Программа по общественно полезному труду в 6 классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Общественно-полезная деятельность»
для 6 класса
Разработчик программы: учитель биологии и химии Узденова Мариям Юсуфовна
Пояснительная записка
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 34 часа)
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей
(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты лицейского двора.
3. Работа для лицея.
Дежурство по лицею, классу:
– протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
– соблюдение порядка чистоты в классе;
– уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
– дежурство по столовой;
– выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам – нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
– развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
– вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
№ п/п
Тема занятия
Дата
1
Экскурсия по лицею
2
Экскурсия в библиотеку. Встреча с работником библиотеки
3
Прогулка в городской парк . Наблюдение и помощь в трудовой деятельности людей .
4
Сбор опавших листьев для гербария
5
Конкурс «Что растет на грядке?».
6
Учимся делать гербарии
7
Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных
8
«В гостях у Мойдодыра»
9
Уроки «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,
10
Беседы: «Как мы помогаем дома?
Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.
11
Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»
12
Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»
13
Беседа «Когда мамы дома нет»
Выставка рисунков «Я помогаю дома».
14
Сооружение снежной горки для катания на санках.
15
Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)
16
Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц
Беседы: «Есть профессий на свете немало»,
18
Чтение книг и рассказов о труде
19
Экскурсия . Игра в почту «Почтальон Печкин»
20
Урок «Наши папы и мамы на работе»
21
Праздник «Мамин день».
Конкурс-выставка рисунков и поделок
22
Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.
23
Участие в празднике «Птицы — наши друзья».
24
Конкурс «Кто нас обслуживает?».
25
Урок «Книжкины именины».
26
Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый лицейский двор»
27
Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях
28
Весенние работы на пришкольном участке
29
Сбор семян. Посадка цветов.
30
Сбор семян. Посадка цветов.
31
Однолетние и многолетние цветы.
32
Операции «Чистый двор»,
33
Подведение итогов выполнения общественных поручений
34
Сбор «Чему мы научились?».
Литература
Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
Кобзарь Б.С. Учебно – воспитательный процесс в школах.
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
Молчанова
Антонина Ивановна, учитель, высшая квалификационная категория,
Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской
области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные программы».
1.
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Общественно-полезный труд»
6 класс
Учащиеся
должны знать:
·
Правила при работе с сельскохозяйственными инструментами.
·
Правила личной гигиены.
·
Последовательность выполнения работ.
·
Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и
используемых приспособлений.
·
Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и
дезодорирующими средствами.
Учащиеся
должны уметь:
·
Убирать овощные, цветочно-декоративные культуры.
·
Уметь рыхлить почвы вокруг многолетних
растений.
·
Выполнять обработку почвы.
·
Ухаживать за комнатными растениями.
·
Удалять
пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений – стены,
полы, оконные рамы, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.
·
Мыть
и дезинфицировать раковины.
·
Собирать
мусор и выносить его в установленное место.
·
Соблюдать
правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
2. Содержание учебного курса.
Охрана
труда.
Вводное
занятие. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе на
пришкольном участке.
Работа
на пришкольном участке.
Уборка
урожая. Обработка почвы.
Работа
в цветнике.
Уборка
георгин. Рыхление многолетних растений. Обработка почвы в цветнике.
Самообслуживание.
Мытье
полов. Мытье лестниц. Мытье дверей. Мытье мебели. Мытье оконных рам.
Уход
за комнатными растениями.
Полив.
Удаление пыли.
Работа
в цветнике.
Перекопка
почвы в цветнике.
Рыхление
многолетних растений.
3.
Календарно – тематическое планирование.
6 класс
(1 час в неделю, 24 часа в год).
