Программа по внеурочной деятельности полезные привычки
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе курса занятий для младших школьников с 1 по 4 класс под редакцией ОбуховойЛ.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О..Е.
Курс «Полезные привычки» направлен на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа рассчитана на один год обучения, на параллели первых классов.
Программа является модульной и состоит из 18 модулей, общим объёмом 33 часа, (один раз в неделю по 35 минут), из них теоретических часов 12 и практических 21ч., рассчитана на 1 уровень результатов внеучебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Программа ставит следующие задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-применение индивидуальных, групповых форм обучения;
– формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предполагаемые результаты работы:
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
гигиенические требования к организации сна;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
сформировать полезные привычки;
Учащиеся должны уметь:
использовать в своей речи вежливые слова;
соблюдать правила поведения в школе;
знать коллективные игры и уметь организовывать их;
слушать и слышать;
принимать участие в организации подвижных игр;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
обладать навыками самоконтроля.
Учебно-тематический план программы « Полезные привычки»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Дата | Всего часов | Количество часов учебных занятий |
план | факт | теория | практика | |
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | – |
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | – |
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2- |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | – |
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
8 | Как сделать сон полезным | 1 | 1 | – |
9 | Настроение в школе | 1 | – | 1 |
10 | Настроение после школы | 1 | – | 1 |
11 | Поведение в школе | 2 | – | 2 |
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 |
14 | Как закалятся. Обливание и обтирание. | 1 | 1 | 1 |
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | – |
16 | Игры и упражнения на воде | 4 | – | 4 |
17 | Народные игры | 1 | – | 1 |
18 | Подвижные игры | 4 | – | 4 |
Итого | 33 | 12 | 21 |
Содержание программы
Дружи с водой.(2ч)
Вода в жизни людей. Свойства воды.
Забота о глазах.(1ч)
Глаза, их значение познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Как сохранить зрение.
Уход за ушами(1ч)
Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Как сохранить слух.
Уход за зубами(3ч)
Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов
Уход за руками и ногами. (1ч)
Из чего состоит человек. Нагрузки, которые могут выдержать руки и ноги. Правила ухода за руками и ногами.
Забота о коже. (3ч)
Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья.
Как следует питаться. (2ч)
Зачем человек ест. Полезная и вредная пища.
Как сделать сон полезным (1ч)
Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.
Настроение в школе. (1ч)
Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность.
Настроение после школы. (2ч)
Эмоциональные состояния. Как улыбка помогла победить плохое настроение.
Поведение в школе. (2ч)
Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди.
Вредные привычки. (2ч)
Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать “НЕТ!”
Мышцы, кости и суставы. (2ч)
Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки.
Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч)
Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Игры и упражнения на воде. (4ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Народные игры (1ч)
Многообразие игр. Игра: «Городки»
Подвижные игры. (4ч)
Игры на свежем воздухе, в помещении. Основные правила.
Резерв
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия проводятся в учебном кабинете, который знаком детям и располагает детей к более доброжелательной обстановке.
