Проект на добычу общераспространенных полезных ископаемых

Исходя из сложившейся практики, наиболее часто встречающийся вопрос при подготовке проектной документации на пользование недрами заключается в необходимости проведения ее государственной экспертизы, особенно актуален этот вопрос для объектов открытых горных работ с применением буровзрывных работ.  Данное мнение возникло вследствие неправильного толкования понятий Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) и закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции).

Вследствие этого, часто заказчик требует разработку проектной документации на объект ведения горных работ, как на объект капитального строительства в составе определённым постановлением правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Итак, попробуем разобраться более детально в данном вопросе.

Необходимость разработки проектной документации на пользование недрами обусловлена статьей 23_2 закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции):

            «Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».*23_2.1).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)

            «Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации». (Часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ)

            «Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). *23_2.3)

Подготовка и согласование проектной документации, связанной с пользованием участками недр осуществляется на основании постановления от 3 марта 2010 года N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Структура и оформление проектной документации должны соответствовать приказу Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

Исходя из приведенных выше нормативных документов следует, что проектная документация на пользование недрами подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Но тут же возникает противоречие в виде п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) в соответствии с которой, подлежит государственной экспертизе и, следовательно, должна выполняться в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, проектная документация на опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.

Для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разрабатываемых без применения взрывных работ все предельно понятно- проектная документация государственной экспертизе не подлежит и выполняется в соответствие с приказом Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». Кроме того, такая документация не подлежит и экспертизе промышленной безопасности на основании Федерального закона № 22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п .14 д) в соответствии с которым, пункт 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” изложен в следующей редакции:

“5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;”

Но как тогда трактовать п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к карьерам общераспространённых полезных ископаемых с применением буроввзрывных работ?

            Данный вопрос долго оставался бы открытым, если бы не было опубликовано письмо от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающее разъяснения, в соответствии с которым:

«Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых не являются проектной документацией на строительство, капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкцию объектов, таким образом, к ним не применяются требования законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные со строительством или созданием, реконструкцией, техническим перевооружением объектов, в том числе опасных. Разделы технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых и иных видов пользования недрами, в которых содержится анализ решений, связанных с капитальным строительством, приводятся для обеспечения возможности комплексного анализа технических и технологических решений, связанных с пользованием недрами.

С учетом вышеизложенного, в настоящее время при согласовании в Комиссии Роснедра проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, подготовленной в строгом соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218, к ним не могут быть применены требования о представлении копий заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, в которых необходимо получение таких экспертиз для технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, как не установлено и соответствующего порядка прохождения таких экспертиз для указанных проектов.

…К отношениям, связанным с капитальным строительством (в том числе, к строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности) применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности.

…В случае представления на согласование в Роснедра технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в составе проектной документации на капитальное строительство, в соответствии с пп.”в” п.16 “Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, к такой проектной документации должны быть приложены заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности»

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых без применения буровзрывных работ государственной экспертизе проектной документации не подлежат на основании п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза промышленной безопасности для таких объектов так же не требуется, в соответствии с пунктом 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (в действующей редакции).
  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с применением буровзрывных работ, не имеющие в своей инфраструктуре объекты капитального строительства,  на основании письма от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной экспертизе проектной документации не подлежат, но для таких объектов обязательна необходима экспертиза промышленной безопасности на основании пункта 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” ( В действующей редакции).

Так же следует обратить особое внимание, что в случае размещения объектов капитального строительства, например, постоянных складов взрывчатых веществ, постоянных железных или автомобильных дорог, или же иному строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации необходима.

ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»

(499) 393-38-36

       www.dorgeoproekt.ru

dorgeoproekt@bk.ru

Источник

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения – с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, изменения, вносимые в указанную проектную документацию, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Открыть полный текст документа

Источник

Процесс освоения месторождения общераспространенных полезных ископаемых состоит из четырех основных этапов:

1) Получение лицензии на право пользования недрами

2) Геологическое изучение и постановка запасов полезного ископаемого на государственный баланс

3) Разработка технического проекта разработки и рекультивации месторождения, включая проект горного отвода

4) План развития горных работ на текущий год для начала работ.

1) Получение лицензии на право пользования недрами: Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет собственных средств заявитель подготавливает и направляет заявку властям муниципального образования, на территории которого расположен испрашиваемый участок недр, на право пользования участками недр для поиска и разведки общераспространенных полезных ископаемых, которая должна содержать:

а) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе: – наименование, организационно-правовую форму и место нахождения – для юридического лица; – фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя; – копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально); – копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально); – копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);

б) данные о руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии, включая: – решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально) или доверенность, выданную в установленном порядке; – выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки; – выписку из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

в) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных (копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии), в том числе привлеченных, средств на осуществление геологического изучения (договоры займа, кредита, банковская гарантия);

г) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, включая копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или договоры с организациями, имеющими право на осуществление указанных видов деятельности;

д) сведения об участке недр, отражающие: – местоположение участка недр в административно-территориальном отношении с указанием границ особо охраняемых природных территорий, а также участков ограниченного и запрещенного землепользования с отражением их на схеме расположения участка недр; – геологическую характеристику участка недр с указанием ресурсов полезных ископаемых; – обзор работ, проведенных ранее на участке недр, наличие на участке недр горных выработок, скважин и иных объектов, которые могут быть использованы при работе на этом участке; – наличие других пользователей в границах данного участка;

е) предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых. Примечания: Перечень документов составлен в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации: – приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.03.2005 N 61 (в ред. от 28.08.2008) «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)»; – Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315.

2) Геологическое изучение и постановка запасов полезного ископаемого на государственный баланс: На участке недр, планируемых к освоению, за счет средств недропользователя производится геологическое изучение, подсчитываются запасы по одной из возможных категорий для промышленного освоения (А, Б, С1) и составляется геологический отчет. Отчет направляется на геологическую экспертизу в территориальный орган недропользования, по результатам которой, запасы утверждаются и ставятся на государственный баланс.

3) Разработка технического проекта разработки и рекультивации месторождения, проект горного отвода Необходимость разработки проектной документации на пользование недрами обусловлена статьей 23_2 Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ «О Недрах» : «Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».*23_2.1). (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ) Необходимый перечень исходных данных для разработки технического проекта должен быть в следующем виде: – Лицензия на право пользование недрами; – Техническое задание на разработку проекта; – Протокол ГКЗ (ТКЗ) утверждения балансовых запасов полезного ископаемого; – Договор аренды земельного участка или иные правоустанавливающие документы; – Топографическая съемка месторождения в М 1:1000 или 1:2000 (1:5000 для крупных месторождений) с прилегающими участками и границей земельного отвода; – Геологический отчет по месторождению, с геолого-литологическими разрезами и планом подсчета запасов; – Технические условия на рекультивацию земель, утвержденные собственником земельного участка и администрацией района; – Дополнительные необходимые данные предоставляемые заказчиком: марка машин и механизмов для вскрышных и добычных работ, планируемый режим работы карьера, планируемая годовая производственная мощность по добыче сырья (максимальный уровень добычи не должен превышать максимальный уровень добычи, установленный лицензией на право пользования недрами). Структура и оформление проектной документации должны соответствовать приказу Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок, и первичную переработку минерального сырья»

4) План развития горных работ После получения протокола согласования технического проекта, на его основе, выполняется план развития горных работ на текущий год, в котором утверждаются нормативы потерь и технологические параметры разработки на планируемый в текущем году участок разработки.

Источник