Проект на тему деятельность которая полезна людям
Название проекта – «Деятельность , которая полезна людям»
Руководитель проекта – учитель истории и обществознания Луценко Н.В.
Учебный предмет,
в рамках которого
проводится
работа – обществознание
Тип проекта – по доминирующей деятельности учащегося –
информационный, творческий;
- по предметному содержанию – межпредметный
проект;
по продолжительности – краткосрочный.
Цели проекта – Изучить основные виды деятельности человека.
Проследить связь между деятельностью человека
и качествами человека.
Показать роль деятельности человека на развитие
общества.
Предполагаемый
продукт проекта – наглядное пособие к уроку «Основные виды
деятельности человека».
Ход проекта – Выбор темы.
Постановка целей и задач.
Составление плана работы.
Выбор средств и ресурсов.
Подготовка проекта.
Защита проекта.
Вопросы проекта:
- Что такое деятельность человека и какова ее структура?
- Каковы мотивы деятельности человека?
- Признаки деятельности человека .
- Виды деятельности человека.
- Характеристика основных видов деятельности человека.
- Полезность деятельности человека.
Используемые средства – ресурсы интернета;
материалы школьного учебника;
дополнительная литература.
Работая над проектом я расширил свои знания по теме «Человек и его деятельность». Нашел ответы на все вопросы проекта и подготовил наглядное пособие.
Деятельность – это человеческий способ отношения к миру, в результате чего человек преобразует природу и общества. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
В структуру деятельности входят: субъект (тот, кто осуществляет деятельность); объект (на что направлена деятельность); цель (осознанный образ предвосхищаемого результата); средства, действия и результат.
Мотив деятельности – это то , что побуждает человека к деятельности.
Среди мотивов можно выделить главные : потребности человека,социальные установки, убеждения и интересы.
Среди признаков деятельности можно выделить : сознательный характер, продуктивный характер, преобразующий характер, общественный характер.
Человек занимается разнообразной деятельностью. Ученые выделают различные виды :материальная и духовная; созидательная и разрушительная; прогрессивная и реакционная.
Автор нашего учебника называет основные виды деятельности человека :
труд, игра, учеба.
Что же такое труд? Это деятельность, целью которой является достижение практически полезного результата. Человек изменяет окружающий мир в своих интересах, создает то, чего нет в природе : радио, самолет, автомобиль и электрическую лампочку, компьютер и книги, музыку и театр. Даже если не все сразу получится, человек подумает, поучится и сделает все, что нужно. Я на свем плакате отразил полезность трудовой деятельности .
Игра – это особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс.
Пусть вас не удивляет, что игра соседствует в одном ряду с учением и трудом. Игра – дело серьезное она помогает всем людям узнать много нового, а детям подготовиться к взрослой жизни. В ходе работы над проектом я выяснил, что игра – это деятельность, которая осуществляется на протяжении всей жизни.
Игра способствует развитию личности – в этом ее полезность.
Учеба – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. В ходе этой деятельности, человек получает образование, развивает свои человеческие качества, формируется как личность. Жизнь выдающегося ученого М.В. Ломоносова является примером успешности такого вида деятельности как учеба.
Таким образом, работая над проектом, я пришел к выводу, что наша жизнь напрямую связана с результатами деятельности человека и зависит от нее.
Здравствуйте! Меня зовут Прокопов Владимир. Я ученик 6 «А» класса.
Тема моего проекта «Деятельность , которая, полезна людям»
Цели проекта – Изучить основные виды деятельности человека.
Проследить связь между деятельностью человека
и качествами человека.
Показать роль деятельности человека на развитие
общества.
Предполагаемый
продукт проекта – наглядное пособие к уроку «Основные виды
деятельности человека».
Ход проекта – Выбор темы.
Постановка целей и задач.
Составление плана работы.
Выбор средств и ресурсов.
Подготовка проекта.
Защита проекта.
Используемые средства – ресурсы интернета;
материалы школьного учебника;
дополнительная литература.
В ходе работы над проектом мною были поставлены вопросы:
- Что такое деятельность человека и какова ее структура?
- Каковы мотивы деятельности человека?
- Признаки деятельности человека .
- Виды деятельности человека.
- Характеристика основных видов деятельности человека.
- Полезность деятельности человека.
Работая над проектом я расширил свои знания по теме «Человек и его деятельность». Нашел ответы на все вопросы проекта и подготовил наглядное пособие.
Деятельность – это человеческий способ отношения к миру, в результате чего человек преобразует природу и общества. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
В структуру деятельности входят: субъект (тот, кто осуществляет деятельность); объект (на что направлена деятельность); цель (осознанный образ предвосхищаемого результата); средства, действия и результат.
Мотив деятельности – это то , что побуждает человека к деятельности.
Среди мотивов можно выделить главные : потребности человека,социальные установки, убеждения и интересы.
Среди признаков деятельности можно выделить : сознательный характер, продуктивный характер, преобразующий характер, общественный характер.
Человек занимается разнообразной деятельностью. Ученые выделают различные виды :материальная и духовная; созидательная и разрушительная; прогрессивная и реакционная.
Автор нашего учебника называет основные виды деятельности человека :
труд, игра, учеба.
