Противник вскрывающий ваши ошибки гораздо полезнее

Противник вскрывающий ваши ошибки гораздо полезнее thumbnail

Противник, вскрывающий ваши ошибки,

полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть

(Леонардо да Винчи)

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает», – эта известная фраза, с одной стороны, говорит о том, что возможно в жизни избежать каких-то ошибок, если не действовать, а с другой – о том, что любому человеку свойственно ошибаться. Но не всегда и не все люди замечают свои ошибки. Намного чаще мы встречаемся с ситуацией, когда человек обращает внимание своё и окружающих людей на чужие ошибки, забывая о своих. В такой ситуации важно, кто находится рядом с ним, кто друг, а кто враг ему. Леонардо да Винчи сказал: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Я считаю, что это сказано верно и мудро.

Ошибка – это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы относимся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и формирует нас как личность. Ошибки человек совершает всю свою жизнь. От них нельзя застраховаться, так как если ты действуешь, то не всегда можешь просчитать все возможные последствия. Если ты делаешь из совершённого выводы, анализируешь то, что сделал, – ты будешь допускать меньше ошибок. Но кто станет утверждать, что жизненные ситуации обязательно повторятся, чтобы использовать накопленный опыт?

Какую же роль в нашей жизни могут сыграть дружеские отношения, друзья? Народная мудрость не раз обращалась к теме дружбы: дерево живёт корнями, а человек друзьями; друзья познаются в беде; не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух. Мы привыкли к тому, что друг всегда поможет, подставит плечо в трудной ситуации. Но бывает и так: друг, чтобы не обидеть тебя, не осложнить с тобой отношения, не отзовётся отрицательно о твоём негативном поступке. И здесь думается о следующем: во-первых, друг допустил твой проступок или не осудил тебя за совершённое, не предпринял попытки сделать тебя лучше; а во-вторых, истинный ли это друг? Тут можно вспомнить пословицу: «Не бойся умного врага, а бойся глупого друга».

Дружба между людьми – тема достаточно яркая и в русской литературе. Мы видим её изображение в отношениях Онегина и Ленского, Печорина и Максима Максимыча, Базарова и Аркадия Кирсанова… Например, Аркадий Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» всецело поглощён своим кумиром-нигилистом, его в друге восхищает всё. Впоследствии Аркадий понимает, что идеи Базарова несвоевременны, они полностью разрушают этические каноны. Но сказать об этом Евгению он не решается… Тут и подумаешь: лучше бы у Базарова не было такого друга, который не смог настоять на своём мнении, не смог объяснить, что так жить нельзя. Ведь автор приводит главного героя к гибели именно из-за его нигилистических убеждений.

В жизни мы редко сталкиваемся с ситуацией, когда враг говорит нам о допущенной нами ошибке. Ведь потому он и враг, что скрывает проблему, делает тебе хуже. И если твой противник вдруг указал на допущенную ошибку – надо не отвергать это, а использовать. Ведь друг, как это проявилось в примерах выше, мог о твоём просчёте не сказать. А, возможно, и не враг он вовсе, а человек, которому небезразлична твоя жизнь.

Следовательно, стоит согласиться с высказыванием Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Тот, кто указал на допущенную ошибку, принесёт тебе больше пользы, чем тот, кто промолчит. Пусть даже это будет потенциальный враг – главное, что ошибка найдена и в дальнейшем можно избежать её повторения.

Источник

Противник, вскрывающий ваши ошибки,

     гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.

Леонардо да Винчи

Конфликтогенами мы называем слова, действия или бездействие (если требуется действие), могущие привести к конфликту.

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что последний не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к конфликтогену. Например, грубость не всегда приводит к конфликту, поэтому многие допускают ее, полагая, что «сойдет». Однако нередко грубость приводит к конфликту, то есть она является конфликтогеном.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Люди так удивляются, когда с ними ведёшь себя, как и они с тобой».

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Закон эскалации конфликтогенов

Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем.

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения. Если нам скажут неприятное слово, мы захотим сказать два, потом нам скажут пять, мы захотим ударить, а нас захотят застрелить. Поэтому ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

К сожалению, мы устроены весьма не совершенно, болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляя ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали более отвечает умение сдержаться, а еще лучше – простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, количество желающих «подставить другую щеку» не увеличивается, и это нормально.

    Проявление превосходства

Конфликтогены этого типа имеют следующие разновидности.

Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, сарказм, издевка.

Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Вы не могли этого не знать», «Вы умный человек, а поступаете…». Конфликтогеном является и снисходительный тон.

Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

Категоричность, безапелляционность, является проявлением самоуверенности и предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как: «Я считаю», «Я уверен», Вместо них более безопасно употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…».

Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советчик по существу занимает позицию превосходства.

Перебивание собеседника (повышение голоса или ситуация, когда один поправляет другого) показывает, что его мысли более ценны, и что именно его надо слушать.

Утаивание информации, которая является необходимым элементом жизнедеятельности, по мнению автора основным. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.

Информация может утаиваться по разным причинам, однако природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняется домыслами и слухами, которые бывают еще худшего свойства. Но более важно то, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.

Подшучивание. Обычно его объектом становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Если обратить свой взор к этологии, то подшучивающий во время изречения колкости излучает специфическую улыбку (половина рта с улыбкой, другая с оскалом), что воспринимается подсознанием как признак агрессии.

Напоминание (возможно и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

Известны случаи парадоксального поведения, когда спасенный (по прошествии определенного  времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек всякий раз заново переживал состояние полной беспомощности, и чувство благодарности постепенно вытеснялось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь.

Как избавиться от проявлений превосходства

Желающий добиться реального превосходства должен уяснить гениальную мысль выдающегося китайского мыслителя Лао-Цзы, который учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». Истинное превосходство проявляется не в его выпячивании, а в умении скрыто управлять окружающими. А это недостижимо без аттракции. Любые внешние проявления превосходства уничтожают аттракцию. Ведь человек – источник конфликтогенов – вызывает отрицательную реакцию окружающих. Еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

Источник

Õðèÿ — ãðå÷., 1. ó÷åíè÷åñêîå ñî÷èíåíèå, íàïèñàííîå ïî âñåì ïðàâèëàì ñòàðèí. ðèòîðèêè. 2. Ðå÷ü, ðàññóæäåíèå, ñîñòàâëåííîå ïî çàäàííûì ïðàâèëàì.
Åå öåëüþ áûëî îáúÿñíåíèå êàêîãî-ëèáî èçðå÷åíèÿ.  ÕIX â. â ðóññêèõ ãèìíàçèÿõ ñîçäàíèå õðèè áûëî îáû÷íûì çàäàíèåì ïî ðèòîðèêå. «Îõ óæ ýòè õðèè!» — âçäûõàëè ãèìíàçèñòû. Äåéñòâèòåëüíî, íàïèñàòü òåêñò-ðàññóæäåíèå, ñëåäóÿ îïðåäåëåííîé ñõåìå àðãóìåíòàöèè, — íåëåãêàÿ çàäà÷à. Íî â ïðîöåññå åå âûïîëíåíèÿ ðåáÿòà íåâîëüíî äîëæíû áûëè ðàçìûøëÿòü íàä ñëîæíûìè âîïðîñàìè ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ. À ÷àñòî ëè ìû â ïîâñåäíåâíîé æèçíè çàäóìûâàåìñÿ, ïî÷åìó, íàïðèìåð, ïðîòèâíèê, âñêðûâàþùèé íàøè íåäîñòàòêè, ïîëåçíåå äëÿ íàñ, ÷åì äðóã, ñêðûâàþùèé èõ, è íàä äðóãèìè ïîäîáíûìè ýòîìó âîïðîñàìè?

ÓÏÐÀÆÍÅÍÈÅ

ÏÐÈÑÒÓÏ

«Ïðîòèâíèê, âñêðûâàþùèé âàøè îøèáêè, ïîëåçíåå äëÿ âàñ, ÷åì äðóã, ïûòàþùèéñÿ èõ ñêðûòü», — ãîâîðèë Ëåîíàðäî äà Âèí÷è. Î÷åíü õî÷åòñÿ óñëûøàòü ëåñòü. Íî íåäîáðîæåëàòåëü ìóäðîìó ÷åëîâåêó, íåîáðåìåí¸ííîìó çàâûøåííîé ñàìîîöåíêîé, òîëüêî â ïîìîùü, êðèòèêîé çàñòàâëÿþùèé åãî çàäóìàòüñÿ, çàìå÷ó, íå ëèøíèé ðàç. Ëåñòü äðóãà, ïîðîþ, îêàçûâàòñÿ “ìåäâåæüåé óñëóãîé”, çàêðûâàþùóþ ãëàçà íà îøèáêè, êîòîðûå âñåãäà âîçìîæíû.

