Программа полезной деятельности в оде ломоносова
Вася Куралесов
Мастер
(1691)
10 лет назад
1) можно согласиться. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить “языком богов” о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г. , когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду “На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”.
2)Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом “тишина”.
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует “искусством утвержденных рук”. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.. .
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, “собственных Платонов” и “Невтонов”, по его мнению, может “рождать” вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.
Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:
Возлюбленная тишина!
Коль ты полезна и красна!
Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.
Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг…
Автор также обращается памятью ко времени основания Санкт- Петербурга:
В стенах внезапно укреплённа
И зданиями окружённа,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?».
К эпохе Петра I автор относит и начало просвещения в России:
Тогда божественны науки
В Россию простирали руки…
Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.
Соединившись в голосе поэта, просвещённую монархиню благодарят современники и потомки:
Мы дар твой до небес прославим
И знак щедрот твоих поставим…
Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.
Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
М. В. Ломоносова. Произведение, написанное методом «классицизм». Анализ текста
Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.
1. Что описывается в оде?
То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления.
2. Какая главная тема?
Россия, ее процветание. Главное условие – мир.
3. Кто главный герой?
Императрица Елисавета Петровна.
4. Что возможно сказать о жанре и стиле?
Сохраняется строгая классификация.
Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны.
Признаки высокого стиля:
ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного языка.
Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие.
Множество тропов литературного русского языка:
а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада;
б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости Парнас?”)
в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”);
г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”);
д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы.
е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”);
ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь
На целый Запад и Восток”
“До звезд плескание и клик!”.
5. Как изобра-жается герой?
Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”.
6. Как изобра-жается природа.
Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно – поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам.
7.Какой основной конфликт?
Долг чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы:
1) “войне поставила конец”
2) “в мире расширять науки изволила”
3) “Довольство Муз усугубляет”
4) “Тобой восставленных наук”
5) “С числом щедрот твоих сравнит!”
8. Какова роль автора.
Выражает мнение не свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное – выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) – “науки юношей питают”…)
9. Что можно сказать о компо-зиции и пафосе оды?
Экспозиция: картины мирной жизни.
Рассуждение, восхваление.
а) восхваление Елисаветы;
б) гимн Петру;
в) описание безграничных пространств России;
г) обращение к молодежи. Пафос патриотический восторг, призыв.
10. Каким раз-мером написана ода ?
Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли.
11. Вывод.
Да, это произведение написано методом классицизма.
Истинным просветителем был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) – человек другого поколения, он смотрел на проблемы власти, религии, науки и искусства с иных позиций, Однако во взглядах Ломоносова чувствуется преемственность и некоторая общность взглядов с деятелями «ученой дружины».
Ломоносов вступал в открытую борьбу за независимость научных исследований, против попыток церкви помешать распространению научных знаний. Писал злые и веселые памфлеты, направленные против церковного мракобесия. Наиболее известный из них, «Гимн бороде» – одно из самых смелых антиклерикальных произведений XVIII века.
А в строках из «Вечернего размышления о божием величестве при случае великого северного сияния» («Открылась бездна звезд полна:/ Звездам числа нет, бездне дна») – звучит вызов Синоду, запрещавшему «писать и печатать» о множестве миров.
Сторонников средневекового мировоззрения было множество, они были весьма агрессивны, и бороться с ними было очень непросто. Однако Ломоносов всячески старался добиться того, чтобы невежды, по крайней мере, не могли «ругать наук в проповедях».
Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи – не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это настоящая поэзия, рожденная вдохновением.
«Научные» стихотворения Ломоносова в большей части посвящены явлениям природы и космосу. Ломоносов, будучи философом-деистом, видел в природе проявление творческой мощи Бога. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение Бога через природу, а изучение природы, созданной Богом.
Свои взгляды на власть Ломоносов раскрывает в многочисленных одах, чаще всего посвященных ежегодно отмечавшимся дням восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Теория просвещенного абсолютизма была широко распространена в XVIII веке во многих европейских государствах. Согласно этой теории, просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, – ученые и писатели. Таким «учителем монархов» хотел стать и Ломоносов. Да и к кому еще он мог обратиться со своими планами и советами? Крестьянство в большинстве было неграмотно, забито и не могло услышать его голос. Дворянство, даже самое образованное, сочло бы постыдным брать уроки государственной мудрости у выходца из «подлого» сословия. Оставалась одна надежда на то, что его идеи услышит монарх.
