Программа по общественно полезному труду 4 класс
Программа внеурочной деятельности «Общественно –полезная деятельность»
Лукьянова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Бобровская СОШ №2
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по направлению
« Общественно – полезная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
- Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области – региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
А также авторской программы Е.В.Мишневой
Цель: развитие и воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
– воспитание бережного отношения к окружающей среде;
– выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
– формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Данный курс в 4 классе рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса ( личностные , предметные, метапредметные)
Личностные УУД
– ценностно-смысловая ориентация учащихся; нравственно-этическое оценивание; действие смыслообразования; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные УУД:
-определять и осваивать под руководством учителя простые и общие для людей правила поведения при сотрудничестве;
-делать выбор при поддержке других участников группы и педагога;
– систематизировать основополагающие элементы научного знания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
– целеполагание;
– волевая саморегуляция;
-коррекция;
– оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
-умение структурировать знания;
– смысловое чтение;
– выделение и формулирование учебной цели;
– планирование деятельности для достижения результата.
Коммуникативные УУД:
– умение выражать свои мысли;
– разрешение конфликтов, постановка вопросов;
– планирование совместной деятельности;
– управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Перспективно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | ||||||||||||
1 2. | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | |||||||||||||
3. 4. | Уборка пришкольного участка. Сбор листьев для гербария. | |||||||||||||
5. | Выставка «Чудеса природы» | |||||||||||||
6. | Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» | |||||||||||||
7. | Сбор желудей и шишек, каштанов | |||||||||||||
8. | Генеральная уборка класса. | |||||||||||||
9. | Путешествие в страну «Золотая осень» | |||||||||||||
10 11. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | |||||||||||||
12 13. | Операция «Осень без дыма!»( листовки, рисунки, беседы) | |||||||||||||
14. | Изготовление открыток к празднику «Мама! Нет слова дороже! | |||||||||||||
15. | Беседа «Кем я буду?» | |||||||||||||
16. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
17. | Акция добра (Подарки детям из центра «Надежда») | |||||||||||||
18. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | |||||||||||||
19. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | |||||||||||||
20. | Изготовление елочных игрушек | |||||||||||||
21. | Сбор макулатуры. | |||||||||||||
22. | Ремонт библиотечных книг | |||||||||||||
23. | Дарим подарки малышам (д/с №1) | |||||||||||||
24. | Коллективное панно «Наши защитники» | |||||||||||||
25. | «Рыцарский турнир» | |||||||||||||
26. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | |||||||||||||
27. | Открытки-самоделки к 8 Марта | |||||||||||||
28. | Генеральная уборка класса | |||||||||||||
29. | «Моя любимая бабушка»( готовим подарки) | |||||||||||||
30. | КВН «Птицы – наши друзья» | |||||||||||||
31. | Акция «Сделай скворечник» | |||||||||||||
32. | «Субботник» уборка школьной территории . Озеленение территории. | |||||||||||||
33. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе , солдат!» | |||||||||||||
34 35 | «Мы- юные садоводы»( работа на пришкольном участке). Экскурсия на природу. | |||||||||||||
Литература
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Горская средняя школа Горецкого района»
_________ Н.М. Радьков
«__» ______________ 20__г.
Рабочая программа
«Общественно полезный труд»
3-4 классы
Составитель:
Базылева Анна Григорьевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Общественно полезный труд.
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются:
формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю во втором полугодии ( 18 часов) начиная с 3 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей (постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: уборка школьной территории, участие в озеленении и благоустройстве агрогородка и др.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, овощных культур
Участие в экологических праздниках.
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора, агрогородка.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
– протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
– соблюдение порядка чистоты в классе;
– уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
– размножение комнатных растений, овощных культур;
– выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам.
4. Волонтерская работа.
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и сельской библиотеки.
