Профессия это вид общественно полезного труда
Как известно, профессия— это вид трудовой деятельности, который включает комплекс трудовых обязанностей, занятий и требует от человека определенной подготовки, соответствующих знаний, умений и навыков.
Профессия– это деятельность, что имеет собственную цель и собственные продукты, нормы, средства, которые определяются социальной функцией и технологией той сферы общественного производства, которую данная деятельность обслуживает.
К основным характеристикам профессии относят: ограниченный вид трудовой деятельности; деятельность является общественно полезной; деятельность предусматривает специальную подготовку; деятельность выполняется за определенное вознаграждение, моральное и материальное, которая дает человеку возможность не только удовлетворять свои основные потребности, а является условием его всестороннего развития; содержание деятельности дает человеку социальный и общественный статус.
Вместе с характеристиками трудовой профессиональной деятельности в научной литературе предлагаются разные классификации профессий.
В современной науке наиболее известная типология профессий, предложенная Е.О. Климовим, где критерием выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда. В зависимости от особенностей основного предмета труда все профессии по Е.О. Клімову разделяются на пять главных типов: «человек-природа»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-знаковые системы»; «человек-художественный образ».
1. Профессии типа «человек-природа», в которых специалист имеет дело (работает) с природными объектами: растениями, животными, микроорганизмами. Например: агроном, эколог, фермер, зоолог-ветеринар, садовник-цветовод-декоратор, микробиолог, геолог, метеоролог и т.п.
2. Профессии типа «человек-техника» — специалист работает с техникой, техническими системами, энергией, разными материалами и веществами в сфере производства, строительства, транспорта, эксплуатации. Например: инженер –конструктор и инженер-технолог, водитель, техник, монтажник конструкций, токарь, слесарь, специалист по ремонту-настройке и эксплуатации відео-, аудіо-, бытовой техники, компьютеров, технических средств и т.п.
3. Профессии типа «человек-человек», в которых специалист работает, прежде всего, с людьми, группами, коллективами в сфере воспитания и обучения, здравоохранения, организации и управления, правовой защиты, торгово-сервисного обслуживания, культурно-просветительской работы: педагог, воспитатель, врач, журналист, юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат, медицинская сестра, менеджер, администратор, продавец, официант, парикмахер, повар, кассир, и др.
4. Профессии типа «человек-знаковая система» — в этих профессиях специалист имеет дело с обработкой информации в виде условных знаков, цифр, букв, искусственных и природных языков. Например: оператор, программист, переводчик, лингвист, бухгалтер, диспетчер, фармацевт и др.
5. Профессии типа «человек-художественный образ» — это по первое профессии, связанные с созданием и воссозданием разных художественных образов, их элементов, частей. Например: художник, дизайнер, фотограф, визажист, актер, режиссер, музыкант, портной и др.
Деятельность госслужащих с нашей точки зрения следует отнести к социономическим профессиям, потому что она, прежде всего, предусматривает работу с людьми. Кроме этого, основным заданием работников является предоставление услуг относительно обслуживания разных слоев населения, удовлетворение их потребностей, осуществления влияния на граждан с целью улучшения социального и экономического развития государства.
C. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде, в частности: автоматический рефлекторный труд; полуавтоматический обычный труд; шаблонно-исполнительский труд; самостоятельный труд в пределах задания (например, робота инженера, учителя, врача, журналиста); свободный творческий труд.
С производственно-технической точки зрения, автор выделяет: моторный труд, куда относятся все профессии в которых на первый план выступает сила; исполнительный труд, куда следует отнести профессии, в которых большое значение принадлежит приобретенным навыкам; организующий труд – это труд служащих.
Относительно предложенной классификации, то профессиональную деятельность государственных служащих можно считать самостоятельным трудом в пределах задания. С производственно-технической точки зрения эта деятельность является организующей и исполнительной одновременно.
Л. А. Йовайша разделял все профессии в соответствии подавляющими профессиональными ценностями: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность. Относительно профессиональной деятельности государственных служащих как представителей социономических профессий, можно сказать, что за профессиональными ценностями на первом месте располагаются ценности общения и взаимодействия.
По Дж. Голланду выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): 1) реалистичный тип (техника, мужские профессии); 2) интеллектуальный тип; 3) социальный; 4) конвенционный (знаковые системы, что требуют структурированности); 5) предпринимательский; 6) артистичный. Согласно приведенной типологии профессиональную деятельность госслужащих по типам личности и профессиональной среды можно отнести, в первую очередь, к социальному типу.
Обществознание, 6 класс
Урок 9. Труд – основа жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Особенности труда как вида деятельности.
- Значение труда в жизни общества и человека.
Тезаурус
Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Труд– это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.
Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.
Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:
– содержание;
– характер труда;
– результат труда;
– методы привлечения людей к труду.
Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.
По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.
Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.
Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.
Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.
Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.
Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.
Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:
– репродуктивный;
– творческий труд.
Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.
По характеру труда различают:
– конкретный;
– абстрактный труд.
Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.
Абстрактный труд– это труд в целом, как общечеловеческий.
Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.
Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.
Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример – субботник в школе.
В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально – вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.
А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.
По методам привлечения людей к труду различают:
– Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);
– Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.
– Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:
«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».
Варианты:
Льгота.
Пенсия.
Премия.
Заработная плата.
Правильный ответ: Заработная плата.
Задание 2. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.
По вертикали:
3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально – вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.
4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.
6. Основной род занятий трудовой деятельности.