Ломоносов предъявляет высокие требования к личности монарха. Его идеал – это царь, заботящийся о просвещенности и благе народа. В своих одах Ломоносов призывает правителей заботиться о сохранении мира. У него была четко продуманная программа мирного процветания государства. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России, которые требуют «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. В одах он обращается к точным наукам – механике, химии, астрономии, метеорологии с призывом исследовать природу России и обогатить русское государство своими открытиями.
Ломоносов говорил о просвещении, которое должно служить сохранению и размножению, народа. Образование, вплоть до университетского, должно быть доступно всему народу. По мнению ученого, талантливых людей, «собственных» «Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».
Смелая, стройная общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь при одном условии: ее должен принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит в свои оды образ Петра Великого. Его образ становится живым и убедительным примером для каждого из наследников престола. В ломоносовских одах нет индивидуальных характеристик воспеваемых царей и цариц. Восхваляя очередного монарха, он восхвалял в нем идеальный образ «премудрого учителя и просветителя».
Основная идея, которой руководствовался в своей жизни и деятельности М. В. Ломоносов, была идея служения Родине. Об этом хорошо сказал Н. Г. Чернышевский: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а отечеству»./27/
Ломоносов стоял на самых передовых позициях науки того времени. Он последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Ученый впервые начал внедрять физические методы исследования химии и стал отцом физической химии. Ломоносов первым провозгласил союз физики, химии и математики, ставший данностью в XIX веке. Работал в различных областях физики, изучал твердое, жидкое и газообразное состояние тел. Проводил опыты по электричеству. В 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ему принадлежит доказательство при помощи эксперимента «закона сохранения энергии». Ученый руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол – «смальт», сам создал несколько мозаичных панно. Блестяще работал Ломоносов в области гуманитарных наук, в частности именно его перу принадлежат: самый первый учебник по русской грамматике, разработка «Теории трех штилей», завершение реформы русского стихосложения, начатой Тредиаковским. Его филологические труды оказали громадное влияние на становление и развитие русской литературы и русского литературного языка.
Ломоносов продолжил исторические исследования, начатые Татищевым, именно Михайло Васильевича (так называли его современники) Татищев попросил написать предисловие к своей «Истории Российской». Ломоносов постепенно собрал по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» и «Краткий Российский летописец с родословием», представляющий собой перечень важнейших событий, включая эпоху Петра Великого. Исторические труды Ломоносова имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания русской нации.
Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет, им были возрождены гимназия и университет при Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров Академии, он энергично выдвигал отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие, продолжившие дело великого ученого.
Пушкин с огромным уважением писал о Ломоносове, о его умении сохранять человеческое достоинство, а Белинский называл ученого и поэта Петром Великим русской словесности.
Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата наук поразительно. Он обладал, по истине, энциклопедическими знаниями и умениями. Его личность вполне правомерно сравнивать с личностями титанов эпохи Возрождения.
МБОУ СШ № 8
Конспект урока литературы по теме
«Анализ поэтического текста М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны … »
учителя русского языка и литературы
Сенченковой Натальи Владимировны
Ярцево
2016
Анализ поэтического текста М. В. Ломоносова
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».
Цели урока:
Выявление особенностей восприятия автором государственной власти.
Развитие умения выполнять многоуровневый анализ, выделяя при этом тематические образы, изобразительно-выразительные средства, выстраивая лексические цепочки и ассоциативные ряды.
Совершенствование навыков выразительного чтения, интерпретации лирического произведения и выявления авторской позиции.
Тип урока:
урок художественного восприятия произведения и углубленной работы над текстом.
Методы:
репродуктивный, творческого чтения, эвристический и исследовательский.
Приемы:
беседа, анализ словесных рядов, самостоятельный анализ поэтических фрагментов.
Предварительная работа:
сообщение ученика об истории создания произведения,
создание словаря славянизмов,
создание слайдовой презентации.
