Программа по профилактике пав полезные навыки

Программа по профилактике пав полезные навыки thumbnail

«Утверждаю»

                                                                                                     
Директор МБОУ СОШ  № 12

                                                                                                               
_______И.П. Ачикалова

Приказ
№ 138-р от 19.06.2020г.

Программа
«Профилактика употребление ПАВ 
несовершеннолетними»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №12
г. Бердска Новосибирской области
на 2020-2025 г.г.

Паспорт программы 

Наименование
программы

«Профилактика
употребление ПАВ  несовершеннолетними»

Разработчики
программы

Социально-педагогическая служба

МБОУ СОШ №12

Цели
программы

§  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных
с проблемами употребления ПАВ.

§  создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы  
профилактики   употребления ПАВ.

Сроки
реализации программы

2020-2025 годы

Исполнители
программы

Социально-педагогическая
служба МБОУСОШ №12

Ожидаемые
конечные результаты реализации программы

  • создание
    условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и
    адаптации в обществе;
  • создание условий для формирования у
    детей потребности к здоровому образу жизни;
  • создание условий для  получения
    необходимых знаний по профилактике табакокурения, алкоголизма,
    наркомании и влиянию ПАВ на организм.

Цель: Формирование
у обучающихся потребности к здоровому образу жизни, а также стойкой негативной
установки по отношению к употреблению ПАВ.

Задачи: 1.Повышение
уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся. 

               2.Вовлечение
обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм
профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде.

               3.Снижение
уровня девиантного поведения  в подростковой среде.

Участниками данной программы являются
учащиеся 1-11 классов, их родители, педагоги, психологи, мед. работник и другие
специалисты. С учащимися школы реализуются профилактические мероприятия.
Программа позволит в результате объединения усилий педагогического и
ученического коллективов, медиков, работников правоохранительных органов
снизить численность школьников, подверженных употреблению ПАВ.

Формы исследования:
внеклассная работа.

Методы исследования:

статистические
данные СМИ, видеоматериалов, материалов Интернета;

– внеклассная работа с учащимися: классное
самоуправление, проведение мероприятий по ЗОЖ и правовой культуре, конкурсов,
бесед;

– работа с
родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные
родительские собрания, посещение на дому, совместные рейды с родителями, инспектором
ПДН, сотрудником ЦСПСиД «Юнона» в вечернее время.

 Пояснительная
записка

     Изменившееся
социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка
быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись
с новыми проблемами: подростковая преступность, наркомания, употребление
энергетических и алкогольных напитков. Эти проблемы носят общественный
характер. По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек потребляют наркотики,
почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков
снизился до 14 лет. Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические,
медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно
снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Общее
число обучающихся в школе 767. В микроучасток школы входят общежития по ул.
Боровая – 27 % от общего кол-ва обучающихся, частные дома  в посёлке Боровом
-12%, дома по ул. Микрорайон – 57%, всё это в большинстве крайне сложный
контингент детей и их родителей. С социально-низким уровнем дохода семьи
(низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей).
В школе на протяжении 13ти лет осуществляется набор детей требующих
специального коррекционного обучения. В настоящее время на базе школы работает три
класса. Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся
знания, об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах.

Правовая
основа программы 

 Правовую
основу программы профилактики употребления ПАВ составляют:

        
Международная
Конвенция ООН о правах ребёнка

        
Конституция
Российской Федерации;

        
Федеральный
закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;

        
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях;

принимаемые в соответствии с указами
Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного
самоуправления субъектов РФ;

·        
«Кодекс
о браке и семье РФ»;

·        
«Уголовно-процессуальный
кодекс РФ»;

·        
Закон
РФ «Об образовании».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Реализация
программы включает в себя следующие принципы:

– личностно-ориентированного
подхода к каждому участнику программы;

– включения в решение задач программы
учащихся 1-9 классов, их родителей, педагогов, специалистов.

2.Деятельность по реализации программы
предполагает:

– раннее выявление курения,
употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;

– создание в школе единого банка
данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на
внутришкольном учете, в КДН и ПДН;

Читайте также:  Как полезнее всего приготовить гречневую кашу

– проведение мероприятий и
общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних;

– усиление информационн-
методическаго обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди
несовершеннолетних;

– создание новых и поддержка
существующих кружков, секций работающих на базе школы;

– организация летнего отдыха и
оздоровление детей школы.

3.Основные направления деятельности и
формы работы
.

а.
диагностика всех участников программы:

– проведение социологических,
психологических исследований по вредным привычкам у школьников;

– изучение уровня воспитанности учащихся;

– систематические педагогические
наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной,
алкогольной зависимости.

б. организация
взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями,
общественными организациями, учреждениями здравоохранения.

в. работа с
учащимися школы:- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных
привычек на растущий организм;

– проведение тематических классных
часов;

– лекции, беседы, просмотр и
обсуждение видеофильмов;

– конкурсы рисунков, плакатов,
акции и проведение тренингов среди «трудных»  подростков;

– проведение заседаний КЗПД в школе.

