Рабочая программа для кружка полезные навыки

Программа кружка «Полезные навыки»

Пояснительная записка

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.

Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Программа «Полезные навыки» имеет полное методическое оснащение и сопровождение, включающее:

  1. пособие для учителя (с поурочными разработками);
  2. рабочие тетради  для учащихся;
  3. книги для родителей.

Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность уроков.

В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом  и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.

Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.

Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ. Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще, поэтому своей цели программы достигнут, если будут введены с первого класса. В этом случае реализуются главные принципы программ: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний ребёнка одни и те же темы, повторяющиеся ежегодно, расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются на протяжении с 5-го по 7-й класс.

Роль учителя в проведении уроков по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.         Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье.

Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит  школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.

В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.

Направленность курса – социально-педагогическая.

Целью данного курса является:

  1. расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях:
  2. расширение знаний о полезных и вредных привычках;
  3. развитие умений ориентироваться в мире взрослых;
  4. занимать активную жизненную позицию;
  5. преодолевать трудности адаптации в современном обществе,
  6. повысить уровень социально-психологической компетенции подростков,
  7. снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

  1. умение безопасно и эффективно общаться,
  2. умение понимать и выражать свои чувства,
  3. умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

  1. уверенности в себе,
  2. честности,
  3. открытости,
  4. чувства юмора

и навыков

  1. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
  2. умения принимать решения,
  3. умения преодолевать кризисные ситуации.

3.  Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приёма психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодёжной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах профилактической работы.

Важность курса

Опыт показывает, что практически невозможно достичь успеха в профилактике наркомании в том случае, если аудитория не обладает определёнными личностными качествами и социальными навыками и ничего не предпринимается для того, чтобы развить их у подростков. В этом случае они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие. Более того, предоставление им информации о неблагоприятных эффектах наркотиков обычно провоцирует появление исследовательского интереса, что может привести к улучшению ситуации с употреблением наркотиков в данной группе. Поэтому неотъемлемой частью любого курса профилактики потребления наркотиков и других психоактивных веществ должны быть занятия, направленные на формирование гармоничной личности.

Актуальность курса

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией  наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры.

Форма проведения занятий

Важной особенностью профилактики потребления психоактивных веществ в целом и данного курса в частности является то, что эффективная работа невозможна без доверительных отношений между ведущим курса и учениками. Те знания, которые мы пытаемся донести до подростков, пока никак не поддаются никакому измерению или вычислению. По ним не публикуют справочников и сводных таблиц. Их или принимают на веру, или проверяют на собственном опыте. Если нет доверия к ведущему, то подростки просто не будут принимать их на веру: соответственно им придётся проводить эксперименты на себе. Именно поэтому подобному курсу не подходит обычная форма проведения уроков. Идеальный способ – дружеская беседа.                                              Курс рассчитан на 1 час в неделю, предназначен для учащихся 5-7 классов (средний школьный возраст – 11-14 лет).                                                                                                           Размер группы – 30 человек. Время проведения занятий – четверг в 8 часов 30 минут.                                                                                           Место проведения занятий – кабинет математики.                 Оборудование и материалы – интерактивная доска, рабочие тетради, пособие для учителя (разработки занятий).

Содержание материала

Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечания

1

Что такое психоактивное вещество?

1

2

Ингалянты.

1

3

Наркотики.

1

4

Соблюдай безопасность!

1

5

Опасные и безопасные места.

1

6

Вещества, которые могут попасть в организм.

1

7

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

1

8

Давление, влияние, ситуации…

1

9

Твои действия на давление, влияние, ситуации…

1

10

Есть риск, нет риска.

1

11

Ингалянты.

1

12

Моё здоровье.        

1

13

Вещества, ухудшающие моё здоровье.        

1

14

Тревожность.

1

15

Преодоление тревожности.

1

16

Как начать разговор?

1

17

Как поддерживать разговор?

1

18

Как завершить разговор?

1

19

Манипулирование.

1

20

Манипулирование и давление.

1

21

Наркотики.

1

22

Причины употребления наркотиков.

1

23

«Уловки дилеров»

1

24

Я и мои поступки.

1

25

Самооценка и самовоспитание.

1

26

План самовоспитания.

1

27

Как преодолеть стеснительность?

1

28

Ответственность и эгоизм.

1

29

Ответственность перед кем-то.

1

30

Ответственность за кого-то.

1

31

Что такое марихуана.

1

32

Правда и ложь о марихуане.

