Программа внеурочной деятельности начальная школа полезные привычки

Программа внеурочной деятельности начальная школа полезные привычки thumbnail

Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Данная рабочая программа составлена на основе курса занятий  для младших школьников с 1 по 4 класс под редакцией ОбуховойЛ.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О..Е.

Курс «Полезные привычки» направлен на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через  сотрудничество семьи и школы.

Программа рассчитана на один год обучения, на параллели первых классов.

Программа является модульной и состоит из  18  модулей, общим объёмом 33 часа, (один раз в неделю по 35 минут),  из них теоретических   часов  12     и     практических 21ч., рассчитана на 1 уровень результатов внеучебной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.

Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Программа ставит следующие задачи:

  1. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  1. научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  2. добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  Программа строится на принципах:

  1. Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
  2. Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
  3. Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. навыки дискуссионного общения;
  2. психогимнастика;
  3. игра.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

-создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

-применение индивидуальных, групповых форм обучения;

–        формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Предполагаемые результаты работы:

К концу 1-го класса у  учащихся должны  быть сформированы следующие представления:

знать части своего тела и их функции;

что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,

гигиенические требования к организации сна;

культуру питания;

правила гигиены полости рта;

сформировать полезные привычки;  

Учащиеся должны уметь:

использовать в своей речи вежливые слова;

соблюдать правила поведения в школе;

знать коллективные игры и уметь организовывать их;

слушать и слышать;

принимать участие в организации подвижных игр;

выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;

выполнять правила поведения за столом во время еды;

обладать навыками самоконтроля.

Учебно-тематический план программы « Полезные привычки»

п/п

Наименование разделов, блоков, тем.

Дата

Всего часов

Количество часов учебных занятий

план

факт

теория

практика

1

Дружи с водой

2

1

1

2

Забота о глазах

1

1

3

Уход за ушами

1

1

4

Уход за зубами

3

1

2-

5

Уход за руками и ногами

1

1

6

Забота о коже

3

1

2

7

Как следует питаться

2

1

1

8

Как сделать сон полезным

1

1

9

Настроение в школе

1

1

10

Настроение после школы

1

1

11

Поведение в школе

2

2

12

Вредные привычки

2

1

1

13

Мышцы, кости и суставы

2

1

1

14

Как закалятся. Обливание и обтирание.

1

1

1

15

Как правильно вести себя на воде

1

1

16

Игры и упражнения на воде

4

4

17

Народные игры

1

1

18

Подвижные игры

4

4

Итого

33

12

21

Содержание программы

Дружи с водой.(2ч)

Вода в жизни людей. Свойства воды.

Забота о глазах.(1ч)

Глаза, их значение  познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Как сохранить зрение.

Уход за ушами(1ч)

Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Как сохранить слух.

Уход за зубами(3ч)

Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов

Уход за руками и ногами. (1ч)

Из чего состоит человек. Нагрузки, которые могут выдержать руки и ноги. Правила ухода за руками и ногами.

Забота о коже. (3ч)

Читайте также:  Полезен ли суп для желудка мнение врачей

Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья.

Как следует питаться. (2ч)

Зачем человек ест. Полезная и вредная пища.

Как сделать сон полезным (1ч)

Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.

Настроение в школе. (1ч)

Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность.

Настроение после школы. (2ч)

Эмоциональные состояния. Как улыбка помогла победить плохое настроение.

Поведение в школе. (2ч)

Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди.

Вредные привычки. (2ч)

Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать “НЕТ!”

Мышцы, кости и суставы. (2ч)

Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки.

Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч)

Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.

Как правильно вести себя на воде(1ч)

Правила поведения на воде. Причины травм.

Игры и упражнения на воде. (4ч)

Правила поведения на воде. Причины травм.

Народные игры (1ч)

Многообразие игр. Игра: «Городки»

Подвижные игры. (4ч)

Игры на свежем воздухе, в помещении. Основные правила.

Резерв

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Занятия  проводятся в учебном кабинете, который знаком детям и располагает детей  к более доброжелательной обстановке.

