Рабочая тетрадь по программе полезные привычки 2 класс
Программа « Полезные привычки»
авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой.
Пояснительная записка
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Главные принципы программы
- Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.
- «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
- «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
- «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
- профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
- занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
- возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
- работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.
Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Программа состоит из 33 уроков в год
Программа обеспечена УМК, включающим:
Рабочие тетради для детей
Тетради для родителей
Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)
Методология превентивного обучения отличается от традиционной
необходимостью использования методов обучения в группе.
Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.
Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:
Мозговой штурм
Групповая дискуссия
Ролевое моделирование
Упражнения – энергизаторы
Оценка эффективности
Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет
- определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
- помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
- проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
- осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
- позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
Виды оценки эффективности. Это:
1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: “Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?” Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.
2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: “Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?”
3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:
«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»
Инструментами оценка эффективности служат
- Беседа
- Наблюдение
- Интервью
- Фокусная группа
- Вопросники
Результаты работы
Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить
- Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
- Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
- Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
- Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
- Формирование адекватной самооценки,
- Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
- Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ
Тематическое планирование по программе “Полезные привычки” 2 класс ( 34 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | № | Тема урока | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок «Что такое полезные привычки?» | исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Опрос учащихся. Пре-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3- 4 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 | Вкусы и увлечения | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Тренинг ” Вкусы и увлечения “ | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-9 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия | показать, что у одноклассников можно многому научиться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия» | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | О чем говорят выразительные движения | познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Тренинг ” О чем говорят выразительные движения” | способы невербального общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15-16 | Учусь понимать людей | показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Тренинг “Учусь понимать людей” | способы эффективного общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18-19 | Опасные и безопасные ситуации | обсудить опасные и безопасные ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21-22 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | способствовать рациональному принятию решений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Реклама табака и алкоголя | познакомить с рекламными приемами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27-28 | Правда об алкоголе | рассказать о действии алкоголя на организм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Опрос учащихся. Пост-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Диагностирование учащихся. | исследование эмоционального возбуждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Диагностирование учащихся. | исследование ценностных ориентаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Диагностирование учащихся. | исследование уровня самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Итоговое занятие. Игра ” Пойми меня” | обобщение, подведение итогов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс (17 ч.)
|
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Е.П. Новикова
«____»________ 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
Н.В.Сидякова
«____»________ 2012 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы №15
С.Н.Столярова
Приказ № ___
от «____»________ 2012 г.
«Полезные привычки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
для учащихся 1-2 классов
Составитель:
Педагог-психолог высшей категории
Тураханова Тамара Степановна
г. Нижний Новгород
2012
Содержание
стр. | ||
Пояснительная записка к программе курса «Полезные привычки» | 3 | |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 1 класс | 5 | |
Содержание программы 1 класс | 7 | |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 2 класс | 9 | |
Содержание программы 2 класс | 11 | |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 13 | |
Учебно-методическая литература | 14 |
Пояснительная записка
к программе курса «Полезные привычки»
Данная программа «Полезные привычки» направлена на формирование навыков здорового образа жизни и первичную профилактику курения а так же употребления алкоголя среди младших школьников.
В её основу положена концепция профилактики зависимости Бандуры и теории отклоняющегося поведения Джессора. Это теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Программа основывается на принципах превентивного (профилактического) обучения, которое включает в себя:
Сочетание знаний и навыков ответственного поведения в отношении здоровья с формированием здоровых установок и привычек;
Формирование положительного «образа Я» ребенка;
Навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;
Навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников
Принципы неспецифической профилактики, направлены на формирование у младших школьников таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск приобщения к курению и алкоголю , а следовательно, возникновению наркотических и алкогольных зависимостей к минимуму.
Актуальность данной программы состоит в том, что проблема распространения наркотической и алкогольной зависимостей среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Возрастной порог первой пробы наркотиков и алкоголя резко снижается. Уже нередки случаи, когда свою первую сигарету и алкоголь дети начинают употреблять в начальной школе. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики зависимости от ПАВ к активным действиям.
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы. Овладение учащимися начальной школы объективными, соответствующими возрасту знаниями, а так же формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров и навыков здорового образа жизни.
Задачи программы.
Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
Развивать навыки социального общения и здорового образа жизни.