1

33

«Весёлая компания»

1

34

Вперёд к здоровью.

1

Список литературы

1. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.

2. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых  – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

3. . Кинчер Дж. Книга о тебе. – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.

4. Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.

5. Ягодинский В.Н.  Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственной    направленности  «Полезные навыки» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе основной образовательной программы основного общего образования МОБУСОШ им. М.П. Волкова с. Константиновка.

Содержание программы рассчитано на детей  5 класса.

Возраст обучающихся- 10 -11 лет.

Срок реализации программы –1 год ( 34 ч).

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Полезные навыки»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

 Обучающиеся научатся:

– рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

       – выполнять доступные действия по самообслуживанию

     – использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

– анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

– организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

– понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

– экономно размечать материалы по шаблону;

– отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

– выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»

Личностными результатами освоения учащимися курса «Полезные навыки» являются:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения внеурочной деятельности  «Полезные навыки» являются :

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы курса» являются:
В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
– формирование знаний о человеке как части биосферы, о взаимозависимости человека и био-сферы;

– развитие самостоятельной деятельности школьников, способностей к анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков, направленных на принятие решений.В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Обучающиеся научатся:

– Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

– Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

–  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

– Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

–  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

– Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Получат возможность научиться:

– формулировать своё собственное мнение и позицию

-учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

– Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Полезные навыки»  

                          5 класс. «Дарим людям радость»  ( 34 ч.)

Программа предусматривает задания, предлагающие разные   виды коллективного взаимодействия:  фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры, информационные технологии.

Методы : проблемный, поисковый, эвристический, исследовательский, проектный

1.        Человек в мире людей (3 ч.)

Человек не может существовать один. Беседа

Как жить в мире с другими людьми. Беседа

Что значит… «дарить людям радость»   анкетирование, социологический опрос.

2.        Удиви сувениром  ( 10 ч.)

Что такое сувенир. Просмотр презентации.

Сувениры к празднику. Декорирование деревянной ложки.

Игрушки – сувениры. Просмотр презентации. Творческий поиск. Изготовление сувениров- игрушек.

Русский сувенир. Изготовление сувениров из теста, роспись пасхального яйца, роспись матрешки.

Сувениры из природы. Экскурсия, проекты из природного материала.

3.        Иду в гости и приглашаю гостей. ( 11ч.)

Мы идем в гости. Практическое занятие.

«Не для того в гости идут…..» как себя вести, чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть. Игровые ситуации.

В гости к бабушке идем.

Приглашаем гостей. Развивающее занятие.

Куда и как приглашают гостей.  Поиск и отбор информации.

Как устроить праздник для гостей. Поиск и отбор информации.

Чем гостей нам удивить. Просмотр видеосюжетов.

Сценарий Дня рождения. Практическая работа в группах.

Сценарий Нового года. Практическая работа и проведение.

Пишем сценарий для праздника мам.

4.        Подарок к празднику.( 10 ч.)

Проект подарка  на тему. «Для любимой мамы». Работа в группах.

Новогодние подарки. Индивидуальные работы на тему.

Проект на тему  подарок к 23 февраля. Работа в группах

Проект на тему. «Подарок для любимого учителя» Работа в группах.

Изготовление именного подарка. Практическая работа.

Подарок к Рождеству Христову. Практическая работа

3.Тематическое планирование курса

                                                                 5 класс ( 34ч.)

№ п/п

Наименование разделов

Кол- во часов

Характеристика деятельности обучающихся

    Человек в мире людей

    3

    1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

    2. Уважать  свою семью,  своих родственников, окружающих людей в школе и вне ее.

    3.Определять цель выполнения заданий

    во внеурочной деятельности,

    в жизненных ситуациях под руководством учителя.

    4.  Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

    5. Соблюдать  нормы речевого этикета3. Слушать и понимать речь других.

      Удиви сувениром

      10

      1..Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

      2.Следовать режиму организации  внеучебной деятельности.

      3.Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

      4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

      Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        Иду в гости и приглашаю гостей

        10

        1.Оценка жизненных ситуаций  и поступков  одноклассников и близких людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

        2.Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

        3.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных

        4.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

          Подарок к празднику

          11

          1.Планировать предстоящую практическую работу с помощью учителя. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий с помощью учителя. 2.Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.            3.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Работа с инструментами и приспособлениями.

          4.Практическая деятельность: изготовление сувениров, подарков

          Итого

          34

          Источник