Производственные процессы при добыче полезных ископаемых

Горные работы на карьерах заключаются в выемке, перемещении и складировании полезных ископаемых, и вскрышных пород. Соответственно выделяют основные производственные процессы: подготовка пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, перемещение (транспортирование) горной массы, складирование (отвалообразование) пустых пород и разгрузка или складирование полезного ископаемого. Если на карьере производится первичное обогащение или переработка полезного ископаемого до конечного продукта, они также входят в состав основных процессов.

Каждому основному процессу соответствуют вспомогательные работы, производство которых позволяет осуществлять основной процесс или облегчает его.

Помимо этого на карьерах выполняется ряд общих вспомогательных процессов (электроснабжение, вентиляция, водоотлив, опробование полезных ископаемых, ремонты оборудования и др.), обеспечивающих производство горных работ.

Основными способами механизации производственных процессов являются экскаваторный, гидравлический и комбинированный (их сочетание). При экскаваторном способе основные производственные процессы осуществляют с помощью различных механических средств (экскаваторов, скреперов, механических видов транспорта и др.), а при гидравлическом – с помощью воды и специального оборудования. Экскаваторный способ универсален, посредством его выполняется до 95 % объемов горных и массовых земляных работ. Гидравлический способ применяется преимущественно для разработки пород, легко поддающихся размыву и транспортированию водой, при наличии источников воды и достаточно дешевой электроэнергии.

Подготовка горных пород к выемке производится с целью обеспечения безопасности горных работ, качества добываемого сырья, технической возможности и наилучших условий применения технических средств в последующих процессах. Подготовка включает осушение горных пород, подлежащих извлечению в данный период разработки (при экскаваторном способе механизации), разупрочнение и изменение их агрегатного состояния, разрушение (разрыхление) породного массива и другие виды воздействия на горные породы для облегчения их разработки.

Способ подготовки горных пород к выемке зависит, прежде всего, от вида, агрегатного состояния и физических свойств пород в массиве, мощности предприятия, наличия технических средств, предъявляемых требований к качеству добываемого сырья, а также от природных условий производства работ. Удельные затраты на подготовку горных пород к выемке в общих затратах на разработку изменяются от 5 до 40 %.

Выемка мягких связных, песчаных, естественно мелкоразрушенных пород и щебеночно-гравийной массы в обычном состоянии успешно производится всеми видами выемочно-погрузочного оборудования (подготовка совмещена с выемкой в пространстве, времени и по средствам механизации). При гидравлическом способе совмещенные подготовка и выемка пород заключаются в непосредственном размыве их струей воды.

Выемка плотных и наименее прочных полускальных пород также может осуществляться непосредственно из массива выемочными машинами с повышенными усилиями резания. Если развиваемые усилия выемочных машин недостаточны, подготовка таких пород к выемке заключается в предварительном механическом разрыхлении или в редких случаях взрывании.

При гидравлическом способе предварительная подготовка плотных пород осуществляется путем напорного или безнапорного водонасыщения, механического рыхления или взрывным способом.

Мерзлые породы предыдущих типов только при небольших отрицательных температурах могут разрабатываться непосредственно выемочными машинами с повышенными усилиями резания; как правило, они требуют подготовки механическим или взрывным способом или предварительного оттаивания. Применяются также методы предохранения пород от промерзания.

Полускальные хрупкие и очень хрупкие породы могут успешно и экономично подготавливаться к выемке посредством механического разрыхления.

Скальные и полускальные породы обычно подготавливаются к выемке взрывным способом. Процессами подготовки в этом случае являются бурение скважин и взрывание.

Бурение скважин производится буровыми станками вращательного (шарошечного и шнекового), ударного, ударно-вращательного, огневого бурения. Применяются в основном аммиачно-селитренные взрывчатые вещества (ВВ). Для бурения шпуров используются пневматические перфораторы.

Вторичное дробление негабаритных кусков осуществляется взрывным способом (шпуровыми и иногда накладными зарядами) и реже механическим и электротермическим способами. Для выполнения этих работ применяются ручные и колонковые перфораторы и передвижные компрессоры, бутобои (в основном пневматические), электроконтактные установки и др.

