Программа по профилактике пав полезные навыки
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 12
_______И.П. Ачикалова
Приказ
№ 138-р от 19.06.2020г.
Программа
«Профилактика употребление ПАВ
несовершеннолетними»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №12
г. Бердска Новосибирской области
на 2020-2025 г.г.
Паспорт программы
Наименование | «Профилактика |
Разработчики | Социально-педагогическая служба МБОУ СОШ №12 |
Цели | § обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных § создать условия для эффективного функционирования системы |
Сроки | 2020-2025 годы |
Исполнители | Социально-педагогическая |
Ожидаемые |
|
Цель: Формирование
у обучающихся потребности к здоровому образу жизни, а также стойкой негативной
установки по отношению к употреблению ПАВ.
Задачи: 1.Повышение
уровня профилактики употребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся.
2.Вовлечение
обучающихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм
профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде.
3.Снижение
уровня девиантного поведения в подростковой среде.
Участниками данной программы являются
учащиеся 1-11 классов, их родители, педагоги, психологи, мед. работник и другие
специалисты. С учащимися школы реализуются профилактические мероприятия.
Программа позволит в результате объединения усилий педагогического и
ученического коллективов, медиков, работников правоохранительных органов
снизить численность школьников, подверженных употреблению ПАВ.
Формы исследования:
внеклассная работа.
Методы исследования:
– статистические
данные СМИ, видеоматериалов, материалов Интернета;
– внеклассная работа с учащимися: классное
самоуправление, проведение мероприятий по ЗОЖ и правовой культуре, конкурсов,
бесед;
– работа с
родителями: лекторий для родителей, консультации, общешкольные и классные
родительские собрания, посещение на дому, совместные рейды с родителями, инспектором
ПДН, сотрудником ЦСПСиД «Юнона» в вечернее время.
Пояснительная
записка
Изменившееся
социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка
быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись
с новыми проблемами: подростковая преступность, наркомания, употребление
энергетических и алкогольных напитков. Эти проблемы носят общественный
характер. По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек потребляют наркотики,
почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков
снизился до 14 лет. Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические,
медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно
снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Общее
число обучающихся в школе 767. В микроучасток школы входят общежития по ул.
Боровая – 27 % от общего кол-ва обучающихся, частные дома в посёлке Боровом
-12%, дома по ул. Микрорайон – 57%, всё это в большинстве крайне сложный
контингент детей и их родителей. С социально-низким уровнем дохода семьи
(низкая заработная плата, либо ее отсутствие, неполные семьи, алкоголизм родителей).
В школе на протяжении 13ти лет осуществляется набор детей требующих
специального коррекционного обучения. В настоящее время на базе школы работает три
класса. Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся
знания, об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах.
Правовая
основа программы
Правовую
основу программы профилактики употребления ПАВ составляют:
Международная
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция
Российской Федерации;
Федеральный
закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами
Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного
самоуправления субъектов РФ;
·
«Кодекс
о браке и семье РФ»;
·
«Уголовно-процессуальный
кодекс РФ»;
·
Закон
РФ «Об образовании».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Реализация
программы включает в себя следующие принципы:
– личностно-ориентированного
подхода к каждому участнику программы;
– включения в решение задач программы
учащихся 1-9 классов, их родителей, педагогов, специалистов.
2.Деятельность по реализации программы
предполагает:
– раннее выявление курения,
употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;
– создание в школе единого банка
данных о трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на
внутришкольном учете, в КДН и ПДН;
– проведение мероприятий и
общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
– усиление информационн-
методическаго обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди
несовершеннолетних;
– создание новых и поддержка
существующих кружков, секций работающих на базе школы;
– организация летнего отдыха и
оздоровление детей школы.
3.Основные направления деятельности и
формы работы.
а.
диагностика всех участников программы:
– проведение социологических,
психологических исследований по вредным привычкам у школьников;
– изучение уровня воспитанности учащихся;
– систематические педагогические
наблюдения за учащимися, установление причин подверженности их табачной,
алкогольной зависимости.
б. организация
взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями,
общественными организациями, учреждениями здравоохранения.
в. работа с
учащимися школы:- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных
привычек на растущий организм;
– проведение тематических классных
часов;
– лекции, беседы, просмотр и
обсуждение видеофильмов;
– конкурсы рисунков, плакатов,
акции и проведение тренингов среди «трудных» подростков;
– проведение заседаний КЗПД в школе.
