Проект овощи и фрукты полезные продукты старшая группа

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 207 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Паспорт

образовательного проекта

«Овощи и фрукты – витаминные продукты»

в старшей группе.

 Составила:

И.В. Запиченко

воспитатель

                                                 Составила:

И.В.Запиченко воспитатель

Актуальность проекта

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.

Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: средне – срочный;

Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели;

Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

 Задачи:

-познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;

-закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;

-способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Планируемый результат проектной деятельности:

-Понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья;

-Понимание необходимости правильного питания;

-Развитие познавательных и творческих способностей детей;

-Повышение речевой активности, активизация и пополнение  словаря.

Деятельность педагога:

-Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о правильном питании (витаминах) .

-Создание развивающей среды: уголка для сюжетно-ролевых игр «Фруктовое кафе»; «Магазин «Овощи-фрукты»; дидактических игр.

-Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения»;

-Памятка «Овощи и фрукты – источник здоровья».

Совместная деятельность педагога с детьми:.

-Создание наглядного пособия- лепбук  «Где живут витамины? »

-Подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Овощи-фрукты»; «Фруктовое кафе».

Совместная деятельность родителей и педагога:

-Чтение и обсуждение консультаций «Витаминные заблуждения»,

-«Овощи и фрукты – источник здоровья».- родительский клуб( конкурс блюд из овощей). 

Совместная деятельность детей и родителей.

-Поиск информации о пользе овощей, фруктов и ягод.

-Чтение и заучивание загадок об овощах и фруктах, ягодах.

-Изготовление костюмов для досуга.

Межпредметные связи

Название  раздела программы

Содержание

Задачи

Познание

Социально – коммуникативное развитие

НОД. Тема:

-«Витамины укрепляют организм»;

-«Где прячутся витамины». 

Беседа:

 -«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

-«Витаминная семейка».

Дидактические игры и упражнения:

-«Сварим суп из овощей»;

-«Мы считаем»;

-«Веселый повар»;

-«Вершки – корешки»;

-«Угадай на ощупь»;

-«Угадай на вкус»;

Развивающие игры:

-«Зеленый друг» (ботаническое лото) ;

-«Во саду ли, в огороде»;

-«Овощи и фрукты» (домино).

Подвижные игры:

-«Собери урожай» (эстафета) ;

-«Репка».

Пальчиковая гимнастика:

 -«Апельсин»;

 -«Салат»;

 -«Хозяйка с базара пришла».

Сюжетно-ролевые игры :

-«Магазин«Овощи-фрукты»;

-«Фруктовое кафе».

– познакомить детей с понятием «витамины», их названиями, их польза для организма;

– учить понимать, какую пользу приносят овощи и фрукты, познакомить с изготовлением блюд из овощей и фруктов;

-Развивать речевую активность, умение подбирать слова на определенные звуки; упражнять в умении пересказывать текст, заучивать стихи и загадки;

– развивать логику, память, мышление;

– развитие мелкой моторики, двигательной активности –  — Воспитывать уважение к труду повара, умение заботится о своем здоровье

Чтение художественной литературы

 -Ю. Тувим «Овощи»;

 -Н. Егоров «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор»;

-Загадки об овощах, фруктах, ягодах;

– Русская народная сказка «Вершки и корешки»;

-Д. Родари  «Приключения Чиполино»;

– Д. Хармс «Очень вкусный пирог».

-продолжать знакомить детей с произведениями разных авторов. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

-«Фруктово-овощная  сказка»;

-«Натюрморт. Овощи».

– Лепка:

-«Кисть винограда»;

-«Овощи для салата» (соленое тесто).

Аппликация:

 -«Витаминный коллаж» (коллективная работа);

-Упражнять в умении придумывать самостоятельно сюжетную картинку. развивать творчество, умение использовать разные материалы для реализации задуманного;

– упражнять в умении лепить овощи и фрукты, используя умение лепить мелкие предметы для выразительности работы;

-воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

-Заинтересованность педагогов, детей и родителей в реализации проекта.

– Эффективное взаимодействие между участниками проекта.

-Материально – финансовое обеспечение.

Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 

ресурсы интернета ( картинки, презентации, информация), компьютер, литература, муляжи фруктов и овощей, овощи и фрукты.

