Рабочая программа полезные навыки начальная школа

Рабочая программа полезные навыки начальная школа thumbnail

Администрация МО ГО «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское

Долинского района Сахалинской области

«Рассмотрено»

Зам. директора по МР

____________И.В. Шабалина

Протокол МС № ____

от «____»_________2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_________И.А.Кириллова

«____»_________2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________И.Б.Бушаева.

Приказ № ____

от «____»_________2016г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

6 класс

«Полезные навыки»

(наименование учебного предмета/ курса/)

основное общее образование

(уровень образования)

1 год реализации (2016-2017)

(срок реализации программы)

Составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Профилактической программы «Полезные навыки» проекта ХОУП.

Хорик Н.В., СЗД

кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

Стародубское

2016 г

Пояснительная записка

Направленность программы

«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.

«Полезные навыки» — программа, которая знакомит учащихся с понятием “психоактивные вещества”, уделяя особое внимание ингаляторам и марихуане. “Полезные навыки” формируют у школьников навыки эффективного общения, принятие решений и сопротивления давлению сверстников, затрагивают вопросы о рациональном принятии решений, ответственного поведения в ситуациях риска употребления психоактивных веществ.

Актуальность

К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах, токсикоманах. Источники этой информации СМИ, родители, сверстники, старших братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с алкоголем, табаком и наркотиками, постоянно снижается. Программа «Полезные навыки» позволяет вести разговор с младшими подростками о психоактивных веществах, а также начать разговор об ответственности и безопасном для здоровья поведении.

Цель программы

Обучение детей навыкам сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, навыкам взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.

Задачи программы

  1. Предоставить учащимся научно обоснованную, соответствующую их возрасту информацию о ПАВ.

  2. Сформировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ.

  3. Формировать поведенческие навыки ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Младшие подростки 11-12 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год (2016-2017 гг.)

Формы и режим занятий

Программа состоит из 33 занятий, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Формы работы в основном групповые: кооперативное обучение, мозговой штурм, дискуссия, ролевое моделирование.

Ожидаемые результаты

  1. Сформированные навыки эффективного общения.

  2. Сформированные навыки рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.

Формы подведения итогов реализации программы

Успешность реализованной программы можно отследить через участие учащихся в конкурсах рисунков “Мы за здоровый образ жизни”, Днях здоровья, общешкольных и муниципальных конкурсах, направленных на формирование здорового образа жизни.

Календарно – тематическое планирование

(2015-2016 уч.г.)

тема

кол.

часов

дата

корр.

даты

1.

«Я тебя помню»

1 ч.

08.09

2.

«Принципы работы группы»

1 ч.

15.09

3.

«Я и мой мир»

1 ч.

22.09

4.

«Мои интересы и склонности»

1 ч.

29.09

5.

«Мои ценности»

1 ч.

06.10

6.

«Стиль взаимодействия с окружающими»

1 ч.

13.10

7.

«Как завести друзей»

1 ч.

20.10

8.

«Мое настроение и общение с людьми»

1 ч.

27.10

9.

«Как поддерживать дружбу»

1 ч.

03.11

10.

«Что такое невербальное общение»

1 ч.

17.11

11.

«Возраст, доверие, независимость»

1 ч.

24.11

12.

«Насилие» ч.1

1 ч.

01.12

13.

«Насилие» ч.2

1 ч.

08.12

14.

«Манипулирование»

1 ч.

15.12

15.

«Манипулирование и давление»

1 ч.

22.12

16.

«Давление, влияния, ситуации»

1 ч.

12.01

17.

«Чувства, которые мы переживаем»

1 ч.

19.01

18.

«Неагрессивное отстаивание своего мнения»

1 ч.

26.01

19.

«Конфликты»

1 ч.

02.02

20.

«Способы преодоления конфликтов»

1 ч.

09.02

21.

«Конструктивное поведение»

1 ч.

16.02

22.

« Развлечения в компании»

1 ч.

02.03

23.

«Алкоголь»

1 ч.

09.03

24.

«Соблюдай безопасность»

1 ч.

16.03

25.

« Критическое мышление»

1 ч.

23.03

26.

« Красота и здоровье»

1 ч.

06.04

27.

« Моя внешность»

1 ч.

13.04

28.

« Здоровье – главная ценность»

1 ч.