Выемочно-погрузочные работы заключаются в извлечении горной массы из забоя (выемка), ее погрузке – перемещении и разгрузке в транспортные средства или в отвал. Обычно выемка и погрузка выполняются одной машиной или одним комплексом забойных машин.

Выемка мягких и сыпучих пород может осуществляться экскаваторами всех видов и классов, землеройно-транспортирующими (при небольших расстояниях перемещения) и погрузочно-транспортирующими машинами (колесные скреперы, бульдозеры, одноковшовые погрузчики). Выемка плотных пород производится мехлопатами или роторными экскаваторами с повышенными усилиями копания. Выемка угля из тонких пластов возможна агрегатами вращательного бурения – шнекобуровыми машинами. Для подготовки и выемки пильного камня применяются камнерезные машины. Выемка взорванных пород осуществляется мехлопатами.

Вспомогательные работы при выемке и погрузке заключаются в планировке площадки для экскаватора, очистке их ковшей и ходовой части от налипшей и примерзшей породы, уборке просыпей при погрузке, зачистке кровли залежи, оборке откоса уступа, перемещении кабеля, доставке запасных частей и материалов и др.

Для выполнения этих работ используются бульдозеры, скреперы, отвальные плуги, навесные приспособления к ковшам экскаваторов, самоходные и навесные кабельные барабаны, специально оборудованные автомашины и железнодорожные платформы и др.

Процесс перемещения пород – наиболее трудоемкий и дорогостоящий (составляет 30 – 70 % общих затрат). На каждом карьере ежегодно разрабатывают и перемещают от десятков тысяч до сотен миллионов тонн горной массы. Расстояния транспортирования вскрышных пород из забоев в отвалы, а полезного ископаемого – к приемным бункерам потребителей составляют от нескольких десятков метров до десятков километров. Общая длина транспортных коммуникаций на крупных карьерах составляет сотни километров. Иногда породы от пункта погрузки до пункта разгрузки перемещают экскаваторами, скреперами, бульдозерами, земснарядами, но чаще – разнообразными средствами карьерного транспорта. Важнейшая особенность перемещения горных пород – нестационарное положение погрузочных (забоев) и разгрузочных пунктов на отвалах, вследствие этого транспортные коммуникации регулярно удлиняются или укорачиваются и передвигаются с выполнением трудоемких вспомогательных работ.

При экскаваторном способе выемки перемещение разрыхленных плотных, мягких и сыпучих пород может осуществляться всеми основными видами карьерного транспорта: железнодорожным, автомобильным и конвейерным. Разрушенные породы всех типов успешно перемещаются железнодорожным и автомобильным транспортом, а мелкоразрушенные – конвейерным в специальном исполнении.

Подвижной состав железнодорожного транспорта состоит из полувагонов или думпкаров и локомотивов (электровоз, тепловоз). Широко применяются автосамосвалы, реже – тягачи с полуприцепами и прицепами, автопоезда, дизель-троллейвозы. Из разнообразных типов конвейеров наибольшее распространение получили ленточные.

Перемещение одного и того же груза может осуществляться как одним, так и последовательно разными видами транспорта (комбинированный транспорт). В этом случае наиболее часто из забоев горная масса перемещается автосамосвалами, а далее железнодорожным или конвейерным, скиповым транспортом, по рудоспускам и рудоскатам, канатно-подвесным дорогам, гидравлическим транспортом. Для перегрузки пород из одних транспортных средств в другие устраиваются специальные перегрузочные пункты (эстакады, бункера и др.); они необходимы также при перегрузке полезного ископаемого из карьерных транспортных средств в вагоны МПС.

Вспомогательные транспортные работы заключаются в строительстве, текущем содержании и ремонте транспортных коммуникаций, периодическом перемещении части их по мере отработки уступов, текущем содержании подвижного состава.

Гидротранспортирование горной массы подразделяется на самотечное (по канавам, лоткам, трубам за счет уклона) и напорное – по трубопроводам (пульповодам) за счет перекачивания землесосами или с помощью гидроэлеваторов и других средств.