Читайте также:  Чем полезна белая глина при приеме внутрь

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание проекта

Сроки

Поисковый

Поиск информации

Перед началом проведения проекта

Аналитический

Наблюдение и отбор материала с учетом возраста детей

Перед началом проведения проекта

Практический

Знакомство с материалом по заданной теме

Выставка работ по теме.

В течении 1 недели

Презентационный

Изготовление блюд детьми и родителями.

3 день

Контрольный

Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Витаминию»

5  день

Форма проведения презентации.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста . «Путешествие в страну Витаминию» 

Выводы

Этот проект позволяет:

1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.

2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.

3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.

4. Создавать новые проекты,  здоровьесберегающей направленности.

Источник

Надежда Кадникова
Проект в старшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»

Кадникова Н. И.

Проект в старшей группе

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Сроки реализации: среднесрочный

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители.

Актуальность: Залог здоровья дошкольников- правильное питание.

Правильное питание очень важно для гармоничного развития ребенка дошкольника и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного возраста происходит интенсивный рост и развитие, совершенствуются функции нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, формируются необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Одним словом, правильное питание содействует формированию Здорового Образа Жизни дошкольников и является одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень сопротивляемости детского организма к заболеваниям. Дети, питаясь дома вкусными булочками, сухариками, чипсами, отказываются пить молоко, есть полезные для здоровья каши и овощи, приготовленные поваром в детском саду. Они ждут, что мама вечером снова им купит шоколадку, пиццу, колу. А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами, это овощи и фрукты. Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.

Цель проекта: Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе жизни.

Задачи:

Обучающие:

формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

Расширять представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости);

познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека;

систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов;

формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и фруктов научить детей готовить простейшие салаты, сервировать стол.

Воспитательные:

формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;

формировать КГН и культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью;

приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности;

воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

развивать умения правильно выбирать продукты для здорового питания;

активизировать словарный запас, умение аргументировать свою точку зрения;

развивать внимание, память и логическое мышление детей;

учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Проблема: Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

– Создание предметно-развивающей среды

– Накопление «информационного багажа» по теме проекта

– Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме.

– Подбор дидактических и настольно-печатных игр

– Подготовка презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты», «Питание и здоровье»

– Подготовка консультации для родителей на тему “Здоровое питание- здоровый ребенок» (о ценности продуктов питания: овощей и фруктов).

– Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания.

2 этап: Основной

Познавательное развитие

Беседа «Фрукты и овощи»

НОД «Во саду ли, в огороде»

Показ презентации «Овощи и фрукты- полезные продукты»

«Витамины и полезные продукты для здоровья человека» (Знакомство с лечебными свойствами овощей и фруктов.

«Овощи и фрукты на нашем столе» (обобщающая беседа)

Викторина «Что лишнее»

МП «Собираем урожай»

Беседа «Здоровый образ жизни»

Беседа «Береги свое здоровье»

Игровая ситуация: «Что для чего?» (

Практическая трудовая деятельность:

Приготовление фруктового салата.

Социально-коммуникативное развитие

Общение: «Правила питания и культура поведения за столом»

Дидактические игры:

«Аскорбинка и ее друзья», «Вершки и корешки», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и фруктов, «Что, где растет?», «Четвертый лишний», «Полезные продукты», «Веселые поварята» (варим борщ и компот, лото «Парочки» (Овощи и фрукты, «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», Фруктовое домино, «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по описанию», «Поваренок», «Ботаническое лото», пазлы «Овощи и фрукты», составление овощей и фруктов из мозаик, «Что сначала, что потом?» (от семян к урожаю, «Подбери по цвету», «Найди пару»

Читайте также:  Чем полезна и что содержит в себе свекла

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Семья», «День рождения», «Кафе», «Поликлиника», «Овощная база».

Речевое развитие:

«Составление рассказа об овощах»

«Дары природы» (сравнительные рассказы об овощах и фруктах)

«Наши загадки» (составление описательных загадок об овощах и фруктах)

«Сочини сказку» (про овощи и фрукты);

Разучивание стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», У. Рашид «Наш сад», И. Винокуров «Осень», Г. Давыдова «Фрукты»;

Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок.