План
Организационный момент. (1 минута)
2. Беседа о творчестве М. В. Ломоносова. (3 минуты)
Анализ «Оды на день восшествия…» (20 минут)
а) история создания произведения (сообщение учащегося)
б) выразительное чтение
в) анализ тематики
г) образная система
д) составление лексических цепочек
е) составление ассоциативных рядов
ж) художественные особенности поэтического текста
з) использование славянизмов
и) сравнение произведений в контексте творчества Г. Р. Державина
4. Итоги многоуровневого анализа (3 минуты)
Домашнее задание (5 минут)
Оценки за урок. (2 минуты)
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, садитесь. Кого сегодня нет?
– Все присутствуют.
– Спасибо. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с таким произведением М. В. Ломоносова, как «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».
2. Беседа о творчестве М. В. Ломоносова.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. С. Пушкина: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец, он все испытал и все проник; первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».
Но прежде всего Ломоносов внес вклад в литературу. Он написал 20 больших торжественных од. Они положили начало заказной поэзии, т. е. поэзии «государственного служения». М. В. Ломоносов воспевал просвещенную монархию, идеология которой сложилась в западной Европе.
Анализ «Оды на день восшествия…»
а) история создания произведения (сообщение учащегося)
Когда и в связи с чем была написана ода? Послушаем историю создания произведения (звучит сообщение учащегося)
– День восшествия на престол занимает центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась 5 – ая годовщина воцарения Елизаветы. По этому поводу и была написана ода.
Вместе с тем в истории создания произведения лежит и другой повод. Российской академии наук был «дарован» новый устав, на который М. В. Ломоносов возлагал огромные надежды в деле просвещения.
– Хорошо. Спасибо. Есть ли вопросы к нашему докладчику?
б) выразительное чтение
А теперь прочитаем выразительно стихотворение:
См. приложение № 1.
(Ода и портрет Ломоносова на слайде)
в) анализ тематики
– Обратимся к тематике поэтического текста. Какие темы затронуты в оде?
– В оде затрагиваются темы: правления Елизаветы, России и ее процветания, мира.
– Какую из этих тем вы считаете ведущей?
– Главной является тема правления Елизаветы.
г) образная система
Докажем свою точку зрения. Немаловажную роль в поэтическом тексте играет система образов.
– Какие образы находятся в центре произведения?
– В центре произведения находится образ императрицы Елизаветы Петровны, России, образ мира (портреты на слайде).
Как вы думаете, какой образ является главным?
– Образ государыни императрицы Елизаветы Петровны, поскольку вокруг нее строится поэтический замысел.
д) составление лексических цепочек
Составим лексическую цепочку, соотносимую с образом Елизаветы. Что говорит Ломоносов об императрице?
– «Душа ее зефира тише и зрак прекраснее рая».
О чем свидетельствуют эти строки?
– О внешней и внутренней красоте императрицы.
Какими качествами обладает императрица? Подтвердите примерами из текста.
– Елизавета Петровна обладает щедростью:
Ты сыплешь щедрою рукою,
Свое богатство по земли.
Наблюдательностью:
«Во все страны свой взор возводит».
Миролюбием: «Войне поставила конец».
Любовью к наукам: «Здесь в мире расширять науки изволила Елизавет».
– Как высчитаете, Елизавета Петровна похожа деяниями на своего отца?
– Елизавета Петровна, как и Петр Первый, ставила развитие науки на первое место. Она являлась продолжателем деятельности Петра Первого.
– Какими строками можно подтвердить мысль о том, что Елизавета продолжает дела Петра Первого?
– «Велика Петрова дщерь, щедроты отчи превышает,
Довольство мух усугубляет, и к счастью открывает дверь»
Образ Елизаветы Петровны тесно связан с образом России. Выявим лексическую цепочку, соотносимую с образом России. Через какие образы становится очевидным образ России?
– Образ России проявляется через пейзаж: образ гор, драгоценных камней, полей, рек, лесов, животных, птиц.
– Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство в оных потаенно;
Там Лена чисто быстриной,
Как Нил народы напояет,
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Творит натура чудеса,
Где густостью животным тесны,
Стоят глубокие леса.
Где в роскоши прохладных теней,
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял.
Сребро и злато истекает,
Во всем наследии твоем.
Наряду с образами императрицы Елизаветы и России, в стихотворении имеет место образ мира. Выстроим лексическую цепочку, соотносимую с этим образом.