Отвалообразование заключается в приемке и размещении вскрышных пород и длительно складируемого полезного ископаемого на специально отводимых площадях; удельный вес расходов на отвалообразование составляет 5 – 20 %. Отвалообразование может выполняться как специальными отвальными машинами и механизмами, так и средствами механизации других производственных процессов.

При доставке разрыхленных плотных, мягких и сыпучих пород железнодорожным транспортом могут применяться мехлопаты и драглайны, многоковшовые отвальные экскаваторы, отвальные плуги, бульдозеры и колесные скреперы. При разгрузке мелко- и средневзорванных пород могут применяться мощные драглайны, бульдозеры и большегрузные скреперы. Мехлопаты, а также отвальные плуги практически могут использоваться при складировании любых взорванных пород.

При доставке всех типов пород автомобильным транспортом в качестве отвального оборудования применяются бульдозеры, а при доставке конвейерным транспортом – консольные отвалообразователи.

Совокупность взаимосвязанных производственных процессов, обеспечивающая изменение агрегатного состояния вскрышных пород и полезного ископаемого, а также их погрузку, перемещение и складирование составляет технологию разработки месторождения.

Технология и механизация горных работ базируются на принципах поточности, совмещения и независимости процессов, обеспечения кратчайшего расстояния перемещения горной массы, сокращения числа и объемов вспомогательных работ, минимума производственных затрат и максимума прибыли от реализации продукции.

Источник

(Этапы открытой разработки месторождений, их содержание и назначение. Основные производственные процессы открытых горных работ, сущность, назначение и средства механизации)

Разработка МПИ открытым способом включает четыре этапа

Первый этап – подготовительный. Цель горных работ этого этапа – создать благоприятные условия для безаварийной и высокопроизводительной работы горного и транспортного оборудования.

Задачи этого периода:

– подготовка поверхности месторождения к горным работам;

– осушение месторождения и ограждение его от вод поверхностного стока.

Подготовка поверхности заключается в удалении естественных и искусственных препятствий, мешающих разработке месторождения. В этот период, обычно, требуется: – вырубить лес и кустарник, удалить торф и плодородный слой земли, отвести поверхностные воды, осушить водоемы, снести здания и сооружения на площади карьера, подготовить место для размещения отвалов пустых пород, подвести к карьеру железную и шоссейные дороги, линии электропередачи и водоснабжения, построить производственные, служебные и жилые помещения.

Осушение месторождения выполняют в целях придания большей устойчивости откосов уступов, предотвращения оползней пород в бортах карьера, создания благоприятных и безопасных условий для работы людей, машин и транспортных средств в карьере.

Второй этап – строительный. В этот период осуществляются работы по удалению покрывающих и вмещающих пород для обеспечения доступа к полезному ископаемому и систематического производства вскрышных и добычных работ. В этот период проводят капитальные и разрезные траншеи и создают устойчивый фронт добычных и вскрышных работ. Этот период иногда называют горно-капитальным так, как в этот период создаются основные фонды предприятия. Финансовые затраты этого периода носят название – первоначальные капитальные затраты. По окончании строительного периода карьер сдается в эксплуатацию и начинает функционировать как хозрасчетная производственная единица. При разработке крутопадающих месторождений, работы по подготовке новых горизонтов (проходка траншей, съездов), обеспечивающих транспортную связь вскрываемого горизонта с лежащими выше, также относятся к горно-капитальным.

Третий этап – эксплуатационный. Горные работы этого периода заключаются в систематическом удалении вскрышных пород в объемах обеспечивающих требуемую длину фронта очистных, и ведении очистные работ в объемах, соответствующих требованиям плана добычи по объему и качеству полезного ископаемого.

Четвертый этап – период погашения горных работ. Характеризуется постепенным завершением горных работ на вскрышных и добычных горизонтах в связи с погашением запасов, демонтажем горного оборудования и транспортных коммуникаций. В этот же период выполняются работы по рекультивации земель, нарушенных горными работами.

Во всех периодах работы карьера основными работами являются горно-капитальные, вскрышные и добычные работы. Целью этих работ является выемка определенного объема пород из массива, а содержание работ по выемке пород – рядом характерных производственных процессов выполнение которых требует определенной технологии и специальных средств механизации.