Чтение:

Рассказ Даниил Хармс «Очень вкусный пирог», сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», р. н. сказки «Мужик и медведь», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В Катаев «Дудочка и кувшинчик», Л. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей», «Волшебный огород», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В Сутеев «Мешок яблок», рассказ «Фрукты- овощи» («Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Я. Тайц «По ягоды», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», Я. Аким «Яблонька», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Т. Бокова «Праздник урожая», И. Финк «Овощи ифрукты», Ю. Коринец «Последнее яблоко», Е. Трутнева «Урожай», – Л. Зильберг «Полезные продукты»

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказки: «Репка»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Что нам осень принесла?»;

«В саду созрели яблоки»;

«Загадки с грядки»

Аппликация :«Изготовление пособия д/игры «Вершки и корешки»

«Овощи на тарелке»);

«Машины везут урожай»

Лепка :«Осенний натюрморт»

Конструирование: «Разные машины везут овощи и фрукты в магазин» «Овощехранилище»

Раскраски «Овощи и фрукты» -самостоятельная деятельность детей.

Беседа «Что такое здоровое питание?»

Общение «Как ты заботишься о своем здоровье?»

Утренняя гимнастика: «Собираем урожай»

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «Овощи», «Огородник»

«Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Яблонька», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки»

Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, осень», «Хоровод в лесу»

Малоподвижная игра: «Съедобное-несъедобное»

Игры-соревнования:

«Полезные продукты»

«Узнай по вкусу и отгадай

«Разгрузи машину»

«Кто больше назовет блюд»

«Накрываем на стол»

«Собираем урожай»

Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски- две редиски, «Фрукты», «У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород».

Физкультминутки:

«Компот», «Капуста», «Огород», Яблоко», «Сад», «Осень»

3 этап: Заключительный

Работа с родителями:

Консультация для родителей на тему “Здоровое питание – здоровый ребенок»,

«Как витаминизировать питание ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».

Родители привлекают своих детей дома к совместному приготовлению блюд из фруктов и овощей. Анкетирование родителей по вопросам формирования у детей культуры здорового питания.

Родителям было предложено, выслать фото как дети помогают собирать урожай.

Результаты проекта:

– Дети осознают необходимость употребления в пищу овощей, фруктов и ягод для укрепления своего здоровья.

– Знают о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах, их полезных свойствах.

– Умеют сравнивать, классифицировать овощи и фрукты и выбирать полезные продукты для здорового питания.

– Дети имеют практические навыки по приготовлению салатов и умеют придумывать названия своих салатов из овощей и фруктов.

-Дети умеют красиво сервировать стол и у них сформированы основы культуры поведения за столом.

Вывод:

Совместная проектная деятельность объединила воспитателей, детей и родителей в общей творческой работе и сплотила детско-взрослый коллектив.

В результате работы над проектом у детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания. Установилась взаимосвязь по созданию совместных с родителями проектов, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

Источник

Ольга Салмина
Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» в старшей группе

Введение

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно правильно организовать своё питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надёжнее формируются в детстве.

Гипотеза:

Формирование познавательной мотивации и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет осуществляться эффективнее при условии вовлечения их в процесс исследования, анализа и формулирования причинно – следственных связей. Познавательно – исследовательская деятельность будет способствовать развитию мышления, диалогической речи и общения со взрослыми и сверстниками, а также умению составлять схемы и памятки.

Актуальность проекта:

Как – то во время полдника детям дали яблоки. Возник спор полезные яблоки или нет. Дети стали рассказывать, какие фрукты они любят больше, а какие нет. Их заинтересовало, какими полезными свойствами они обладают, и какие блюда можно из них приготовить. Возник проект: «Овощи и фрукты – полезные продукты».

Читайте также:  Полезна ли говяжья печень для детей

Цель проекта:

Формировать мотивацию на здоровый образ жизни; аналитические способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, умения устанавливать причинно – следственные связи. Развивать связную, диалогическую речь, активизировать познавательные и творческие способности.