4. Социально-педагогическое и медико-
психологическое сопровождение
:

– своевременное выявление проблем у
учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;

– организация консультаций в школе
по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;

– организация профилактических
бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма,
токсикомании и правонарушений.

5. Работа с родителями:

– проведение классных и
общешкольных родительских собраний;

-выявление и работа с
неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные
напитки;

– индивидуальные консультации и
тематические встречи с родителями «трудных» подростков;

– посещение семей с членами
родительского комитета;

– приглашение родителей на
заседания КЗПД в школе;

Планируемый результат.

Программа позволит выявить подверженность
обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии,
через комплекс социальных, образовательных, профилактических и
медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.

Педагогам, психологу, социальным педагогам
совместно с родителями подростков создать в школе психотерапевтическую
атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.

В рамках данной программы планируется
получить следующий результат
:

– все участники проекта получают
необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании,
познакомиться с медицинскими учреждениями ( адресами и направлениями их
деятельности в области защиты подростков от наркомании).

– данный проект даст возможность
обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков,
ВИЧ-инфекции;

– подростки смогут получить
квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.

План

работы по
программе

в МБОУ СОШ
№ 12

Месяц

Мероприятие

Классы

Ответственные

Примечание

Сентябрь

Осуществление
контроля за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания
учащихся: санитарное состояние кабинетов, освещение помещений, температурный
режим, правильность расстановки парт.

Фельдшер школы,
зам. дир. по АХЧ., инсп. по охране труда, социальный педагог

В течение
учебного года

Проведение
физкультминуток в классах.

Классные
руководители

1-11кл.

В течение
учебного года

«День
Безопасности»

«Последствия
употребления ПАВ» Теоретические и практические навыки ОПМП

1-11кл.

Преп. ОБЖ,
социальный педагог

Теоретические и
практические навыки ОПМП

(студенты мед.
училища) Инсп. ПДН

Анкетирование
уч-ся  Подверженность групповому давлению

в специальных
коррекционных классах

психологи школы

Индивидуальная
развивающая работа с детьми обучающимся в специальных коррекционных классах

Психолог школы,
преп. физкультуры

Октябрь

Проведение мед.
осмотра среди учащихся школы

Фельдшер школы

Совещание с
классными руководителями по итогам мед. осмотра.

«Профилактика
простудных заболеваний»

5–7 кл.

Фельдшер школы,
социальный педагог

Факторы
укрепляющие и разрушающие здоровье

7-10 кл.

Преп. ОБЖ

Уроки о
правильном питании

1-4 кл.

Соц. педагог,

студенты мед. колледжа.

Ноябрь

«Профилактика
табакокурения, токсикомании наркомании»

классные часы
1-11 кл.

Классные
руководители 1-11 кл.

Особенности
здорового образа жизни в период полового созревания

7-10 кл.

Преп. ОБЖ

Занятие с
преподавательским составом по ГО и ЧС: «ВИЧ-профилактика и ОПМП».

преподаватели
школы

Преп. ОБЖ,

фельдшер школы,
социальный педагог,

«Профилактика
табакокурения»
Классные часы, посвященные Международному дню отказа от курения: «Безвредного
табака не бывает»

6-8 кл.

4-5 кл.

студенты мед.
колледжа  руководитель: Макаренко Ирина Владимировна  Кл. руководители

Использование
ИКТ

Декабрь

«Влияние ПАВ на
организм человека»

7-9 кл.

Соц. педагог,
врач д/п № 2

Использование
наглядных пособий

Вредные привычки
и их профилактика. Занятия физкультурой и спортом

7-10 кл.

Преп. ОБЖ

Неделя борьбы с
ПАВ + борьба против СПИДа:- выпуск плакатов

-кл.часы
«Статистика распространения ВИЧ, последствия, профилактика»

– беседы на
уроках биологии

-конкурс
рисунков «Моё здоровье в моих руках»

5-11кл.

7-11 кл.

5-11 кл.

1-4 кл.

Зам. дир. по ВР ,

социальный
педагог, классные руководители

Фельдшер школы

преп. ОБЖ

преп. биологии
психолог Марченко Н.Г., кл. руководители

Заседание ОРК в III
четверти «Статистика распространения ВИЧ – инфекции и роль родителей в
проф-ке ВИЧ»

5-11 кл.

Социальный
педагог, классные руководители

Социальный педагог
инспектор ПДН О.Е. Матвеева,

нарколог Шкатова
Е В.

Кл. руководители

«Пивной
алкоголизм»

8-11 кл.

Соц. педагог,

студенты мед.
колледжа  руководитель: Макаренко Ирина Владимировна

Использование
ИКТ

Февраль

«Здоровое
питание» «Авитаминоз»

5-8 кл.

Соц. педагог.,

врач д/п № 2

Здоровый образ
жизни. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие
здоровье 

5-6 кл.

Преп. ОБЖ

Теоретические и
практические занятия в рамках рабочей программы по ОБЖ

Март

«Роль витаминов
и минеральных веществ в формировании здоровья человека»

1-4 кл.

Соц. педагог,

студенты мед.
колледжа  руководитель: Макаренко Ирина Владимировна

Сказка
–повествование

Инфекционные
болезни и их профилактика

5-6 кл.