Оборудование: плакаты по окружающему  миру 1-4 класс, муляжи уха, глаза, скелет(из кабинета биологии)

Календарно- тематический план

Тема

Основ

ное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид

деятельности

Виды контроля

Примечание

1.

Дружи с водой(2ч)

Советы доктора Воды

Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде

1

групповая

Тренинг

общения

2.

Друзья Вода и Мыло

Микробы.  Мыло и вода-наши друзья.

1

Групповые

индивидуальные

Дидактические игры, чтение по ролям

3.

Забота о глазах(1ч)

Глаза – главные помощники человека

Строение глаза.

Правила бережного отношения

1

Групповая

Игра «Полезно-вредно»,

практикум

4.

Уход за ушами(1ч)

Чтобы уши слышали

Строение уха.

Учимся самомассажу

1

Групповая,

практикум

5.

Уход за зубами

(3ч)

Почему болят зубы

Строение зуба. Полезные и вредные продукты.

1

коллективная

Круглый стол

6.

Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику»

Осмотр детей стоматологом.

1

колективная

экскурсия

7.

Как сохранить улыбку красивой

Как правильно чистить зубы.

1

коллективная

практикум

Конкурс рисунков

«Здоровая улыбка»

8.

Уход за руками и ногами(1ч)

«Рабочие инструменты» человека

Уход за руками, массаж стопы

1

групповая

Инсценирование, практикум

9.

Забота о коже(3ч)

Зачем человеку нужна кожа

Строение кожи. Правила ухода за кожей

1

коллективная

Беседа

10.

Надёжная защита организма

Значение и гигиена  кожи

1

идивидуальная

практикум

Составление паспорта здоровья

11.

Если кожа повреждена

Травмы. Первая помощь.

1

Коллективная, парная

Практикум под руководств.ом мед.ика

12.

Как следует питаться(2ч)

Питание – необходимое условие для жизни человека

Органы пищеварения

Пословицы о продуктах питания

1

коллективная

Игра-

путешествие

13.

Здоровая пища для всей семьи

Витамины. Овощи-кладовая здоровья.

1

групповая

Изготовление коллажа

Защита коллажа

«Здоровая пища»

14.

Как сделать сон полезным(1ч)

Сон лучшее лекарство

Зачем нужно спать? Правила здорового сна.

1

коллективная

Круглый стол

Составление памятки:

«Здоровый сон»

15.

Настроение в школе(1ч)

Как настроение?

Азбука волшебных слов

1

Индивидуальная, коллективная

Психогимнастика

16.

Настроение после школы(1ч)

Я пришёл из школы

Правила поведения во внеурочное время

1

Индивидуальная, коллективная

Беседа, психогимнастика

17.

Поведение в школе(2ч)

Я ученик.

Дружба. Как дружить?

1

Коллективная, индивидуальная

Беседа, психогимнастика

18.

Я ученик.

Поведение на уроке и перемене

1

групповая

Исследовательская работа:» Поведение ученика в школе»

Отчёт по исследовательской работе

19.

Вредные привычки(2ч)

Вредные привычки

Какие Бывают вредные привычки.

1

Работа в парах

тренинг

20.

Вредные привычки

Скажи нет- вредным привычкам!

1

коллективная

тренинг

21.

Мышцы, кости и суставы(2ч)

Скелет – наша опора

Скелет – опора человека. Мышцы для движения.

1

коллективная

практикум

22.

Осанка – стройная фигура

Правильная осанка.

Нарушения осанки.

1

коллективная

Составление памятки: «Что нужно делать для поддержания правильной осанки»

23.

Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч)

Если хочешь быть здоров

Водные процедуры.

1

коллективная

практикум

24.

Как правильно вести себя на воде(1ч)

Правила безопасности на воде. Экскурсия бассейна «Алые паруса»

Правила поведения на воде

1

коллективная

практикум

25.

Игры и упражнения на воде(4ч)

Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»

Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда

1

Индивидуальная,

работа в парах

практикум

26.

Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»

Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда

1

Индивидуальная,

работа в парах

практикум

27.

Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»

Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда

1

Индивидуальная,

работа в парах

практикум

28.

Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса»

Плавание кролем

1

Индивидуальная,

работа в парах

практикум

Мини-соревнования:

«Я могу!»

