Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые thumbnail

школопедия

  • 1 класс
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Литература
  • 2 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
    • Кубановедение
  • 3 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
    • Кубановедение
  • 4 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Окружающий мир
    • Информатика
    • Литература
    • Кубановедение
  • 5 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Обществоведение
  • 6 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Математика
    • Биология
    • География
    • Информатика
    • История
    • Обществоведение
  • 7 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Обществоведение
    • Физика
    • Химия
  • 8 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Обществоведение
    • Физика
    • Химия
  • 9 класс
    • Немецкий язык
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Биология
    • География
    • Геометрия
    • Информатика
    • История
    • Обществоведение
    • Физика
    • Химия
  • 10 класс
    • Английский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
  • 11 класс
    • Английский язык
    • Алгебра
    • Геометрия

/

авторы: Науменко Т.А., Матвеева Ю.А..

Страницы тетради:

стр.3
стр.4
стр.5
стр.6
стр.7
стр.8
стр.9
стр.10
стр.11
стр.12
стр.13
стр.14
стр.15
стр.16
стр.17
стр.18
стр.19
стр.20
стр.21
стр.22
стр.23
стр.24
стр.25
стр.26
стр.27
стр.28
стр.29
стр.30
стр.31
стр.32
стр.33
стр.34
стр.35
стр.36

Наши земляки – гордость страны
Наследники земли отцов
Письмо ровеснику из будущего

Лайк

Нравится

Твиткать

Плюсую

Смотрите также

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

ГДЗ кубановедение 3 класс рабочая тетрадь Науменко, Матвеева

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

ГДЗ кубановедение 2 класс рабочая тетрадь Еременко, Зыгина, Шевченко

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

ГДЗ информатика 4 класс рабочая тетрадь Матвеева, Челак

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

ГДЗ информатика 2 класс рабочая тетрадь Матвеева, Челак

Рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс науменко матвеева полезные ископаемые

ГДЗ информатика 3 класс рабочая тетрадь Матвеева, Челак

Источник

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Цели урока:

образовательные –  обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам  родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

Ход урока.

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы урока.

1. Определение темы урока.

– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

3. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

10. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

– Как сказать по-другому?  (Полезные ископаемые)

– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».  В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

3. Где они применяются?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми  богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

 – Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

 –  В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края  – на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

4. Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Читайте также:  Срок полезного использования прицепа к автомобилю

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

– О каких полезных  ископаемых, которые  мы ещё не искали на карте,  говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

 – Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической  работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

 – Какое строение имеет песок? Глина?

 – Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

 – В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

 – В один стакан с водой  насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли  глина  в воде? Растворился ли песок  в воде?

 – А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина.  (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V.  Закрепление. Тест на изученную тему.

– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

– Из чего образуется в природе песок и глина?

 – Где применяют глину и песок?

VI.  Итог урока. Релаксация.

 – Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

VII.  Домашнее задание

– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

        Учитель МБОУ СОШ № 16  Шерстнева Елена Владимировна

Источник

Тест №1

Береги землю родимую, как мать родимую

В-1

1.Как называется край, в котором ты живешь?

А) Красноярский край

Б) Краснодарский край

В) Ставропольский край

2.Краснодарский край расположен на:

 А) Западно-Сибирской равнине

 Б) Среднесибирском плоскогорье

 В) юге Восточно-Европейской равнине

3.В каком году был образован Краснодарский край:

 А)1 января 1940г.

 Б) 13 сентября 1937 г.

В)23 февраля 1040 г.

4.С кем  наш край граничит на севере?

А) Ростовская область

Б) Ставропольский край

  В) Адыгея

5.Какой природной зоны нет в Краснодарском крае?

 А) Субтропики

 Б) Альпийские луга

 В) Тундра

6. К какой природно зоне относятся следующие признаки: равнина, проросшая травянистой растительностью, отсутствуют деревья?

 А) Субтропики

 Б) Степь

7.Степи занимают:

А) Южную часть края

Б) Западную часть края

В) Северную часть края

8. Как называется заповедник, большая часть которого расположена на территории Краснодарского края?

 А) Южный государственный заповедник

 Б) Кавказский государственный природный биосферный заповедник

 В) Краснодарский государственный заповедник

9.На каких реках строят гидроэлектростанции:

А) Горных

Б) Степны

В-2

1.Административный центр края:

А) Сочи

Б) Армавир

В) Краснодар

2.Территория Краснодарского края омывается  водами каких двух море:

А) Черное и Каспийское

Б) Азовское и Краснодарское

 В) Азовское и Черное

3.В каком году был  образован город Краснодар:

А) 1790

Б)1793

 В)1737

4. Какой из регионов не граничит с Краснодарским краем?

 А) Ростовская область

 Б) Республика Абхазия

  В) Воронежская область

5.Какая природная зона находится на севере края?

 А) Смешанные и широколиственные леса

 Б) Альпийские луга

 В) Степь

6. Какой природной зоны нет в горной части?