ÏÀÐÀÔÐÀÇÈÑ (îáüÿñíåíèå òåìû)

Ñàìîìó ÷åëîâåêó òðóäíî çàìåòèòü îøèáêè â ñâîèõ äåëàõ, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðûõ, íàïðèìåð, íà âîéíå, ìîãóò áûòü óæàñíû.  îïóáëèêîâàíèè ñòèõîâ èëè ïðîçû ýòî ïðîñòî êàçóñ. Õîòÿ è íåïðèÿòíû. Ïîýòîìó íàäî áûòü áëàãîäàðíûì òîìó, êòî ïîêàçûâàåò òåáå òâîè îøèáêè. Êàê áû ýòî íåáûëî áû íåïðèÿòíî.

ÏÐÎÒÈÂÍÀß ÕÐÈß (ïðîòèâîðå÷èÿ)

Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ëåñòü ëó÷øå, ÷åì ïðàâäà. Òîãäà òåðÿåòñÿ ñàìîêîíòðîëü è íà÷èíàåò êàçàòüñÿ, ÷òî íåïîãðåøèì, îøèáîê íåò è áûòü íå ìîæåò, íî òàê â æèçíè íå áûâàåò. (Ïîìíèòü î òîì íåîáõîäèìî). Ñëåäîâàòåëüíî, íàøå ïðåäïîëîæåíèå íåâåðíî.

ÄÎÂÎÄÛ

Ëüñòåö ñòàðàåòñÿ ïðèóìåíüøèòü, äðóçüÿ ñêðûâàþò òâîè îøèáêè, è òû íå äóìàåøü îá èõ ïîñëåäñòâèÿõ, ïðîòèâíèê æå çàìå÷àåò ìàëåéøèå ïðîìàõè, òû èõ óçíà¸øü è íå äîïóñêàåøü áîëüøèõ.

ÏÎÄÎÁÈÅ

 ýëåêòðè÷åñòâå, êàê èçâåñòíî, çàðÿäû äâóõ çíàêîâ; ÷òîáû ïîíÿòü ñâåò, íóæíà òüìà, ÷òîáû áûëè äðóçüÿ, íóæíû è âðàãè; äëÿ ðàâíîâåñèÿ êàêîãî-òî âèäà â ïðèðîäå íóæíû åãî âðàãè, íàïðèìåð, îëåíè âûðîæäàþòñÿ, åñëè íåò âîëêîâ. Åñëè âñïîìíèòü ïèñàòåëåé, òî ñëàáûå ïîýòû îòêàçûâàþòñÿ îò áîðüáû, âñòðå÷àÿ êðèòèêó.

ÏÐÈÌÅÐ

Èâàí Ãðîçíûé èçâåñòåí ñîâðåìåííîé èñòîðèè è èç ïåðåïèñêè ñî ñâîèì âðàãîì Êóðáñêèì. Åñëè áû å¸ íå áûëî, âñå ñ÷èòàëè áû ãîñóäàðÿ ëèøü íåâåæåñòâåííûì èçâåðãîì. À îêàçûâàåòñÿ, îí áûë âûñîêîêóëüòóðíûì è îáðàçîâàííûì ÷åëîâåêîì.

ÑÂÈÄÅÒÅËÜÑÒÂÎ

 Åâàíãåëèè ñêàçàíî: «Âîçëþáè âðàãà ñâîåãî», òàê êàê âðàã ëó÷øå, ÷åì êòî-ëèáî ïîêàæåò, ãäå òâîÿ ñëàáîñòü, è òû èçáåæèøü áîëüøèõ ãðåõîâ, îøèáîê, êîòîðûå ïðè÷èíÿò ãîðàçäî áîëüøå âðåäà.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ (ðåçþìå)

Äðóçåé ñòîèò âûáèðàòü íå èç òåõ ëþäåé, äëÿ êîòîðûõ òû àâòîðèòåò, à ïðàâäèâûõ è ðàâíûõ ñåáå. Êîòîðûå ñìîãóò íå òîëüêî ïîõâàëèòü çà äåéñòâèòåëüíûå óñïåõè, íî è óêàçàòü íà íåäî÷¸òû è íà ïóòè ðåøåíèÿ ïðîáëåì. Êðèòèêà íå ìîæåò áûòü çëîì. Õîòÿ, âîñïðèíèìàåòñÿ òàêîâîé èçëèøíå ýìîöèîíàëüíûìè ëè÷íîñòÿìè. Äðóãîå äåëî, êîãäà íà ïóòè âñòðå÷àþòñÿ êëåâåòíèêè è ãðóáèÿíû, êîòîðûì íåîáõîäèìî äàâàòü îòïîð, íî äîñòîéíûé è àðãóìåíòèðîâàííûé, ò÷àòåëüíî ïðîäóìàííûé, à íå èñòåðè÷íûå âûïàäû, ìîë, “ñàì äóðàê”.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 25.05.2008. Õðèÿ êàê ìû îòíîñèìñÿ ê êðèòèêå
  • 01.05.2008. Äîõëóþ ñîáàêó íå ïèíàþò.

