Проект для начальной школы полезные ископаемые
![Проект для начальной школы полезные ископаемые Проект для начальной школы полезные ископаемые thumbnail](https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/105b/00074fd2-620fed48/hello_html_m65cb893d.jpg)
Слайд 2
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.
Слайд 3
Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.
Слайд 4
Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?
Слайд 5
Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
Слайд 6
Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.
Слайд 7
Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
Слайд 8
Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.
Слайд 9
ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо
Слайд 10
Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .
Слайд 11
Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Слайд 12
НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей
Слайд 13
Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Слайд 14
ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .
Слайд 15
Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?
Слайд 16
На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.
Слайд 20
Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Слайд 21
1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?
Слайд 22
Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?
Слайд 23
Домашнее задание Учебник стр. 48-52.
Слайд 24
Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна
Частное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат № 18 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
ПРОЕКТ: «Полезные ископаемые.
Что это?»
Авторы: ученики 5 класса
Бебамуратов Денис,
Проскуряков Данила,
Куклин Владислав
Руководитель: учитель географии
Бессонова С.А.
Барабинск
2016
- Введение.
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Нам стало интересно какие полезные ископаемые добывают в недрах нашей страны и как они применяются? Поэтому мы решили создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека, воспользовавшись коллекцией полезных ископаемых.
Цель проекта: создать буклет о значении полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи:
1. Подобрать материал в источниках информации.
2. Изучить свойства горных пород.
3. Выявить, какие виды промышленных изделий можно получить, используя изменённые свойства горных пород.
4. Создать буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Объект проекта: горные породы и минералы.
Предмет проекта: изменённые свойства горных пород
Методы:
- Работа с литературой.
- Поиск в интернете.
- Работа с коллекцией полезных ископаемых.
Проектным продуктом является буклет «Полезные ископаемые. Что это?
- Основная часть
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный этап:
- Изучение литературы по опыту создания буклета.
- Определение разделов буклета.
II. Основной этап:
- Создание буклета.
- Выпуск буклета.
- Апробация составления коллекции с использованием буклета.
III. Аналитический этап:
1. Выявление ошибок, недочетов в работе.
План действий по созданию буклета (октябрь 2015-январь 2016 гг.)
№ | Действия | Срок | Участники | Ожидаемые результаты |
1 | Выявление разделов буклета | Октябрь 2015 | Авторы проекта | Разработка разделов буклета |
2 | Сбор информации о свойствах горных пород (Приложение № 1) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Программа деятельности |
3 | Составление описания видов промышленных изделий, которые можно получить, используя изменённые свойства горных пород (Приложение № 2) | Ноябрь-декабрь 2015 | Авторы проекта | Описание видов промышленных изделий |
4 | Выпуск буклета (Приложение № 3) | Декабрь 2015 | Авторы проекта | Создание буклета |
5 | Апробация составления коллекции минералов и полезных ископаемых | Январь 2016 | Авторы проекта | Коллекция |
6 | Защита проекта | Январь 2016 | Авторы проекта | Утверждение проекта |
Ожидаемые результаты:
После завершения проекта мы сможем:
- Рассказать о полезных ископаемых.
- Составлять коллекции минералов и полезных ископаемых.
- Осуществлять сбор необходимой информации и выпускать буклеты.
III. Заключение.
Работая над проектом, мы познакомились со свойствами полезных ископаемых, добычей их и применением. Работа над проектом расширяет знания об окружающей природе и ее охране, о труде людей, учит работать с информационными источниками, вести наблюдения. Благодаря созданному буклету, мы надеемся вызвать желание у одноклассников и учащихся начальной школы узнать больше о нашей прекрасной Родине. Считаем, что цель достигнута.
Выводы:
Подготовка проекта включала в себя сбор материалов по теме работы. Проведение проекта заняло несколько месяцев (октябрь-январь).
В результате работы создан буклет «Полезные ископаемые. Что это?»
Над проектом работали 3-е обучающихся.
Список используемой литературы и источников:
Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
www.priroda.perm.ru/mineral/ispmsr/vidytpi/ · 27 КБ
slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00060/79000.htm · 14 КБ
www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pPurlntuxy; · 26 КБ
Elhow: https://elhow.ru/ucheba/geografija/kakie-est-poleznye-i
Приложение № 1
Россия среди других стран мира, занимает ведущее место по запасам полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добывают в недрах страны на данный момент? Всем известно, что в настоящее время уже на территории РФ обнаружено более 20 000 месторождение различных видов. Страна имеет крупные месторождения угля, золота, алюминиевого сырья, олова, платины, вольфрама, графита, никеля и других видов ископаемых. В данной статье мы с вами подробно рассмотрим, какие есть полезные ископаемые в России и их виды. Конечно, преобладающими полезными ископаемыми является твердые, которые располагаются практически на всей территории страны Большинство горных пород —твёрдые тела. Их основные свойства: постоянная форма, прочность.
Многих интересует, какие полезные ископаемые в России стоят на первом месте в мире по подтвержденным общим запасам – это железняк – (264млрд т.). Залежи железной руды отличаются большой глубиной залегания, а также усиленной прочностью и сложным минеральным составом, который имеет в своем содержании 16-32% железа. Месторождения в основном сосредоточены в Европейской части страны. Одним из крупнейших бассейнов в мире считается – Курская магнитная аномалия. Российские месторождения представлены всеми генетическими типами и характеризуются промышленным содержанием титана, железа и ванадия, а также низким содержанием фосфора и серы. Магматические месторождения расположены на Урале, в Карелии, Горном Алтае, в Забайкалье и восточных Саянах.