29.

Народные игры(1ч)

Русская игра «Городки». Посещение школьного стадиона

Старинная русская игра. Правила. Основные фигуры.

1

групповая

практикум

30.

Подвижные игры(4ч)

Подвижные игры  (на улице)

Гуси-лебеди. Лапта.

Правила

1

коллективная

практикум

31.

Подвижные игры (на улице)

Совушки. Горелки.

Правила

1

коллективная

практикум

32-33

Подвижные игры (на улице)

Семь палочек и др.

Правила

2

коллективная

практикум

«Весёлые старты»

Литература:

Основная:

Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  Новые  135 уроков здоровья,  или школа  докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г

Дополнительная:

Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.

Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.

Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.

Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.

Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.

Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.

Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.

Мельничук В.М.  Я и моё здоровье// Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии,1,2,3класс, Новосибирск , Издательство Новосибирского университета,  2000г

Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.

Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  Новые  135 уроков здоровья,  или школа  докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г

Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200

Читайте также:  Чем полезен гранит и песок горный

Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986

Источник

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Е.П. Новикова

«____»________ 2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

Н.В.Сидякова

«____»________ 2012 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы №15

С.Н.Столярова

Приказ № ___

от «____»________ 2012 г.

«Полезные привычки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

для учащихся 1-2 классов

Составитель:

Педагог-психолог высшей категории

Тураханова Тамара Степановна

г. Нижний Новгород

2012

Содержание

стр.

    Пояснительная записка к программе курса «Полезные привычки»

    3

      Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 1 класс

      5

        Содержание программы 1 класс

        7

          Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 2 класс

          9

            Содержание программы 2 класс

            11

              Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

              13

                Учебно-методическая литература

                14

                Пояснительная записка

                к программе курса «Полезные привычки»

                Данная программа «Полезные привычки» направлена на формирование навыков здорового образа жизни и первичную профилактику курения а так же употребления алкоголя среди младших школьников.

                В её основу положена концепция профилактики зависимости Бандуры и теории отклоняющегося поведения Джессора. Это теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Программа основывается на принципах превентивного (профилактического) обучения, которое включает в себя:

                • Сочетание знаний и навыков ответственного поведения в отношении здоровья с формированием здоровых установок и привычек;

                • Формирование положительного «образа Я» ребенка;

                • Навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;

                • Навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников

                Принципы неспецифической профилактики, направлены на формирование у младших школьников таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск приобщения к курению и алкоголю , а следовательно, возникновению наркотических и алкогольных зависимостей к минимуму.

                Актуальность данной программы состоит в том, что проблема распространения наркотической и алкогольной зависимостей среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Возрастной порог первой пробы наркотиков и алкоголя резко снижается. Уже нередки случаи, когда свою первую сигарету и алкоголь дети начинают употреблять в начальной школе. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики зависимости от ПАВ к активным действиям.

                Вид программы.

                Модифицированная

                Цель программы. Овладение учащимися начальной школы объективными, соответствующими возрасту знаниями, а так же формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров и навыков здорового образа жизни.

                Задачи программы.

                1. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;

                2. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;

                3. Развивать навыки социального общения и здорового образа жизни.

                4. Формировать духовно-нравственные ценности

                5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю

                Отличительные особенности данной программы в том, что она способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала. Программа рассчитана на учащихся начальной школы , что является новым аспектом профилактической работы, т.к. традиционно работа велась среди подростков, которые уже курили , а так же на их родителей ( цикл лекций по профилактике зависимости ПАВ).

                Возраст детей, участвующих в реализации программы:

                Учащиеся 1 – 2 классов (7-10 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 15-25 человек.

                Сроки реализации.

                Программа рассчитана на два года.

                Режим занятий.

                Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.

                Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:

                1. Начало работы – разминка;

                2. Работа по теме;

                3. Обобщение результатов;

                4. Домашнее задание.

                Основным методом работы является работа в малых группах, в ходе которой создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними нравственных изменений. В программе используются игры-энергизаторы, беседы, дискуссии, мини- рассказы, работа по алгоритму формирования навыка, психогимнастические упражнения.

