Рабочая программа по месторождения полезных ископаемых

Рабочая программа по месторождения полезных ископаемых thumbnail

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 12 Разработка месторождений полезных ископаемых

подземным способом

2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 495 « Об утверждении Федерального государственного стандарта среднего профессионального стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ программе подготовки специалистов среднего звена 21.02.15 Открытые горные работы, укрупненная 21.00.00 Прикладная геология, горное дело ,нефтегазовое дело и геодезия, квалификация горный техник

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Разработчики:

_Преподаватель специальных дисциплин__

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

Беккер Ольга Васильевна председатель П(Ц)К горных дисциплин преподаватель спец. дисциплин

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

Рецензент:

Утверждена и рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО Бодайбинского горного техникума протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, 21.02.15 Открытые горные работы, входящей в состав укрупненной группы профессий 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки, в профессиональной подготовке по профессии рабочих.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.12

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь: рассчитывать паспорт БВР при проведении выработок, рассчитывать поперечное сечение подземных выработок, рассчитывать схемы проветривания, циклограмму. Выбирать схемы проветривания, способы вскрытия и системы разработки.

знать: горные работы и выработки; выемочно-погрузочные работы, вскрытие месторождений и способы проведения выработок вертикальных, наклонных, горизонтальных, крепление выработок, системы подземной разработки, современное состояние и перспективы развития горнодобывающих отраслей промышленности; особенности механизации, и автоматизации технологических процессов подземных горных работ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – ___150____ часов, включая в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –100 часов;

практические работы_ 56_ часов:

самостоятельной работы обучающегося – __50____ часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

лабораторные занятия

практические занятия

56

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

Расчетно- графические работы

30

Внеаудиторная самостоятельная работа

20

Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Разработка месторождений полезных ископаемых подземным способом.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

Введение Краткое содержание дисциплины и ее связь с другими дисциплинами. Значение разработки россыпных месторождений в экономике страны. Современное состояние и перспективы развития россыпных месторождений в районе.

2

1

РАЗДЕЛ 1.Разработка рудных месторождений подземным способом.

64

1.1.Общие сведения о разработке п/и подземным способом

1.Горнотехническаятерминология и понятия. Классификация подземных горных выработок. Околоствольные выработки. Основные стадии подземной разработки: вскрытие, подготовка и очистная выемка

2

1,2

2,3

3

1.2.Способы вскрытия рудных месторождений.

1.Классификация способов вскрытия. Расположение главных и вспомогательных стволов.

Вскрытие вертикальным наклонным стволом и штольней, комбинированные способы вскрытия, условия применения способов вскрытия , достоинства и недостатки каждого способа

2

1

2.Влияние выемки полезного ископаемого на сдвижение вмещающих пород и поверхности.

Размеры предохранительных целиков.

2

2

3

3

1.3.Проведение подземных горных выработок

1.Понятие о горном давлении.Горное давление в горизонтальных наклонных и вертикальных выработках. Расчет горного давления.

2

2

3

1.4.Крепежные материалы и конструкция крепи горизонтальных наклонных и вертикальных выработок

1.Материалы рудничной крепи: лес, металл, бетон , железобетон и др. Их характеристики.

Виды и конструкции крепи: деревянной , металлической, железобетонной ,набрызгбетонной, анкерной, условия применения крепи, достоинства и недостатки. Паспорт крепления.

2

2,3

1.5.Способы проведения горизонтальных наклонных и вертикальных выработок

1.Обычный и специальные способы проведения выработок. Буровзрывной способ проходки , проходка с применением проходческих комбайнов.

10

2

2.Формы и размеры поперечного сечения выработок, безопасные зазоры, методика расчета размеров поперечного сечения горизонтальных выработок

2,3

Практическая работа №1

Расчет основных размеров поперечного сечения горизонтальной выработки

6

2,3

1.6.Погрузка породы в вертикальных горизонтальных и наклонных выработках.

1.Основное оборудование для погрузки породы: марки погруз.машин, скреперных лебедок, производительность погрузочного оборудования.

Читайте также:  Для крови полезно при сахарном диабете

2

2,3

2.Организация работ при проходке выработок. Построение цикличного графика, методика расчета циклограммы.