 А ) Степь

 Б) Хвойные леса

7. Черноморское побережье Кавказа расположено:

А) В арктической зоне

Б) В лесной зоне

В) В субтропической зоне

8.Чтобы сохранить животный и растительный мир, природные богатства, люди создают:

А) Заповедники

Б) Базы

В) Заказники

9.Что строят на горных реках, чтобы в доме был свет:

А) Тепловые электростанции

Б) Гидроэлектростанции

Читайте также:  Чем полезно бегать на беговой дорожке

Тест №2

В-1

1.Почвы, на которых растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла называются:

А) Каштановые

Б) Черноземы

В) Бурые

2.Для защиты почв на полях необходимо:

А) Вносить большое количество удобрений и ядохимикатов

Б) Использовать для обработки тяжелую технику

В) Сажать лесополосы для защиты от воздушной эрозии и сохранения влаги в  почве.

3.От чего зависит плодородие почвы:

А) Песка

Б) Солей

В) Перегноя

4.Кто занимается поиском полезных ископаемых:

А) Строители

Б) Археологи

В) Геологи

5.К какому виду полезных ископаемых относятся нефть, природный газ:

А) Строительный

Б) Горючий

В) Рудный

6. Из какого полезного ископаемого изготовляют синтетические ткани, стиральный порошок, красители:

А) Мергель

Б) Нефть

В) Глина

7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:

А) Ейск

Б) Армавир

В) Кропоткин

8. Из какого растения получают манную крупу:

А) Пшеница

Б) Рис

В) Кукуруза

9. Какие сельскохозяйственные  отрасли есть на Кубани:

А) Животноводство

Б) Оленеводство

В) Пчеловодство

В-2

1.Какой вид почвы подходит для возделывания риса:

А) Луговые и болотные

Б) Бурые горно-лесные

В) Каштановые

2. Самые плодородные почвы нашего края:

А) Каштановые

Б) Сероземы

В) Черноземы

3. В состав почвы входит:

А) Углекислый газ, известняк, воздух, вода.

Б) Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли.

В) Поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

4.К полезным ископаемым относятся:

А) Кирпич, бетон, бензин

Б) Нефть, газ, глина

В) Песок, стекло, древесина

5. К какому виду полезных ископаемых относятся песок, глина, гранит:

А) строительный

Б) Горючий

В) Рудные

6.Какое полезное ископаемое добывают в  Новороссийске, из которого производят цемент:

А) Мрамор

Б) Мергель

В) Гравий

7. В каком городе находится судоремонтное предприятие:

А) Новороссийск

Б) Тихорецк

В) Лабинск

8. Из какого растения получают подсолнечное масло:

А) Кукуруза

Б) Рис

В) Подсолнух

9. Какие сельскохозяйственные  отрасли есть на Кубани:

А) Животноводство

Б) Оленеводство

В) Рыболовство

Тест №3

Земля отцов – моя земля                                                                                                                                            

В-1

1.Кто занимается древними раскопками:

А) Экологи

Б) Археологи

В) Географы

2.Когда на Кубани жили меоты:

А) Около двух с половиной тысяч лет назад

Б) Около двух тысяч лет назад

В) Около трех тысяч лет назад

3.Что собой напоминало  жилище меотов:

А) Корзину

Б) Гриб

В) Конус

4.Казаки жили в:

А) Избах

Б) Хатах

В) Шатрах

5.Что такое скрыня:

А) Печь

Б) Сундук

В) Деревянный шкаф для посуды

6.Где располагались в хате лавки, сундук:

А) Вдоль стен

Б) За печкой

В) Посредине хаты

В-2

1.Когда на Кубани появились первые люди:

А) Около тысячи лет назад

Б) Около ста лет назад

В) Около миллиона лет назад

2.Из чего была сделана крыша жилища меотов:

А) Из черепицы

Б) Из соломы, камыша

В) Из сухих веток

3.Из чего сшили одежду скифы и меоты:

А) Из шелка

Б) Из льна и шерсти

В) Из кожи

4.Что должно стоять посреди хаты казака:

А) Сундук

Б) Стол

В) Печка

5.На сколько частей делилась хата казака:

А) На две

Б) На три

В) На четыре

6. Где располагался святой угол с иконами:

А) Возле печи

Б) По диагонали от печи

В) Над печкой

Тест №4

Земля отцов –  моя земля

В-1

1.Как называется наука, которая изучает о прошлом человечества:

А) География

Б) История

В) Археология

2. Кто помог ученым узнать о существовании Тмутараканского княжества:

А) Греки

Б) Меоты

В) Казаки

3.Что собой представляет курган:

А)Земляная насыпь над могилами

Б) Небольшой холм

В) Углубления в земле для хранения вещей

4.Кто занимается изготовлением изделий из железа:

А) Гончар

Б) Кузнец

В) Плотник

5.В каком городе находится самый большой краеведческий музей, основателем которого был Е. Д. Фелицын:

А) Краснодар

Б) Армавир

В) Сочи

6.Какой народ на Кубани в предновогоднюю ночь опускали мешок на веревке в дымоход для получения подарков:

А) Адыги

Б) Армяне

В) Грузины

В-2

1.Ученый, который изучает историю, обычаи, традиции, фольклор различных народов:

 А) Историк

Б) Этнограф

В) Археолог

2.Какое море Геродот называл Меотидой, а народ, живший на его берегах – меотами:

А) Черное

Б) Азовское

В) Каспийское

3.Где находилось Тмутараканское княжество:

А) На территории Таманского полуострова

Б) На  берегу Кубани

В) В горах

4.Плотник работает с:

А) Железом

Б) Древесиной

В) Глиной

5.В какое время года греки отмечали праздник Сирандонас:

А) Летом

Б) Зимой

В) Весной

6. Кто из народов,  живших на Кубани готовил на праздник хортарике («травяную еду»):

А) Греки

Б) Адыги

В) Армяне

Читайте также:  Какой вид спорта полезен полезно для сердца

Тест №5

Жизнь дана на добрые дела.

