Рабочая программа общественно полезный труд в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО протокол № 5 от 23.05.2012г. рук. МО _______/Кузьменко И.А. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 _________ / Шипилова В.В. / 15 августа 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ № 1 ___________ / О.Н.Викарчук приказ № от_______2012 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Общественно полезный труд»
2-а класс
Учитель:Максимова Е.Б.
Квалификационная категория: первая
2012-2013г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр. |
Пояснительная записка………………………………………………..…3-7 |
Поурочное календарное планирование ……………………………….8 Лист корректировки…….……………………………………………… 9 |
Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10 |
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11 |
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.
Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Содержание программы
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание работы
Форма работы
Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .
Программы и проекты
«Труд лечит, а лень портит человека»
«Хитрая бумага»
Форма подведения итогов
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
3. Содержание программы
В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:
- Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
- Вводное занятие. Режим дня школьника.
- Организация дежурства в классе.
- Генеральная уборка в классе.
- Мои поручения дома.
1.5. Составить свой режим дня.
- Комнатные растения (6 ч.)
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.
2.1. Комнатные растения в доме.
2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
- Книжкина больница (5 ч.)
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
- Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
- Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
- Изготовление закладок для книг.
- Изготовление книжных обложек.
- Шефская помощь (5 ч.)
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
- Изготовление елочных игрушек.
- Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
- Проведение подвижных игр для дошкольников.
- Мероприятие, посвященное дню Книги.
- Берегите птиц (6 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
- Зимующие и перелетные птицы.
- Какую пользу приносят птицы.
- Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
- Экскурсия в березовую рощу.
- Рисунок птицы.
- Школьный двор – лучший двор (5ч.)
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
- Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
- Уборка территории школьного двора.
- Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
- Уход за многолетними растениями на территории школы.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | |
1. | Режим дня школьника. | 01.09 |
2. | Организация дежурства в классе. | 08.09 |
3. | Генеральная уборка в классе. | 15.09 |
4. | Мои поручения дома. | 22.09 |
5. | Составление своего режима дня. | 29.09 |
6. | Комнатные растения в доме. | 06.10 |
7. | Комнатные растения в классе. | 13.10 |
8. | Цветочные растения на клумбе. | 20.10 |
9. | Составление дизайна цветочной клумбы. | 10.11 |
10. | Генеральная уборка в классе. | 17.11 |
11. | Содержание в порядке своих книг и тетрадок. | 24.11 |
12. | Мелкий ремонт книг. | 01.12 |
13. | Уход за обувью. | 08.12 |
14. | Изготовление закладок для книг. | 15.12 |
15. | Изготовление книжных обложек. | 22.12 |
16. | Изготовление ёлочных игрушек. | 29.12 |
17. | Акция « Спешите делать добро» | 12.01 |
18. | Проведение подвижных игр для дошколят. | 19.01 |
19. | Классный час посвящённый дню Книги. | 26.01 |
20. | Генеральная уборка. | 02.02 |
21. | Беседа « Зимующие и перелётные птицы» | 09.02 |
22. | Какую пользу приносят птицы. | 16.02 |
23. | Акция «Помоги зимующим птицам». | 02.03 |
24. | Изготовление кормушки из бросового материала. | 09.03 |
25. | Разработка дизайна кормушки. | 16.03 |
26. | Экскурсия в берёзовую рощу. | 23.03 |
27. | Подбор корма для зимующих птиц. | 06.04 |
28. | Беседа на тему: «Уют в школьном дворе». | 13.04 |
29. | Уборка территории школьного двора. | 20.04 |
30. | Выращивание растений из семян для клумбы. | 27.04 |
31. | Уход за деревьями на территории школы. | 04.05 |
32. | Генеральная уборка в классе. | 11.05 |
33. | Личная гигиена школьника. | 18.05 |
34. | Гигиена одежды. | 25.05 |
Итого: 34 часа. |
III. Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
4. Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
- бережное отношение к окружающему миру,
- положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
- умения применять навыки взаимопомощи,
- формировать самостоятельность,
- навыки работы в коллективе;
- умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
- подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Литература ,используемая педагогом :
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :
1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.
2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.
Источник
Программа «Общественно-полезный труд»
3-б класс (2012-2013 уч.г.)