Источник

Анна, речь вообще не об этом

Анна, ну да, я согласна с Алексеем. Но тут у людей приоритеты разные: самомовершенствование или поддержка-душевное равновесие.

Так для самосовершенствования есть враги. Зачем еще друзья должны ту же функцию выполнять?)

Анна, тут речь о том, что враги полезнее в этом плане.

Александра, кому как. По- моему мнению, настоящие друзья сейчас такая редкость, что они дороже золота. А врагов нажить- раз плюнуть. Достаточно в соц. сети зайти и честно высказать свое мнение)) И вам сразу расскажут обо всех ваших недостатках. Совершенствуйтесь на здоровье))

Анна, это другая область рассуждений)
Да никому не помешает совершенствоваться
Доступность нахождения врагов не умаляет их полезности)))
Хорошего Вам дня И, побольше друзей рядом

Анна, противник тратит уйму времени и сил, что бы понять тебя и победить. А друзья живут в зоне комфорта и пока всё в порядке им плевать, и даже если не в порядке, как правило им то же плевать. Так и выходит, что противник становится самым близким человеком.

Это иллюзия. Противник не тратит время, чтобы изучить меня, он проецирует на меня свои несовершенства. Зацепит или нет, ещё вопрос, если зацепил, значит мне тоже есть над чем поработать. Противников может быть множество, они могут так же “учить” всех, с кем сталкиваются. Друзья же видят меня чаще, общаются со мной часто, знают меня лучше. И если они станут вести себя так же, как враги, ставить на место, поучать, перевоспитывать, то они ничем не отличаются от врагов, даже хуже, потому что бьют точнее и больнее. А задачи дружбы другие, мне кажется. И быть другом неидеального человека гораздо труднее, чем ткнуть его лицом в его недостатки.

Анна, как назвать человека который говорит : ” В данной ситуации ты неправ, потому что упускаешь из вида следующие детали … и забываешь про вот эти детали … ” ?

Анна, вы слишком хорошего мнения о людях, несмотря на то что предвзяты. Противник – это тот кто напротив тебя. Друзья, как правило сзади, реже сбоку и крайне редко впереди тебя.

Анатолий, а как вы определяете, где друг, а где враг? Я вот не могу считать врагом человека, который так мягко и вежливо мне пытается объяснить, что я ошиблась)

Антон, ваше описание очень поэтично, но не совсем однозначно для понимания, потому спорить сложно) Лично для меня враги- те, кто пытается мне доказать, что я ничтожество, не способное мыслить и не имеющее право на свое мнение. Друзья же уважают мою точку зрения, даже если с ней не согласны.

Анна, ладно ))) попробуем по другому :Допустим я ношу усы. У меня выкатилась сопля и я её не чуствую. Говорю другу – пошли по бабам ? Он естественно меня поддерживает во всём ))) Выходим из подъезда и какой-то бичуган мне – ха ха даже сопли вытирать не научился, а куда-то собрался )))
А теперь внимание вопрос : Кто из них мне друг, а кто враг ? )))

Анна, более однозначней трудно сказать, но большинство случаев описывает без проблем. Все люди корыстны и эгоистичны, свои цели и стремления ставят превыше всего и другие люди лишь инструменты и расходный материал. Друзья, любящий человек и даже родители все без исключений преследуют корыстные цели. Все кто рядом используют тебя и это норма. Нас так воспитывают с детства. Нас с детства учат заблуждаться и ошибаться, и очень хвалят за ужасные поступки. Так что нет друзей, есть те кому выгодно быть рядом с тобой; нет врагов, есть те кто заблуждаются. Прежде чем судить и тем более осуждать человека попытай понять человека.

Анатолий, вы гиперболизируете до предела. Такое чувство, что ваши враги всегда говорят вам правду, а друзья всегда лгут и льстят. Речь в посте о том, кто полезнее для человека, разве нет? Могу привести другой пример, очень жизненный. Я надела платье старомодное, прошлого века. Мне оно нравится, мне оно дорого, как хорошее воспоминание. Враг мне говорит: ты что, сними, оно ужасное, это не модно, фу! А друг: ты прекрасно выглядишь, необычно, но тебе идет. Друг понимает прекрасно, что я не выгляжу супермоделью, но он уважает мое право на самовыражение и не хочет меня расстроить. Мое хорошее настроение ему важнее, да и вкусы у всех разные, не всегда то, что хорошо одному, подходит другому.