Что же такое труд? Это деятельность, целью которой является достижение практически полезного результата. Человек изменяет окружающий мир в своих интересах, создает то, чего нет в природе : радио, самолет, автомобиль и электрическую лампочку, компьютер и книги, музыку и театр. Даже если не все сразу получится, человек подумает, поучится и сделает все, что нужно. Я на свем плакате отразил полезность трудовой деятельности .(обращение к плакату)
Игра – это особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс.
Пусть вас не удивляет, что игра соседствует в одном ряду с учением и трудом. Игра – дело серьезное она помогает всем людям узнать много нового, а детям подготовиться к взрослой жизни. В ходе работы над проектом я выяснил, что игра – это деятельность, которая осуществляется на протяжении всей жизни.
Игра способствует развитию личности – в этом ее полезность. (Обращение к плакату)
Учеба – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. В ходе этой деятельности, человек получает образование, развивает свои человеческие качества, формируется как личность. Жизнь выдающегося ученого М.В. Ломоносова является примером успешности такого вида деятельности как учеба. (Обращение к плакату)
Таким образом, работая над проектом, я пришел к выводу, что наша жизнь напрямую связана с результатами деятельности человека и зависит от нее.
1
Тема: «Социально- полезная деятельность – основа для счастливой жизни человека»
2
Социально-полезная деятельность – это осознанная деятельность одного человека или коллектива, направленная на улучшение качества жизни людей, формирующих социальную среду, в которой человек или коллектив проживает.
3
Что включает в себя социально-полезная деятельность? 1. Публичные выступления, пропагандирующие здоровый образ жизни, позитивное умонастроение, основы конструктивного межличностного общения, способствующего мирным взаимоотношениям.
4
2. Конкретная деятельность (благоустройство, оказание помощи людям и детям группы риска, благотворительные сборы, производство и изготовление вещей первой необходимости и бесплатное распространение их, оказание помощи при стихийных бедствиях, в трудных жизненных обстоятельствах)
5
Практическая польза от соц. полез. деятельности 1. Удовлетворяет потребность в общении; 2. Удовлетворяет потребность в любви и признании со стороны социума; 3. Удовлетворяет потребность в реализации чувства собственной значимости; 4. Формирует ценности в сознании, способствует приобретению знаний в разных областях деятельности, формирует конкретное собственное отношение ко всему, что происходит вокруг – формирует сильную, волевую личность, способную преодолевать трудности и достигать позитивных целей; 5. Формирует фундаментальные понятия об организации любой деятельности, что является залогом для будущей профессиональной управленческой деятельности.
6
Что формирует личность? 1. Семья 2. Социум 3. Практический опыт взаимодействия с окружающими людьми 4. Сформированные ценности, принципы, цели.
7
1. Алкоголизированная семья, дефицит финансовых возможностей; 2. Жизнь в социально- неблагополучном районе, низкий уровень культуры; 3. Друзья ведут аморальный образ жизни, имеют слабые волевые установки, не способны оказывать посильную помощь; 4.Деньги, стремление к удовольствиям, друзья – братаны, но ты мне -я тебе; принцип: в стае жить по волчьи выть; цель – обогатиться не прикладывая особых умственных и физических усилий. ВАРИАНТЫ:
8
1. Типичная рабочая семья, средние финансовые возможности; 2.Социально-благополучный район; 3. Друзья курят, но не злоупотребляют алкоголем, увлекаются кто чем (английский, спорт, компьютер); 4.Семья, образование, деньги; принцип: терпение и труд всё перетрут; цель – повысить свой социальный статус, достичь морального удовлетворения и материального благополучия.
9
1. Очень обеспеченная семья, культура поведения противоречивая; 2. Свой круг общения, как правило формируется по степени финансовой платежеспособности; Избирательное отношение к социуму; со сверстниками и учителями сдержан и несколько высокомерен; к морали и нравственности относятся двойственно: если не запрещено, значит разрешено; 3. Социальное положение – деньги, друзья, семья, образование; принцип: бери от жизни всё; цель: сохранить социальный статус; быть финансово независимым, иметь большие возможности…….
10
Осваиваем духовно- нравственные ценности: Я – личность. Люблю себя, как личность, готов развиваться и совершенствоваться, быть полезным другим Люблю Семью Люблю Друзей Люблю Людей Терпение – мне легко приспосабливаться к окружающей среде, потому что я толерантен к недостаткам других. Понимаю, что все мы не совершенны. Чувство самопожертвования ради благородной цели Чувство заинтересованности в успехе других, чтобы вместе добиться благородной цели.
11
Понятие деятельности человека
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игрыявляется сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
Характеристика деятельности
Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).
Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.
Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.
Основные формы деятельности человека
Деятельность человека осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей).
Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.
Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.
Физический труд
Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).
Структура деятельности человека
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.
Потребность в действии
Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.
Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).
Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:
- физиологические – в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
- экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
- социальные – стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
- престижные – основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
- духовные – ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
- Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
- познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
- эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
- трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.
По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Мотивы деятельности
Мотив – основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.
Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).
Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).
Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.
В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.
Цели деятельности
Цель – это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.
Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.
Средства, используемые в деятельности
Средства – это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.
Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.
Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).
Действие
Действие – элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.
Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:
- целерациональные – действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
- ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
- аффективные – действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
- традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).
Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.
Особыми формами действий являются: поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».
Результат деятельности
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.