2

2,3

Практическая работа №2

Методика шпуровых зарядов при проведении горизонтальной выработки

6

2,3

Практическая работа №3

Расчет производительности погрузочного оборудования

6

2,3

Практическая работа №4

Расчет паспорта крепления деревянной крепи

6

2,3

1.7.Основные производственные процессы очистной выемки,

1.Основные производственные процессы очистной выемки, состав и взаимосвязь процессов.

Отбойка руды способы отбойки, вторичное дробление руды.

Доставка руды, способы доставки

2

2

1.8.Системы подземной разработки рудных месторождений

1.Классификация и сущность систем, условия применения.

Системы с открытым очистным пространством

2

2,3

2.Камерно-столбовая система

2,3

3.Система с подэтажной отбойкой

2,3

4.Системы разработки с магазинированием руды

2,3

5.Система с закладкой очистного пространства

2,3

Практическая работа №5

Изучение систем разработки рудных месторождений по макетам плакатам диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.

4

2,3

1.9..Проветривание горных выработок, водоотлив и осушение

1.Рудничная атмосфера , состав рудничного воздуха. Способы проветривания6 нагнетательный всасывающий комбинированный, схемы проветривания. 2.Основное оборудование для проветривания Расчет проветривания тупиковых выработок . Паспорт проветривания

2

Практическая работа № 6

Расчет проветривания тупиковой выработки нагнетательным способом.

4

2,3

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Подготовка к расчетной практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнение индивидуального задания.

Примерные темы задания

Подготовка рефератов по темам: «Условия применения разработки россыпей подземным способом», « Разработка россыпей подземным способом в Бодайбинском районе», «Технология рудных месторождений подземным способом»

«Ведение терминологического словаря

Решение задач по подготовке к практическим работам.

30

РАЗДЕЛ 2. Разработка россыпных месторождений подземным способом

36

2.1.Вскрытие месторождений

1.Способы вскрытия и вскрывающие выработки: вертикальным стволом, наклонным и штольней, условия применения способов вскрытия.

Выбор места заложения вскрывающей выработки. Влияние выемки полезного ископаемого на сдвижение вмещающих пород.

2

Практическая работа №7

Изучение способов вскрытия россыпей, выбор способа вскрытия из заданных условий

2

2,3

2.2.Осушение и водоотлив

Осушение россыпей на поверхности при помощи канав. Способы водоотлива в подзмных выработках.

2

2,3

2.3.Подготовка шахтных полей.

Деление шахтного поля на панели , столбы. Проведение подготовительных нарезных выработок их назначение формы и размеры

2

2,3

2.4.Проведение и крепление горных выработок

1.Особенности разработки талых имерзлых россыпей. Общие сведения об управлении кровлей и материалах крепи. Организация работ при проведении выработок на талых россыпях.

Устойчивость и расчет целиков, способы проведения горных выработок на талых россыпях их крепление и требование к видам крепи.

Разработка мерзлых россыпей.

Проведение выработок на мерзлых россыпях, подготовка шахтного поля, очистная выемка и отбойка песков. Способы отбойки.

2

2,3

2,3

3.Проветривание горных выработок: способы проветривания. Механизация работ. Расчет циклограммы при проведении горизонтальной выработки .Построение циклограммы

2

2,3

Практическая работа №8

Расчет циклограммы при проведении горизонтальной выработки на россыпях.Построение циклограммы

8

2,3

2.5.Системы разработки талых и мерзлых россыпей.

1.Классификация систем разработки.Системы разработки талых россыпей, условия их применения, достоинства и недостатки. Способы управления кровлей при очистной выемке.Меры безопасности при проведении выработок и очистной выемке.

2

2,3

2.Системы разработки многолетнемерзлых россыпей, условия их применения, достоинства и недостатки, способы управления кровлей. Меры безопасности при проведении очистных работ.

2,3

Практическая работа №9

Изучение систем разработки на талых россыпях по плакатам макетам, диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.

6

2,3

Практическая работа №10

Изучение систем разработки мерзлых россыпей по плакатам макетам, диафильмам. Выбор системы разработки из заданных условий.

6

2,3

Зачетный урок

Контрольная работа

2

2,3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы Подготовка к расчетной практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнение индивидуального задания.

Примерные темы задания

Подготовка рефератов по темам: «Условия применения разработки талых и мерзлых россыпей», « Классификация способов вскрытия», «Управление кровлей, способы управления кровлей», « Системы разработки талых и мерзлых россыпей

«Ведение терминологического словаря

Решение задач по подготовке к практическим работам.