Антон, вы меня извините, но, по моему мнению, это у вас предвзятость к людям. Возможно, с точки зрения вашего опыта так и происходит вокруг вас, но у меня по другому жизнь складывалась. Есть среди моих близких люди, которые не подходят под ваше описание)

Анна, Молча поддерживающий друг в ситуации, если даже я не права = собираюсь прогуляться по тонкому льду, друг поддерживает

всякие “правдолюбы”, которым лишь бы свою правоту доказать = там лёд тонкий он и одного-то не выдержит, не лезьте туда = вражина )))

Анна, Вера творит чудеса и очень жуткие вещи. Но попробуйте не только верить, но и понять своих близких. Независимо от результата им будет приятно и они будут благодарны вам. Люди часто лгут и часто хотят что бы их разоблачили. А на себя я уже давно забил так же как и на весь мир.

Показать следующие комментарии

Источник

Ëåîíà;ðäî äè ñåð Ïüå;ðî äà Âè;í÷è (èòàë. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 àïðåëÿ 1452, ñåëåíèå Àíêèàíî, îêîëî ãîðîäêà Âèí÷è, áëèç Ôëîðåíöèè — 2 ìàÿ 1519, çàìîê Êëî-Ëþñå, áëèç Àìáóàçà, Òóðåíü, Ôðàíöèÿ) — èòàëüÿíñêèé õóäîæíèê (æèâîïèñåö, ñêóëüïòîð, àðõèòåêòîð) è ó÷¸íûé (àíàòîì, åñòåñòâîèñïûòàòåëü), èçîáðåòàòåëü, ïèñàòåëü, ìóçûêàíò, îäèí èç êðóïíåéøèõ ïðåäñòàâèòåëåé èñêóññòâà Âûñîêîãî Âîçðîæäåíèÿ, ÿðêèé ïðèìåð «óíèâåðñàëüíîãî ÷åëîâåêà» (ëàò. homo universalis).
**********************************************************
• È ïîèñòèíå âñåãäà òàì, ãäå íåäîñòàåò ðàçóìíûõ äîâîäîâ, òàì èõ çàìåíÿåò êðèê, ÷òî íå ñëó÷àåòñÿ ñ âåùàìè äîñòîâåðíûìè. Âîò ïî÷åìó ìû ñêàæåì, ÷òî òàì, ãäå êðè÷àò, òàì èñòèííîé íàóêè íåò, èáî èñòèíà èìååò îäíî-åäèíñòâåííîå ðåøåíèå, è êîãäà îíî îãëàøåíî, ñïîð ïðåêðàùàåòñÿ íàâñåãäà. È åñëè ñïîð âîçíèêàåò ñíîâà è ñíîâà, òî ýòà íàóêà — ëæèâàÿ è ïóòàíàÿ, à íå âîçðîäèâøàÿñÿ äîñòîâåðíîñòü.

• Èñòèíà áûëà åäèíñòâåííîé äî÷åðüþ âðåìåíè.

• Èñòèíà â êîíöå êîíöîâ íå îñòàåòñÿ ñêðûòîé.

• Èñòèííàÿ ëþáîâü ñêàçûâàåòñÿ â íåñ÷àñòüå. Êàê îãîíåê, îíà òåì ÿð÷å ñâåòèò, ÷åì òåìíåå íî÷íàÿ ìãëà.

• Èñòèííûå íàóêè — òå, êîòîðûå îïûò çàñòàâèë ïðîéòè ñêâîçü îùóùåíèÿ è íàëîæèë ìîë÷àíèå íà ÿçûêè ñïîðùèêîâ. Èñòèííàÿ íàóêà íå ïèòàåò ñíîâèäåíèÿìè ñâîèõ èññëåäîâàòåëåé, íî âñåãäà îò ïåðâûõ èñòèííûõ è äîñòóïíûõ ïîçíàíèþ íà÷àë ïîñòåïåííî ïðîäâèãàåòñÿ ê öåëè ïðè ïîìîùè èñòèííûõ çàêëþ÷åíèé, êàê ýòî ÿâñòâóåò èç ïåðâûõ ìàòåìàòè÷åñêèõ íàóê, íàçûâàåìûõ àðèôìåòèêîé è ãåîìåòðèåé, ò. å. ÷èñëà è ìåðû.

• Êàê òåïëàÿ îäåæäà çàùèùàåò îò ñòóæè, òàê âûäåðæêà çàùèùàåò îò îáèäû. Óìíîæàé òåðïåíèå è ñïîêîéñòâèå äóõà, è îáèäà, êàê áû ãîðüêà íè áûëà, òåáÿ íå êîñíåòñÿ.

