Проект полезные ископаемые в старшей группе

Проект полезные ископаемые в старшей группе thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида

Структурное подразделение детский сад №5

Проект

«Полезные ископаемые».

Составитель:

С.Г. Хватова, воспитатель

2018 г.

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: март – апрель.

Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).                                             
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 – определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  1. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                

3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;

  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1.Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки,  гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                             
 2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
 3.Сформирован  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 

4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
    5. Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

План работы с родителями.

Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».                                                                                                

– проведение опытов с полезными ископаемыми;

– найти в нашем городе, что сделано из гранита;

– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

7.Обогащение развивающей предметно – пространственной  среды   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

  • Составление плана проекта.

  • Изучение материалов по теме на различных сайтах.

  • Подбор литературы

  • Знакомство родителей с проектом.

  • Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)

  • Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)

  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Виды деятельности

Познание:

Беседы:
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Соль на проволоке»

«Извержение вулкана  – образование горных пород»

«Удивительные камни», 
«Камни, которые подарило море»,

      Игровые эксперименты:
    “Пирамида из камней”
    “Тонет-не тонет?” 

Социально-коммуникативное развитие

Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 «Отыщи такой же камень”, 
 «Узнай на ощупь»,

«Польза – вред»
Сюжетно-ролевые игра “Геологи” (знакомство с профессией    «геолог»)

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце», 
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

Ручной труд – Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка  из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент)                                

Рисование песком

Итоговый этап
   Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация  проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины “Что мы знаем о полезных ископаемых”
Нод «Глина и её волшебные свойства»

Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое полезное ископаемое?

  • Для чего нужны человеку полезные ископаемые?

  • Какие бывают полезные ископаемые?

  • Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных  ископаемых?

  • Что делают из песка, глины, нефти?

Фотоприложение.

hello_html_43aa4169.jpg

hello_html_22258a88.jpg

hello_html_66ff873c.jpg

hello_html_m5a6d723d.jpg

hello_html_m320f2ccc.jpg

hello_html_53b311e.jpg

hello_html_m79d40ef4.jpg

hello_html_m163a4b48.jpg

hello_html_m4793dcd3.jpg

hello_html_15a6fd5.jpg

hello_html_1c661044.jpg

hello_html_4a0cbe12.jpg

hello_html_7fc493a8.jpg

Источник

          Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»

Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.

Период выполнения: октябрь – апрель.

Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.

Задачи:

– Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.

– Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.

– Обогатить представления детей о полезных ископаемых.

– Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.

– Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Исполнители проекта:  воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».

Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.

                 Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»

Этап

Содержание

Результат

Подготовительный

Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута.

Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы.

Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта.

Исследовательский

  Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли.

Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи.

Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 2: «Уголь»

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле.

Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля,   его происхождение и использование человеком.

Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые»

Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых.

Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 4: «Полудрагоценные камни»

Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае.

Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов.

Изготовление украшений. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 5:

«Камни вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе.

 Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу.

Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 6:

«Детское творчество»

Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем.

Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов.

Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта.

 Защита проекта

Дети с родителями готовят защиту проекта.

Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта».

Положительные моменты работы над проектом:

В ходе проекта удалось:

– привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;

– привлечь родителей к работе над проектом.

Итог работы:

Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».

Маршрут

Остановка 1 «Кладовые земли»

  • Занятие «Кладовая Земли»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.

  • Горные породы и минералы
  • Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)

Остановка 2 «Уголь»

  • Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
  • Беседа «Каменный уголь»
  • Занятие – «Труд шахтеров»

Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,

  • Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,

  • Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).

– Подземные кладовые.

– Какого цвета уголь.

  • Изготовление макета «Шахта».

Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»

  • Полезные ископаемые — строительные материалы

Остановка 4 «Полудрагоценные камни»

  • Агаты
  • Яшма
  • Нефрит
  • Горный хрусталь          
  • Кварц

Остановка 5 «Камни вокруг нас»

  • Наблюдение за камнями на прогулке.

Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.

  • Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

  • Трудовая деятельность:

Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.

  • Экспериментирование

– «Как вода камень разрушает»

 – «Почему камни бывают разноцветными»

– «Сыпучий песок»

– «Песок может двигаться»

 – «Свойства рассеянного песка»

– «Своды и тоннели»

 – «Свойства мокрого песка»

– «Песочные часы»

– «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

– «Как разрушаются горы»

–  «Сыпучесть песка и глины»

 – «Сравнение глины и песка»

 – «Движение песка и глины»

– «Плотность песка и глины»

–  «Лепим из мокрого песка и глины»

  • Разгадывание кроссворда
  • Дидактические игры

– «Образование родственных слов»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.