                Формы работы:

                • Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;

                • Игры – энергизаторы

                • Ролевое проигрывание ( моделирование);

                • Групповое обсуждение;

                • Работа по алгоритму формирования навыка.

                Ожидаемые результаты.

                • Формирование системы нравственных ценностей, которые способствуют уменьшению риска приобщения к табаку и алкоголю.

                • Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья

                • Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;

                • Формирование первичных навыков здорового образа жизни.

                • деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                Форма оценки эффективности программы: Используется два вида оценки эффективности:

                1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;

                2. Оценка процесса внедрения профилактической программы;

                Инструменты оценки эффективности программы:

                • Беседа;

                • Наблюдение;

                • Анкетирование.

                Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)

                • Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)

                • Тестирование.( в начале и в конце курса).

                • Ответы на вопросы в конце занятия.

                Учебно – тематический план

                дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                1класс

                Тема

                Общее количество часов

                В том числе

                Теоретические

                Практические

                I. Я – неповторимый человек

                4

                1

                3

                II. Культура моей страны

                7

                7

                III. Чувства

                5

                5

                IV. Множество решений

                11

                11

                V. Здоровье

                7

                7

                Итого

                34

                1

                33

                Календарно-тематическое планирование

                дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                1 класс

                № П/П

                Тема занятия

                Кол-во

                часов

                  Вводное занятие. Пре-тест

                  1

                    Я- неповторимый человек

                    1

                      Способы общения

                      1

                        Знакомство с пушистиками

                        1

                          Чувства.

                          1

                            Какие эмоции мы переживаем

                            1

                              О чем говорят чувства

                              1

                                Как правильно выражать свои эмоции

                                1

                                  Правила хорошей дружбы

                                  1

                                    Правила безопасного поведения

                                    1

                                      Традиции здорового образа жизни

                                      1

                                        Культура моей страны. Праздники (осень- зима)

                                        1

                                          Праздник Новый год и Рождество

                                          1

                                            Поступки человека и его отношения с людьми

                                            1

                                              Мир вокруг нас

                                              1

                                                Что такое здоровый образ жизни

                                                1

                                                  Полезные и вредные продукты

                                                  1

                                                    Как можно укрепить свое здоровье

                                                    1

                                                      Мой режим дня

                                                      1

                                                        Нужные и ненужные тебе лекарства

                                                        1

                                                          Вредные привычки

                                                          1

                                                            Полезные привычки

                                                            1

                                                              Как сказать «нет»

                                                              1

                                                                Что такое реклама

                                                                1

                                                                  Моя любимая книга

                                                                  1

                                                                    Культура моей страны. Праздники.(весна-лето)

                                                                    1

                                                                      Я- спортивный человек

                                                                      1

                                                                        Мой друг компьютер

                                                                        1

                                                                          Полезные и вредные игры

                                                                          1

                                                                            Как выбрать игру?

                                                                              Моя любимая телепередача.

                                                                              1

                                                                                Папа, мама, я- дружная семья.

                                                                                1

                                                                                  Готовим праздник для друзей. « Я выбираю здоровье»

                                                                                  1

                                                                                    Итоговое занятие

                                                                                    1

                                                                                    Содержание программы.1класс (34 занятия)

                                                                                    Тема 1. Я – неповторимый человек (4 ч.)

                                                                                    Читайте также:  Чем полезны семена кунжута для женского организма

                                                                                    Установка: уникальность – это ценность

                                                                                    Я – неповторимый человек. Способы общения. Что такое общение. Способы общения между людьми.

                                                                                    Цель: показать уникальность каждого ученика

                                                                                    Задачи:

                                                                                    1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия

                                                                                    2. объяснить что такое “уникальность”

                                                                                    Понятия: Уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности.

                                                                                    Тема 2. Культура моей страны (7 ч.)

                                                                                    Установка: употребление табака и алкоголя – это нездоровый образ жизни

                                                                                    Культура моей страны. Праздники. Моя любимая книга

                                                                                    Цель: показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни

                                                                                    Задачи:

                                                                                    1. напомнить о богатстве родной культуры;

                                                                                    2. показать связь культуры семьи с культурой народа;

                                                                                    Понятия: культура, традиция, здоровье.