• Êàê õîðîøî ïðîâåäåííûé äåíü ïðèíîñèò ñ÷àñòëèâûé ñîí, òàê ïëîäîòâîðíî ïðîæèòàÿ æèçíü äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèå.

• Êòî â ñòðàõå æèâåò, òîò è ãèáíåò îò ñòðàõà.

• Êòî íå êàðàåò çëà, òîò ñïîñîáñòâóåò, ÷òîáû îíî ñîâåðøèëîñü.

• Êòî íå öåíèò æèçíè, òîò íåäîñòîèí åå.

• Æàëîê òîò ìàñòåð, ïðîèçâåäåíèå êîòîðîãî îïåðåæàåò åãî ñóæäåíèå; òîò ìàñòåð ïðîäâèãàåòñÿ ê ñîâåðøåíñòâó èñêóññòâà, ïðîèçâåäåíèÿ êîòîðîãî ïðåâçîéäåíû ñóæäåíèåì.

• Æåëåçî ðæàâååò, íå íàõîäÿ ñåáå ïðèìåíåíèÿ, ñòîÿ÷àÿ âîäà ãíèåò èëè íà õîëîäå çàìåðçàåò, à óì ÷åëîâåêà, íå íàõîäÿ ñåáå ïðèìåíåíèÿ, ÷àõíåò.

• Æèâîïèñåö, ñìîòðè, ÷òîáû àë÷íîñòü ê çàðàáîòêó íå ïðåîäîëåëà â òåáå ÷åñòè èñêóññòâà, èáî çàðàáîòîê ÷åñòè êóäà çíà÷èòåëüíåå, ÷åì ÷åñòü áîãàòñòâà.

• Æèâîïèñü ñïîðèò è ñîðåâíóåòñÿ ñ ïðèðîäîé.

• Æèâîïèñü — ýòî ïîýçèÿ, êîòîðóþ âèäÿò, à ïîýçèÿ — ýòî æèâîïèñü, êîòîðóþ ñëûøàò.

• Çà ñëàäêîå ïðèõîäèòñÿ ãîðüêî ðàñïëà÷èâàòüñÿ.

• Îñåë ãîòîâ ñíîñèòü âñå òÿãîòû è îãîð÷åíèÿ. À óïðÿìûì åãî âåëè÷àåò âñÿê, êîìó ñàìîìó íåäîñòàåò âûäåðæêè è òåðïåíèÿ.

• Îñêîðáëÿÿ äðóãîãî, òû íå çàáîòèøüñÿ î ñàìîì ñåáå.

• Îò íàøèõ ðîäèòåëåé ìû ïîëó÷èëè âåëè÷àéøèé è áåñöåííûé äàð — æèçíü. Îíè âñêîðìèëè è âçðàñòèëè íàñ, íå æàëåÿ íè ñèë, íè ëþáâè. È òåïåðü, êîãäà îíè ñòàðû è áîëüíû, íàø äîë㠗 âûëå÷èòü è âûõîäèòü èõ!

• Ïå÷àëüíàÿ ó÷àñòü îæèäàåò òîãî, êòî íàäåëåí òàëàíòîì, íî âìåñòî òîãî, ÷òîáû ðàçâèâàòü è ñîâåðøåíñòâîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè, ÷ðåçìåðíî âîçíîñèòñÿ è ïðåäàåòñÿ ïðàçäíîñòè è ñàìîëþáîâàíèþ. Òàêîé ÷åëîâåê ïîñòåïåííî óòðà÷èâàåò ÿñíîñòü è îñòðîòó óìà, ñòàíîâèòñÿ êîñíûì, ëåíèâûì è îáðàñòàåò ðæàâ÷èíîé íåâåæåñòâà, ðàçúåäàþùåé ïëîòü è äóøó.
***
• Ïîäîáíî òîìó êàê õîðîøî ïðîæèòûé äåíü ïðèíîñèò ñ÷àñòëèâûé ñîí, òàê è õîðîøî ïðîæèòàÿ æèçíü âëå÷åò çà ñîáîé ñ÷àñòëèâóþ ñìåðòü.

• Ïîçíàíèå ñòðàí ìèðà — óêðàøåíèå è ïèùà ÷åëîâå÷åñêèõ óìîâ.

• Ïîèñòèíå âñåãäà òàì, ãäå íåäîñòàåò ðàçóìíûõ äîâîäîâ, èõ çàìåíÿåò êðèê.