20.04

29.

« Вредные и полезные привычки»

1 ч.

27.04

30.

« Стратегия успеха»

1 ч.

04.05

31.

« Мое будущее» ч.1

1 ч.

11.05

32.

« Мое будущее» ч.2

1 ч.

18.05

33.

« Подведение итогов курса»

1 ч.

25.05

Список используемой литературы

для учителя:

1. Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

Читайте также:  Полезные и не полезные свойства сало

2. Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.

3. Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга про филактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.

4. Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.

5. Т.Б. Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова, Учебное пособие для уч-ся 5-7 классов, «Полезные навыки, /под редакцией О.Л. Романовой, 3-е изд., М., 2000

6. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей, Программа профилактики злоупотребления ПАВ /под ред. Шипициной Л.М., СПб, изд-во Речь, 2003г.

7. В.Ю. Климович Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма, (Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет), изд-во Центр, Планетариум, М., 2004г.

для учащихся:

1. Рабочая тетрадь “Полезные навыки” 6 класс проект ХОУП 2008 г.

2. Бирун Н., Иванова Н. Наркотики: выход есть! — СПб.: Питер, 2001. 224 с.

3. Миронов Е. М. Прощайте, наркотики! — СПб.: Питер, 2001. — 192 с.

Источник

Программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» была разработана в соответствии с
ФГОС НОО, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших
классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
 формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
 обогащение представлений о различных сторонах  профессий;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и  
    способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
1. Планируемые результаты обучения по внеурочной деятельности 
«Полезные навыки»
В результате изучения курса «Полезные навыки» младший школьник должен 
Знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно­попу­
лярной литературы, СМИ, ИКТ;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкрет­
ные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
1 класс«Семья, в которой я живу»
«Человек ­человек» ( 8 ч.)
2. Содержание
Развивающие занятия: «Как живёт моя семья». Составление с Незнайкой режима дня. Экскурсия  по
школе. «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету.
   «Человек ­техника»  (8 ч.) 
Развивающие занятия: «Что умеют мои бабушки», «Любимые занятия в моей семье», «Чему я хочу
научиться».   Заочная   экскурсия   на   выставку   народных   промыслов.   Готовим   выставку   «Своими
руками».
«Человек ­художественный образ» (8 ч)
Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. Театр. «Подарок маме». Пробуем
себя в роли артистов.
   «Человек ­природа» ( 9ч.)
Развивающие   занятия:   сельскохозяйственные   профессии.   Викторины.   Экскурсии   на   станцию
юных нату¬ралистов, в зоопарк. КТД «Украсим свою школу» 2 класс «Город, в котором я живу»
«Человек ­человек»
Развивающие   занятия:   профессии   «продавец»,   «журналист»,   «учитель»,   «библиотекарь»   и   др.
Путешествие с Незнайкой по улицам родного города. Экскурсия   по школе, по улице, на которой
расположена школа. «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету.
   «Человек ­техника»
Развивающие   занятия:   профессии   «инженер»,   «технолог»,   «столяр»,   «плотник»   и   др.
Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас». Экскурсия на станцию юных техников.
«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие.
«Человек ­художественный образ» 
Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др. Экскурсия в театр.
«Подарок бабушкам».
«Человек ­природа»
Развивающие   занятия:   профессии   «зоолог»,   «биолог»,   «ветеринар»   и   др.   «Здравствуй,
инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия. Экскурсии на станцию юных натуралистов, в
дендрарий
КТД «Украсим свою школу»
3 класс «Страна, в которой я живу»
«Человек ­
 
 человек»  
Развивающие   занятия:   профессии   «повар»,   «кондитер»   и   др.   Познавательная   игра   «Русская
хозяюшка». Урок­аукцион «Скатерть самобранка»Экскурсия на кондитерскую фабрику. Экскурсия в
школьную столовую. «Осенние посиделки». Пробуем себя в роли кулинаров
«Человек ­
 
