Рабочая программа по курсу полезные навыки

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Содержание программы рассчитано на детей  5 класса.

Возраст обучающихся- 10 -11 лет.

Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Полезные навыки»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

 Обучающиеся научатся:

– рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

       – выполнять доступные действия по самообслуживанию

     – использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

– анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

– организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

– понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

– экономно размечать материалы по шаблону;

– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

– выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»

Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности  «Полезные навыки» являются :

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;

– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

– Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

– Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

–  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

– Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

–  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

– Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Получат возможность научиться:

– формулировать своё собственное мнение и позицию

-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

– Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»  

                          5 класс. «Дарим людям радость»  ( 34 ч.)

Программа предусматривает задания, предлагающие разные   виды коллективного взаимодействия:  фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.

Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

1.        Человек в мире людей (3 ч.)

Человек не может существовать один. Беседа

Как жить в мире с другими людьми. Беседа

Что значит… «дарить людям радость»   анкетирование, социологический опрос.

2.        Удиви сувениром  ( 10 ч.)

Что такое сувенир. Просмотр презентации.

Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.

Игрушки – сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.

Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.

Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.

3.        Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)

Мы идем в гости. Практическое занятие.

«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.

В гости к бабушке идем.

Приглашаем гостей. Развивающее занятие.

Куда и как приглашают гостей.  Поиск и отбор информации.

Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.

Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.

Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.

Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.

Пишем сценарий для праздника мам.

4.        Подарок к празднику.( 10 ч.)

Проект подарка  на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.

Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.

Проект на тему  подарок к 23 февраля. Работа в группах

Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.

Изготовление именного подарка. Практическая работа.

Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа

3.Тематическое планирование курса

                                                                 5 класс ( 34ч.)

№ п/п

Наименование разделов

Кол- во часов

Характеристика деятельности обучающихся

    Человек в мире людей

    3

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

    2. Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

    3.Определять цель выполнения заданий

    во внеурочной деятельности,

    в жизненных ситуациях под руководством учителя.

    4.  Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

    5. Соблюдать  нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других.

      Удиви сувениром

      10

      1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

      2.Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

      3.Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

      4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

      Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        Иду в гости и приглашаю гостей

        10

        1.Оценка жизненных ситуаций  и поступков  одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

        2.Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

        3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных

        4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

          Подарок к празднику

          11

          1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.            3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями.

          4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков

          Итого

          34

          Источник

          Департамент образования города Ирктуска

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
          средняя общеобразовательная школа № 9

          ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

          664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

          Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru

          «СОГЛАСОВАНО»

          НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

          _____________________ _____________

          «29» августа 2016 г.

          «УТВЕРЖДАЮ»

          Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

          ____________________ ________________

          Приказ № _________ от ___________2016 г.

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          по _курсу «Полезные навыки»

          (название курса, предмета, дисциплины (модуля))

          для 8 классов

          социального педагога

          (учебный предмет или предметная область)

          Ашихминой Марии Александровны

          (Фамилия, имя, отчество)

          Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.

          Рабочая программа составлена на основе

          авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г

          (Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)

          Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета

          Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.

          Председатель НМС _____________(________________)

          подпись расшифровка

          Иркутск, 2016 г.

          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

          Цель программы:

          Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

          Задачи:

          • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

          • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

          • Учить детей эффективно общаться.

          • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

          • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

          Общая характеристика учебного предмета

          Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

          Программа содержит несколько основных блоков:

          Блок «Положительный образ «Я»

          Блок «Общение»

          Блок «Принятие решений»

          Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»

          Блок «Положительный образ «Я»

          Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

          Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.

          Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.

          Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.

          Блок «Общение»

          Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.

          Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.

          Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.

          Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.

          Блок «Принятие решений»

          Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.

          Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.

          Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.

          Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»

          Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.

          Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.

          Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.

          Описание места учебного предмета

          Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.

          Особенности содержания и структуры учебного предмета

          Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

          Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

          Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

          Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

          потребность у детей в здоровом образе жизни;

          создание системы профилактики в образовательном учреждении;

          разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

          формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

          взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

          Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Учебно-тематический план

          № п/п

          Наименование разделов курса, тем уроков

          Количество часов

          Дата

          Характеристика основных видов деятельности учащихся

          Основные требования к уровню подготовки учащихся

          Формы и виды контроля

          Примечание

          Знать

          Уметь

          1

          Мои ценности

          2

          28.01, 04.02

          Групповая дискуссия

          Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья

          Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих

          Фронтальный опрос

           

          2

          Красота и здоровье

          2

          11.02, 18.02

          Ролевое моделирование

          Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты

          Следить за своим здоровьем и красотой

          Рефлексия

           

          3

          О вреде курения

          1

          25.02

          Мозговой штурм

          Основные причины привычки курения и последствия

          Противостоять социальным стереотипам

          Открытое обсуждение

           

          4

          Возраст, доверие и независимость

          2

          04.03, 11.03

          Групповая дискуссия

          Понимание возрастных изменений

          Доверять людям и быть независимым в своих решениях

          Открытые рассуждения

           

          5

          Мое настроение и общение с людьми

          2

          18.03, 08.04

          Ролевое моделирование

          Как настроение влияет на общение с другими людьми

          Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества

          Фронтальный опрос

           

          6

          Тренинг навыков невербального общения

          2

          15.04, 22.04

          Выполнение тренинговых упражнений

          Основные особенности и важность невербального общения

          Владеть навыками невербального общения

          Рефлексия

           

          7

          Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

          2

          29.04, 06.05

          Выполнение тренинговых упражнений

          Положительные и отрицательные стороны своего выбора

          Отстаивать собственную точку зрения

          Рефлексия

           

          8

          Развлечения в компании

          2

          13.05, 20.05

          Ролевое моделирование

          Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ

          Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

          Открытое обсуждение

           

          9

          ВИЧ/СПИД

          2

          27.05,

          Учащиеся слушают учителя

          Негативное воздействие ВИЧ на организм

          Преодолевать жизненные трудности

          Фронтальный опрос

           

          Материально-технического обеспечение

          Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.

          Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.

          Список используемой литературы

          Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

          Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

          Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

          Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

          Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

          Источник