Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые thumbnail

hello_html_2a535f21.jpghello_html_m2998f022.jpg

Проект

«Полезные ископаемые»

hello_html_m6a4ca4cd.jpg

Содержание:

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Что такое месторождение?

  • Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

  • Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

  • Загадки о полезных ископаемых.

  • Охрана полезных ископаемых

hello_html_m6e03e274.jpg

hello_html_4e4da5cd.jpgПолезные ископаемыеэто вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Месторожденияприродные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.

Поиском месторождений занимаютсягеологи.

Геологияэто наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)

  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

  • Камнесамоцветное сырье  (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )

hello_html_m4dcaf0.jpgВ России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Применение

Месторождения

Каменный уголь

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, 

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско – Ачинский угольные бассейны

Нефть и газ

 Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Газ

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Горючие сланцы

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Торф

Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Железные руды

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Гранит

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Известняк

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Песок

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. 

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?

Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как «зернистый»? 
Гранит. 
7. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой  природе. Многие из них

образовались из остатков живых  организмов, которые  были на Земле миллионы лет назад. 

Существует тесная связь между живой и   неживой природой и   человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к  добыче полезных  ископаемых не по –   хозяйски, то они   могут совсем исчезнуть!

hello_html_d2aba29.jpg

Источник

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, Друг на...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, Друг на

Описание слайда:

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Пожелали успеха глазами И вперед – за новыми знаниями!

2 слайд

Загадка Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы

Описание слайда:

Загадка Она варилась долго В доменной печи, Чтобы потом нам сделали Ножницы и ключи (Железная руда)

3 слайд

Полезные ископаемые ( железная руда и руды цветных металлов)

Описание слайда:

Полезные ископаемые ( железная руда и руды цветных металлов)

4 слайд

Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторожден

Описание слайда:

Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?

5 слайд

Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и котор

Описание слайда:

Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

6 слайд

Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют мест

Описание слайда:

Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.

7 слайд

Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и и

Описание слайда:

Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

8 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

9 слайд

 На какие группы делятся полезные ископаемые?

Описание слайда:

На какие группы делятся полезные ископаемые?

10 слайд

Назовите горючие полезные ископаемые.

Описание слайда:

Назовите горючие полезные ископаемые.

11 слайд

Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.

Описание слайда:

Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.

12 слайд

Добыча нефти

Описание слайда:

Добыча нефти

13 слайд

Добыча газа

Описание слайда:

Добыча газа

14 слайд

Назовите рудные полезные ископаемые.

Описание слайда:

Назовите рудные полезные ископаемые.

15 слайд

Железо, алюминий, медь, золото серебро.

Описание слайда:

Железо, алюминий, медь, золото серебро.

16 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

17 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

18 слайд

Назовите нерудные полезные ископаемые.

Описание слайда:

Назовите нерудные полезные ископаемые.

19 слайд

Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мра

Описание слайда:

Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.

20 слайд

Золото в кварце

Описание слайда:

Золото в кварце

21 слайд

Гранит

22 слайд

Добыча мрамора

Описание слайда:

Добыча мрамора

23 слайд

Хризотил - асбест

Описание слайда:

Хризотил – асбест

24 слайд

Известняк

Описание слайда:

Известняк

25 слайд

Мел Ракушечник

Описание слайда:

Мел Ракушечник

26 слайд

 ФИЗМИНУТКА

Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА

27 слайд

 Групповая работа 1- Группа -Горючие 2- группа –Рудные 3- группа- Нерудные

Описание слайда:

Групповая работа 1- Группа -Горючие 2- группа –Рудные 3- группа- Нерудные

28 слайд

 Работа по учебнику Самостоятельное чтение текста учащимися: страница 30-34

Описание слайда:

Работа по учебнику Самостоятельное чтение текста учащимися: страница 30-34

29 слайд

Р У Д А Красный железняк Алюминий Бурый железняк Магний Магнитный железняк Ме

Описание слайда:

Р У Д А Красный железняк Алюминий Бурый железняк Магний Магнитный железняк Медь Цинк Свинец Кобальт Руды черных металлов Руды цветных металлов

30 слайд

АЛЮМИНИЙ

31 слайд

Золото в кварце

Описание слайда:

Золото в кварце

32 слайд

СЕРЕБРО

33 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

34 слайд

Полиметаллические руды (свинец, цинк) Полиметаллическая руда ( с греческого

Описание слайда:

Полиметаллические руды (свинец, цинк) Полиметаллическая руда ( с греческого языка поли- много) СВИНЕЦ ЦИНК

35 слайд

ОПЫТ Возьми картонку и положи на нее гвоздик и пластмассовую пуговицу. Снизу

Описание слайда:

ОПЫТ Возьми картонку и положи на нее гвоздик и пластмассовую пуговицу. Снизу картонки подведи магнит. Подвигай магнитом – и гвоздь послушно поползет за ним по картонке. Почему гвоздь двигается по картонке за магнитом, а пуговица- нет?

36 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

37 слайд

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

38 слайд

Спасибо за внимание!!!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Выберите книгу со скидкой:

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

Курс повышения квалификации

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Проект для 4 класса на тему полезные ископаемые

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-070069

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Тип урока: Комбинированый

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Формировать УУД:

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этап урока,

время этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз:

«Хочу все знать!!»

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

Приветствие.

Хочу все знать.

Ориентировочный этап

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

– Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Какая цель нашего урока?

Давайте составим план нашего урока

  1. Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

  2. Разнообразие полезных ископаемых.

  3. Полезные ископаемые нашего края.

  4. Свойства полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Поисково-исследовательский этап

– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

– Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

-Почему?

– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Значки

Полезные ископаемые

Нет, они разные

Нет

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

Затрудняются ответить.

Оценивают.

Ответы детей

Практический этап

– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.  

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Выступление 2 группы

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Выступление 3 группы

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Выступление 4 группы

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Выступление 5 группы

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Выступление 6 группы

6.Белый камушек растаял.

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Геологи

Работа в группах, заполнение таблиц.

Рефлексивно-оценочный этап

-Какова была цель урока?

– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Для любознательных

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Да.

Да.

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Нет

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Источник