Приложение № 2
Измененные свойства горных пород, их использование.
Из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства.
Гравий, песок – используют в строительстве дорожных покрытий.
Из известняка и других горных пород производят цемент. А из цемента с водой и песком делают бетон, из которого изготавливают бетонные плиты, необходимые в строительстве.
Горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней—глина, из которой можно лепить и строить. Глиняные изделия после обжига приобретают прочность. Кирпич, древние сосуды, современная керамика, фаянсовые изделия—это всё глина!
При нагревании минеральные вещества плавятся. Расплавив песок, люди получили стекло.
Как находят и добывают
полезные ископаемые?
Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.
Не трудно обнаружить гранитный утес, залежи торфа или соляное озеро. Иногда полезные ископаемые залегают у поверхности земли. Но чаще скрыты глубоко под землей. Геологам приходится бурить глубокие скважины и извлекать из них образцы пород, по которым и выявляют месторождения полезных ископаемых.
Крупные месторождения:
Железные руды—средний и южный Урал, север Иркутской области, Кольский полуостров;
каменный уголь— север Урала, остров Сахалин, Кемеровская область (юг р.Оби);
Нефть—Кавказ, Тюменская область (Обь около впадения Иртыша), слева от среднего Урала (Башкирия) и север Урала по р.Печоре, остров Сахалин (северная часть);
Природный газ— север Тюменской области, Обская губа, среднее течение Волги;
Апатиты—Кольский полуостров, фосфориты – Московская область;
Поваренная соль—низовья Волги, озера Эльтон и Баскунчак, Иркутская область (Усолье-Сибирское)
Золото— север Иркутской области (Бодайбо, по р.Витим), Урал, Дальний Восток
Вывод:
Используя свойства горных пород и минералов люди научились выделять из них нужные вещества. Такие как поваренная соль, природные красители, уже готовы к употреблению. Другие перерабатывают на заводах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»
Махачкала
Проектная работа
«Твердые полезные ископаемые»
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Проблема:
Что такое «полезные ископаемые»? Вдумайся в словосочетание «полезные ископаемые». «Ископаемые» – значит, речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.
Актуальность
Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Методический паспорт проекта:
По содержанию
предметный
По уровню освоения учебного материала
тематический проект
По форме организации
групповой
По срокам выполнения
краткосрочный
По результатам выполнения
практический
Ι .Мотивационный этап
Проблема: Как исследователи открывали неведомые земли? И одно из главных проблем это бережное отношение к планете.
Актуальность : Мы частенько называем своих детишек «почемучками». Когда ребенок начинает развиваться, его безумно интересует все вокруг: что и как происходит в этом неизведанном мире, как всё устроено, Когда-то люди пользовались только тем, что, лежит на поверхности земли. Они и не подозревали, какие несметные сокровища скрываются в ее толще.
Цель проекта: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи проекта: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи, организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых,
формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;
формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
ΙΙ .Планирующий этап
Работа с родителями . Провести с родителями беседу о важности этого проекта . Какие знания могут приобрести дети : знания о «полезных ископаемых», как их добывают , «Ископаемые» – значит, речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр. Оно может быть твердым (например, это может быть минерал), но может быть жидким и даже газообразным. «Полезные» – значит, речь идет о чем-то нужном для людей, о том, что приносит пользу.
Работа в группах:
1 группа получает задание ( Шамилова А, Абакаров К, Ибавова А, Исмаилов М, Ахмедов М, НурмагомедоваА) твердые полезные ископаемые – торф.
2 группа получает задание (Абдулкадирова Ф,Ибрагимов А,Ахмедова А,Алиев Р, Кебедулаева М, Шахрудинов М, ) твердые полезные ископаемые – каменный уголь.
3 группа получает задание (Ибрагимова С, Токаев Д, Юсупова А,Гаджиев Ш, Шахмурзаев Э) твердые полезные ископаемые – известняк..
4 группа получает задание (Якубова А,Курамагомедова Ж,Тайгибов Г, Магомедов Ш, Батырмурзаева Н) твердые полезные ископаемые – торф.
ΙΙΙ.Практический этап
Самостоятельная работа групп над проектом, его оформление.
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.
Подготовка к защите проекта.
Каждая группа готовит проект о полезных ископаемых. Для подготовки используете учебник по окружающему миру, картинки, материал из энциклопедий и других источников (Интернет-ресурсов)
– Проект оформляете на листе А4, а затем представляете и защищаете.
– Соблюдайте правила работы в группе. Выслушивайте друг друга, совещайтесь, не кричите.
– Я желаю вам успеха, у нас всё получится.
Рефлексивно-оценочный этап
Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме рисунков, плакатов.
В ходе работы над проектом ребята узнали о разнообразии твердых полезных ископаемых , о пользе и использовании .
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу: Одним из основных источников природных ресурсов является земная кора, содержащая множество веществ, часть из которых может быть использована людьми для производства различных благ. Такие вещества называются полезными ископаемыми.
Слайд 1
Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2
Слайд 2
Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.
Слайд 3
Агат – полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.
Слайд 4
Кахолонг – камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.
Слайд 5
Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова “очаровывать”. На сегодня чароит – самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.
Слайд 6
Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.
Слайд 7
Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.
Слайд 8
Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.
Слайд 9
Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.
Слайд 10
Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.
Слайд 11
Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.
Слайд 12
Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. ” лепидос ” – “чешуя”). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.
Слайд 13
Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.
Слайд 14
Льдистый кварц – один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.
Слайд 15
Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992