 природа»  
Развивающие занятия «Сказочный мир подводного царства», «Сказочный мир леса». Экскурсия в
Уголок живой природы. КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли
защитников   животных.   Развивающее   занятие   «Профессия   водитель»   и   др.   Игра­путешествие
«Самоделкин   и   машина   времени».   Экскурсия   на   завод.   КТД   «Дневник   путешествия   с
Самоделкиным»   (путеводитель).   Торжественная   церемония   награждения   «Мастеренок   21   века».
Развивающие   занятия:   профессии   «архитектор»,   «строитель»,   «каменщик»,   «плиточник»   и   др.
Викторина «Мой город»
Экскурсия на стройку. КТД Макет «Город будущего». Пробуем себя в роли архитекторов.
4 класс «Мир, в котором я живу»
«Человек ­человек» ( 8 ч)
Развивающие занятия: профессии «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др.
Экскурсия на главпочтамт. КТД «Письмо другу в город­побратим»
   «Человек ­техника» ( 8 ч.)
Развивающие занятия. Профессия «водитель». Викторина «Всегда най¬дется дело для умелых
рук». Экскурсия на завод машиностроения. КТД «Промышленные предприятия нашего города»
   «Человек ­художественный образ»  (8 ч.)
Развивающие   занятия:   профессии   «археолог»,   «художник»,   «дизайнер»   и   др.   Экскурсия   в
художественный   музей.КТД   «Народные   ремесла».
  Подготовка   индивидуальных
исследовательских проектов
«Человек ­природа» ( 10 ч.)
Развивающее занятие «Знай и люби свой край». КТД «Все профессии нужны, все профессии
важны». Экскурсия в Городской центр занятости населения. КТД «Все профессии нужны, все
профессии важны». 3. Тематическое планирование внеурочной деятельности 
«Полезные навыки».

Источник

Департамент образования города Ирктуска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru

«СОГЛАСОВАНО»

НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

_____________________ _____________

«29» августа 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

____________________ ________________

Приказ № _________ от ___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _курсу «Полезные навыки»

(название курса, предмета, дисциплины (модуля))

для 8 классов

социального педагога

(учебный предмет или предметная область)

Ашихминой Марии Александровны

(Фамилия, имя, отчество)

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе

авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г

(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)

Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета

Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.

Председатель НМС _____________(________________)

подпись расшифровка

Иркутск, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Читайте также:  Полезно ли человеку не пить и не есть

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

Задачи:

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика учебного предмета

Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа содержит несколько основных блоков:

Блок «Положительный образ «Я»

Блок «Общение»

Блок «Принятие решений»

Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»

Блок «Положительный образ «Я»

Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.

Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.

Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.

Блок «Общение»

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.

Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.

Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.

Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.

Блок «Принятие решений»

Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.

Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.

Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.

Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»

Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.

Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.

Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.

Читайте также:  Семена льна как принимать и чем он полезен для похудения

Описание места учебного предмета

Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.

Особенности содержания и структуры учебного предмета

Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов курса, тем уроков

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Формы и виды контроля

Примечание

Знать

Уметь

1

Мои ценности

2

28.01, 04.02

Групповая дискуссия

Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья

Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих

Фронтальный опрос

 

2

Красота и здоровье

2

11.02, 18.02

Ролевое моделирование

Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты

Следить за своим здоровьем и красотой

Рефлексия

 

3

О вреде курения

1

25.02

Мозговой штурм

Основные причины привычки курения и последствия

Противостоять социальным стереотипам

Открытое обсуждение

 

4

Возраст, доверие и независимость

2

04.03, 11.03

Групповая дискуссия

Понимание возрастных изменений

Доверять людям и быть независимым в своих решениях

Открытые рассуждения

 

5

Мое настроение и общение с людьми

2

18.03, 08.04

Ролевое моделирование

Как настроение влияет на общение с другими людьми

Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества

Фронтальный опрос

 

6

Тренинг навыков невербального общения

2

15.04, 22.04

Выполнение тренинговых упражнений

Основные особенности и важность невербального общения

Владеть навыками невербального общения

Рефлексия

 

7

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

2

29.04, 06.05

Выполнение тренинговых упражнений

Положительные и отрицательные стороны своего выбора

Отстаивать собственную точку зрения

Рефлексия

 

8

Развлечения в компании

2

13.05, 20.05

Ролевое моделирование

Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ

Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Открытое обсуждение

 

9

ВИЧ/СПИД

2

27.05,

Учащиеся слушают учителя

Негативное воздействие ВИЧ на организм

Преодолевать жизненные трудности

Фронтальный опрос

 

Материально-технического обеспечение

Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.

Список используемой литературы

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Источник