• Ïîèñòèíå òîò, êòî íå öåíèò æèçíü, åå íå çàñëóæèâàåò.

• Ïðèîáðåòàé â þíîñòè òî, ÷òî ñ ãîäàìè âîçìåñòèò òåáå óùåðá, ïðè÷èíåííûé ñòàðîñòüþ. È, ïîíÿâ, ÷òî ïèùåé ñòàðîñòè ÿâëÿåòñÿ ìóäðîñòü, äåéñòâóé â þíîñòè òàê, ÷òîáû ñòàðîñòü íå îñòàëàñü áåç ïèùè.

• Êòî ñïîðèò, ññûëàÿñü íà àâòîðèòåò, ïðèìåíÿåò íå ñâîé óì, à ñêîðåå ïàìÿòü. Õîðîøàÿ ó÷åíîñòü, ðîäèëàñü îò õîðîøåãî äàðîâàíèÿ; è òàê êàê íàäîáíî áîëåå õâàëèòü ïðè÷èíó, ÷åì ñëåäñòâèå, òû áîëüøå áóäåøü õâàëèòü õîðîøåå äàðîâàíèå áåç ó÷åíîñòè, ÷åì õîðîøåãî ó÷åíîãî áåç äàðîâàíèÿ.

• Êóðû ïîä îäíîé êðûøåé æèâóò â ìèðå è ñîãëàñèè, à äâà ïåòóõà íèêîãäà íå ìîãóò óæèòüñÿ â îäíîì êóðÿòíèêå — óæ òàêîâà èõ ïðèðîäà.

• Ëó÷øå ñìåðòü, ÷åì óñòàëîñòü.

• Ëó÷øå óìåðåòü, ÷åì ìàÿòüñÿ â íåâîëå.

• Ëþáîå ïðåïÿòñòâèå ïðåîäîëåâàåòñÿ íàñòîé÷èâîñòüþ.

• Íàóêà — êàïèòàí, à ïðàêòèêà — ñîëäàòû.

• Íå âñåãäà õîðîøî òî, ÷òî êðàñèâî. È ýòî ÿ ãîâîðþ äëÿ òåõ æèâîïèñöåâ, êîòîðûå òàê âëþáëåíû â êðàñîòó êðàñîê, ÷òî ñ áîëüøèì ñîæàëåíèåì ïðèäàþò èì ñàìûå ñëàáûå è ïî÷òè íåîùóòèìûå òåíè, íåäîîöåíèâàÿ èõ ðåëüåôíîñòè.  ýòîé îøèáêå îíè ïîäîáíû òåì, êòî óïîòðåáëÿåò êðàñèâûå, íî íè÷åãî íå ãîâîðÿùèå ñëîâà.

• Íèêîãäà íå ñëåäóåò ãíóøàòüñÿ äîáðûì ñîâåòîì, îñîáåííî êîãäà íàõîäèøüñÿ â íåçíàêîìîì ìåñòå.

• Çíàíèÿ, íå ðîæäåííûå îïûòîì, ìàòåðüþ âñÿêîé äîñòîâåðíîñòè, áåñïëîäíû è ïîëíû îøèáîê.

• È äëÿ ëüâà âûäàþòñÿ íåñ÷àñòëèâûå äíè, êîãäà âñå èäåò øèâîðîò-íàâûâîðîò è íà êàæäîì øàãó ïîäñòåðåãàþò çëîêëþ÷åíèÿ.

•  ÷èñëå ãëóïöîâ åñòü íåêàÿ ñåêòà, íàçûâàåìàÿ ëèöåìåðàìè, êîòîðûå áåñïðåðûâíî ó÷àòñÿ îáìàíûâàòü ñåáÿ è äðóãèõ, íî áîëüøå äðóãèõ, ÷åì ñåáÿ, à â äåéñòâèòåëüíîñòè îáìàíûâàþò áîëüøå ñàìèõ ñåáÿ, ÷åì äðóãèõ.

• Ãäå äóõ íå âîäèò ðóêîé õóäîæíèêà, òàì íåò èñêóññòâà.

• Ñëàâà â ðóêàõ òðóäà.

• Ñóùåñòâóåò òðè ðàçíîâèäíîñòè ëþäåé: òå, êòî âèäèò; òå, êòî âèäèò, êîãäà èì ïîêàçûâàþò; è òå, êòî íå âèäèò.

• Ñ÷àñòüå äîñòàåòñÿ òîìó, êòî ìíîãî òðóäèòñÿ.

