Рабочая программа внеурочной по общественно полезному деятельности

Рабочая программа внеурочной по общественно полезному деятельности thumbnail

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В.        /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №  1

___________  / О.Н.Викарчук

приказ  №  от_______2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

2-а класс

Учитель:Максимова Е.Б.

Квалификационная категория: первая

 2012-2013г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                        Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..…3-7

Поурочное календарное  планирование ……………………………….8

Лист корректировки…….………………………………………………  9

Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

                                         Пояснительная записка

Внеурочная  деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание  программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание работы         

Форма работы        

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов        

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

                                              3. Содержание программы

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1.  Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2.  Организация дежурства в классе.
  3.  Генеральная уборка в классе.
  4.  Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2.  Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3.  Изготовление закладок для книг.
  4.  Изготовление книжных обложек.
  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3.  Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4.  Мероприятие, посвященное  дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2.  Какую пользу приносят птицы.
  3.  Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4.  Экскурсия в березовую рощу.
  5.  Рисунок птицы.
  1. Школьный двор – лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2.  Уборка территории школьного двора.
  3.  Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4.  Уход за многолетними растениями на территории школы.

                                   Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1.

Режим дня школьника.

01.09

2.

Организация дежурства в классе.

08.09

3.

Генеральная уборка в классе.

15.09

4.

Мои поручения дома.

22.09

5.

Составление своего режима дня.

29.09

6.

Комнатные растения в доме.

06.10

7.

 Комнатные растения в классе.

13.10

8.

Цветочные растения на клумбе.

20.10

9.

Составление дизайна цветочной клумбы.

10.11

10.

Генеральная уборка в классе.

17.11

11.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

24.11

12.

Мелкий ремонт книг.

01.12

13.

Уход за обувью.

08.12

14.

Изготовление закладок для книг.

15.12

15.

Изготовление книжных обложек.

22.12

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

29.12

17.

Акция « Спешите делать добро»

12.01

18.

Проведение подвижных игр для дошколят.

19.01

19.

Классный час посвящённый дню Книги.

26.01

20.

Генеральная уборка.

02.02

21.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы»

09.02

22.

Какую пользу приносят птицы.

16.02

23.

Акция «Помоги зимующим птицам».

02.03

24.

Изготовление кормушки из бросового материала.

09.03

25.

Разработка дизайна кормушки.

16.03

26.

Экскурсия в берёзовую рощу.

23.03

27.

Подбор корма для зимующих птиц.

06.04

28.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

13.04

29.

Уборка территории школьного двора.

20.04

30.

Выращивание растений из семян для клумбы.

27.04

31.

Уход за деревьями на территории школы.

04.05

32.

Генеральная уборка в классе.

11.05

33.

Личная гигиена школьника.

18.05

34.

Гигиена одежды.

25.05

Итого: 34 часа.

                                        III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

4. Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

                                Литература ,используемая педагогом :

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                            Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :                                      

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»

Протокол №1 Директор школы

От «28» 08.2013 г. ___________________ Н.И. Гайворонская

Приказ №59

от 01.09. 2013.г

«Согласовано»

Зам. директора по ЗДУВР

________ И.Н.Резник

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Общественно полезная деятельность»

для 3 класса «А»

учителя Ким О.С.

на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению

« Общественно полезная деятельность» разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

А также авторской программы Е.В.Мишневой

Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 Задачи

– воспитание бережного отношения к окружающей среде;

– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

–  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 Данный курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)

 Результаты изучения курса ( личностные, предметные, метапредметные)

 Личностные УУД

– ценностно-смысловая ориентация учащихся;нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные УУД:

-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;

– систематизировать основополагающие элементы научного знания.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

– целеполагание;

– волевая саморегуляция;

-коррекция;

– оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

-умение структурировать знания;

– смысловое чтение;

– выделение и формулирование учебной цели;

– планирование деятельности для достижения результата.

 Коммуникативные УУД:

– умение выражать свои мысли;

– разрешение конфликтов, постановка вопросов;

– планирование совместной деятельности;

– управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Тематическое планирование

1

2.

