Программа полезные навыки рабочая тетрадь для 6 класса
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской Области»
Утверждаю ___________________
Директор МКОУ «Ключевская СОШ»
А.Н.Иванова
Приказ № ___ от «___»________2014
_______ ____
Программа внеурочной деятельности
«Полезные навыки»
5,6,7 класс (11-14 лет)
(социальное направление)
Срок реализации программы: 3 года
Руководитель: Игнатченко Алла Сергеевна
социальный педагог
Рассмотрена на методическом объединении Принята на педагогическом совете
Протокол №__ Протокол № _
от «___» ______2014 год от «___» 2014 год
2014
Пояснительная записка
Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Программа “Полезные навыки” направлена на профилактику табакокурения, употребления алкоголя и суицида.
Необычность и новизна методологии превентивного обучения (обучение в группах, ролевое моделирование, задания в рабочей тетради и т.д.) позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету обсуждения, тем самым значительно увеличивается эффективность занятий.
В программах имеются материалы для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей детей для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом и последнем уроках учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении учащимися знаний по данным программам, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Программа “Полезные навыки” включают в себя и работу с родителями, т.к. ребёнку необходимо получать единообразную информацию по проблеме здорового образа жизни, как в школе, так и в семье, чтобы не допустить возможности возникновения конфликта ценностей у детей.
Исходя из данных, полученных в ходе многолетних исследований, из опыта профилактической антинаркотической работы следует, что первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял ПАВ.
Роль учителя в проведении занятий по программе “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.
Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ. Будущая жизнь любого ребёнка во многом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире, как общается с людьми, как формируется его мировоззрение.
Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье. Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу.
В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций.
Программа разработана на основе авторской программы Земовой И.В. педагога-психолога МОУ «Городской психологический Оздоровительно-образовательный центр»
Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
– предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
– формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
– формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – кружок.
Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, предназначен для обучающихся 11-14 лет.
Содержание материала
Каждое занятие состоит из теоретических и практических заданий. Учащиеся получают творческие задания в конце каждого занятия. На последующих занятиях происходит обсуждение их выполнения.
Количество часов: программа рассчитана на 1 год (72 ч). Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.
Тематическое планирование
№  | Тема  | Количество часов  | |
Теория  | практ. деятельность  | ||
1  | Пре-тест. Что такое психоактивное вещество?  | 1  | 1  | 
2  | Что такое психоактивное вещество?  | 1  | 3  | 
3  | Соблюдай безопасность!  | 2  | 2  | 
4  | Правила безопасного поведения.  | 1  | 1  | 
5  | Кто и почему употребляет психоактивные вещества?  | 2  | 2  | 
6  | Давление, влияние, ситуации…  | 2  | 2  | 
7  | Ингалянты  | 2  | 2  | 
8  | Моё здоровье. Пост-тест  | 1  | 3  | 
9  | Пре-тест. Тревожность.  | 1  | 1  | 
10  | Ситуации, вызывающие тревожность.  | 2  | |
11  | Преодоление тревожности  | 1  | 1  | 
12  | Как начать разговор?  | 2  | |
13  | Как поддерживать и завершать разговор?  | 1  | 1  | 
14  | Манипулирование  | 2  | 2  | 
15  | Манипулирование и давление  | 2  | |
16  | Наркотики  | 1  | 1  | 
17  | Наркотики. Пост-тест  | 1  | 1  | 
18  | Итоговое занятие брейн-ринг  | 2  | |
19  | Пре-тест. Положительный образ Я.  | 1  | 1  | 
20  | Я и мои поступки  | 1  | 1  | 
21  | Самооценка и самовоспитание  | 1  | 1  | 
22  | Как преодолевать стесните льность  | 1  | 3  | 
23  | Ответственность  | 1  | 3  | 
24  | Что такое марихуана?  | 1  | 1  | 
25  | Правда и ложь о марихуане  | 1  | 1  | 
26  | Вперёд к здоровью  | 2  | |
27  | Пост-тест.  | 2  | |
Итого:  | 26  | 46  | |
Итого: 72 часа  | 
Содержание программы
Тема 1: «Что такое психоактивное вещество?» (6 ч)
Знакомство с содержанием курса. Пре-тест.
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека. Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Тема 2: «Соблюдай безопасность!» (6 ч)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска. Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».
Тема 3: «Кто и почему употребляет психоактивные вещества?» (4ч)
Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ. Работа по карточкам. Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Тема 4: «Давление, влияние, ситуации….» (4ч)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих. Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.
Тема 5:«Ингалянты» (4ч)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций. Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Тема 6: «Моё здоровье» (4ч)
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я. Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью». Пост-тест.
Тема 7: «Тревожность» (4ч)
Пре-тест. Понятие тревожности. Ситуации вызывающие тревожность.
Тема 8: «Преодоление тревожности» ( 2ч)
Способы преодоления тревожности.
Тема 9: «Как начать разговор?» (2ч)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 10: «Как поддерживать и завершать разговор?» (2ч)
Условия эффективного общения.
Тема 11:« Манипулирование» (4ч)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 12: «Манипулирование и давление» (2 ч)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 13: «Наркотики» (2ч)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 14: «Итоговое занятие брейн-ринг» ( 2ч)
Тема 15: «Я и мои поступки» (2 ч)
Связь между образом Я и поведением.
Тема 16: «Самооценка и самовоспитание» (2 ч)
Самооценка и постановка целей. Самовоспитание.
Тема 17: «Как преодолевать стеснительность» (4ч)
Общение и привлекательность.
Тема 18: «Ответственность» (4ч)
Понятие ответственности. Влияние поведения человека на других людей. Ответственность человека перед собой за здоровье.
Тема 19:« Что такое марихуана?» (2ч)
Эффекты и отсроченные последствия употребления марихуаны.
Тема 20: «Правда и ложь о марихуане» (2 ч)
Мифы о марихуане.
Тема 21: «Вперёд к здоровью» (2 ч)
Навыки ответственного поведения.
Тема 22: Пост-тест (2ч)
Планируемые результаты (личностные, метапредметные,
предметные)
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
- Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о своем здоровье, соблюдение правил здорового образа жизни; информация о наркотиках.
 - Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): получение знаний и навыков, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказ от предложений, которые считают опасными.
 - Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управление своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими, управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.
 