Преп. ОБЖ

Оричак В.С.

Апрель

«Заболевания,
передающиеся половым путём», «Репродуктивное здоровье»

9-11кл.

Машутова Н.А.,

Золина Н.В.-
врач д/п № 2

Порядок ОПМП при
несчастных случаях

5-6 кл.

Преп. ОБЖ

Оричак В.С.

«
Влияние ПАВ на растущий организм человека». «Репродуктивное здоровье»

9-11 кл.

девочки

Соц. педагог,

студенты мед.
колледжа  руководитель: Букина Татьяна Николаевна

Использование
ИКТ

Читайте также:  Для чего полезно масло яичного желтка

Контактные телефоны руководителей
агитбригады БМК «Будь здоров»

Букина Татьяна Николаевна р.т.
3-05-03

Макаренко Ирина Владимировна р.т.
3-05-03

Золина Нина Владимировна р.т. 4-14-20

План мероприятий, направленный на
профилактику употребления ПАВ
          

Мероприятия 

Ответственные

Сроки
выполнения

Выявление
учащихся, злоупотребляющих ПАВ и создание банка данных

Классные
руководители

сентябрь,
в течение года

Организация
занятости детей, состоящих на различных видах учёта. Посещения УДО,
собеседования с руководителями кружков и спортивных секций

Классные
руководители, социальный педагог

в
течение I, III четвертей

Ходатайства
в КДН и ЗП на уч-ся злоупотребляющих ПАВ

администрация
школы

в
течение учебного года

Месячник
правовых знаний

администрация
школы, классные руководители

декабрь

Посещение
семей вызывающих тревогу классными руководителями совместно с членами РК

классные
руководители, родительские комитеты классов

в
течение года

Проведение
психологических тренингов «Наркотики или ЗОЖ», «Умей сделать выбор»-тренинг
безопасного поведения

администрация
школы, психологи

в
октябре, апреле

Анкетирование уч-ся  Подверженность групповому
давлению

психологи школы
Марченко Н.Г.,

 ноябрь

Психологические
семинары для педагогов школы на тему: «Возрастные особенности»

администрация
и  психологическая служба школы

в
течение учебного года

Заслушивание
учащихся и их родителей на КЗПД в школе

администрация
школы, кл. руководители, социальный педагог

каждая
среда месяца

Список используемой литературы:

Алфимова М. В. Влияние генетической
наследственности на поведение – издательство «Просвещение», 2000г.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы
социального педагога – издательство центр «Академия», 2001г.

Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве – «Издательство
Магистр», 1997.

Буянов М.И.
Ребёнок из неблагополучной семьи – Научно-популярное издание

Источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Селивановская средняя  школа №28 – Центр образования с.Селиваново»

Принят  решением педагогического совета 28.08.2020г., протокол №1

      УТВЕРЖДАЮ

Директор

Программа по профилактике пав полезные навыки

А.А. Наумов

            28.08.2020г.

Программа профилактики  

наркомании, распространения и употребления  психоактивных веществ среди несовершеннолетних

«Линия жизни»

                                с. Селиваново Щёкинского района

        2020г.

I.Пояснительная записка

Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться.

По официальным данным, 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Что полезней всего беременной на завтрак

Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с ПАВ.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной.

Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:

  • детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

Школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:

  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.

II.Цели   и задачи  программы:

2.1.Цели   и задачи  программы:

  • Формирование здорового образа жизни в среде младших школьников.
  • Профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
  • Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).

2.2.Задачи программы:

  • Формирование у детей представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.

Программа предназначена для учащихся 10-12 лет / дня. Курс клубных занятий «Линия жизни» рассчитан на 18 часов.

        III. Содержание программы         

Тема занятия

Форма проведениязанятия

Количество часов

1

Здравствуйте, или что значит ЗОЖ

Устный журнал

1

2

Вредные привычки и наше здоровье

Занятие-мастерская

1

3

Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких

Тренинг

1

4

Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему

Проблемная беседа

1

5

Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга

Круглый стол

1

6

Свобода выбора – уход от зависимости

Занятие-мастерская

1

7

Последствия употребления ПАВ

Ролевая игра

1

8

Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ

Тренинг

4

9

Курение: дань моде, привычка, болезнь

Ток-шоу

1

10

Суд над курильщиком

Ролевая игра

1

11

Ступени, ведущие вниз

Устный журнал

1

12

Мы за здоровый образ жизни!

Акция

1

13

Здоровье и безопасность

Ролевая игра

1

14

Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ

Тренинг

1

15

Человек, продли свой век

Ролевая игра-представление

1

18

IV. Ожидаемые результаты

Ученик  сможет:

  • Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.
  •  избегать ситуаций пассивного курения.
  • Понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания – трудноизлечимые заболевания.
  • Выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.

 V.  Литература

  1. Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 2007.
  3. Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 2004.
  4. Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 2006.
  5. Максимова В. След “белой смерти”. Здоровье детей, № 37–38, 2003.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 2004.
  7. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2005
  8. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 2003.
  9. Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки.Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитациооной работы, № 1, С. 41–49, 2006.

Источник