3.1. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЕ ПРОЦЕССЫ ОТКРЫТЫХ РАБОТ

Основными производственными процессами открытых горных работ являются:

– подготовка горных пород к выемке;

– выемочно-погрузочные операции;

– перемещение горной массы;

– отвалообразование вскрышных пород;

– складирование добытого полезного ископаемого.

Процесс подготовки горных пород к выемке включает широкий перечень мероприятий, направленных на изменение естественного состояния горных пород с целью обеспечения эффективной их выемки. В практике открытых горных работ при подготовке горных пород к выемке наибольшее распространение нашел буровзрывной способ, предназначенный для отделения полускальных и скальных пород от массива и дробления их до кусков заданных размеров.

Выемочно-погрузочные операции предназначены для извлечения горной массы непосредственно из массива или из навала и погрузки их в транспортные средства. Выемка и погрузка обеспечивается одной машиной.

Процесс перемещения горной массы состоит в организации четкой и бесперебойной работы транспортных средств обеспечивающих своевременную перевозку значительных объемов в пределах карьера и за его пределами.

Отвалообразование вскрышных пород и складирование добытого полезного ископаемого заключается в приеме и размещении горной массы и полезного ископаемого на специально отведенных площадях при соблюдении безопасных условий труда и высокопроизводительной работы горного и транспортного оборудования.

3.2. СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ПОРОД К ВЫЕМКЕ

Подготовка горных пород к выемке проводится с целью создания технической возможности и наилучших условий для выполнения последующих процессов выемки и погрузки горной массы, транспортирования, отвалообра зования и переработки.

В зависимости от типа и состояния пород подготовка их к выемке может осуществляться: – предохранением от промерзания, оттаиванием, гидравлическим ослаблением или разупрочнением, – механическим или взрывным рыхлением мерзлых мягких и плотных пород, – механическим рыхлением или взрывание на сотрясение плотных пород, – взрывнм рыхлением скальных и полускальных пород.

3.2.1. ПРЕДОХРАНЕНИЕ ОТ ПРОМЕРЗАНИЯ И ОТТАИВАНИЕ ПОРОД

Подготовка горных пород к выемке в зимних условиях включает комплекс мероприятий по предотвращению промерзания пород, рыхление мерзлых пород и приведение их в талое состояние. Обычно карьерные мехлопаты с ковшом емкостью 4 м3 могут разрабатывать без предварительного рыхления слой мерзлой породы мощностью 0,5-0,7. Бульдозерами, скреперами и цепными многоковшовыми экскаваторами в большинстве случаев невозможно или нерационально разрабатывать мерзлые породы без их предварительного рыхления.

Для предохранения от промерзанияприменяют: – вспашку; обычное (до 40-50 см) и глубокое (до 1- 1,3 м) рыхление; боронование на глубину до 20 см; утепление теплоизоляционными материалами, снеговым или искусственным ледовоздушним покровом; химическую обработку антикриогенами; специальные навесы и тепляки.

Оттаивание породосуществляют паром, горячей водой или газами, глубинным или поверхностным электрообогревом, поверхностным пожогом и т.п. При глубинном электрообогреве электроды размещают в шпурах, пробуренных на глубину промерзания на расстоянии 0,5-0,7 друг от друга и пропускают электрический ток. Расход эл. энергии на оттаивание 1 м3 пород составляет от 8-10 до 20 кВт.ч. При поверхностном электрообогреве электроды в виде металлических полос или сетки располагают на поверхности оттаиваемого участка. Питание осуществляется от высокочастотного генератора.

При оттаивании применяют стальные трубы внутренним диаметром 19-22 мм и длиной 1,5-3 м, которые помешают в шпуры при расстоянии между ними 2-2,5 м или забивают в породу по мере её оттаивания. Продолжительность оттаивания 4-6 ч при расходе пара 24-27 кг на оттаивание 1 м3 породы. Аналогично осуществляется оттаивание горячей и холодной водой. Паро- и гидрооттаивание широко применяют при разработке многолетнемёрзлых пород.