Формировать духовно-нравственные ценности
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю
Отличительные особенности данной программы в том, что она способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала. Программа рассчитана на учащихся начальной школы , что является новым аспектом профилактической работы, т.к. традиционно работа велась среди подростков, которые уже курили , а так же на их родителей ( цикл лекций по профилактике зависимости ПАВ).
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Учащиеся 1 – 2 классов (7-10 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 15-25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на два года.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.
Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:
Начало работы – разминка;
Работа по теме;
Обобщение результатов;
Домашнее задание.
Основным методом работы является работа в малых группах, в ходе которой создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними нравственных изменений. В программе используются игры-энергизаторы, беседы, дискуссии, мини- рассказы, работа по алгоритму формирования навыка, психогимнастические упражнения.
Формы работы:
Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;
Игры – энергизаторы
Ролевое проигрывание ( моделирование);
Групповое обсуждение;
Работа по алгоритму формирования навыка.
Ожидаемые результаты.
Формирование системы нравственных ценностей, которые способствуют уменьшению риска приобщения к табаку и алкоголю.
Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья
Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;
Формирование первичных навыков здорового образа жизни.
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Форма оценки эффективности программы: Используется два вида оценки эффективности:
Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;
Оценка процесса внедрения профилактической программы;
Инструменты оценки эффективности программы:
Беседа;
Наблюдение;
Анкетирование.
Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)
Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)
Тестирование.( в начале и в конце курса).
Ответы на вопросы в конце занятия.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
1класс
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
Практические
I. Я – неповторимый человек
4
1
3
II. Культура моей страны
7
–
7
III. Чувства
5
–
5
IV. Множество решений
11
–
11
V. Здоровье
7
–
7
Итого
34
1
33
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
1 класс
№ П/П
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие. Пре-тест
1
Я- неповторимый человек
1
Способы общения
1
Знакомство с пушистиками
1
Чувства.
1
Какие эмоции мы переживаем
1
О чем говорят чувства
1
Как правильно выражать свои эмоции
1
Правила хорошей дружбы
1
Правила безопасного поведения
1
Традиции здорового образа жизни
1
Культура моей страны. Праздники (осень- зима)
1
Праздник Новый год и Рождество
1
Поступки человека и его отношения с людьми
1
Мир вокруг нас
1
Что такое здоровый образ жизни
1
Полезные и вредные продукты
1
Как можно укрепить свое здоровье
1
Мой режим дня
1
Нужные и ненужные тебе лекарства
1
Вредные привычки
1
Полезные привычки
1
Как сказать «нет»
1
Что такое реклама
1
Моя любимая книга
1
Культура моей страны. Праздники.(весна-лето)
1
Я- спортивный человек
1
Мой друг компьютер
1
Полезные и вредные игры
1
Как выбрать игру?
Моя любимая телепередача.
1
Папа, мама, я- дружная семья.
1
Готовим праздник для друзей. « Я выбираю здоровье»
1
Итоговое занятие
1
Содержание программы.1класс (34 занятия)
Тема 1. Я – неповторимый человек (4 ч.)
Установка: уникальность – это ценность
Я – неповторимый человек. Способы общения. Что такое общение. Способы общения между людьми.
Цель: показать уникальность каждого ученика
Задачи:
1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия
2. объяснить что такое “уникальность”
Понятия: Уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности.
Тема 2. Культура моей страны (7 ч.)
Установка: употребление табака и алкоголя – это нездоровый образ жизни
Культура моей страны. Праздники. Моя любимая книга
Цель: показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни
Задачи:
1. напомнить о богатстве родной культуры;
2. показать связь культуры семьи с культурой народа;
Понятия: культура, традиция, здоровье.
Тема 3. Чувства (5 ч.)
Установка: эмоции и чувства можно регулировать
Чувства. О чем говорят чувства. Эмоции человека. Какие эмоции мы переживаем. Как можно выражать эмоции
Цель: дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими, показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств
Задачи:
1.привлечь внимание к факту многообразия чувств
2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать
3. показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков
4. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы
Понятия: чувства, эмоции, желания, ожидания, поступки, правила
Тема 4. Множество решений (11 ч.)
Установка: решения следует принимать осознанно
Принятие решений. Поступки человека и его отношения с людьми. Мир вокруг нас. Вредные и полезные привычки
Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений
Задачи:
1. показать связь поступков и решений
2. объяснить шаги принятия решений
Понятия: импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий
Тема 5. Здоровье (7 ч.)