Правильный ответ:
Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде.
Кол-ый труд (по Леонтьеву) в психолог. плане харак-ся след-им:
Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.
Е. А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда:
1) знание о продукте — результате труда; осознание его соц. значимости;
2) сознание обязательности достижения заданного результата, понимание ответственности;
3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними ср-вами деят-ти, практическое владение средствами деятельности;
Професиия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
Специальность — это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему взамен затраченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.
Профессиография. Пр-пы составления профессиограм.
Профессиография – практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.
При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Принципы: Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям.
На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.
Противопоказания к деятельности практического психолога.
Не может быть практическим еловек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.
Кл. как м-д из-ия труд. деят. Кл. видов труда, профессий
Кл. видов труда делится:
1)По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выдел. физический и умственный труд.
2)Однообразный и монотонный
3)В завис. от усл-ий выдел. труд в комфортных усл-ях, в необыч-ых усл-ях при постоян. воздействии неблагоприятных факторов, в экспериментальных условиях
4)По форме организации деят-ти (с определ. распорядком работы), нерегламентированным (со свобод. распорядком), смешанный.
5)Индивид. и коллективный
Совмест. деят-ть – организ-ая сис-ма труд. активности совок-ти субъектов труда, объедин-ых единством мотивов и целей деят-ти, ее пространственно-временных усл-ий, управлением и согласованием составл-их ее инд-ых деят-тей. Среди осн. характер-к субъекта совместн. деят-ти необх. выделить целенаправленность, Ур-нь целостности, организованность, результативность, временные особ-ти условий жизнедеятельности коллективного субъекта.
Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему.
Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен.
Классификация профессий: (Климов)
1) Человек – природа (Ч–П);
2) Человек – техника (Ч– Т);
3) Человек – человек (Ч–Ч);
4) Человек – знак (Ч–З);
5) Человек – художественный образ (Ч – Х)
Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий.
Проф. ЗУНы практ. псих-га.
Важнейшее кач-во деят-ти психолога – проф. компетентность. Психолог долж быть разностороне подготовл. специал-ом. Он должен иметь определ. совокупность не только психолог. знаний, но и знаний в области философии, истории, педагогики, социологии.
Психолог должен уметь на основе накопл. теоретич. знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска, ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.
Специалист должен владеть основн. Мет-ми психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, а так же владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Психолог должен понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами, знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни.
Специалист должен знать историю развития и современные проблемы психологической науки, понимать процессы психических процессов и состояний, знать природу деятельности человека.
Психолог должен владеть знаниями в области общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда, психофизиологии и т.д.
В круг обязанностей психолога входит умение применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические техники.
Проф. псих-ие кач-ва практ. псих-га. Проф. позиция псих-га.
Важным для психолога, являются индивидуально-психологические, личностные характеристики психолога. Можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) психолога:
· социально-психол. ПВК психолога – хорошая адаптивность, выносливость, гибкость, общительность, организованность, радушие, самообладание, тактичность, толерантность, чуткость, эмпатичность;
· индивидуально-психологические ПВК психолога – добросовестность, интуитивность, настойчивость, ответственность, открытость, рассудительность, рефлексивность, самостоятельность, целеустремлён.
Важен также уровень самооценки профессионала психолога, его уверенности в способности к творческой деятельности, позитивному восприятию своего прошлого опыта в свете творческой деятельности, т.к., сниженная самооценка и ощущение собственной “неблагополучности” в проблемно-конфликтных ситуациях ведёт к регрессивной личностной позиции, связанной с избеганием решения сложных, непредсказуемых и конфликтных профессиональных задач, выбором стратегии ухода, проявлением механизмов личностной защиты. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях.
Ф-ры, вл. на профприг.
Профориен-ия построена на сопоставл. психол. кач-в инд. с кач-ми необх-ми для какой-либо проф-ии.Сов-ть кач-в необх.для проф.ложится в ос-ву профпригод
Профпригод. вкл. обяз-но два компонента: человека и спец-ть и обознач. взаим. соотв-ие.
Профприг. необх. рассм. инд. и конкретно, потому, что на одной и той же работе разные люди добив-ся успеха за счет разных сочет-ий своих личн. кач-в.
Люди отлич-ся один от др. по своим личн. кач-вам.
Личн. кач-ва – фак-ры (Климов):
1.Гражд-ие кач-ва –моральн. облик чел-ка как члена общества
2.Отнош-ие к труду, проф-ии, интересы и склонности
3.Дееспособ. не только физич., но и умств, вкл. интел. способ., гибкость психики, инициативность.
4.Физич. способности – состояние здоровья, сила, выносливость.
5.Единич., частные, специальные способ. Личн. кач-ва, кот. важны для данной работы, профессии.
6.ЗУНы, привычки, опыт
У чел. не м/б полностью готовой профпригод. до того как он включился в проф. подготовку и соотв. трудовую деятельность.
Степени профприг-ти: (Климов)
1.Непригодность к профессии. Она м/б временной или непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклон. в здоровье не совместимо с данной профессией.
2.Годность к профессии. Характер. тем, что нет противопоказаний.
3.Соотв-ие чел. данной деят-ти. Характер. не только отсут-ем противопоказ-ий, но и налич. личн. кач-в кот. годны для выбора профессии.
4.Призвание. Характер. тем, что во всех осн. элем. ее стр-ры есть явные признаки соотв. чел. треб-ям деят-ти.