– Образ мира – «возлюбленная тишина», «спокойство», «безмолвие».
Как видим, образ мира проявляется через синонимичный ряд. Эти образы взаимосвязаны между собой. Императрица Елизавета Петровна способствовала установлению мира в стране, а также процветанию России.
Получается, что образ Елизаветы Петровны является центральным, поскольку, благодаря ей происходят перемены в стране.
е) составление ассоциативного ряда
Давайте пофантазируем. Продолжите ассоциативный ряд: «Правление Елизаветы Петровны».
– Науки, экспортизация, спокойствие, победы, слава.
Как видим, благодаря правлению Елизаветы Петровны, Россия занимала лидирующее положение в мире.
Продолжите ассоциативный ряд: «Россия».
– Богатство, просторы, сила, родина и т. д.
Действительно, Россия в стихотворении представлена во всем величии и красоте. Ломоносов прославляет красоты России.
Продолжите ассоциативный ряд к слову: «Мир»
– Спокойствие, безмятежность, умиротворенность.
Получается, что Ломоносов прославляет мир, как условие расцвета отечественных наук. Именно мир необходим для освоения богатства родной земли, для подготовки юношества к полезной для народа научно-практической деятельности во славу Родины. Т. о. мирная обстановка является базой для процветания России.
Подведем итоги. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Образ императрицы Елизаветы Петровны, воспринимается нами двояко. С одной стороны, Ломоносов восхищается ее внешней и внутренней красотой, с другой стороны, автор воспевает ее деяния: внедрение наук, расширение территории России, обеспечение мирной обстановки в стране.
Образ России становится очевидным благодаря природным богатствам. Именно пейзаж помогает лучше представить сторону во время правления Елизаветы.
Богатством и красотой обладает не только территория России, но и русская душа.
Образ мира дается через ощущение спокойствия и безмятежности. В оде подчеркивается тот факт, что мирная обстановка сложилась в стране во время правления императрицы Елизаветы. Именно императрица охраняет Россию от войн и разрушений.
ж) художественные особенности поэтического текста
Поэтический текст имеет художественные особенности. Это прежде всего проявляется в использовании изобразительно-выразительных средств. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
– Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение, гипербола и т. д.
Посчитайте количество строк, посвященных теме правления Елизаветы, теме России, теме мира.
– Теме правления Елизаветы Петровны посвящено 164 строки.
Теме России – 76 строк.
Теме мира – 12 строк.
– Найдите в этих строках эпитеты.
– «С вечной высоты», «Блаженный час», «Способный ветр», «В полях кровавых».
Как вы думаете, зачем автор использует эпитеты?
– М. Ломоносов использует эпитеты для красочности определений.
Благодаря эпитетам он хочет выразить свою любовь к России, а также уважение к Елизавете Петровне.
Какие метафоры можно отметить в произведении (сущ. + сущ.)
– «Блаженство сел», «слух рыданий».
С какой целью автор вводит эти метафоры?
– Для того чтобы показать новое видение художественных образов.
В лирическом произведении встречаются и сравнения. Приведите примеры.
– «Музы воплем провождали», «Лена, как Нил».
В стихотворении используются и олицетворения. Найдите примеры в тексте.
– «Взор возводит», «стоят леса», «Лена теряет», «науки простирают».
Зачем автор вводит их в канву произведения?
– Ломоносов вводит их в целях одухотворения природы. В таком случае природа наделяется качествами живого существа.
з) использование славянизмов
Обратите внимание на то, что Ломоносов использует не только изобразительно-выразительные, но и другие лексические средства. В частности, богат язык его произведения. Можно выявить большое количество славянизмов. (обращение к словарю славянизмов, приложение 1)
Обратите внимание на произношение некоторых слов в оде. Что вы можете сказать об этом?
– Ломоносов использует многие эпические формы. Например, «Благословенны – одобренны», «тебя – роя».
Зачем автор меняет ударение в некоторых словах?
– Автор меняет произношение слов для того, чтобы соблюдать рифму.
Подведем итоги:
Как вы думаете, зачем автор использует изобразительно-выразительные средства?