                                                                                    Тема 3. Чувства (5 ч.)

                                                                                    Установка: эмоции и чувства можно регулировать

                                                                                    Чувства. О чем говорят чувства. Эмоции человека. Какие эмоции мы переживаем. Как можно выражать эмоции

                                                                                    Цель: дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими, показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств

                                                                                    Задачи:

                                                                                    1.привлечь внимание к факту многообразия чувств

                                                                                    2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать

                                                                                    3. показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков

                                                                                    4. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы

                                                                                    Понятия: чувства, эмоции, желания, ожидания, поступки, правила

                                                                                    Тема 4. Множество решений (11 ч.)

                                                                                    Установка: решения следует принимать осознанно

                                                                                    Принятие решений. Поступки человека и его отношения с людьми. Мир вокруг нас. Вредные и полезные привычки

                                                                                    Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений

                                                                                    Задачи:

                                                                                    1. показать связь поступков и решений

                                                                                    2. объяснить шаги принятия решений

                                                                                    Понятия: импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий

                                                                                    Тема 5. Здоровье (7 ч.)

                                                                                    Установка: здоровье зависит от ответственного поведения

                                                                                    Значение здоровья для жизни человека. Связь успешности обучения, труда со здоровьем. Активность. Бодрость. Утренняя гимнастика. Сопротивляемость организма заболеваниям. Ответственное поведение в отношении здоровья

                                                                                    Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности

                                                                                    Задачи:

                                                                                    1. показать факторы влияющие на здоровье

                                                                                    2. дать представление о признаках здорового человека

                                                                                    3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья

                                                                                    Понятия: здоровье, ответственное поведение

                                                                                    К концу 1 класса учащиеся должны знать:

                                                                                    – что такое уникальность человека;

                                                                                    – что такое здоровье;

                                                                                    – разнообразие чувств человека;

                                                                                    – важность здоровья для нормального функционирования организма человека;

                                                                                    – виды лекарств и их действия на организм;

                                                                                    – влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;

                                                                                    – что такое здоровый образ жизни;

                                                                                    – значение режима дня, его важность и необходимость;

                                                                                    – способы самообслуживания и самоконтроля;

                                                                                    – способы активного отдыха;

                                                                                    – комплексы расслабляющих упражнений.

                                                                                    -кто такие “пассивные курильщики”

                                                                                    К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

                                                                                    – беречь своё здоровье;

                                                                                    – составлять алгоритм принятия решения;

                                                                                    – аргументировать принятое решение;

                                                                                    – вести здоровый образ жизни;

                                                                                    – составлять и придерживаться режима дня;

                                                                                    – правильно организовывать свой досуг;

                                                                                    – содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;

                                                                                    – играть в полезные игры;

                                                                                    – использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.

                                                                                    Учебно – тематический план

                                                                                    дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                                                                                    2 класс

                                                                                    Тема

                                                                                    Общее количество часов

                                                                                    В том числе

                                                                                    Теоретические

                                                                                    Практические

                                                                                    I. Вкусы и увлечения

                                                                                    6

                                                                                    1

                                                                                    5

                                                                                    II. Интересные занятия

                                                                                    5

                                                                                    5

                                                                                    III. Учусь понимать людей

                                                                                    7

                                                                                    7

                                                                                    IV. Опасные и безопасные ситуации

                                                                                    7

                                                                                    7

                                                                                    V. Учусь принимать решения

                                                                                    9

                                                                                    9

                                                                                    Итого

                                                                                    34

                                                                                    1

                                                                                    33

                                                                                    Календарно-тематическое планирование

                                                                                    дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»