20

итого

150

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технологии горных работ» и компьютерного класса.

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

– плакаты по дисциплине;

– компьютер,

Читайте также:  Полезные новости на бст в контакте

– мультимедийный проектор.

Оборудование компьютерного класса:

– компьютеры по числу обучающихся,

– рабочее место преподавателя,

– методические материалы по организации и проведению практических занятий.

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1.Агошков М.И. и Малахов Г.М. « Подземная разработка рудных месторождений». М., Недра 1966г.

2.Борисов Р.С. « Горное дело» М., Недра, 1972г.

3.Демин А.М. «Разработка рудных месторождений открытым способом». М., Недра 1970г.

4.Лешков В.Г. « Разработка россыпных месторождений». М., Недра 1977г.

5.Шехурдин В.К. «Горное дело» М., Недра, 1988г.

6.Шехурдин В.К. «Задачник по горным работам , проведению и креплению горных выработок» М., Недра, 1988г.

Дополнительная литература.

1.Астафьев Ю.П. « Горное дело». М., Недра, 1980г.

2.Справочник по горно- рудному делу.т.1, 2,3. М., Госгортехиздат, 1961г.

3.Хейфиц С.Я. и Балтейтис В.Я. Охрана труда и горноспасательное дело. М., Недра, 1978г.

4.Гордеев Н.А. «Задачник по горным работам ,проведению и креплению горных выработок» ГНТИ литературы по горному делу 1961 г.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: рассчитывать паспорт БВР при проведении выработок, рассчитывать поперечное сечение подземных выработок, рассчитывать схемы проветривания, циклограмму. Выбирать схемы проветривания, способы вскрытия и системы разработки.

.

  • Экспертная оценка результатов выполнения практических работ;

  • Применение программного обеспечения при выполнении практических работ

  • Дифференцированный зачет

знать: горные работы и выработки; выемочно-погрузочные работы, вскрытие месторождений и способы проведения выработок вертикальных, наклонных, горизонтальных, крепление выработок, системы подземной разработки, современное состояние и перспективы развития горнодобывающих отраслей промышленности; особенности механизации, и автоматизации технологических процессов подземных горных работ

  • опрос

  • Экспертная оценка результатов выполнения проверочных работ;

  • Защита рефератов по темам разделов дисциплины

  • Экспертная оценка результатов при решении задач

  • Дифференцированный зачет

Источник

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский педагогический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель ____________________ Ф.И.О.

Подпись руководителя ОУ ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Полезные ископаемые»

Уровень образования: 4 класс

Количество часов 36

Учитель: Ваганова Карина Андреевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Полезные ископаемые» разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру для образовательных учреждений.

Цель изучения курса «Полезные ископаемые» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей.

Задачи:

1) сформировать понятия «Полезные ископаемые»;

2) познакомить с разнообразием полезных ископаемых и способами их добычи;

3) познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

4) развивать познавательную активность; умение характеризовать объекты окружающего мира; экологическое мышление;

5) воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Общая характеристика учебного курса

Значение курса «Полезные ископаемые» состоит в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о полезных ископаемых. Курс обладает широкими возможностями овладения компетентностями: умение проводить наблюдения и ставить опыты. Содержание курса имеет естественно-научную направленность.

Курс «Полезные ископаемые» знакомит учащихся с полезными ископаемыми мира и родного края. Их значение в хозяйстве, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение курса «Полезные ископаемые» в 4 классе выделяется 36 часов (1 час в неделю, 36 учебных недель в году).

Ценностные ориентиры учебного предмета

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Результаты изучения учебного курса

Личностные результаты: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы.

Метапредметные результаты: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Читайте также:  Разработка полезных ископаемых в хабаровском крае

Предметные: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, характерных для природной действительности; владение понятийным аппаратом; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; понимание роли и значения родного края в природе.