4. Социально-педагогическое и медико-
психологическое сопровождение:
– своевременное выявление проблем у
учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;
– организация консультаций в школе
по работе с проблемными детьми, их родителями и педагогами;
– организация профилактических
бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма,
токсикомании и правонарушений.
5. Работа с родителями:
– проведение классных и
общешкольных родительских собраний;
-выявление и работа с
неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные
напитки;
– индивидуальные консультации и
тематические встречи с родителями «трудных» подростков;
– посещение семей с членами
родительского комитета;
– приглашение родителей на
заседания КЗПД в школе;
Планируемый результат.
Программа позволит выявить подверженность
обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии,
через комплекс социальных, образовательных, профилактических и
медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта.
Педагогам, психологу, социальным педагогам
совместно с родителями подростков создать в школе психотерапевтическую
атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками.
В рамках данной программы планируется
получить следующий результат:
– все участники проекта получают
необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании,
познакомиться с медицинскими учреждениями ( адресами и направлениями их
деятельности в области защиты подростков от наркомании).
– данный проект даст возможность
обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков,
ВИЧ-инфекции;
– подростки смогут получить
квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.
План
работы по
программе
в МБОУ СОШ
№ 12
Месяц | Мероприятие | Классы | Ответственные | Примечание |
Сентябрь | Осуществление | Фельдшер школы, | В течение | |
Проведение | Классные 1-11кл. | В течение | ||
«День «Последствия | 1-11кл. | Преп. ОБЖ, | Теоретические и (студенты мед. | |
Анкетирование | в специальных | психологи школы | ||
Индивидуальная | Психолог школы, | |||
Октябрь | Проведение мед. | Фельдшер школы | Совещание с | |
«Профилактика | 5–7 кл. | Фельдшер школы, | ||
Факторы | 7-10 кл. | Преп. ОБЖ | ||
Уроки о | 1-4 кл. | Соц. педагог, студенты мед. колледжа. | ||
Ноябрь | «Профилактика | классные часы | Классные | |
Особенности | 7-10 кл. | Преп. ОБЖ | ||
Занятие с | преподаватели | Преп. ОБЖ, фельдшер школы, | ||
«Профилактика | 6-8 кл. 4-5 кл. | студенты мед. | Использование | |
Декабрь | «Влияние ПАВ на | 7-9 кл. | Соц. педагог, | Использование |
Вредные привычки | 7-10 кл. | Преп. ОБЖ | ||
Неделя борьбы с -кл.часы – беседы на -конкурс | 5-11кл. 7-11 кл. 5-11 кл. 1-4 кл. | Зам. дир. по ВР , социальный | Фельдшер школы преп. ОБЖ преп. биологии | |
Заседание ОРК в III | 5-11 кл. | Социальный | Социальный педагог нарколог Шкатова Кл. руководители | |
«Пивной | 8-11 кл. | Соц. педагог, студенты мед. | Использование | |
Февраль | «Здоровое | 5-8 кл. | Соц. педагог., врач д/п № 2 | |
Здоровый образ | 5-6 кл. | Преп. ОБЖ | Теоретические и | |
Март | «Роль витаминов | 1-4 кл. | Соц. педагог, студенты мед. | Сказка |
Инфекционные | 5-6 кл. | Преп. ОБЖ Оричак В.С. | ||
Апрель | «Заболевания, | 9-11кл. | Машутова Н.А., Золина Н.В.- | |
Порядок ОПМП при | 5-6 кл. | Преп. ОБЖ Оричак В.С. | ||
« | 9-11 кл. девочки | Соц. педагог, студенты мед. | Использование |
Контактные телефоны руководителей
агитбригады БМК «Будь здоров»
Букина Татьяна Николаевна р.т.
3-05-03
Макаренко Ирина Владимировна р.т.
3-05-03
Золина Нина Владимировна р.т. 4-14-20
План мероприятий, направленный на
профилактику употребления ПАВ
Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Выявление | Классные | сентябрь, |
Организация | Классные | в |
Ходатайства | администрация | в |
Месячник | администрация | декабрь |
Посещение | классные | в |
Проведение | администрация | в |
Анкетирование уч-ся Подверженность групповому | психологи школы | ноябрь |
Психологические | администрация | в |
Заслушивание | администрация | каждая |
Список используемой литературы:
Алфимова М. В. Влияние генетической
наследственности на поведение – издательство «Просвещение», 2000г.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы
социального педагога – издательство центр «Академия», 2001г.
Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве – «Издательство
Магистр», 1997.
Буянов М.И.
Ребёнок из неблагополучной семьи – Научно-популярное издание
|
Программа профилактики
наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
«Линия жизни»
с. Селиваново Щёкинского района
2020г.
I.Пояснительная записка
Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками продолжает ухудшаться.
По официальным данным, 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно. Реальные же цифры выше в два раза. Средний возраст приобщения к наркотикам 13–16 лет, средний возраст приобщения к алкоголю еще ниже, ну а курить некоторые дети начинают еще в дошкольном возрасте.
Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить детей говорить “нет” пагубным соблазнам и назойливым приставаниям уже попробовавших сверстников или более старших товарищей. Нужно говорить с детьми о том, что несет с собой для их здоровья и разума даже “один-единственный разок” общения с ПАВ.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов как память, внимание, мышление, дети учатся управлять своим поведением. При этом идет переход от игровой деятельности к деятельности учебной, целенаправленной.
Профилактика употребления ПАВ будет эффективной, если:
- детям будет предоставлена объективная информация о ПАВ, их воздействии на человека и последствиях применения;
- методы и приемы передачи информации будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание вреда ПАВ будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
Школа обладает рядом возможностей для успешной профилактики ПАВ, а именно:
- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
- влиянием на уровень притязаний и самооценку;
- свободным доступом к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
- возможностью привлечения специалистов по профилактике.
II.Цели и задачи программы:
2.1.Цели и задачи программы:
- Формирование здорового образа жизни в среде младших школьников.
- Профилактика табакокурения, алкогольной и наркозависимости.
- Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ).
2.2.Задачи программы:
- Формирование у детей представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
- Развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.
- Формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.
Программа предназначена для учащихся 10-12 лет / дня. Курс клубных занятий «Линия жизни» рассчитан на 18 часов.
III. Содержание программы
№ | Тема занятия | Форма проведениязанятия | Количество часов |
1 | Здравствуйте, или что значит ЗОЖ | Устный журнал | 1 |
2 | Вредные привычки и наше здоровье | Занятие-мастерская | 1 |
3 | Строение органов дыхания, влияние табакокурения на деятельность легких | Тренинг | 1 |
4 | Воздействие ПАВ на сердечнососудистую систему | Проблемная беседа | 1 |
5 | Влияние ПАВ и сильнодействующих лекарственных препаратов на работу головного мозга | Круглый стол | 1 |
6 | Свобода выбора – уход от зависимости | Занятие-мастерская | 1 |
7 | Последствия употребления ПАВ | Ролевая игра | 1 |
8 | Формирование навыков, по отказу от приема ПАВ | Тренинг | 4 |
9 | Курение: дань моде, привычка, болезнь | Ток-шоу | 1 |
10 | Суд над курильщиком | Ролевая игра | 1 |
11 | Ступени, ведущие вниз | Устный журнал | 1 |
12 | Мы за здоровый образ жизни! | Акция | 1 |
13 | Здоровье и безопасность | Ролевая игра | 1 |
14 | Роль силы воли, при отказе от употребления ПАВ | Тренинг | 1 |
15 | Человек, продли свой век | Ролевая игра-представление | 1 |
18 |
IV. Ожидаемые результаты
Ученик сможет:
- Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к ПАФ индивидуальна и зависимость может возникнуть очень быстро.
- избегать ситуаций пассивного курения.
- Понимать, что алкоголизм, токсикомания, наркомания – трудноизлечимые заболевания.
- Выработать форму поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Осознавать коммерческий характер рекламы алкоголя и табака и уметь критически к этому относится.
V. Литература
- Брагинский В. Пагубное пристрастие. Здоровье детей, № 43–44, 1999.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. М., 2007.
- Казакова Г.П. Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся первой ступени. Кемерово, 2004.
- Колпакова О.С. Программа коррекционно-воспитательной работы. Кемерово, 2006.
- Максимова В. След “белой смерти”. Здоровье детей, № 37–38, 2003.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М., 2004.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2005
- Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 2003.
- Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и положительной самооценки.Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитациооной работы, № 1, С. 41–49, 2006.