Задачи:

– совершенствовать знания детей о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении овощей и фруктов для здоровья человека;

– развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи) в различных формах и видах деятельности;

– формировать у детей умение сравнивать, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

– развивать у детей интерес к своему здоровью;

– привлечь родителей к участию в проекте.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Направление проекта:

Исследовательское, познавательно – речевое развитие детей и взаимодействие с родителями.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Ожидаемый результат:

Работа над этим проектом позволит детям совместно с родителями, логопедом и воспитателем овладеть обобщающими понятиями, научиться описывать подробно и ёмко предмет, т. е. обогатить словарный запас с помощью прилагательных и глаголов, развить связную речь детей, творческие способности и поисковую деятельность.

Продукт:

-выставка детских рисунков и поделок на тему проекта;

– стенгазета «Корзинка с сюрпризом».

Аннотация проекта:

Детям предлагается проблема: выяснить, какими полезными свойствами обладают фрукты и овощи, какую пользу приносят человеку. В ходе проектной деятельности дети находят ответы на данные вопросы посредством бесед с воспитателем, родителями, сбора информации, чтении художественной литературы и т. д. По окончанию проекта проводится развлечение с детьми и родителями «Знатоки здорового питания». В группе организуется выставка детских рисунков и поделок.

1 этап -Подготовительный

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определённый отрезок времени.

Дети принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.

2 этап – практическая деятельность по решению проблемы

Воспитатель помогает детям в решении задач. Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Дети объединяются в рабочие группы.

3. Анализ проектной деятельности и оценка результатов

Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

Принимают участие в организации выставок

План мероприятий

Этапы проекта Содержание Ожидаемый результат

Подготовительный

– опрос детей;

– подбор методической и художественной литературы по теме;

-создание копилки, состоящей из принесенных детьми рисунков овощей, фруктов;

– разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта. Созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления об овощах и фруктах и их влиянии на здоровье человека; развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Родители вовлечены в образовательный процесс.

Практическая деятельность по решению проблемы – сбор информации об овощах и фруктах;

– сочинение вместе с детьми сказок про овощи и фрукты;

-творческое рассказывание: «Опиши овощ (фрукт)»;

– проведение опытов с фруктами;

– коллективная работа по рисованию на тему «Фрукты, овощи и ягоды – полезные продукты!»;

– лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты»;

– сюжетно-ролевая игра «Овощной и фруктовый магазин»;

– дидактические игры «Мы считаем», «Что едят в сыром виде, а что в варенном?», «Разрезные картинки», «Что растёт в саду (огороде)», «Найди по описанию»;

– чтение детям сказок, пословиц, поговорок, в которых рассказывается о фруктах, овощах;

– разучивание стихотворений, шкатулка с загадками;

– Беседы по формированию у детей первоначальных представлений о ценности ЗОЖ.

– консультация для родителей «Овощи и фрукты – полезные продукты». Дети знают о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, их значении для здоровья организма; умеют классифицировать и выбирать наиболее полезные.

Развит познавательный интерес у детей, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения.

Дети умеют устанавливать многообразные связи в тексте, передавать своё эмоциональное отношение в выразительном чтении стихотворений.

Дети проявляют настойчивость в поиске решения, видение правильности результата, придумывание правила в играх. Могут разнообразить игры за счет новых игровых действий.

Отражают в играх бытовые и общественные сюжеты.

Дети знакомы с разными видами и жанрами изобразительного искусства.

Анализ проектной деятельности и оценка результатов – Развлечение «Знатоки здорового питания»;

– Выставка рисунков и поделок по теме проекта: «Овощи и фрукты – здоровые продукты».

– Презентация проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты». Развито чувство общности детей и взрослых в группе, навыки сотрудничества и коммуникативные навыки.

Развиты навыки и умения оформительского творчества, внесение результатов в художественное оформление окружающей среды.

Ресурсы:

Информационные ресурсы:

• Ресурсы сети Интернет;

«Разговор о правильном питании», разработанная в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова и др.);

• Итоговые дни по лексическим темам. Е. А. Алябьева.

Материально –технические ресурсы:

• Телевизор;

• Видеоматериалы об овощах и фруктах;

• Наборы для творчества, альбомы, клей, кисти и др.

• Интернет –ресурсы: detsadclub.ru, nsportal.ru, maam.ru;

• Итоговые дни по лексическим темам. Книга 2. Е. А. Алябьева;

• Е. О. Комаровский «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников»;

• Лукум А. «Всё обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Т. 1. «Слово»., 1993

Источник