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента  | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы  | 
В рамках ценностного и эмоционального компонентов  | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.  | 
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента  | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.  | 
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
– ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
– ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
– ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
– ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
– ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
– ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
– ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
– ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
– ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
– ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
– ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов
Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение
- пособие для учителя (с поурочными разработками);
 - рабочие тетради для учащихся;
 - брошюры для родителей;
 - компьютер;
 - проектр;
 - экран.
 
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
2.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
3.Альтшулер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. – М., Знание, 1989г.
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные привычки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
13.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде алкоголя и никотина. – Просвещение, 1988г.
Источник
«Концептуальные основы реализуемой превентивной программы».
Программа классного руководителя «Полезные навыки».
Концепция
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т. е. практически каждого пятогожителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике.
С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные навыки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни.
И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.
Актуальность
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Отсутствие до последнего времени действенных профилактических программ, как наиболее эффективного направления антинаркотической деятельности, создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодёжи. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду, особенно среди родителей. Отсутствие эффективной молодёжной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодёжи наркотической субкультуры. Форма проведения – классный час.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе, способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.
4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
Принципы программы:
- принцип природосообразности;
 - принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
 - принцип сотрудничества;
 - деятельностный подход;
 - личностно-ориентированный подход;
 - возрастной подход.
 
Воспитательное значение – воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение – расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение – сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна – как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил.
Методы обучения по программе «Полезные навыки»
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя.
Упражнения – энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.
Реализация программы может способствовать достижению следующих личностных результатов:
В рамках когнитивного компонента  | Расширение знаний о себе, о своих возможностях, способностях, расширение знаний о полезных и вредных привычках; ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы  | 
В рамках ценностного и эмоционального компонентов  | Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе, позитивной моральной самооценке, т.е. умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.  | 
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента  | Умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умению конструктивно разрешать конфликты; противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ.  | 
Реализация программы может способствовать достижению следующих метапредметных результатов:
Регулятивные
– ученик научится самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
– ученик научится принимать решения в проблемной ситуации;
– ученик получит возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и сравнивать с образцом;
– ученик получит возможность владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;
– ученик научится соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ
Коммуникативные
– ученик получит возможность сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– ученик получит возможность спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-ученик научится задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе.
Личностные
– ученик научится формулировать собственное мнение и позицию;
– ученик получит возможность повышать уровень социально-психологической компетенции;
Реализация программы может способствовать достижению следующих предметных результатов:
– ученик получит возможность научиться осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
– ученик получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;
– ученик научится строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся должны сформироваться навыки эффективного общения в разнообразных ситуациях.
 - Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
 
Оценка достижения результатов
Личностные результаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием такого метода, как наблюдение, анкетирование родителей. Самооценку ребенка рекомендуется осуществлять с помощью дневника самонаблюдений. Метапредметные и предметные результаты оцениваются с помощью включенных тестовых заданий.
Формы подведения итогов: Тесты, брейн-ринг, игры.
Методическое оснащение и сопровождение:
- пособие для учителя; рабочие тетради для учащихся; брошюры для родителей;
 - компьютер; проектор; экран.
 
Количество часов: программа рассчитана на 8 часов.
Содержание программы:
Тема 1: «Тревожность» (1ч.)
Понятие тревожности. Ситуации, вызывающие тревожность.
Тема 2: «Преодоление тревожности» (1ч.)
Способы преодоления тревожности.
Тема 3: «Как начать разговор?» (1ч.)
Знания об общении. Формирование навыка вступления в контакт.
Тема 4: «Как поддерживать и завершать разговор?» (1ч.)
Условия эффективного общения.
Тема 5:« Манипулирование» (1ч.)
Понятие манипулирование. Различные виды поведения.
Тема 6: «Манипулирование и давление» (1 ч.)
Манипулирование как одно из видов давления.
Тема 7: «Наркотики» (1ч.)
Последствия употребления наркотиков. Навык ответственного поведения.
Тема 8: «Итоговое занятие в форме брейн – ринга» (1ч.)
Тематическое планирование
6класс  | ||
1  | Тревожность  | 1  | 
2  | Как преодолеть тревожность  | 1  | 
3  | Как начать разговор  | 1  | 
4  | Как поддерживать и завершать разговор  | 1  | 
5  | Манипулирование  | 1  | 
6  | Манипулирование и давление  | 1  | 
7  | Наркотики  | 1  | 
8  | Брейн – ринг  | 1  | 
Нормативно – правовые документы.
Основанием для организации превентивного обучения в образовательной среде являются следующие нормативные документы.
- Концепция государственной антинаркотической политики РФ от 24.11 2009 г.
 - Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года.
 - Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ, СПИД в образовательной среде. Приказ МО РФ АС – 1270/06 от 06.10. 2005 г.
 - ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06. 1999 г.
 - Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением. (От 14.10.2015 г.).
 
Список литературы:
1.Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
4.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
5.Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
6.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
7.Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., Менеджер, 1994г.
8.Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
9.Кинчер Дж. Книга о тебе. – Санкт-Петербург, Питер, 1997г.
10.Материалы для учителя. «Полезные навыки».
11.Рабочая тетрадь «Полезные навыки».
12.Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
Источник