их.

Ответ

Тальк, мел (1).
Каменная соль, гипс (2).
Известковый шпат (3).
Плавиковый шпат (4).
Апатит (5).

4. Для некоторых минералов отличительным признаком является магнитность. Для определения магнитности можно использовать металлические предметы или компас. Найдите в коллекции минералы, обладающие магнитностью, назовите их.

Ответ

Примерами минералов, обладающих магнитностью, являются: магнетит, пирротин, биотит.

Страница 95

Задания

1. Найдите в коллекции горные породы, относящиеся к магматическим, осадочным, метаморфическим, назовите их.

Ответ

Магматические горные породы – гранит, пемза, базальт. Осадочные горные породы – известняк. Метаморфические – мрамор, гнейс, кварцит.

2. Чем различается внешний вид магматических, осадочных и метаморфических горных пород?

Ответ

Магматические породы выделяются плотной структурой, безпористостью и наличием в структуре кристаллов разных размеров. Также они отличаются крепкостью.
Горные породы осадочного происхождения в большинстве своем имеют пористую структуру. Это из-за влияния воды и других природных явлений. Они уступают прочности двух остальных групп.
Метаморфические породы выделяются зернистой структурой. Это хорошо видно на примере мрамора, если смотреть на его кусок под светом. Также они выделяются слоистостью.

3. Дайте характеристику горной породы из коллекции по следующему плану:
    1) внешний вид (цвет, блеск, твёрдость);
    2) состав;
    3) происхождение;
    4) использование в хозяйстве.

Ответ

Известняк
    1) цвет бежевый, твёрдость 3, блеска не имеет.
    2) основной химического состава известняковых пород является кальцит (реже – арагонит) с различными примесями.
    3) органическое происхождение.
    4) используют в строительстве.

Источник

Технологическая карта урока

Предмет: География Раздел: Литосфера

Учитель: Молявко Н.С.

Тема: Работа с коллекцией горных пород (урок-практикум)

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием деятельностного метода обучения

Вид урока: Урок-практикум

Цель урока: создать условия для формирования представления о горных породах и полезных ископаемых, их значимости.

Образовательные задачи:

дать представление о горных породах и полезных ископаемых, их свойствах и использовании людьми;

научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;

Развивающие задачи:

продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.

развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Воспитательные задачи:

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;

развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства.

развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Дидактический материал: раздаточный материал – горных пород и готовых изделий, инструктивные карты

Наглядные пособия: коллекции горных пород и минералов.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:

Урок: Работа с коллекцией горных пород. (1 час)

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Цели

Оборудование

1 Организационный момент

      

2 Актуализация знаний.

 

– Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки. Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера.)

Подумайте, что объединяет между собой то, что вы видите на этих фотографиях?

– Как по-другому можно назвать

камни, из которых сложена литосфера

и в том числе горы? (Горные породы.)

Слушают учителя, смотрят на слайд, отвечают на вопросы

Камни.

Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.

Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью

Слайд№1, 2

Слайд №3

Слайд №4

3 Создание проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Целеполагание.

Планирование.

 

Проблемная ситуация создается на основе столкновения мнений при выполнении практического задания.

– Перед вами на столе образцы горных пород.

– Почему горные породы так важны для человечества?

А как будут называть горные породы используемые человеку, полезные ему?

Как мы понимаем значение слова «ПОЛЕЗНЫЕ»?

А слова «ИСКОПАЕМЫЕ»?

Что же такое полезные ископаемые?

А от чего будет зависеть тот факт, что разные горные породы используют по-разному?

А какие свойства горных пород мы с вами знаем?

А как будет называться профессия человека изучающего горные породы и их свойства?

Давайте отгадаем ребус

Дети высказывают разные мнения

(возникает проблемная ситуация).

Из них берут полезные вещества.

Полезные ископаемые

Необходимые, нужные

Извлекать, добывать

Ответ на вопрос

У них разные свойства, происхождение.

И разные виды

Цвет, прозрачность, блеск, твердость

Ге + `колос `+ г (геолог)

  

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд № 7

3. Практическая деятельность детей (работа в группах)

 

– Сегодня мы сами будем изучать горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами.

Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьемся на геологические партии (группы), которые будут выполнять свои собственные задания – исследовать свои виды полезных ископаемых

1 группа – первая партия (графит, гипс, гранит)

2 группа – вторая партия (мрамор, песчаник, магнитный железняк)

3 группа – третья партия (глина, магнетит, гипс)

4 группа – четвертая партия (гранит, белый мрамор, песчаник)

Работают с разными источниками географической информации (коллекциями и учебником);

выделяют главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы в таблице;

Заполняют карту геолога

продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации;

умений выделять главное,

анализировать собранную информацию,

оформлять результаты работы в виде таблицы;

Слайд №8-9

4. Результаты самостоятельной работы групп.

 

Слушает ответы учащихся, оценивает.

Выступают с отчётом о проделанной работе

Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.

формирование умения кратко излагать свои мысли устно,

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии

 

5. Краеведческий элемент

 

Какие же есть полезные ископаемые в Новосибирской области?

Нефть, гранит, известняк, глина, каменный уголь, торф, газ.

   

Слайд № 10-16

6. Проверка приобретённых знаний

 

Мы сегодня с вами познакомились с полезными ископаемыми. Почему же часть горных пород и минералов называют полезными? Кому они полезны?

Отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу

2 Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор: глина, мрамор, мел.

песок

мел

гранит

Нефть

Уголь

Глина

Мрамор – по происхождению метаморфическая горная порода

  

Слайд № 17-23

Слайд № 24

7. Рефлексия

 

Давайте ответим на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

У вас на партах карточки со смайликами

Выберите то что соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы по желанию…

Обсуждения в группах, делают свои выводы

Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства

Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение

Слайд № 25

Слайд № 26

Смайлики

8 Домашнее задание

 

Параграф 20

   

Слайд № 27

Карта геологической партии

Фамилия, имя членов геологической партии:

1._______________________ 6.______________________________

2._______________________ 7.______________________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

Практическая работа «Полезные ископаемые и их свойства»

План.

Рассмотрите полезное ископаемое.

Опишите их внешний вид.

Опишите их свойства.

Как используются полезные ископаемые.

Название полезного ископаемого

Внешний вид (цвет), происхождение

Свойства полезного ископаемого

Где использует человек

Блеск

Ковкость

Магнитность

Плавление

Твердость

Прозрачность, непрозрачность.

         
         
         

Работа с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемыхРабота с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемыхРабота с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемых

Работа с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемыхРабота с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемыхРабота с коллекциями минералов горных пород полезных ископаемых

Опубликовано 29.12.15 в 08:54

Источник

Какую тему мы сейчас изучаем?

Литосфера

  • 1. О чём мы говорили на прошлом уроке?
  • 2. Что называют горными породами?
  • 3. В каком состоянии находятся горные породы внутри Земли?
  • 4. Что является главным поставщиком веществ из глубин Земли на её поверхность?
  • 5. Что называют магмой?
  • 6. Какие горные породы называются магматическими?
  • 7. Месторождения, каких горных пород связаны с магматическими породами?
  • 8. Какие силы разрушают горные породы на поверхности Земли?
  • 9. Какие горные породы называются осадочными?
  • 10. Какими свойствами обладают оса-дочные породы?
  • 11. Месторождения, каких полезных ископаемых связаны с осадочными породами?
  • 12. Как используются полезные ископаемые осадочного происхождения?
  • 13. Какие горные породы называются метаморфическими?
  • 14. Приведите примеры метаморфических горных пород.

Самостоятельная работа

I вариант

1. Строение Земли

Подпиши оболочки – 3 б.

Подпиши значения температуры – 4 б. Подпиши размеры оболочек – 5 б.

II вариант.

1. Строение литосферы.

Подпиши названия частей земной коры – 3 б.

Подпиши типы земной коры – 4 б.

Подписать составные части литосферы – 5 б.

1

Самостоятельная работа

В

Р

Е

М

Я

I вариант

1. Строение Земли

Подпиши оболочки – 3 б.

Подпиши значения температуры – 4 б. Подпиши размеры оболочек – 5 б.

II вариант.

1. Строение литосферы.

Подпиши названия частей земной коры – 3 б.

Подпиши типы земной коры – 4 б.

Подписать составные части литосферы – 5 б.

1

2. Выберите правильное утверждение:

а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.

б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления.

в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими.

г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические.

д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушаться.

3. Закончите предложение:

А) Каменный уголь – это не магматическая горная порода, а ….