– Для того чтобы лучше раскрыть тематику произведения и красочнее представить образы. Использование славянизмов помогает воссоздать историческую обстановку того времени. Ломоносов говорит о том, что его сердцу дорого правление Елизаветы Первой, но он понимает, что когда-нибудь кончится это время и на смену ей придет новый правитель, однако он надеется на процветание России и сохранение мирной обстановки.
и) сравнение произведений в контексте творчества Г. Р. Державина
«Оду на день восшествия…» Ломоносова можно сравнить с одой Державина «Фелица»
– Сходство заключается:
В жанровом своеобразии. Ломоносов и Державин работают в жанре оды.
В тематике. У обоих поэтов на первом месте тема государственной власти.
В образной системе. У Ломоносова образ Елизаветы Петровны, у Державина – образ Екатерины Второй.
В языковых особенностях: использование славянизмов, усеченных форм прилагательных.
– Различия:
1. Тематика – у Ломоносова тема Государственного правления, мира, России. У Державина – тема назначения поэта и поэзии, тема государственного правления.
2. Образная система – у Ломоносова – образ императрицы, России, мира. У Державина – образ идеальной государыни Екатерины второй, образ вельможи-фаворита императрицы, образ «Мурзы» (поэта).
3. Языковые особенности:
Ломоносов – славянизмы, инверсия, восклицание, гипербола. Державин использует прием контраста (противопоставление государыни-императрицы ее приближенным), большое количество риторических вопросов, синтаксических переносов. Нововведение Державина явилось искусство детали. Например, при описании пиршеского стола.
Стилистические особенности. У Ломоносова наблюдается «простота стиля», у Державина – переплетается обобщенное и конкретное. При описании Фелицы используется высокая лексика, а при описании вельможи – низкая.
Стихосложение. У Ломоносова – одическая строфа, т. е. 10-тистишные строфы с особым типом рифмы. У Державина ода написана 4-х стопным ямбом.
Подведем итоги
При сопоставлении становится ясным подтекстовое смысловое наполнение образа Державинской императрицы. Его государыня Екатерина вторая наделена хорошими качествами. Державин восхваляет ее добродетель и тем самым противопоставляет ее приближенным. Достоинства императрицы гиперболизируются, недостатки – не упоминаются. Такая же интерпретация в стихотворении Ломоносова. Отличие в том, что образ не дается в сопоставлении с приближенными.
4. Итоги многоуровневого анализа
Уровень ассоциаций
Елизавета Петровна. Идеальная государыня, которая обладает не только внешней привлекательностью, но и внутренней красотой. Ее деяния объясняются широтой и щедростью русской души. Благодаря ее деятельности происходит процветание государства, развитие наук. Она поддерживает мирную обстановку в стране.
Выявление авторской позиции
Стихотворение представляет собой лирическое произведение, в котором поэт торжественным языком выражает чувство восхищения императрицей. Ее достоинства гиперболизируются, а недостатки не упоминаются. Ломоносов не сравнивает ее с другими правителями, тем самым подчеркивая ее индивидуальность и значимость для государства.
Исследование стихотворения в контексте творчества Державина.
В произведении нашли отражение глубинные, сущностные черты художественного мира Г. Р. Державина. Выявлено движение образа государственного правителя во времени.
5. Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок из «Оды на день восшествия…».
Подготовить индивидуальное сообщение о Г. Р. Державине.
Оценки за урок.
Список литературы
Западов А. В. Отец русской поэзии. О творчестве М. В. Ломоносова. – М.: Советский писатель, 1961.
Щеблыкин И. П. М. Ломоносов. Очерк жизни и поэтического творчества. – М.: Знание, 1966.
Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. – М.: Наука, 1978.
Литература. 9 класс. Поурочные разработки по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2012.
Приложение № 1.
Словарь славянизмов
Воззри – устремить взор, посмотреть.
Восстенали – заплакали.
Вран – ворон.
Еленей – олени.
Зефи́р (др.-греч. Ζέφυρος, «западный», микен. ze-pu2-ro[1]) — ветер, по мнению древних, господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсивности достигавший к летнему солнцестоянию.
ЗИЖДИТЕЛЬ – это создатель, творец, основатель. Еще, так говорили о Боге.
Раченье – рачить, см. радость. Рачить, крепить, см. рочить.