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока. | Знания, | Примечание. |
1 | Охрана | ||||
1. | 1 | Вводное Правила | Знать | ||
6 | Работа | ||||
2. 3. 4. | 3 | Уборка | Знать правила при работе с сельскохозяйственными инструментами. Последовательность выполнения работ. Уметь убирать овощные культуры. | ||
5. 6. 7. | 3 | Обработка | Знать Уметь выполнять обработку почвы. | ||
9 | Работа | ||||
8. 9. 10. | 3 | Уборка | Знать правила при работе с сельскохозяйственными Последовательность выполнения работ. Уметь убирать цветочно-декоративные культуры. | ||
11. 12. | 2 | Рыхление | Знать правила при работе с сельскохозяйственными инструментами. Последовательность выполнения работ. Уметь рыхлить | ||
13. 14.15. | 3 | Обработка | Знать правила при работе с сельскохозяйственными Последовательность выполнения работ. Уметь выполнять | ||
11 | Самообслуживание. | ||||
16 19- 21-22. 23-24. 25-26. | 3 2 2 2 2 | Мытье Мытье Мытье Мытье Мытье | Знать устройство и назначение обслуживаемого Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и Последовательность выполнения работы. Уметь удалять пыль, подметать мусор, мыть Мыть Собирать Соблюдать | ||
4 | Уход | ||||
27-28. | 2 | Полив. | Знать правила личной гигиены. Последовательность выполнения работ. Уметь ухаживать за комнатными растениями. | ||
29-30. | 2 | Удаление | Знать правила личной гигиены. Последовательность выполнения работ. Уметь ухаживать за комнатными растениями. | ||
4 | Работа | ||||
31-32. | 2 | Перекопка почвы | Знать правила при работе с сельскохозяйственными Правила личной гигиены. Последовательность выполнения работ. Уметь выполнять обработку почвы. | ||
33-34. | 2 | Рыхление | Знать правила при работе с сельскохозяйственными Правила личной гигиены. Последовательность выполнения работ. Уметь рыхлить почвы вокруг многолетних |
Литература:
1. Программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией
В. В. Воронковой – М.: Просвещение, 2009г.
2.
Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 6 класс учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.:
«Просвещение», 2010 год.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол от « » 20 г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол от « » 20 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ___________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»
для обучающихся 6 класса
со сложной структурой дефекта
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы
под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание
Составитель:
Овчинникова О.В.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.
Сроки усвоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, практические задания, тестирование.
Статус документа.
Настоящая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью”.
- Московского регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пояснительная записка
Процесс обучения детей со сложной структурой дефекта (ССД) должен максимально содействовать их всестороннему развитию.
Если же у ребёнка имеются особенности в интеллектуальном или физическом развитии, то, как следствие возникают функциональные ограничения в двигательной сфере, в восприятии и ощущениях, в процессе говорения и мышления. Таким образом, их участие в общественной жизни ограниченно, поэтому здесь необходима особая дидактическая и методическая помощь, которую и представляет школа для детей с особыми образовательными потребностями.
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь. Детей с ССД можно обучить различным видам деятельности самообслуживания, привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.
В воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а так же чёткая последовательность и выполнение отдельных действий. Дети данной категории легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Таким образом, обучение детей бытовому и общественно полезному труду должно быть гибким. В нём должно учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них нужных норм поведения и при обучении их полезной деятельности.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, речи, эмоционально-волевой сферы).
Учитель, исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы занятий. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Цель по обучению данного предмета – социальная адаптация детей данной категории, трудоустройство (в силу возможности) и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.
Задачи.
- Формирование положительного эмоционального отношения к труду.
- Развитие интереса к деятельности и ее результатам.
- Формирование умения соотносить полученные результаты.
Основной формой организации процесса обучения данному предмету
являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.
Содержание.
- Личная гигиена.
- Жилище и уход за жилищем.
- Сезонные работы на пришкольной территории.
- Одежда и обувь. Уход.
- Посуда. Уход за посудой.