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам – нашу заботу»
3. Участие в благотворительных акциях
4. Санитарный день в кабинете
Ожидаемые результаты.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям Республики Беларусь и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Каляндарна-тэматычнае планаванне факультатыўнага курса «Грамадска-карысная праца»
3 клас
п/п
Тэма занятка
Колькаць гадзін
Дата
1
Навучанне правілам бяспечных паводзін
1
2
Догляд пакаёвых раслін
1
3
Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”
1
4
Асаблівасці дагляду за пакаёвамі раслінамі
1
5
Рамонт падручнікаў, кніг
2
6
Акцыя “Дапаможам птушкам перазімаваць”
1
7
Выраб закладак для кніг
1
8
Догляд пакаёвых раслін
1
9
Пасеў насення на расаду
1
10
Уборка класса
1
11
Пікіраванне насення
1
12
Догляд насення
2
13
Уборка тэрыторыі школы
2
14
Рамонт падручнікаў, кніг
1
15
Уборка класа
1
«Трудовое обучение»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Специфика курса «Трудовое обучение» состоит в том, что данный предмет закладывает фундамент общетрудовой подготовки учащихся.
На изучение курса отводятся 68 часов: 2 часа в неделю.
Курс «Трудовое обучение» направлен на непосредственное и систематическое участие школьников в посильном труде.
Данный учебный предмет имеет свои цели: выработка на этом этапе обучения осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:
- воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
- формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
- нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
- развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.
Курс трудового обучения в специальной (коррекционной) школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
– овладеть элементарными приемам ручной работы с различными материалами;
– овладеть приемами выращивания растений;
– овладеть приемами ремонта учебно-наглядных пособий;
– познакомиться с приемами изготовления игрушек, различных полезных предметов;
– познакомиться с профессиями;
– сформировать общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда);
– воспитать культуру труда.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит коррекционный характер.
При проведении уроков используются практическая работа, экскурсии, беседы, инструктаж по технике безопасности труда и личной гигиене учащихся, интегрированные уроки, работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», демонстрация действия и т.п.
Методическими особенностями изучения данного курса является то, что в программе выделены виды труда: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов и сельскохозяйственный труд. Трудовое обучение должно носить практический характер. А все этапы урока должны быть насыщены речевым общением. Учитель должен стимулировать учащихся к пользованию речью.
Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, технические рисунки, чертежи, инструкционные карты, мультимедийные пособия (мультимедийные презентации по темам).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу IV класса учащиеся должны знать
по техническому труду:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
название и назначение ручного инвентаря;
способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
правила планирования и организации труда;
по сельскохозяйственному труду:
правила безопасности труда и личной гигиены;
особенности выращивания рассады (томатов, свеклы, капусты) и ухода за ней;
правила высадки рассады в грунт и ухода за ней, уборки урожая.
Учащиеся должны уметь
по техническому труду:
выполнять правила безопасности труда
самостоятельно изготовлять изделия (по техническому рисунку, эскизу);
планировать и организовывать свой труд;
контролировать правильность выполнения работы;
экономно расходовать материалы;
по сельскохозяйственному труду:
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ручным садовым инвентарем и удобрениями;
проверять семена на всхожесть;
во время работы на учебно-опытном участке;
выращивать рассаду (томатов, свеклы, капусты) и пересаживать ее в открытый грунт;
выращивать указанные растения от посадки до уборки урожая.