                                                                                    2 класс

                                                                                    № П/П

                                                                                    Тема занятия

                                                                                    Кол-во

                                                                                    часов

                                                                                      Вводное занятие

                                                                                      1

                                                                                        Счастье

                                                                                        1

                                                                                          Я и моя жизнь

                                                                                          1

                                                                                            Мир чувств

                                                                                            1

                                                                                              Общение и дружба

                                                                                              1

                                                                                                Ты не один

                                                                                                1

                                                                                                  Мужчина и женщина

                                                                                                  1

                                                                                                    Любовь

                                                                                                    1

                                                                                                      Семья

                                                                                                      1

                                                                                                        Род, культура

                                                                                                        1

                                                                                                          Здоровье

                                                                                                          1

                                                                                                            Толерантность. Жизнь с болезнью

                                                                                                            1

                                                                                                              Зависимость от психоактивных веществ

                                                                                                              1

                                                                                                                Преодоление проблем

                                                                                                                1

                                                                                                                  Кризис и выход

                                                                                                                  1

                                                                                                                    Добро и зло

                                                                                                                    1

                                                                                                                      Ценности

                                                                                                                      1

                                                                                                                        Цели и смысл

                                                                                                                        1

                                                                                                                          Свобода

                                                                                                                          1

                                                                                                                            Выбор

                                                                                                                            1

                                                                                                                              Формирование навыков общения и эмпатии

                                                                                                                              1

                                                                                                                                Понятие группового давления, принятие собственного решения

                                                                                                                                1

                                                                                                                                  Умение противостоять групповому давлению

                                                                                                                                  1

                                                                                                                                    Навыки выражения и отстаивания собственного мнения

                                                                                                                                    1

                                                                                                                                      Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я

                                                                                                                                      1

                                                                                                                                        Умение говорить нет

                                                                                                                                        1

                                                                                                                                          Самооценка и отношение к другому

                                                                                                                                          1

                                                                                                                                            Принятие себя и другого как личности

                                                                                                                                            1

                                                                                                                                              Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения

                                                                                                                                              1

                                                                                                                                                Выражение негативных эмоций

                                                                                                                                                  Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение

                                                                                                                                                  1

                                                                                                                                                    Трудные жизненные ситуации

                                                                                                                                                    1

                                                                                                                                                      Представление о жизненных идеалах

                                                                                                                                                      1

                                                                                                                                                        Заключительное занятие

                                                                                                                                                        1

                                                                                                                                                        Содержание программы.2 класс (34 занятия)

                                                                                                                                                        Тема 1. Вкусы и увлечения (6 ч.)

                                                                                                                                                        Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье

                                                                                                                                                        Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.

                                                                                                                                                        Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений

                                                                                                                                                        Задачи:

                                                                                                                                                        1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах

                                                                                                                                                        2. перечислить здоровые увлечения

                                                                                                                                                        Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений

                                                                                                                                                        Тема 2. Интересные занятия (5 ч.)

                                                                                                                                                        Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями

                                                                                                                                                        Я и моя жизнь. Семья, род, культура.

                                                                                                                                                        Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться

                                                                                                                                                        Задачи:

                                                                                                                                                        1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках

                                                                                                                                                        2. помочь найти друзей по интересам

                                                                                                                                                        Понятия: интересы, увлечения

                                                                                                                                                        Тема 3. Учусь понимать людей (7 ч.)

                                                                                                                                                        Установка: следует быть внимательным к людям

                                                                                                                                                        Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.

                                                                                                                                                        Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

                                                                                                                                                        Задачи:

                                                                                                                                                        1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения

                                                                                                                                                        2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека

                                                                                                                                                        Тема 4. Опасные и безопасные ситуации (7 ч.)

                                                                                                                                                        Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях

                                                                                                                                                        Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.

                                                                                                                                                        Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации

                                                                                                                                                        Задачи:

                                                                                                                                                        1.обсудить безопасные ситуации

                                                                                                                                                        2. обсудить опасные ситуации

                                                                                                                                                        Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации

                                                                                                                                                        Тема 5. Учусь принимать решения (9 ч.)

                                                                                                                                                        Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально

                                                                                                                                                        Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.

                                                                                                                                                        Цель: способствовать рациональному принятию решений

                                                                                                                                                        Задачи:

                                                                                                                                                        1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий

                                                                                                                                                        2. обсудить опасные для здоровья ситуации

                                                                                                                                                        3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком

                                                                                                                                                        Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья

                                                                                                                                                        К концу 2 класса учащиеся должны зна