Сущность оттаивания поверхностным пожегом заключается в сжигании слоя угля, торфа или дров на поверхности мерзлых пород. Примерный расход на оттаивание 1 м3 породы составляет: – уголь – 30-60 кг, торф – 120-140 кг, дрова – 0,14-0,17 м3. Применяют для оттайки глин в небольших объемах.

Химическая обработка хлористыми солями калия или натрия применяется для оттайки песчано-глинистых пород после их предварительной планировки и рыхления на глубину 20-30 см.

3.2.2. МЕХАНИЧЕСКОЕ РЫХЛЕНИЕ.

Предварительное механическое рыхление осуществляют прицепными или навесными рыхлителями, которые монтируются на мощном тракторе тягаче (Рис.4.1)

Рыхление массива производится параллельными смежными ходами рыхлителя. Расстояние С между смежными ходами определяется по условию обеспечения требуемой кусковатости и эффективной глубины hэ рыхления, которая меньше величины заглубления зуба hз , так как между смежными ходами в нижней части сечения образуются зоны неразрыхленной породы.

Величина заглубления рыхлителя hз у мощных рыхлителей может достигать 2 ¸ 2,5 м. Рыхлители могут иметь до 5 зубьев. Для подготовки плускальных применяют однозубчатые рыхлители, в плотных породах – многозубчатые.

Величина С находится в пределах 110-160 см. Для увеличения глубины hэ и обеспечения лучшей кусковатости горной массы применяют дополнительные перекрестные ходы. Расстояние между дополнительными ходами С’ = (1,2 ¸ 1,5)С. Угол наклона стенок борозды 40 ¸ 60°.

 
 

Механическое рыхление эффективно при разработке пород с f = 1 ¸ 3 независимо от трещиноватости; с f = 4 ¸ 5 при сильной и средней трещиноватости, с f = 6 ¸ 8 при весьма сильной трещиноватости.

Часовая производительность рыхлителей в легкорыхлимых породах может достигать 1200 м3.

Рыхлители используют в комплексе со скреперами, бульдозерами и одноковшовыми погрузчиками, которые производят послойную выемку горной массы в слоистых горных массивах, например угольных пластов с удалением глинистых и слабых прослойков в отвал.

Рыхлители по мощности тягачей подразделяют на сверхмощные (мощность двигателя свыше 220 кВт), мощные (110 ¸ 220 кВт), средней мощности (58 ¸ 110 кВт), легкие (до 58 кВт) с тяговым усилием тракторов соответственно 300 и более, 200¸300, 130¸200 и до 130 кН (табл. 1 и 2)

Технические характеристики отечественных рыхлителей

Показатель Рыхлитель
ДП-26С ДП-22С ДП-9ВХЛ ДП-10С ДП-29АХЛ ДЗ-141ХЛ ДП-35УХЛ
Базовый трактор Т-130.1.Г-1 Т-180КС ДЭТ-250М Т-330 ТТ-330Р-1-01 Т-500Р-1 Т-50.01
Мощность двигателя, кВт
Тяговый класс, кН (100) (150) (250) (350) (750)
Число зубьев 1;3 1;3
Расстояние между осями зубьев, мм
Ширина наконечника зуба, мм 120-125 125-130
Глубина рыхления, мм
Угол рыхления, градус 45-50 25-50 30-83
Масса рыхлительного оборудования, т 1,4 3,1 3,9 5,4 6,6 7,0 12,7

Технические характеристики гусеничных бульдозеров с рыхлителем, фирма «Катерпиллер» США

Показатели Тип бульдозера
D8L D9N D10N D11N
Мощность двигателя, кВт
Отвал:  
тип SU SU/U U/S SU/U
длина, м 4,17 4,32/4,66 4,86/5,25 5,6/6,4
высота, м 1,77 1,81 2,05 2,31
вместимость, м3 11,0 11,9/14,4 17,2/20,9 25,6/32,4
заглубление, м 0,61 0,62 0,67 0,77
просвет, м 1,29 1,37 1,56
Рыхлитель:  
сила заглубления, кН
максимальное заглубление, м 1,16 1,23 1,37 1,61
Масса с отвалом и рыхлителем, т 47,9 53,9 74,4 120,6
Примечание: S – прямой отвал; U – универсальный; SU – полууниверсальный.

Источник