– «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.

– «Четвёртый – лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.

– «Камешки в ряд»

Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.

  • Подвижные игры и упражнения

– «В какой руке камешек?»

–  «Спрячь и найди»

– «Кто дальше»

– «Найди камешек»

– «Меткий стрелок»

– «Моя находка»

– «Найди камешки»

– «Успей поймать»

– «Следы на песке»

– «Послушный камешек»

– «Кто дальше метнёт?»

– «Геологи»  

Остановка 6 «Детское творчество»

  • Выполнение детских творческих работ
  • Сказка про уголёк.

Используемая литература

  1. Программа «Детство»
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
  6. Энциклопедия «Почемучка»
  7. Энциклопедия Коми края
  8. Энциклопедия «Наука»
  9. Энциклопедия «География»
  10.  «Занимательная геология»
  11.  «Радуга»
  12.  Материалы из Интернета

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 81 «Гульчачак»

Познавательно-исследовательский проект

«Что скрывается в недрах Земли?»

(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Подготовили:

Губьянова Галина Михайловна –

воспитатель первой квалификационной категории;

Набиуллина Гульшат Иршатовна –

воспитатель первой квалификационной категории;

Ахматханова Эльвира Куттусовна –

учитель-логопед

от 30.03.2017г.

г. Набережные Челны, 2017г.

Паспорт проекта

Название: «Что скрывается в недрах Земли?»

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный- 10 дней

Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель  – логопед, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.Приобщение детей к исследовательской деятельности  являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)                                            
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 – определять задач, исходя из поставленной проблемы;

– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  1. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                 3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки,  гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                            
         2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
       3. Формированы  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 
  1. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 
        5. Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Для воспитателей:

  1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
    2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

3.Совершенствована  развивающая  предметно – пространственная  среда.Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных  психологических  процессах.                                                                                                      4.Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

Мини – музей

План работы с родителями.

  1. Ознакомление с проектом  на первом родительском собрании в сентябре.                                                                                               2.Консультации:
  • «Роль семьи в развитии  поисково -исследовательской  активности ребенка»,
  • «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком»                                                                                                 3.Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»

4. Домашние задания:

– проведение опытов с полезными ископаемыми;

– сочинить сказку о полезных ископаемых;

– найти в нашем городе, что сделано из гранита;

– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

6.Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»

7.Обогащение развивающую предметно – пространственную  среду   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

8.Мини – музей

9.Сайт детского сада

Этапы

Подготовительный этап
    Цель: Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

  • Составление плана проекта.
  • Изучение материалов по теме на различных сайтах
  • Подбор литературы
  • Знакомство родителей с проектом.
  • Создание развивающей среды (Мини – музей «» коллекция полезных ископаемых)
  • Пополнение уголка экспериментирования
  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)
  • Проведение диагностики детей

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.

Интеграция образовательных
областей

Виды деятельности

Познание:

ООД, Беседы
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

«Полезные ископаемые Татарстана»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Фокусы с магнитами»

«Соль на проволоке»

«Исчезающий мелок»

«Извержение вулкана  – образование горных пород»

«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
-Показ презентации «Геологи»;

«Полезные  ископаемые Татарстана»

     Игровые эксперименты:
   “Пирамида из камней”
    “Тонет-не тонет?” 

Социально-коммуникативное развитие

-Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 “Отыщи такой же камень”,
 “Узнай на ощупь”;
Пазлы«Что из чего сделано»;
Сюжетно-ролевые игра “Геологи” (знакомство с профессией    «геолог»)
Дидактическая игры: «Что лишнее?», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку» «Польза – вред»

Ребусы

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Чтение стихов, сочинение сказок о полезных ископаемых.

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
Физминутки
Пи«Гора и камешки».
Пи«Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

ООД Ручной труд – Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
ООД Лепка  из глины
ООД Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент)                                ООД Рисование песком

Итоговый этап
   Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация  проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины “Что мы знаем о полезных ископаемых”
Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта.

Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли?» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое полезное ископаемое?
  • Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
  • Какие бывают полезные ископаемые?
  • Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных  ископаемых?
  • Что делают из песка, глины, нефти?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 1 детей (8,3 %) – Богдан,  а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (91.7%) ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Ваганов Семен).

Источник