Пояснительная записка
Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.
Задачи:
Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.
Дать первоначальные представления о ведущей роли труда
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Развивать первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных.
4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
– развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
– вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Месяц | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Сентябрь | 1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы) 2. Уборка школьного двора 3. Практикум-дежурство по классу 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Беседа «Каждой вещи свое место!» 7. Сбор листьев для гербария. | |
Октябрь | 1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор) 2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы 3. Влажная уборка классной комнаты 4. Уход за комнатными растениями. 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к «Дню старшего поколения» | |
Ноябрь | 1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски 2. Изготовление кормушек 3. Сухая чистка одежды щеткой 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к «Дню матери» 8. Изготовление игрушек для детского сада; | |
Декабрь | 1. Акция «Птицам – нашу заботу» 2. Мытье стен и дверей классной комнаты 3. Изготовление наглядного материала. 4. Изготовление елочных игрушек 5. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы) 6. Организация своего рабочего места (дома). 7. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 8. Беседа «Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика» | |
Январь | 1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий 2. Посадка лука на зелень 3. Подкормка зимующих птиц 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Операция «Книжка заболела» 7. Беседа «Мой друг – режим», | |
Февраль | 1. Изготовление учебных пособий 2. Уход за растениями. 3. Мелкий ремонт учебников и книг 4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к 23 февраля 8. Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | |
Март | 1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки 2. Влажная уборка классной комнаты 3. Пересадка и размножение комнатных растений 4. Организация своего рабочего места (дома). 5. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 6. Открытки-самоделки «8 марта» | |
Апрель | 1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников 2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе 3. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате 4. Посев цветочно-декоративных растений 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. | |
Май | 1. Уборка школьного двора 2. Уход за цветочно-декоративными растениями 3. Мелкий ремонт учебников и книг 5. Организация своего рабочего места (дома). 6. Самообслуживание дома. Помощь родителям. 7. Поздравительная открытка к 9 мая |
Источник
Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»
Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №2
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению
« Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
- Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
– воспитание бережного отношения к окружающей среде;
– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Данный курс в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)
Личностные УУД
– ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
– систематизировать основополагающие элементы научного знания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– целеполагание;
– волевая саморегуляция;
-коррекция;
– оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
– смысловое чтение;
– выделение и формулирование учебной цели;
– планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
– умение выражать свои мысли;
– разрешение конфликтов, постановка вопросов;
– планирование совместной деятельности;
– управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Перспективно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||||||||||
1 2. | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | |||||||||||||
3. 4. | Уборка пришкольного участка. Сбор листьев для гербария. | |||||||||||||
5. | Выставка «Чудеса природы» | |||||||||||||
6. | Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» | |||||||||||||
7. | Сбор желудей и шишек, каштанов | |||||||||||||
8. | Генеральная уборка класса. | |||||||||||||
9. | Путешествие в страну «Золотая осень» | |||||||||||||
10 11. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | |||||||||||||
12 13. | Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы) | |||||||||||||
14. | Изготовление открыток к празднику «Мама! Нет слова дороже! | |||||||||||||
15. | Беседа «Кем я буду?» | |||||||||||||
16. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
17. | Акция добра (Подарки детям из центра «Надежда») | |||||||||||||
18. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | |||||||||||||
19. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | |||||||||||||
20. | Изготовление елочных игрушек | |||||||||||||
21. | Сбор макулатуры. | |||||||||||||
22. | Ремонт библиотечных книг | |||||||||||||
23. | Дарим подарки малышам (д/с №1) | |||||||||||||
24. | Коллективное панно «Наши защитники» | |||||||||||||
25. | «Рыцарский турнир» | |||||||||||||
26. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | |||||||||||||
27. | Открытки-самоделки к 8 Марта | |||||||||||||
28. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
29. | «Моя любимая бабушка»( готовим подарки) | |||||||||||||
30. | КВН «Птицы – наши друзья» | |||||||||||||
31. | Акция «Сделай скворечник» | |||||||||||||
32. | «Субботник» уборка школьной территории . Озеленение территории. | |||||||||||||
33. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе , солдат!» | |||||||||||||
34 35 | «Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке). Экскурсия на природу. | |||||||||||||
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Источник