• Òàê æå, êàê ïîãëîùåíèå ïèùè áåç óäîâîëüñòâèÿ ïðåâðàùàåòñÿ â ñêó÷íîå ïèòàíèå, òàê çàíÿòèå íàóêîé áåç ñòðàñòè çàñîðÿåò ïàìÿòü, êîòîðàÿ ñòàíîâèòñÿ íåñïîñîáíîé óñâàèâàòü òî, ÷òî îíà ïîãëîùàåò.

• Ïðèðîäà òàê îáî âñåì ïîçàáîòèëàñü, ÷òî ïîâñþäó òû íàõîäèøü, ÷åìó ó÷èòüñÿ.
***
• Ïðîñè ñîâåòà ó òîãî, êòî óìååò îäåðæèâàòü ïîáåäû íàä ñàìèì ñîáîþ.

• Ïðîòèâíèê, âñêðûâàþùèé âàøè îøèáêè, ãîðàçäî ïîëåçíåå, ÷åì äðóã, ñêðûâàþùèé èõ.

• Ñèÿþùàÿ êðàñîòà þíîñòè óìåíüøàåòñÿ â ñâîåì ñîâåðøåíñòâå îò ÷ðåçìåðíûõ è ñëèøêîì èçûñêàííûõ óêðàøåíèé.

• Òîëüêî ñ ïîëüçîé ïðîæèòàÿ æèçíü äîëãà.

• Óìåðåííîñòü ñëóæèò íàäåæíîé çàùèòîé îò ïîðîêîâ.

• ß ïðåäïî÷èòàþ ñìåðòü óñòàëîñòè. ß íèêîãäà íå óñòàþ ñëóæèòü äðóãèì.

• Ãäå óìèðàåò íàäåæäà, òàì âîçíèêàåò ïóñòîòà.

• Ãëàçà è óøè, îõî÷èå äî ÷óæèõ ñåêðåòîâ, âñåãäà íàéäóòñÿ.

• Äà ðàçâå òàéíó äîëãî óáåðåæåøü, êîëè ìèðñêàÿ ìîëâà, ÷òî ìîðñêàÿ âîëíà, âñå âûïëåñêèâàåò íàðóæó.

• Åñëè âñå êàæåòñÿ ëåãêèì, ýòî áåçîøèáî÷íî äîêàçûâàåò, ÷òî ðàáîòíèê âåñüìà ìàëî èñêóñåí è ÷òî ðàáîòà âûøå åãî ðàçóìåíèÿ.

• Åñëè çàïàñòèñü òåðïåíèåì è ïðîÿâèòü ñòàðàíèå, òî ïîñåÿííûå ñåìåíà çíàíèÿ íåïðåìåííî äàäóò äîáðûå âñõîäû. Ó÷åíüÿ êîðåíü ãîðåê, äà ïëîä ñëàäîê.

• Áåçäåëüíèêà õëåáîì íå êîðìè, à äàé ïîðàññóæäàòü, äà è â óìåíèè î÷åðíèòü äðóãèõ åìó íå îòêàæåøü. Îí âñåãäà ãîòîâ íàéòè îïðàâäàíèå ñîáñòâåííîé íèê÷åìíîñòè.

• Áûëî âèíî ïîãëîùåíî ïüÿíèöåé — è ýòî âèíî îòîìñòèëî ïðîïîéöå.

•  ïðèðîäå âñå ìóäðî ïðîäóìàíî è óñòðîåíî, âñÿê äîëæåí çàíèìàòüñÿ ñâîèì äåëîì, è â ýòîé ìóäðîñòè — âûñøàÿ ñïðàâåäëèâîñòü æèçíè.

• Âðåä ïðèíîñèøü òû, åñëè õâàëèøü, íî åùå áîëüøå âðåäà, åñëè ïîðèöàåøü òî, â ÷åì ìàëî ñìûñëèøü.

• Âñÿêàÿ æèçíü, õîðîøî ïðîæèòàÿ, åñòü äîëãàÿ æèçíü.

• Âñÿê, êòî æåëàåò èìåòü âåðíûõ äðóçåé, äîëæåí áûòü äîáðûì è òåðïèìûì, ïðîÿâëÿÿ âíèìàíèå ê ÷óæèì íóæäàì. Ïî÷åò è óâàæåíèå äîáûâàþòñÿ íå ñèëîé, à âåëèêîäóøèåì è ãîòîâíîñòüþ ïîäåëèòüñÿ ñ íóæäàþùèìñÿ ïîñëåäíèì êóñêîì.
***
Öåðêîâíèêè òîðãóþò Ðàåì, îáèðàÿ äîâåð÷èâûõ ëþäåé.
***

Источник