Учебно-тематический план
I четверть
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Обработка бумаги картона. Изготовление плоских изделий из бумаги и картона. (Открытка) Изготовление объемных изделий из бумаги и картона.(коробки от спичек) Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов. (коробка с сюрпризом) Переплетные работы. (коврик) Основы художественной обработки различных материалов. Панно-коллаж. Изделия народного промысла из соленого теста. Работа в классе. Пересадка комнатных растений. Уход за посажанными растениями: полив и рыхление почвы. Подкормка и опрыскивание растений комнатных. Мытье вазонов и подоконников. | 8 2 2 2 2 4 2 2 4 1 1 1 1 |
Итого | 16 |
II четверть
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Осенние работы. Сбор семян цветов. Уборка урожая. Удаление остатков растений и мусора. Сгребание опавшей листвы и веток. Подготовка к зиме плодовых деревьев. Перекопка почвы. Основы художественной обработки различных материалов. Мозаика. Способы конструирования выкроек для мягкой игрушки. Плетение из нитей. Образ и конструкция открытки. Уход за одеждой. Пришивание кнопок и крючков. Мелкий ремонт одежды: наложение заплат. | 6 1 1 1 1 1 1 8 2 3 2 1 2 1 1 |
Итого | 16 |
III четверть
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Основы художественной обработки различных материалов. Игрушки из различных материалов. Техническое моделирование. Экскурсия в столярную мастерскую. Понятие об основных звеньях электрической цепи. Понятие об электрической схеме на примере деталей электроконструкторов. Электроконструктор, его детали, их назначение. Проводники и изоляторы. Сборка простейшей электрической цепи. Модель электрифицированного светофора. Электровитрина. Модель электрофицированного автомобиля. Макет улицы с переходами и перекрестками. Модель самосвала. Модель ракеты. | 2 2 18 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 |
Итого | 20 |
IV четверть
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Весенние работы. Проверка семян на всхожесть. Выращивание рассады овощных и цветочных растений. Уход за рассадой. Подготовка почвы к весенним посевам. Рыхление приствольных кругов подовых деревьев. Высадка рассады в грунт. Установка этикеток. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка, прореживание). Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями. Борьба с вредителями сада и огорода. Обработка ткани. Шов «бархатный». Шов «подрубочный». Шов «петельный». Изготовление выкройки. Разметка ткани по выкройки и раскрой ее. Изготовление изделий из ткани. (Нарукавники) Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды: штопка. | 10 1 1 1 1 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого | 16 |
Всего 68 часов
Содержание тем учебного курса
(68 ч; по 2 ч в неделю)
Технический труд (26ч)
Обработка бумаги и картона (8 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с режущими колющими предметами.
Технико-технологические сведения. Переплетные работы. Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин. Инструменты и приспособления: переплетный нож, фальцлинейка, шило, канцелярская игла, фальцовка, сшивальный станок.
Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по образцу, техническому рисунку и эскизу, собственному замыслу. Разметка деталей в масштабах М 1:1, М 1:2 с помощью линейки, угольника, циркуля.
Беседы: «Как изготавливают бумагу и картон?», «Как переплетают книги».
Опыты и наблюдения. Установление причин коробления картона при склеивании его с бумагой.
Практические работы. Анализ образца, технического рисунка, эскиза изготовляемого изделия; составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов; резание бумаги и картона ножницами и ножом; сборка изделий; поверка их в действии; самостоятельный контроль правильности выполнения заданий.
Примерный перечень изделий. Настольные игры с фишками по правилам движения; наклейка на картон небольших демонстрационных таблиц и картин, раздаточного дидактического материала; изготовление наборной доски для составления задач по математике, шаблонов для уроков труда, папок с мягким корешком; переплетение небольших брошюр; простейший ремонт книг; самодельные книжки с обложкой из картона; изготовление коробок для хранения раздаточного материала; прямоугольный и круглый пеналы; монтирование коллекции природный материалов в коробках с крышками; игрушки и украшения с применением аппликации.
Техническое моделирование (18 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с электроконструктором.
Технико-технологические сведения. Электричество в народном хозяйстве. Понятие об основных звеньях электрической цепи: источники тока, провод, потребители тока, выключатель. Понятие об элекричской схеме на примере деталей электрокнструкторов6 батареи, лампочки, выключателя, проводника. Электроконструктор, его детали, их назначение.
Беседы: «Использование электрической энергии на производстве, транспорте, в быту и сельском хозяйстве».
Встреча с изобретателями.
Практические работы. Самостоятельный анализ образца рисунка, планирование трудовых действий; подготовка рабочего места; строгое соблюдение правил безопасности в работе с источниками тока, инструментами. Сборка простейшей электрической цепи. Сборка моделей и макетов, в том числе электрифицированных (от батарейки карманного фонаря), из деталей наборов электроконструктора. Разборка моделей. Изготовление технических моделей из различных материалов по образцу.
Примерный перечень изделий. Модель электрифицированного светофора, электровитрина, автомобиль, макет улицы с переходами и перекрестками (изготавливаются при изучении правил безопасного движения на улицах и дорогах в течение 5 часов).