В-1

1. Кто такой К. В. Россинский:

А) Священник

Б) Музыкант

В)  Строитель

2.Летчик,который сбил 20 вражеских самолетов:

А) Покрышкин

Б) Титов

В) Крылов

3.Какой город носит звание «Город – герой»:

А) Новороссийск

Б) Ейск

В) Кропоткин

4.Как звали ученого- селекционера, создавшего много сортов пшеницы:

А) П.П. Лукьяненко

Б) В.С. Пустовойт

В) К.В. Россинский

5.Наш прославленный земляк, совершивший три полета в космос:

А)В.И. Севастьянов

Б) В.В. Горбатко

В)П.П.Лукьяненко

6.Краснодарскаяфилармония носит имя композитора:

А) Г.М. Плотниченко

Б) Г.Ф.Пономаренко

В) В.Г. Захарченко

В-2

1.В каком году была открыта первая школа на Кубани:

А) В 1803

Б) В 1833

В) В 1800

2.Кого называли «ночными ведьмами»:

А) Партизанок

Б) Летчиц

В) Санитарок

 3.Какой город носит звание « Город – герой»:

А) Анапа

Б) Новороссийск

В) Кропоткин

4.Как  звали ученого-селекционера, который создал много сортов подсолнечника:

А) В.С. Пустовойт

Б) П.П. Лукьяненко

В) К.В. Россинскийй

5.Коллекционер произведений искусства, основатель первой галереи в Екатеринодаре:

А) Ф.А. Коваленко

Б) В.И. Севастьянов

В) Н.Б. Березовский

6.Священник,посвятивший свою жизнь распространению грамотности среди казачества:

А) П.П. Лукьяненко

Б) В.С. Пустовойт

В) К.В. Россинский

Контрольные вопросы по Кубановедению

4 класс.

Береги землю родимую, как мать любимую.

1.Как называется административный центр края?

___________________________________________________________________

2.Какими морями омывается территория Краснодарского края?

___________________________________________________________________

3.Самое большое водохранилище в Краснодарском крае?

___________________________________________________________________

4.В каком году образован Краснодарский край?

___________________________________________________________________

5.Какие цвета преобладают на флаге Краснодарского края?

___________________________________________________________________

6.Что относится к символам Краснодарского края.

___________________________________________________________________

7.Соседи Краснодарского края?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8.Какие природные зоны в нашем крае существуют? Перечисли.

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

9.Перечисли природные зоны в горных районах.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

10. Для чего нужен Кавказский государственный природный биосферный заповедник?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

11. Как называется самое большое водохранилище в Краснодарском крае?

______________________________________________________________

12. Почему гидроэлектростанции построены именно на горных, а не на степных реках?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

13.Перечисли виды почв в Краснодарском крае.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

14.Какая почва подходит для возделываиия риса?

______________________________________________________________

15.Какие меры нужно принимать по защите почв от истощения?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

16. Что такое полезные ископаемые?

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

17.Перечисли,  какие полезные ископаемые используются для производства строительных материалов?

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

18. Почему наш край считается важнейшим сельскохозяйственным регионом страны?____________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Земля отцов – моя земля.

1.Когда появились первые люди на Кубани?

_________________________________________________________________

2.Что собой представляло жилище древнего человека?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Когда на Кубани жили меоты,

_________________________________________________________________

4.Что собой представляло жилище меотов?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5.Чем занимались меоты? Перечисли.______________________________

_________________________________________________________________

6.Как укрепляли свои городища меоты?____________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7.Когда появились на Кубани казаки-переселенцы?__________________

_________________________________________________________________

8.Как выглядело жилище казак? __________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. С чем связана профессия археолога? _____________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

10. Какие народные ремесла существовали на Кубани?_______________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Кто такой гончар?_____________________________________________

_________________________________________________________________

12. В каком городе находится самый большой краеведческий музей, основателем которого был Е.Д. Фелицын?

________________________________________________________________

13. Какие народы жили в древности на Кубани?

________________________________________________________________

14.Из чего шили одежду скифы и меоты?

_______________________________________________________________

15. Как на Кубани узнали о существовании Тмутараканского

княжества?_____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

16.Кто такой этнограф?__________________________________________

________________________________________________________________

17. Почему фольклорные произведения относятся к устным

историческим источникам?_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

18. Что отражает символика гербов различных районов Краснодарского края?____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

20.Какие соседи Краснодарского края относятся к казачьим регионам?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Источник