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

3.

4.

Уборка пришкольного участка.

Сбор листьев для гербария.

5.

Выставка «Чудеса природы»

6.

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

7.

Сбор желудей и шишек, каштанов

8.

Операция «Осень без дыма!»(рисунки, листовки, плакаты)

9.

Путешествие в страну «Золотая осень»

10

11.

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Изготовление открыток к празднику День матери

12

13.

Выставка «Творим чудеса!»

Мастерская «Деда Мороза»

14.

Мастерская «Деда Мороза»

15.

Акция добра (Подарки детям из д/с№1)

16.

Генеральная уборка класса

17.

Беседа «Птицы –наши друзья!» .Рисуем зимующих птиц.

18.

Операция «Кормушка»

19.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

20.

Коллективное панно «Наши защитники»

21.

«Рыцарский турнир»

22.

Ремонт библиотечных книг

23.

«Ты на свете лучше всех, мама!» (конкурс рисунков)

24.

Открытки-самоделки к 8 Марта

25.

«Кем я буду?» (знакомимся с профессиями своих родителей)

26.

   Генеральная уборка класса

27.

Акция «Сделай скворечник»

28.

КВН «Птицы – наши друзья»

29.

Субботник- уборка  школьной территории .

30.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе ,  солдат!»

31.

Озеленение территории.

32.

Озеленение территории.

33.

Операция «Голубой патруль»

34

35

«Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке).

Экскурсия в природу.

  Литература

 1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

Источник

Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»                        

Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов

МКОУ Бобровская СОШ №2

                             Пояснительная записка

              Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по  направлению

             « Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

А также авторской  программы Е.В.Мишневой

Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 Задачи: 

– воспитание бережного отношения к окружающей среде;

–  выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;

– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой   деятельности;

– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

–  мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 Данный курс  в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)

 Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)

 Личностные УУД

– ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 Предметные УУД:

-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;

-делать выбор  при поддержке других участников группы и педагога;

– систематизировать основополагающие элементы научного знания.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

– целеполагание;

– волевая саморегуляция;

-коррекция;

– оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

-умение структурировать знания;

– смысловое чтение;

– выделение и формулирование учебной цели;

– планирование деятельности для достижения результата.

 Коммуникативные УУД:

– умение выражать свои мысли;

– разрешение конфликтов, постановка вопросов;

– планирование совместной деятельности;

– управление поведением партнера: контроль, коррекция.

                 Перспективно – тематическое  планирование

№ п/п

                   Тема

   Дата

1

2.

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

3.

4.

Уборка пришкольного участка.

Сбор листьев для гербария.

5.

Выставка «Чудеса природы»

6.

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

7.

Сбор желудей и шишек, каштанов

8.

Генеральная уборка класса.

9.

Путешествие в страну «Золотая осень»

10

11.

 Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

 Выставка «Мы  творим  чудеса!»

12

13.

Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы)

14.

Изготовление открыток  к празднику

 «Мама! Нет слова дороже!

15.

Беседа «Кем я буду?»

16.

 Генеральная уборка класса

17.

Акция  добра (Подарки детям из центра «Надежда»)

18.

Беседа «Птицы –наши друзья!»

Операция «Кормушка»

19.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток  « С новым годом!»

20.

Изготовление елочных игрушек

21.

Сбор макулатуры.

22.

 Ремонт библиотечных книг

23.

Дарим подарки малышам (д/с №1)

24.

Коллективное панно «Наши защитники»

25.

«Рыцарский турнир»

26.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

27.

 Открытки-самоделки  к 8 Марта

28.

   Генеральная уборка класса

29.

«Моя любимая бабушка»( готовим подарки)

30.

 КВН «Птицы – наши друзья»

31.

Акция «Сделай скворечник»

32.

«Субботник» уборка  школьной территории .

Озеленение территории.

33.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе ,  солдат!»

34

35

«Мы-  юные садоводы»( работа на пришкольном участке).

Экскурсия на природу.

                                    Литература

 1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

Источник