Модели: весы рычажные, колодец с воротом, самосвал, бульдозер, ракета, катамаран, различные технические устройства. Сельскохозяйственная техника (трактор, косилка, транспортер).
изготавливают макеты: «Элементы улицы с остановкой транспорта», «Дорога и ее составные части»; простейшие модели (лебедка, подъемный кран, автопогрузчик, каток); модели весов, волчка, тележки, тачки с колесами, простейшие летающие и плавающие технические игрушки.
Прибор для проверки электричества в цепи (пробник), торшер.
Экскурсии в столярную мастерскую; в кабинет обслуживающего труда.
БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч)
Обработка ткани (5 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью.
Технико-технологические сведения о тканях, изготовленных из синтетических волокон. Сравнение их с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шелковыми тканями. Разные переплетения нитей в тканях. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды стежков и швов: «бархатный», «подрубочный», «петельный».
Беседы: «На прядильной и ткацкой фабриках», «Ткани в быту и технике».
Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей различного происхождения (толщина, прочность, гладкость и др.) Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Рассматривание переплетения нитей в тканях. Опыты на сравнение прочности нитей разного происхождения.
Практические работы. Составление выкроек по самостоятеьно снятым меркам. Выкаивание и сшивание деталей изделия с прямыми и кривыми срезами.
Изготовление мягкой игрушки.
Вышивание и его разновидности.
Примерный перечень изделий. Простейший фартук, персонажи для театра кукол, нарукавники.
Уход за одеждой (3 ч)
Мелкий ремонт одежды: штопка, пришивание кнопок и крючков, наложение заплат.
Основы художественной обработки различных материалов (14 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с резцом.
Способы конструирования выкроек для мягкой игрушки.
Первоначальные приемы резьбы по дереву. Чеканка. Мозаика. Коллаж и его назначение.
Практические работы. Конструирование выкроек для мягкой грушк, рукавиц, передника, раскрой ткани, шитье, декораивное оформление изделий.
Резьба по дереву, чеканка, мозаика.
Примерный перечень изделий. Мягкая игрушка (плоская, объемная), рукавицы для горячей посуды, передник, однофигурная композиция (лепка), декоративная мозаика, кухонная доска (резьба по дереву), коллаж из ткани, игрушки из различных материалов (олень, конь, жар-птица и др.)
Сельскохозяйственный труд (20 ч)
Осенние работы (6 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе на учебно-опытном участке.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Сбор и учет урожая. Правила хранения. Сбор семян и подготовка их к зимнему хранению. Осенняя обработка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев.
Практические работы. Уборка урожая, осенняя обработка классной делянки, делянки первоклассников, коллекционного участка и цветника (внесение удобрений, перекопка почвы). Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев (удаление отмершей коры со стволов и основных ветвей плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядье ягодников, перекопка их, посадка ягодных и декоративных кустарников).
Весенние работы (10 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растении. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам.
Практические работы. Проверка семян овощных, полевых цветочно-декоративных культур на всхожесть.
Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (томаты, свекла, капуста, овес, астры и др.) в ящиках и грунте, уход за рассадой, пикировка.
Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам на классной делянке и делянке первоклассников, на коллекционном участке, в цветнике. Рыхление приствольных кругов плодовых деревьев и междурядий ягодников. Посев и посадка растений на коллекционном участке, в цветнике. Подкормка растений. Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение их делением уста. Высадка на постоянное место окорененных розеток земляники.
Полив и подкормка растений. Удаление сорняков. Рыхление почвы. Удаление усов и окоренение розеток у земляники. Борьба с вредителями сада и огорода. Летний сбор и учет урожая на учебно-опытном участке.
Работа в классе (4 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Полив и рыхление почвы, подкормка и опрыскивание растений, мытье вазонов и подоконников.
Практические работы. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковиуами).
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учащихся
–
Пособия для учителя
- Конышева Н. М. Технология: Чудесная мастерская: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/Н. М. Конышева. – 6-еизд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
- Конышева Н. М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Чудесная мастерская» для 4 класса общеобразовательных учреждений/Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
- Лутцева Е. А. Технология. Учимся мастерству. 3 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Изд. Центр «Вентана –Граф», 2012.