Оборудование: плакаты по окружающему миру 1-4 класс, муляжи уха, глаза, скелет(из кабинета биологии)
Календарно- тематический план
№ | Тема | Основ ное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
1. | Дружи с водой(2ч) Советы доктора Воды | Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде | 1 | групповая | Тренинг общения | ||
2. | Друзья Вода и Мыло | Микробы. Мыло и вода-наши друзья. | 1 | Групповые индивидуальные | Дидактические игры, чтение по ролям | ||
3. | Забота о глазах(1ч) Глаза – главные помощники человека | Строение глаза. Правила бережного отношения | 1 | Групповая | Игра «Полезно-вредно», практикум | ||
4. | Уход за ушами(1ч) Чтобы уши слышали | Строение уха. Учимся самомассажу | 1 | Групповая, | практикум | ||
5. | Уход за зубами (3ч) Почему болят зубы | Строение зуба. Полезные и вредные продукты. | 1 | коллективная | Круглый стол | ||
6. | Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику» | Осмотр детей стоматологом. | 1 | колективная | экскурсия | ||
7. | Как сохранить улыбку красивой | Как правильно чистить зубы. | 1 | коллективная | практикум | Конкурс рисунков «Здоровая улыбка» | |
8. | Уход за руками и ногами(1ч) «Рабочие инструменты» человека | Уход за руками, массаж стопы | 1 | групповая | Инсценирование, практикум | ||
9. | Забота о коже(3ч) Зачем человеку нужна кожа | Строение кожи. Правила ухода за кожей | 1 | коллективная | Беседа | ||
10. | Надёжная защита организма | Значение и гигиена кожи | 1 | идивидуальная | практикум | Составление паспорта здоровья | |
11. | Если кожа повреждена | Травмы. Первая помощь. | 1 | Коллективная, парная | Практикум под руководств.ом мед.ика | ||
12. | Как следует питаться(2ч) Питание – необходимое условие для жизни человека | Органы пищеварения Пословицы о продуктах питания | 1 | коллективная | Игра- путешествие | ||
13. | Здоровая пища для всей семьи | Витамины. Овощи-кладовая здоровья. | 1 | групповая | Изготовление коллажа | Защита коллажа «Здоровая пища» | |
14. | Как сделать сон полезным(1ч) Сон лучшее лекарство | Зачем нужно спать? Правила здорового сна. | 1 | коллективная | Круглый стол | Составление памятки: «Здоровый сон» | |
15. | Настроение в школе(1ч) Как настроение? | Азбука волшебных слов | 1 | Индивидуальная, коллективная | Психогимнастика | ||
16. | Настроение после школы(1ч) Я пришёл из школы | Правила поведения во внеурочное время | 1 | Индивидуальная, коллективная | Беседа, психогимнастика | ||
17. | Поведение в школе(2ч) Я ученик. | Дружба. Как дружить? | 1 | Коллективная, индивидуальная | Беседа, психогимнастика | ||
18. | Я ученик. | Поведение на уроке и перемене | 1 | групповая | Исследовательская работа:» Поведение ученика в школе» | Отчёт по исследовательской работе | |
19. | Вредные привычки(2ч) Вредные привычки | Какие Бывают вредные привычки. | 1 | Работа в парах | тренинг | ||
20. | Вредные привычки | Скажи нет- вредным привычкам! | 1 | коллективная | тренинг | ||
21. | Мышцы, кости и суставы(2ч) Скелет – наша опора | Скелет – опора человека. Мышцы для движения. | 1 | коллективная | практикум | ||
22. | Осанка – стройная фигура | Правильная осанка. Нарушения осанки. | 1 | коллективная | Составление памятки: «Что нужно делать для поддержания правильной осанки» | ||
23. | Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч) Если хочешь быть здоров | Водные процедуры. | 1 | коллективная | практикум | ||
24. | Как правильно вести себя на воде(1ч) Правила безопасности на воде. Экскурсия бассейна «Алые паруса» | Правила поведения на воде | 1 | коллективная | практикум | ||
25. | Игры и упражнения на воде(4ч) Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
26. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
27. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
28. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Плавание кролем | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | Мини-соревнования: «Я могу!» | |
29. | Народные игры(1ч) Русская игра «Городки». Посещение школьного стадиона | Старинная русская игра. Правила. Основные фигуры. | 1 | групповая | практикум | ||
30. | Подвижные игры(4ч) Подвижные игры (на улице) | Гуси-лебеди. Лапта. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
31. | Подвижные игры (на улице) | Совушки. Горелки. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
32-33 | Подвижные игры (на улице) | Семь палочек и др. Правила | 2 | коллективная | практикум | «Весёлые старты» |
Литература:
Основная:
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Дополнительная:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Мельничук В.М. Я и моё здоровье// Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии,1,2,3класс, Новосибирск , Издательство Новосибирского университета, 2000г
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986
Источник
Пояснительная записка
Рабочая программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной, соответствует требованиям ФГОС.
Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно – воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с периодом обучения в начальной школе, с возрастом распространенность употребления психоактивных веществ среди друзей и давление на подростков возрастают. Несмотря на знания о вреде психоактивных веществ для здоровья, неодобрение их употребления с возрастом ослабевает. Опрос учителей и родителей показал, что потребность в превентивном обучении высока. Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача – предупреждение приобщения к наркотикам. Для учителей начальной школы «Полезные привычки» послужат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Цель программы «Полезные привычки» – овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
учить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению;
способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить детей эффективно общаться.
Помочь школе и родителям в предупреждениях приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа призвана воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих; -расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья; -сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна – как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки. Превентивное обучение служит средством для сокращения спроса. Превентивное обучение является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. “Здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи”. Двумя неотрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Воспитание детей в области охраны здоровья – это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетенции. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях: Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные, употреблению табака и алкоголя, модели поведения. Вероятность приобщения снижается, если дети обучены распознаванию ситуации группового давления и располагают навыками сопротивлению давлению. «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно-обоснованные и простые в использовании практические материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Во-первых, потому что профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет ПАВ. Во-вторых, приобщение к любым ПАВ начинается с алкоголя и табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. Таким образом, программа «Полезные привычки» очень актуальна в современных условиях воспитания и развития здоровых, полноценных граждан нашего общества. III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом курс изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся один раз в неделю.
Общий объем учебного времени составляет 34 часа для каждого года обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, языку, культуре, ее жизни и ее народу. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты: регулятивные – планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать свои поступки и слова, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определять, какая информация нужна для решения жизненных задач, отбирать источники информации среди предложенных, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний; коммуникативные – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Предметные результаты: после завершения курса обучающиеся смогут объяснить в доступной для них форме вред курения, смогут отказаться от вредной привычки сами и повлиять на выбор сверстников. Используя компьютер, смогут подготовить презентацию или небольшой доклад о вреде курения, о пользе здорового образа жизни, о приоритетном значении спорта в жизни каждого человека.
3 класс
Полезные привычки
Всего – 34 часа
В неделю – 1 час
Раздел | Количество часов | Тема |
Положительный образ “Я” | 2 | Мой характер |
Учусь оценивать себя сам | ||
Понятие о полезных привычках | 1 | Термин “полезная привычка”. Влияние полезных привычек на здоровье человека. |
Умение общаться | 16 | Учусь взаимодействовать |
Учусь настаивать на своём | ||
Общение | ||
Щедрость | ||
Пунктуальность | ||
Правдивость | ||
Такт | ||
Волшебные слова | ||
Доброе отношение к окружающим | ||
Любовь к животным | ||
Справедливость | ||
Умение дружить | ||
Взаимопонимание | ||
Работа в группах | ||
Поведение в общественных местах. | ||
Разговор по телефону | ||
Принятие решений | 2 | Я становлюсь увереннее |
Когда на меня оказывают давление. | ||
Бережное отношение к природе | 2 | Природа в опасности. Экология. Значение экологии в жизни современного человека. Взаимосвязь всех факторов на Земле. |
Правила поведения в природе. Бережное отношение и любовь к природе. Помощь природе. | ||
Информация | 2 | Курение. |
Вред курения | ||
Соблюдение правил дорожного движения | 3 | Правила дорожного движения. |
Причины дорожно-транспортных происшествий. Виновники дорожно-транспортных происшествий. Правила перехода улиц и дорог Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная грамота. Отряды ЮИД – помощники ГАИ. | ||
Проведение досуга | 4 | Хобби. Увлечение. Коллекционирование. |
Развитие познавательных интересов. Общение. | ||
Игра. Правила игры. Уважение к соперникам. | ||
Подвижные игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Колечко», «Прятки», «Съедобное-несъедобное». Игры в помещении: «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Золотые ворота». | ||
Пост-тест | 3 | Обобщение изученного материала. Пост-тест |
Источник