Проект в подготовительной группе полезные ископаемые
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида
Структурное подразделение детский сад №5
Проект
«Полезные ископаемые».
Составитель:
С.Г. Хватова, воспитатель
2018 г.
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: март – апрель.
Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3.Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
План работы с родителями.
Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».
– проведение опытов с полезными ископаемыми;
– найти в нашем городе, что сделано из гранита;
– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
7.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
Составление плана проекта.
Изучение материалов по теме на различных сайтах.
Подбор литературы
Знакомство родителей с проектом.
Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)
Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)
Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Познание:
Беседы:
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
«Где используются полезные ископаемые?»
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
«Можно ли менять форму камня и глины»
«Песочная страна»
«Соль на проволоке»
«Извержение вулкана – образование горных пород»
«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
Игровые эксперименты:
“Пирамида из камней”
“Тонет-не тонет?”
Социально-коммуникативное развитие
Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Отыщи такой же камень”,
«Узнай на ощупь»,
«Польза – вред»
Сюжетно-ролевые игра “Геологи” (знакомство с профессией «геолог»)
Речевое развитие:
П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Физическое развитие:
Хождение по каменной дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд – Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней (режимный момент)
Рисование песком
Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины “Что мы знаем о полезных ископаемых”
Нод «Глина и её волшебные свойства»
Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Что такое полезное ископаемое?
Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
Какие бывают полезные ископаемые?
Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
Что делают из песка, глины, нефти?
Фотоприложение.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 81 «Гульчачак»
Познавательно-исследовательский проект
«Что скрывается в недрах Земли?»
(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)
Подготовили:
Губьянова Галина Михайловна –
воспитатель первой квалификационной категории;
Набиуллина Гульшат Иршатовна –
воспитатель первой квалификационной категории;
Ахматханова Эльвира Куттусовна –
учитель-логопед
от 30.03.2017г.
г. Набережные Челны, 2017г.
Паспорт проекта
Название: «Что скрывается в недрах Земли?»
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный- 10 дней
Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель – логопед, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.Приобщение детей к исследовательской деятельности являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определять задач, исходя из поставленной проблемы;
– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
- Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). 3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3. Формированы познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
- Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Для воспитателей:
- Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
3.Совершенствована развивающая предметно – пространственная среда.Для родителей:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных психологических процессах. 4.Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
Мини – музей
План работы с родителями.
- Ознакомление с проектом на первом родительском собрании в сентябре. 2.Консультации:
- «Роль семьи в развитии поисково -исследовательской активности ребенка»,
- «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком» 3.Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»
4. Домашние задания:
– проведение опытов с полезными ископаемыми;
– сочинить сказку о полезных ископаемых;
– найти в нашем городе, что сделано из гранита;
– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
6.Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»
7.Обогащение развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
8.Мини – музей
9.Сайт детского сада
Этапы | |
Подготовительный этап | |
| |
Основной этап | |
Интеграция образовательных | Виды деятельности |
Познание: | ООД, Беседы «Полезные ископаемые Татарстана» Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) |
Опытно-экспериментальная деятельность | Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых: «Песочная страна» «Фокусы с магнитами» «Соль на проволоке» «Исчезающий мелок» «Извержение вулкана – образование горных пород» «Удивительные камни», «Полезные ископаемые Татарстана» Игровые эксперименты: |
Социально-коммуникативное развитие | -Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: Ребусы |
Речевое развитие: | П.П. Бажов «Серебряное копытце», |
Физическое развитие: | Хождение по каменной дорожке; |
Художественно-эстетическое развитие: | ООД Ручной труд – Творческая мастерская «Сувенир из гипса». |
Итоговый этап | |
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?» Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы» |
Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли?» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Что такое полезное ископаемое?
- Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
- Какие бывают полезные ископаемые?
- Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
- Что делают из песка, глины, нефти?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 1 детей (8,3 %) – Богдан, а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (91.7%) ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Ваганов Семен).
Краткое описание документа:
Паспорт проекта
Название: «Что скрывается в недрах Земли?»
Вид проекта: информационный, познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя- с 29.10. по 02.11.2018 г.)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемымиоказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определять задач, исходя из поставленной проблемы;
– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
- Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
- Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобрелизнания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе ихв природе и жизни человека.
3. Формированы познавательныйинтерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
Для воспитателей:
- Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
3.Совершенствованаразвивающаяпредметно – пространственнаясреда.
Для родителей
:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важныхпсихологическихпроцессах.
4.Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап –Заключительный
Мини – музей
План работы с родителями.
- Ознакомление с проектом
2.Консультации:
«Роль семьи в развитиипоисково -исследовательскойактивности ребенка»,
«Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком» 3.Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»
4. Домашние задания:
– проведение опытов с полезными ископаемыми;
– сочинить сказку о полезных ископаемых;
– найти в нашем городе, что сделано из гранита;
– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
6.Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»
7.Обогащение развивающую предметно – пространственнуюсредудидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Этапы | |
Подготовительный этап | |
Составление плана проекта. Изучение материалов по теме на различных сайтах Подбор литературы Знакомство родителей с проектом. Создание развивающей среды (Мини – музей «» коллекция полезных ископаемых) Пополнение уголка экспериментирования Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы) Проведение диагностики детей | |
Основной этап | |
Интеграция образовательных | Виды деятельности |
Познание: | Беседы Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.) ОД «Подземные богатства земли» ОД «Уголок планеты» |
Опытно-экспериментальная деятельность | Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых: «Песочная страна» «Фокусы с магнитами» «Соль на проволоке» «Исчезающий мелок» «Извержение вулкана- образование горных пород» «Удивительные камни», «Полезныеископаемые Татарстана» Игровые эксперименты: |
Социально-коммуникативное развитие | -Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: Ребусы |
Речевое развитие: | П.П. Бажов «Серебряное копытце», |
Физическое развитие: | Хождение по каменной дорожке; |
Художественно-эстетическое развитие: | ОД Лепка сюжетная (коллективная композиция) «Туристы в горах» ОДРисование «Мы едем, едем, едем в далекие края» Рисование по замыслу. ОД «По горам, по долам…» |
Итоговый этап | |
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?» Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы» |
Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли?» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Что такое полезное ископаемое?
- Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
- Какие бывают полезные ископаемые?
- Как называют людей, которые ищут и исследуют полезныхископаемых?
- Что делают из песка, глины, нефти?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 2 детей -Аиша, Аслан, а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Гаджиев Магомед).