Установка: здоровье зависит от ответственного поведения
Значение здоровья для жизни человека. Связь успешности обучения, труда со здоровьем. Активность. Бодрость. Утренняя гимнастика. Сопротивляемость организма заболеваниям. Ответственное поведение в отношении здоровья
Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности
Задачи:
1. показать факторы влияющие на здоровье
2. дать представление о признаках здорового человека
3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья
Понятия: здоровье, ответственное поведение
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
– что такое уникальность человека;
– что такое здоровье;
– разнообразие чувств человека;
– важность здоровья для нормального функционирования организма человека;
– виды лекарств и их действия на организм;
– влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;
– что такое здоровый образ жизни;
– значение режима дня, его важность и необходимость;
– способы самообслуживания и самоконтроля;
– способы активного отдыха;
– комплексы расслабляющих упражнений.
-кто такие “пассивные курильщики”
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
– беречь своё здоровье;
– составлять алгоритм принятия решения;
– аргументировать принятое решение;
– вести здоровый образ жизни;
– составлять и придерживаться режима дня;
– правильно организовывать свой досуг;
– содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;
– играть в полезные игры;
– использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
2 класс
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
Практические
I. Вкусы и увлечения
6
1
5
II. Интересные занятия
5
–
5
III. Учусь понимать людей
7
–
7
IV. Опасные и безопасные ситуации
7
–
7
V. Учусь принимать решения
9
–
9
Итого
34
1
33
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
2 класс
№ П/П
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие
1
Счастье
1
Я и моя жизнь
1
Мир чувств
1
Общение и дружба
1
Ты не один
1
Мужчина и женщина
1
Любовь
1
Семья
1
Род, культура
1
Здоровье
1
Толерантность. Жизнь с болезнью
1
Зависимость от психоактивных веществ
1
Преодоление проблем
1
Кризис и выход
1
Добро и зло
1
Ценности
1
Цели и смысл
1
Свобода
1
Выбор
1
Формирование навыков общения и эмпатии
1
Понятие группового давления, принятие собственного решения
1
Умение противостоять групповому давлению
1
Навыки выражения и отстаивания собственного мнения
1
Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я
1
Умение говорить нет
1
Самооценка и отношение к другому
1
Принятие себя и другого как личности
1
Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения
1
Выражение негативных эмоций
Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение
1
Трудные жизненные ситуации
1
Представление о жизненных идеалах
1
Заключительное занятие
1
Содержание программы.2 класс (34 занятия)
Тема 1. Вкусы и увлечения (6 ч.)
Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье
Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.
Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений
Задачи:
1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах
2. перечислить здоровые увлечения
Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений
Тема 2. Интересные занятия (5 ч.)
Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями
Я и моя жизнь. Семья, род, культура.
Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться
Задачи:
1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках
2. помочь найти друзей по интересам
Понятия: интересы, увлечения
Тема 3. Учусь понимать людей (7 ч.)
Установка: следует быть внимательным к людям
Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.
Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения
Задачи:
1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения
2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека
Тема 4. Опасные и безопасные ситуации (7 ч.)
Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях
Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.
Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации
Задачи:
1.обсудить безопасные ситуации
2. обсудить опасные ситуации
Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации
Тема 5. Учусь принимать решения (9 ч.)
Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально
Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.
Цель: способствовать рациональному принятию решений
Задачи:
1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий
2. обсудить опасные для здоровья ситуации
3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком
Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
– комплексы расслабляющей гимнастики;
– правила поведения в малых группах;
– приемы вербального и невербального общения;
– негативное значение алкоголя и табака на организм;
– значение положительных эмоций на здоровье человека;
– причины возникновения конфликтов;
– способы избегания трудных ситуаций.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
– соблюдать правила поведения в обществе;
– применять приемы общения;
– противостоять вредным привычкам;
– иметь опрятный внешний вид;
– уметь говорить нет;
– уметь отстаивать свое мнение.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ Северного административного округа г. Москвы в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала трехлетний проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя».
Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Б. Гречаной, Л.Ю. Ивановой иЛ.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В. Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой.
Осенью 1999 года вышло второе, исправленное и дополненное, издание «Полезных
привычек». Его иллюстрировал художник А.Р. Аешин. Рассказы для детей написал детский писатель О.Ф. Кургузов.