Б) Мрамор – это не осадочная горная порода, а ….

В) Базальт – это не метаморфическая горная порода, а …

2. Выберите правильное утверждение:

а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.

б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления.

в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими.

г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические.

д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушаться.

3. Закончите предложение:

А) Кварцит – это не магматическая горная порода, а ….

Б) Гранит – это не осадочная горная порода, а ….

В) Глина – это не метаморфическая горная порода, а ….

5

4

3

2

1

Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что минералы и горные породы, в просторечии именуемые камнями, такая же неотъемлемая часть окружающей нас природы, как растения и животные. Самый обыкновенный камень может оказаться свидетелем интереснейшей истории! Изучение горных пород и минералов интересно само по себе, к тому же оно способствует развитию наблюдательности и внимательности.

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Тема урока?

Отправляясь в поездку вы задаётесь вопросами:

1. Зачем вы туда едете?

Цель

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Цели урока:

  • Ознакомиться с разнообразными горными породами.
  • Выявить главные черты отличия горных пород.
  • Выявить, где и как используются горные породы.
  • Учиться работать с материалами учебника.

Работа с коллекцией горных пород и минералов

2. Каким образом вы будете туда добираться?

Средства

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Работа с коллекцией горных пород и минералов

3. Что вы хотите увидеть в конце пути?

Результат

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Результат –достигнуть целей, поставленных на уроке.

Работа с коллекцией горных пород и минералов

базальт

кварцит

известняк

1. Как различаются минералы?

2. Как различаются горные породы?

3. Как и где используют горные породы и минералы?

План урока:

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Минерал — природное тело, однородное по составу и свойствам.

1. Как различаются минералы?

Стр. 93-94 уч-ка

Минералы различаются блеском, цветом, твёрдостью, плотностью

Свойства минералов обусловлены их составом.

Минералы находятся в природе в состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Горная порода представляет собой природное сочетание минералов.

Горные породы бывают однородные, состоящие из одного минерала, и неоднородные, состоящие из нескольких минералов.

2. Как различаются горные породы?

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Полезные ископаемые — горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и

хозяйственной деятельности

3. Как и где используют горные породы и минералы?

Стр. 95 уч-ка

Работа с коллекцией горных пород и минералов

железная руда

нефть

уголь

название

происхождение

цвет

твёрдость

использование

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Практическая работа №3. Знакомство с горными породами

Название

Цвет

Блеск

Твердость

Происхождение

Применение

Задание. Рассмотрите образцы горных пород в школьной коллекции и заполните таблицу:

Работа с коллекцией горных пород и минералов

5

4

3

2

1

Что у нас получилось?

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Загадки

1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички.

3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи.

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу.

5. Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже.

6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.

7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал.

8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг.

нефть

газ

железная руда

глина

песок

известняк

мел

поваренная соль

Я знаю!

Я умею!

Мне нравится!

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Тема урока?

Цели урока:

  • Ознакомиться с разнообразными горными породами.
  • Выявить главные черты отличия горных пород.
  • Выявить, где и как используются горные породы.
  • Учиться работать с материалами учебника.

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Д/З: § 20, выучить понятия.

Для удовольствия: Подготовить сообщение об одной из горных пород.

Урок-практикум

Знакомство с горными породами

Учитель географии МБОУ СОШ №2 п. Гигант Раменская Т.И.

Источники информации:

https://www.ukrboard.com.ua/

https://photoudom.ru/photo/a7/a7bb77831de834de8a71319b75941640

https://www.sektorgezgini.com/firma_fotograflari_normal/m6GWfMgCpNBBTQrXSPnNzwvUunVtoC4Pe25KE0TISBGTkiis9ph.

https://cs627520.vk.me/

https://www.apriori.stroika.biz.ua/

https://cs1.livemaster.ru/articlefoto/300×225/e/e/7/ee70c751e6

https://faboroxy.com/index.php?q=aHR0cDovL3d3dy5iZXN0Z29sZC5ydS9pbmZvL0thbW55L2dvcmhydXN0LmpwZw%3D%3D

https://cp14.nevsepic.com.ua/186/18501/1385049819-pergamskiy-altar-1-ya-pol.-ii-v.-do-n.e.-mramor-gorelef.-04

https://nevsepic.com.ua/

https://bus.znate.ru/pars_docs/refs/29/28187/28187-7_4

Источник