Рабочая программа общественно полезный труд 2 класс

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В.        /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №  1

___________  / О.Н.Викарчук

приказ  №  от_______2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

2-а класс

Учитель:Максимова Е.Б.

Квалификационная категория: первая

 2012-2013г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                        Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..…3-7

Поурочное календарное  планирование ……………………………….8

Лист корректировки…….………………………………………………  9

Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

                                         Пояснительная записка

Внеурочная  деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание  программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание работы         

Форма работы        

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов        

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

                                              3. Содержание программы

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1.  Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2.  Организация дежурства в классе.
  3.  Генеральная уборка в классе.
  4.  Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2.  Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3.  Изготовление закладок для книг.
  4.  Изготовление книжных обложек.
  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3.  Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4.  Мероприятие, посвященное  дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2.  Какую пользу приносят птицы.
  3.  Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4.  Экскурсия в березовую рощу.
  5.  Рисунок птицы.
  1. Школьный двор – лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2.  Уборка территории школьного двора.
  3.  Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4.  Уход за многолетними растениями на территории школы.

                                   Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1.

Режим дня школьника.

01.09

2.

Организация дежурства в классе.

08.09

3.

Генеральная уборка в классе.

15.09

4.

Мои поручения дома.

22.09

5.

Составление своего режима дня.

29.09

6.

Комнатные растения в доме.

06.10

7.

 Комнатные растения в классе.

13.10

8.

Цветочные растения на клумбе.

20.10

9.

Составление дизайна цветочной клумбы.

10.11

10.

Генеральная уборка в классе.

17.11

11.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

24.11

12.

Мелкий ремонт книг.

01.12

13.

Уход за обувью.

08.12

14.

Изготовление закладок для книг.

15.12

15.

Изготовление книжных обложек.

22.12

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

29.12

17.

Акция « Спешите делать добро»

12.01

18.

Проведение подвижных игр для дошколят.

19.01

19.

Классный час посвящённый дню Книги.

26.01

20.

Генеральная уборка.

02.02

21.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы»

09.02

22.

Какую пользу приносят птицы.

16.02

23.

Акция «Помоги зимующим птицам».

02.03

24.

Изготовление кормушки из бросового материала.

09.03

25.

Разработка дизайна кормушки.

16.03

26.

Экскурсия в берёзовую рощу.

23.03

27.

Подбор корма для зимующих птиц.

06.04

28.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

13.04

29.

Уборка территории школьного двора.

20.04

30.

Выращивание растений из семян для клумбы.

27.04

31.

Уход за деревьями на территории школы.

04.05

32.

Генеральная уборка в классе.

11.05

33.

Личная гигиена школьника.

18.05

34.

Гигиена одежды.

25.05

Итого: 34 часа.

                                        III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

4. Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

                                Литература ,используемая педагогом :

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                            Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :                                      

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.

Источник

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                          «Средняя общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  23.05.2012г.

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

_________ / Шипилова В.В.        /

15 августа 2012 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №  1

___________  / О.Н.Викарчук

приказ  №  от_______2012 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

2-а класс

Учитель:Максимова Е.Б.

Квалификационная категория: первая

 2012-2013г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                        Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..…3-7

Поурочное календарное  планирование ……………………………….8

Лист корректировки…….………………………………………………  9

Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

                                         Пояснительная записка

Внеурочная  деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание  программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Содержание работы         

Форма работы        

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов        

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

                                              3. Содержание программы

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1.  Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2.  Организация дежурства в классе.
  3.  Генеральная уборка в классе.
  4.  Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

  1. Комнатные растения (6 ч.)

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

  1. Книжкина больница (5 ч.)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2.  Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3.  Изготовление закладок для книг.
  4.  Изготовление книжных обложек.
  1. Шефская помощь (5 ч.)

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3.  Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4.  Мероприятие, посвященное  дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2.  Какую пользу приносят птицы.
  3.  Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4.  Экскурсия в березовую рощу.
  5.  Рисунок птицы.
  1. Школьный двор – лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2.  Уборка территории школьного двора.
  3.  Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4.  Уход за многолетними растениями на территории школы.

                                   Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

1.

Режим дня школьника.

01.09

2.

Организация дежурства в классе.

08.09

3.

Генеральная уборка в классе.

15.09

4.

Мои поручения дома.

22.09

5.

Составление своего режима дня.

29.09

6.

Комнатные растения в доме.

06.10

7.

 Комнатные растения в классе.

13.10

8.

Цветочные растения на клумбе.

20.10

9.

Составление дизайна цветочной клумбы.

10.11

10.

Генеральная уборка в классе.

17.11

11.

Содержание в порядке своих книг и тетрадок.

24.11

12.

Мелкий ремонт книг.

01.12

13.

Уход за обувью.

08.12

14.

Изготовление закладок для книг.

15.12

15.

Изготовление книжных обложек.

22.12

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

29.12

17.

Акция « Спешите делать добро»

12.01

18.

Проведение подвижных игр для дошколят.

19.01

19.

Классный час посвящённый дню Книги.

26.01

20.

Генеральная уборка.

02.02

21.

Беседа « Зимующие и перелётные птицы»

09.02

22.

Какую пользу приносят птицы.

16.02

23.

Акция «Помоги зимующим птицам».

02.03

24.

Изготовление кормушки из бросового материала.

09.03

25.

Разработка дизайна кормушки.

16.03

26.

Экскурсия в берёзовую рощу.

23.03

27.

Подбор корма для зимующих птиц.

06.04

28.

Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».

13.04

29.

Уборка территории школьного двора.

20.04

30.

Выращивание растений из семян для клумбы.

27.04

31.

Уход за деревьями на территории школы.

04.05

32.

Генеральная уборка в классе.

11.05

33.

Личная гигиена школьника.

18.05

34.

Гигиена одежды.

25.05

Итого: 34 часа.

                                        III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР

4. Прогнозируемы результаты

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

                                Литература ,используемая педагогом :

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                            Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :                                      

1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.

2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.

Источник