Содержание курса (36 ч)

Что такое полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых, твердые полезные ископаемые, каменный уголь, торф. Обобщающий урок по теме «Твердые полезные ископаемые». Строительные полезные ископаемые, гранит и известняк, песок, каменный уголь, торф. Жидкие полезные ископаемые. Гидроминеральные ресурсы. Подземные минеральные воды, пресные воды. Способы добычи полезных ископаемых. Экскурсия «Легенда». Меловые горы. Горное дело. Руды: железная, медная. Экскурсия на Железногорский ГОК. Обобщающий урок. Нерудные природные ископаемые. Нефть, газ, торф. Исследуем полезные ископаемые. Практическая работа. Полезные ископаемые в жизни людей. Камнесамоцветные полезные ископаемые. Полезные ископаемые на карте. Условные знаки. Своя игра по теме «Полезные ископаемые» Некоторые свойства металлов. Получение металлов. Их роль в жизни человека. Бережное использование при добыче и транспортировке полезных ископаемых. Рассмотрение образцов полезных ископаемых. Практическая работа. Полезные ископаемые стран мира. Полезные ископаемые Белоруссии. Полезные ископаемые Украины. Полезные ископаемые Китая. Полезные ископаемые Северной Америки. Полезные ископаемые Южной Америки. Практическая работа. Сравнение полезных ископаемых стран мира. Полезные ископаемые на Луне.

Знакомство учащихся с полезными ископаемыми, показать необходимость

и способы охраны подземных богатств.

Формирование представления о разнообразии полезных ископаемых; обоснование необходимости и раскрытие способов охраны полезных ископаемых.

Вода. Легко определяемые свойства воды. Ее распространение в природе и значение для живых организмов. Горные породы, их свойства. Металлы. Горючие полезные ископаемые.

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Знакомство с полезными ископаемыми стран мира.

Что такое полезные ископаемые. (1 час)

Виды полезных ископаемых(1 час)

Твердые полезные ископаемые(1 час)

Каменный уголь, торф(1 час)

Обобщающий урок по теме «Твердые полезные ископаемые»(1 час)

Контрольная работа по теме «Полезные ископаемые»(1 час)

Строительные полезные ископаемые: гранит, известняк, песок.(1 час)

Жидкие полезные ископаемые. Гидроминеральные ресурсы.(1 час)

Подземные минеральные воды. Подземные пресные воды.(1 час)

Полезные ископаемые родного края.

( 1 час)

Способы добычи полезных ископаемых.(1 час)

Экскурсия «Легенда». Меловые горы. (1 час)

Практическая работа сравнение свойств мела и известняка. (1 час)

Горное дело. (1 час)

Руды: железная, медная.(1 час)

Экскурсия на Железногорский ГОК (1 час)

Обобщающий урок. (1 час)

Нерудные природные ископаемые. (1 час)

Нефть, газ, торф. (1 час)

Исследуем полезные ископаемые. Практическая работа.

(1 час)

Полезные ископаемые в жизни людей. (1 час)

Камнесамоцветные полезные ископаемые. (1 час)

Полезные ископаемые на карте. Условные знаки. (1 час)

Своя игра по теме «Полезные ископаемые». (1 час)

Некоторые свойства металлов. (1 час)

Викторина: «Такие разные полезные ископаемые». (1 час)

Получение металлов. Их роль в жизни человека. (1 час)

Бережное использование при добыче и транспортировке полезных ископаемых. (1 час)

Рассмотрение образцов полезных ископаемых. Практическая работа. (1 час)

Полезные ископаемые стран мира. (1 час)

Полезные ископаемые Белоруссии. (1 час)

Полезные ископаемые Украины. (1 час)

Полезные ископаемые Китая. (1час)

Полезные ископаемые Северной Америки. (1 час)

Полезные ископаемые Южной Америки. (1 час)

Практическая работа. Сравнение полезных ископаемых стран мира. (1 час)

Полезные ископаемые на Луне. ( 1 час)

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства полезных ископаемых, их характеристики и значение в жизни человека.

Готовит в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии. Анализировать полученную в ходе экскурсии информацию, делать выводы.

Различать виды полезных ископаемых.

Характеризовать роль полезных ископаемых в жизни человека.

Наблюдать за особенностями добычи полезных ископаемых во время экскурсии.

Работать с информацией: извлекать из учебника, дополнительных источников информации необходимые сведения, готовить сообщения, обсуждать полученные сведения.

Участвовать в диспуте по бережному использованию полезных ископаемых.

Оценивать влияние человека на природы в ходе добычи полезных ископаемых.

Объяснять необходимость бережного использования полезных ископаемых.

Сравнивать полезные ископаемые разных стран мира, давать им характеристику.

Уметь работать с картой полезных ископаемых.

Различать виды полезных ископаемых и способы их добычи.

Работать в группе, коллективно искать необходимую информацию.

Моделировать потенциально опасные ситуации при добыче полезных ископаемых.

Источник