- Комнатные растения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводный урок. Предмет «Хозяйственно-бытовой труд». | 1 |
2 | Повторение. Что такое ЗОЖ? | 1 |
3 | Режим дня школьника. | 1 |
4 | Части тела человека. Части лица и головы. | 1 |
5 | Личная гигиена. | 1 |
6 | Предметы и средства личной гигиены. | 1 |
7 | Правила пользования средствами личной гигиены. | 1 |
8 | Правила ухода за лицом. | 1 |
9 | Правила ухода за руками. | 1 |
10 | Правила ухода за зубами. | 1 |
11 | Уход за волосами. | 1 |
12 | Правила ухода за ушами и носом. | 1 |
13 | Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур. | 1 |
14 | Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем. | 1 |
15 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
16 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
17 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
18 | Тестирование по теме «Личная гигиена». | 1 |
19 | Повторение. Одежда и обувь. | 1 |
20 | Просушивание намокшей одежды и ее чистка. | 1 |
21 | Умение привести в порядок свою обувь и одежду. | 1 |
22 | Чистка войлочной и текстильной обуви. | 1 |
23 | Экскурсия в прачечную. | 1 |
24 | Стиральная машина. Знакомство. Использование. | 1 |
25 | Стиральная машина. Знакомство. Использование. | 1 |
26 | Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок. | 1 |
27 | Правила пользования моющими средствами и их хранение. | 1 |
28 | Стирка рабочей одежды в стиральной машине. | 1 |
29 | Стирка рабочей одежды в стиральной машине. | 1 |
30 | Тестирование по теме «Уход за одеждой и обувью». | 1 |
31 | Повторение. Комнатные растения. | 1 |
32 | Повторение. Комнатные растения. | 1 |
33 | Предметы и средства ухода за комнатными растениями. | 1 |
34 | Предметы и средства ухода за комнатными растениями. | 1 |
35 | Полив комнатных растений. | 1 |
36 | Полив комнатных растений. | 1 |
37 | Протирка пыли с цветов. | 1 |
38 | Протирка пыли с цветов. | 1 |
39 | Подкормка комнатных растений. | 1 |
40 | Подкормка комнатных растений. | 1 |
41 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
42 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
43 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
44 | Тестирование по теме «Комнатные растения». | 1 |
45 | Значение правильного питания для здоровья. Режим питания. | 1 |
46 | Помещение кухни. | 1 |
47 | Правила соблюдения чистоты и порядка на кухне. | 1 |
48 | Холодильник. Хранение продуктов. | 1 |
49 | Посуда (кухонная, столовая, чайная). | 1 |
50 | Мытье посуды. | 1 |
51 | Приемы сушки посуды. | 1 |
52 | Правила накрывания на стол к обеду. | 1 |
53 | Назначение и правила пользования каждым предметом во время приема пищи. | 1 |
54 | Уборка со стола после еды. | 1 |
55 | Тестирование по теме «Кухня». | 1 |
56 | Повторение. Жилые помещения. | 1 |
57 | Чистящие и моющие средства для уборки помещения. | 1 |
58 | Инвентарь для уборки помещения. | 1 |
59 | Правила работы с инвентарем и моющими средствами. | 1 |
60 | Уборка помещений (класс, раздевалка). | 1 |
61 | Уборка помещений (класс, раздевалка). | 1 |
62 | Пылесос. Назначение. | 1 |
63 | Правила использования пылесоса. | 1 |
64 | Уборка помещения с помощью пылесоса. | 1 |
65 | Тестирование по теме «Жилище». | 1 |
66 | Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем. | 1 |
67 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
68 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
69 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
70 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
Итого | 70 часов |
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.
Знать и уметь.
- Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению.
- Содержать в чистоте предметы личной гигиены.
- Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу.
- Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению.
- Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению.
- Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой.
- Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
- Выполнять словесные инструкции и давать отчет о проделанной работе.
- Правильно выбрать одежду и обувь по сезону.
- Одеваться самостоятельно, пользоваться различными видами застежек, шнуровать.
- Ухаживать за своей обувью и одеждой.
- Уметь определять срок годности продукта.
- Ухаживать за жилищем.
- Различать основные продукты питания.
- Мыть и просушивать посуду, складывать её на хранение.
- Ухаживать за комнатными растениями.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на хозяйственно-бытовой труд в 6 классе отведено:
- в неделю – 2 часа.
- за год – 70 часов.
Учебно-методическое обеспечение.
Методические пособия для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
- Девяткова, Кочетова, Петрикова: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида. Владос, 2014г.
Печатные пособия:
- комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин.
- предметные картинки: «Части тела», «Личная гигиена», «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Комнатные растения».
Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.
Учебно – практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- натуральные объекты: посуда, кухонные принадлежности, садовый инвентарь, муляжи предметов и средств для стирки, личной гигиены.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/,
https://infourok.ru/,
https://www.uchportal.ru/,
https://pedsovet.su/,
https://www.razvitierebenka.com/