Программа курса полезные навыки в начальной школе

Программа курса полезные навыки в начальной школе thumbnail

Программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» была разработана в соответствии с
ФГОС НОО, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области
Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших
классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
 формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
 обогащение представлений о различных сторонах  профессий;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и  
    способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
1. Планируемые результаты обучения по внеурочной деятельности 
«Полезные навыки»
В результате изучения курса «Полезные навыки» младший школьник должен 
Знать:
основные сферы профессиональной деятельности человека;
основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
предприятия и учреждения микрорайона, города;
основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
оперировать основными понятиями и категориями;
рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно­попу­
лярной литературы, СМИ, ИКТ;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкрет­
ные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
1 класс«Семья, в которой я живу»
«Человек ­человек» ( 8 ч.)
2. Содержание
Развивающие занятия: «Как живёт моя семья». Составление с Незнайкой режима дня. Экскурсия  по
школе. «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету.
   «Человек ­техника»  (8 ч.) 
Развивающие занятия: «Что умеют мои бабушки», «Любимые занятия в моей семье», «Чему я хочу
научиться».   Заочная   экскурсия   на   выставку   народных   промыслов.   Готовим   выставку   «Своими
руками».
«Человек ­художественный образ» (8 ч)
Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др. Театр. «Подарок маме». Пробуем
себя в роли артистов.
   «Человек ­природа» ( 9ч.)
Развивающие   занятия:   сельскохозяйственные   профессии.   Викторины.   Экскурсии   на   станцию
юных нату¬ралистов, в зоопарк. КТД «Украсим свою школу» 2 класс «Город, в котором я живу»
«Человек ­человек»
Развивающие   занятия:   профессии   «продавец»,   «журналист»,   «учитель»,   «библиотекарь»   и   др.
Путешествие с Незнайкой по улицам родного города. Экскурсия   по школе, по улице, на которой
расположена школа. «Люди, которые нас окружают». Готовим заметку в школьную газету.
   «Человек ­техника»
Развивающие   занятия:   профессии   «инженер»,   «технолог»,   «столяр»,   «плотник»   и   др.
Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас». Экскурсия на станцию юных техников.
«Справочник Самоделкина». Готовим популярное пособие.
«Человек ­художественный образ» 
Развивающие занятия: профессии «дизайнер», «художник» и др. Экскурсия в театр.
«Подарок бабушкам».
«Человек ­природа»
Развивающие   занятия:   профессии   «зоолог»,   «биолог»,   «ветеринар»   и   др.   «Здравствуй,
инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия. Экскурсии на станцию юных натуралистов, в
дендрарий
КТД «Украсим свою школу»
3 класс «Страна, в которой я живу»
«Человек ­
 
 человек»  
Развивающие   занятия:   профессии   «повар»,   «кондитер»   и   др.   Познавательная   игра   «Русская
хозяюшка». Урок­аукцион «Скатерть самобранка»Экскурсия на кондитерскую фабрику. Экскурсия в
школьную столовую. «Осенние посиделки». Пробуем себя в роли кулинаров
«Человек ­
 
 природа»  
Развивающие занятия «Сказочный мир подводного царства», «Сказочный мир леса». Экскурсия в
Уголок живой природы. КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли
защитников   животных.   Развивающее   занятие   «Профессия   водитель»   и   др.   Игра­путешествие
«Самоделкин   и   машина   времени».   Экскурсия   на   завод.   КТД   «Дневник   путешествия   с
Самоделкиным»   (путеводитель).   Торжественная   церемония   награждения   «Мастеренок   21   века».
Развивающие   занятия:   профессии   «архитектор»,   «строитель»,   «каменщик»,   «плиточник»   и   др.
Викторина «Мой город»
Экскурсия на стройку. КТД Макет «Город будущего». Пробуем себя в роли архитекторов.
4 класс «Мир, в котором я живу»
«Человек ­человек» ( 8 ч)
Развивающие занятия: профессии «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др.
Экскурсия на главпочтамт. КТД «Письмо другу в город­побратим»
   «Человек ­техника» ( 8 ч.)
Развивающие занятия. Профессия «водитель». Викторина «Всегда най¬дется дело для умелых
рук». Экскурсия на завод машиностроения. КТД «Промышленные предприятия нашего города»
   «Человек ­художественный образ»  (8 ч.)
Развивающие   занятия:   профессии   «археолог»,   «художник»,   «дизайнер»   и   др.   Экскурсия   в
художественный   музей.КТД   «Народные   ремесла».
  Подготовка   индивидуальных
исследовательских проектов
«Человек ­природа» ( 10 ч.)
Развивающее занятие «Знай и люби свой край». КТД «Все профессии нужны, все профессии
важны». Экскурсия в Городской центр занятости населения. КТД «Все профессии нужны, все
профессии важны». 3. Тематическое планирование внеурочной деятельности 
«Полезные навыки».

Источник

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор ________Н.Ф.Алексеева

                                                                                                 __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные  навыки»

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                                              Автор:                                                          

                                                                                             Зубкова Е.И.

Читайте также:  Какие уроки прошлого могут быть полезны современной экономике россии

                                                                                         педагог доп. образования

                                                                      – высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

Информационная карта программы

«Полезные навыки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна
  • Тип программы:     адаптированная
  • Образовательная область:    психология
  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая
  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический
  • Уровень освоения образования:   общекультурный
  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование  
  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая
  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные навыки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные навыки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным.

           Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного. 

Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  •  формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  •  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Образовательная программа дополнительного образования  «Полезные навыки» разработана  для  5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.

Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  –  15 человек,  оптимальная  –  12 человек.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа    учитывает  уровень  подготовленности  обучающихся,  их склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  –  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

Читайте также:  Чем полезна смесь льняное масло мед лимон

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,  видеоматериалов. В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут (1 раз в неделю по 1 часу). 

На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся  лучше усвоить материал каждой темы.

Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что  позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.

Обучение  по  программе  «Полезные навыки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;

– Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).

3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.

Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Что такое ПАВ

4

1

3

3

Соблюдай безопасность

7

2

5

4

Кто и почему употребляет ПАВ

4

1

3

5

Давление, влияния, ситуации

8

2

6

6

Ингалянты

2

1

1

7

Мое здоровье

10

2

8

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория:  (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика: (1ч.)

Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Читайте также:  Чем полезна маска из желтка с медом для лица

Материалы:

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (4ч.)  Что такое психоактивное вещество?

Теория: (1ч.)

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.

Практика: (3ч.)

Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.

Тема 3 (7ч.)  Соблюдай безопасность

Теория: (2ч.)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.

Практика: (5ч.) 

Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».

Словарь:

 Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.

Тема 4 (4ч.)  Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.

Практика:  (3ч.)

Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:  
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.

Тема 5 (8ч.)  Давление, влияние, ситуации.

Теория:  (2ч.) 

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.

Практика:  (6ч.)

Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Словарь:

 Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:

Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.

Тема 6 (2ч.)  Ингалянты.

Теория: (1ч.)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.

Практика:  (1ч.)

Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

Материалы:

Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.

Тема 7 (10ч.)  Мое здоровье.

Теория: (2ч.)

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.

Практика:  (8ч.)

Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».

Словарь:

 Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:

Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.

Тема 8 (2ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория: (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика:  (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности обучения.

Материалы:

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Тревожность

4

1

3

3

Преодоление тревожности

7

2

5

4

Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор

6

1

4

5

Манипулирование

10

2

8

6

Давление

4

1

3

7

Наркотики

4

2

2

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

Источник